Скачать 345.4 Kb.
|
СодержаниеПояснительная записка……………………………………………………4Содержание программы элективного курса……………………….……..8Учебно-тематический план элективного курса………………….………9Рекомендуемая литература……………………………………………….12Приложение……………………………………………………………….131) Разработки занятий2) Рецензия3) CD-RW дискАвторская программа элективного курса по русскому языкудля учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии".Пояснительная записка. Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса. Курс является предметно-ориентированным; вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку; курс опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка. И всё же данный элективный курс востребован учащимися 9 класса и актуальность введения в школе данного курса объясняется следующими обстоятельствами: - одной из важных задач филологического образования в школе является формирование навыков грамотного письма, поэтому курс даст учащимся возможность проверить свои знания в области орфографии, будет способствовать совершенствованию и развитию знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет в решении проблемы повышения грамотности учеников; - в основной школе материал по изучению орфограмм включается в программы по русскому языку 5-7 классов, а эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к государственной итоговой аттестации в новой форме и к единому государственному экзамену; - часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к итоговой аттестации недостаточно подготовленными в области орфографии. Основные цели курса: - обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов; - закрепить навыки правописания, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил; - подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс основного общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче единого государственного экзамена. Элективный курс направлен на решение следующих задач: - систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); - развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся; - способствовать формированию навыков работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими) и справочной литературой; - формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала и способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка; - формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения. На занятиях элективного курса "Практикум по орфографии" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: лекции, практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. В освоении данного курса основные формы организации работы учащихсядолжны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.). Методы обучения: - эвристическая беседа; - проблемно-поисковые задания; - наблюдение; - лингвистические игры; - индивидуальные задания; тренировочные упражнения; - работа со словарями; исследовательская и проектная деятельность детей (составление опорных схем, написание сообщений, рефератов и т.д.); - творческие задания; - составление тестовых заданий. В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы: 1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа по опорным конспектам, работа со словарями и справочной литературой); 2. тренировочный (выполнение упражнений, тестовых заданий); 3. игровой (лингвистические игры, кроссворды и т.п.); 4. контролирующий (диктанты, словарные диктанты, тесты). Формы контроля, которые позволят оценить уровень усвоения курса: - самостоятельное выполнение упражнений; - выполнение тестовых заданий; - аргументированный устный ответ; - презентация материала учащимися; - защита собственного проекта по темам данного курса. Система оценки. На текущих занятиях усвоение материала оценивается в пятибалльной системе, а усвоение всего курса оценивается в бинарной системе (зачтено/не зачтено). В результате изучения курса учащийся должензнать: - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; - условия, от которых зависит написание; - норму, действующую при данных условиях; - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; - приёмы разграничения схожих написаний. должен уметь: - правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; - правильно писать сложные слова; - правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен; - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных; - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных; - правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов; - правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; - правильно писать не с разными частями речи. Планируемые результаты: курс даст целостное представление о системе русской орфографии; будет способствовать развитию орфографической зоркости и формированию навыков грамотного письма, а также будет развивать интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать и оценивать новую информацию, способствовать поиску информации по новой теме. Элективный курс «Практикум по орфографии» имеет ярко выраженную практическую направленность. Содержание материала определялось в соответствии с дидактическими принципами:
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. Содержание программы элективного курса отбиралось в соответствии со следующими документами: 1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по русскому языку. 2. Обобщенный план варианта КИМ 2012 года для ГИА выпускников IX классов по русскому языку. 3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по русскому языку. 4. Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2012 года по русскому языку (обозначение задания в работе, проверяемые элементы содержания). Содержание программы элективного курса «Практикум по орфографии». 1. Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. (1ч.) Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Принципы русской орфографии. Условия выбора правильных написаний. 2. Безударные гласные в корне слова. (2 часа). Безударные гласные, проверяемые ударением. Непроверяемые безударные гласные. Чередования гласных в корне. 3. Правописание приставок. (1 час).Не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии). Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии); написание приставок, зависящее от значения. 4. Гласные Ы-И после приставок. Разделительный Ъ. (1 час).Написание Ы в начале корня после приставок на согласный. Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. 5. Орфограммы в суффиксах. (3 часа).Одна и две буквы Н в суффиксах. Гласные в суффиксах разных частей речи (правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-/-ева- -ива-/ыва-, существительных -ек, - ик, в суффиксах действительных и страдательных причастий). Согласные в суффиксах существительных и прилагательных (буквы ч, щ в суффиксах существительных, суффиксы прилагательных -к и -ск). 6. Орфограммы в окончаниях. (1 час).Гласные Е и И в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов. 7. Гласные О-Е(Ё) после шипящих согласных.(1 час).Правописание о-е(ё) после шипящих в корне слова. Гласные о-е(ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах. 8. Правописание предлогов, союзов, частиц. (2 часа).Правописание непроизводных и производных предлогов. Раздельное и слитное написание предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи. 9. Правописание сложных слов. (1 час).Сложные слова с соединительной гласной. Сложные слова без соединительной гласной. Слитное и дефисное написание сложных существительных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. 10. Употребление прописных букв.(1 час). 11. Принципы и правила переносов. (1 час). 12. Итоговое занятие.(2 часа).Итоговое занятие курса предполагает обобщение и систематизацию изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал, проводится в форме семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий. Учебно-тематический план курса (17 часов).
