Скачать 155.47 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Грязновская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Грязновская СОШ» МКОУ «Грязновская СОШ» ________ В.П. Мазалова « 30 » мая 2013 г. _________ Е.Г. Сысоева Приказ № 1-80 от «04» июня 2013г. Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса среднего (полного) общего образования «Умей владеть словом» Автор – составитель: учитель русского языка и литературы I категории Сысоева Елена Геннадьевна с. Грязное, 2013 г. Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Умей владеть словом». 11 класс. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании» Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень). Обоснование актуальности программы В настоящее время главной целью образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. На заключительном этапе обучения (профильная школа) от выпускников требуется владение такими жанрами как доклад, статья, рецензия, интервью, очерк, резюме. Хотя в основной школе учащиеся получают информацию обо всех жанрах разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей. Однако такие жанры, как доклад, статья, рецензия, интервью, очерк, резюме не включены в Требования к уровню подготовки выпускников на этом этапе обучения. На пороге выбора профессии, самоопределения в обществе важно развить коммуникативную компетентность у учащихся. Курс «Искусство владеть словом» развивает все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Программа станет опорой при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ (написание части С). Ведь любой текст – это, прежде всего, сочинение. Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей: - дать возможность раскрыться творческому потенциалу учащихся; - умение писать публицистические тексты, которые востребованы в эпоху развития глобальных коммуникаций; - уйти от шаблонности высказывания; - обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать грамотный человек; - помочь развитию личности; - развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; - сбалансированное развитие устной и письменной речи; Программа направлена на достижение следующих задач: - освоить культуру устной и письменной речи; - раскрыть особенности текста; - расширить и углубить знания о газетных жанрах сочинений; - научить старшеклассников понимать специфические особенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату; - привить учащимся старших классов авторское достоинство, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочинений разных жанров, воспитывает ответственность за творческую работу. Характеристика предмета. Предмет «Русский язык» – основа школьного филологического образования. Он является важнейшим элементом литературного образования. Нацеленность курса «Искусство владеть словом» на подготовку выпускников к получению высшего образования в области филологии определяет и специфическое содержание курса для профильного уровня: приоритетным является формирование и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, что отражено в стандарте, т.е. овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Таким образом, предметные цели курса максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры учащихся и дают им возможность научиться писать сочинение, реферат, репортаж, интервью, портретный очерк, эссе, рецензию. Широко представлен материал по каждому жанру. Особое внимание уделено комплексному анализу текста, редактированию текста. Обстоятельно раскрыты приёмы и методы отбора фактического и языкового материала, стилистической правки текста. В основу содержания курса положены следующие принципы: 1. Принцип гражданственности и патриотизма предполагает сознательное отношение к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, любовь к родному языку. 2. Принцип научности отражает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники. 3. Принцип доступности обучения – учёт реальных возможностей обучаемых. 4. Принцип наглядности- применение разнообразных иллюстраций, демонстраций, практических работ, использование ярких примеров и жизненных фактов. 5. Принцип воспитывающего обучения- формирование в процессе обучения культуры личности6 нравственной, эстетической, культуры труда и жизнедеятельности. Учёт возрастных особенностей На старшей ступени обучения (10–11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Происходит углубление лингвистических знаний, а также совершенствование речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения. В этом возрасте наблюдается активность в познавательной деятельности, в мышлении. Нужен индивидуальный подход к обучению. Интересны семинары, диспуты, конкурсы, размышления. Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. № 1178-02). Световой и температурный режимы соблюдены в кабинете «Русский язык и литература». Школа оснащена достаточными материально-техническими средствами. Организация образовательного процесса. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием предполагает использования разнообразных методов и приемов работы над курсом. Обсуждение теоретических вопросов (материала Введения и частично других разделов программы) потребует использования лекционных приемов работы, метода беседы, организации выступления учащихся с сообщением по материалам рекомендованной учебной литературы. Целесообразно используется метод наблюдения, работы с текстами-образцами, сопоставления, создания текста. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. При подборе дидактического материала необходимо, руководствуясь принципом коммуникативной ценности, привлекать тексты с учетом жанровых разновидностей речи. Написание изучаемого вида сочинения остаётся главной практической задачей курса. Особое внимание уделяется подбору заданий и коммуникативных упражнений, которые направлены на выработку умений по составлению учащимися высказываний и текстов различной жанровой принадлежности. Используются компьютерные технологии, групповые, игровые, развивающего обучения, педагогика сотрудничества. В результате конкурсного отбора лучшие работы будут напечатаны в школьной газете и размещены на школьном сайте. Межпредметные и внутрипредметные связи. При освоении учебного содержания курса необходимо опираться на знания учащихся других предметов. Для написания сочинений учащимся потребуется знание литературных произведений. Для извлечения необходимой информации из различных источников мало умения пользоваться интернетом, нужно уметь общаться с людьми, тонко чувствовать их психологию, соблюдать этику общения. Для приведения аргументов необходимо знать историю, обществознание, географию. При написании своих работ не обойтись без грамматики русского языка, стилистики, лексики, синтаксиса. Формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль: 1. Подготовка сообщения, доклада; 2. Составление памятки, комментария 3. Фронтальный опрос по теме; 4. Выборка из газет, журналов и других источников; 5. Пересказ текста; 6. Устный опрос. Итоговый контроль: 1. Выполнение задания части С ЕГЭ по русскому языку; 2. Написание реферата; 3. Подготовка репортажа; 4. Интервью; 5. Написание очерка на литературную тему; 6. Сочинение-эссе; 7. Написание рецензии. Ожидаемые результаты: В результате изучения курса учащиеся должны:
• учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;
Литература для учащихся: 1. Гольцов Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2008 г 2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов.- М.: Просвещение. 3. Лингвистические справочники и словари. 4. Интернет-ресурсы 5. Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2009, 2010 г Литература для учителя: 1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов.- М.: Просвещение. 2. Васильченко Н.В. Русский язык. 10-11 классы. «Искусство владеть словом». – Волгоград, Учитель, 2007 3. Загорская О.В., Григоренко О.В. и др. Нормы русского литературного языка. –М.: Просвещение, 2006 г. 4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений (Написание сочинения).- Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г. 5. Шамшин Г.С., Хорт О.А. Сочинение и изложение в выпускном классе.- Волгоград: Учитель, 2008 г. 6. Цыбулько И.П., Александров Ю.Н. и др. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г. 7. Интернет-ресурсы. Календарно-тематический план элективного курса «Умей владеть словом» 11 класс
|
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому... Настоящая программа по русскому языку для 10-11-12 классов создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального... Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень),Программно-методических материалов... | ||
Программа по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Программа по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса среднего полного общего образования Разработана на основе авторской программы по русскому языку под редакцией Н. А. Николиной | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа: Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 11 класса составлено на основе федерального... | Рабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... | ||
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена... Федерального компонента государственного стандарта (среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом... | Урока : Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Программа по русскому языку для профильного уровня представляет собой... Программа по русскому языку для профильных 10-11 классов создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего... | Рабочая программа для 10 класса по учебному предмету «Русский язык» Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый... | ||
Тема: Слова с удвоенными согласными Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по... | Урок русского языка во 2 классе Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по... | ||
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе учителя первой квалификационной категории Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по русскому языку для 8 класса Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего... |