Рекомендуемая и используемая литература
Методические материалы в Сети. 1.Справочно – информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру – www.gramota.ru/ ). 2. Опорный орфографический компакт – www.yamal.org/ook/ . Автор сайта В.Г. Шелест. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Ее суть – правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов. 3. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор- Беляев М.И. Компания Медиа Хауз, 2001 ПРИЛОЖЕНИЕ. К данному курсу разработана практическая часть, которая включает в себя разработку занятий, сборник упражнений, заданий, тестов. Фрагменты практической части представлены в приложении. Занятие №1. Тема: Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. Цель: Расширить и углубить понятия об орфограмме и орфографическом правиле; рассмотреть принципы русской орфографии, опознавательные признаки орфограмм и условия выбора правильных написаний. Ход занятия. 1. Лекция учителя. Орфография (от греч.ortho – прямой, правильный, grapho- пишу) – это система правил правописания слов, их частей и форм. Она включает пять основных разделов: 1) передача звуков буквами в составе слова; 2) слитные, раздельные и дефисные написания слов; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила сокращения слов; 5) правила переноса слов. Орфография имеет систему принципов. Принцип традиционного написания распространяется на случаи, в которых выбор буквы не мотивирован в современном русском языке, хотя может существовать его историческое объяснение. По традиции пишутся окончания -ого/-его прилагательных; после шипящих ж, ш принято писать букву и: жить, шить, хотя эта буква произносится как ы. Фонетический принцип касается написания приставок на –з/-с, чередующихся гласных в корне (-гор-/-гар-, -зор-/-зар-), букв и и ы после приставок на согласную. Следуя этому принципу, как слышим, так и пишем. Ведущий принцип русской орфографии – морфологический. Он означает, что морфемы (корни слов, приставки, суффиксы, окончания) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Более частные единицы, чем орфограммы, - опознавательные признаки орфограмм. Более крупные орфографические единицы - орфографические правила. Орфограмма - этотакое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов. Например, в словах дом, шар, лак и между словами красивый цветок, человек читает орфограмм нет. Чтобы найти орфограммы в слове, необходимо знать их опознавательные признаки. Примеры опознавательных признаков орфограмм можно найти в следующей таблице.
После того как определен опознавательный признак, по которому можно найти орфограмму, следует указать условие выбора правильных написаний в словах, т.е. определить, что необходимо написать в том или ином случае. Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора - это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые способствуют определению, какие буквы следует писать. В орфографическом правиле обычно комбинируются 2-3 условия выбора. Например, в правиле о правописании гласных О и Е в суффиксе прилагательных -ОВ- (-ЕВ-) их выбор зависит от ударения (фонетическое условие), от положения гласной после шипящей (фонетическое условие), от нахождения в суффиксе (словообразовательное условие). Всего их три. Правило формулируется таким образом «В суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения - буква Е». Например: ежовый, грошовый, сторожевой, плечевой. Фонетические особенности слов - это позиция и характер фонемы (ударение, безударность, мягкость, озвончение и оглушение), например: далёкий (даль), дружок, деревья, большой, низкий. Словообразовательные особенности - это в какой части слова находится орфограмма или слово является однокоренным, например: прекрасный, жучок, сад - садовый. Морфологические условия указывают на часть речи и ее признаки: долг (сущ., II скл., им.п.), использует (глаг., I спр., 3 л. ед.). Синтаксические условия указывают на связь слов, например: каким? высоким мастерством. Смысловые условия определяют значение слова или значение части слова, например: посидеть на скамейке, рано поседеть, прибрежный (близость). 2. Работа по вопросам. 1. Что является основной орфографической единицей? 2. Что называется орфограммой? 3. Содержится ли орфограмма в каждом слове? 4. Используя таблицу, охарактеризуйте опознавательные признаки орфограмм. 5. Что называется условием выбора орфограмм? 6. Какие бывают условия выбора, что они включают в себя и на что указывают? 3. Выполнение упражнения. Перепишите текст, подчеркните слова с орфограммами. Назовите тип орфограммы, опознавательный признак и условие выбора. Лесной ручей. Я иду по берегу своего любимого ручья самой ранней весной. На мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и оттого она журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком. Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе. Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук и гудит, будто травы растут под музыку. А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. И под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы поднимаются из-под воды и на берегах. 4. Домашнее задание. Вспомнить по опорным конспектам орфограммы, изученные в 5-7 классах. Занятие №3. Тема: Чередование гласных в корне слова. Цель: Систематизировать корни с чередующейся гласной в корне слова по ведущему признаку в 5 групп:
Отработать навыки грамотного письма. Ход занятия. I. Словарный диктант со словами с непроверяемой гласной в корне (в конспекте предыдущего занятия). II. Повторение и систематизация теоретического курса. Индивидуальные сообщения учащихся. Чередование звуков – замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Чередоваться могут гласные и согласные звуки. Чередование появляется при образовании слов: друг дружный при изменении слова: бегать – бежать Чередование гласных в корне: о // е: носить - несу о // а: предложить – предлагать о // ы: кров – крыть о // е // и: мор – умереть – умирать ы // у // о: высыхать – засуха – сохнуть Иногда гласные е, о чередуются с нулём звука: посол - послать Такие гласные называются беглыми. |
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде... | Тема : «Весёлая математика. Логические задачи» Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | ||
Методические разработки занятий для дошкольников по теме «Семь чудес света» Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское... | ||
Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | Программа индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка... Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,... | ||
Программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. Т. Баранова. (М. «Просвещение»,... | Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 «А» класса «Русское... «Программы по русскому языку. Элективные курсы». Под редакцией С. И. Львовой. М.: Мнемозина, 2009 | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса «Употребление тире в простом и сложном предложении» | ||
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах... | Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса... | ||
Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет... | Программа элективного курса по алгебре для 9 класса «Уравнения, неравенства и их системы» Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и предназначена для учащихся 9 класса | ||
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 10 класса составлена на основе... | Программа по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... |