Рабочая программа элективного курса «Речеведение»





Скачать 120.51 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Речеведение»
Дата публикации15.08.2014
Размер120.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа № 1

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО учителей русского языка и литературы

протокол № 1

от «29» августа 2013 года


Утверждена

педагогическим советом МОУ Садовская СОШ № 1
Протокол № _1_ от «_30__» августа 2013года.

«Утверждаю»___

Директор школы

Н.А.Ярошенко

Приказ №__88

От «_31__» августа 2013 года.


Рабочая программа

элективного курса «Речеведение»

для 11 класса на 2013 – 2014 учебный год.


Составитель: учитель русского языка и литературы

Разворотнева М.В.




Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения:

  1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

  3. Т. А. Ладыженская. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка».

  4. Т. А. Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах».

  5. Н. П. Морозова. « Учимся писать сочинения».

  6. В. И. Капинос. « Развитие речи: теория и практика обучения».

  7. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Элективный курс состоит из 2-х разделов.

Первый раздел: «Разноаспектный анализ текста».

В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение».

Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Цели элективного курса:


1. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
2. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
3. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
4. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.

  • Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 18 часов.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические средства – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

  1. Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. Определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

  6. Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. Определить вид тропа в указанном предложении;

  8. Определить соответствие пословиц и поговорок теме текста.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 17 часов.

Тема 1. Анализ текста. 4 часа.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тема 3.Тренировочные сочинения. 7 часов.

Учащиеся должны уметь:

  1. Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. анализировать форму исходного текста;

  3. находить характерные для исходного текста языковые средства;

  4. создавать связное высказывание;

  5. излагать последовательно собственные мысли;

  6. использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  7. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Практические работы:

  • написание сочинений-рассуждений;

  • редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по ЭК

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

  2. промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачё

Литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006;

  3. Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004;

  4. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;

  5. Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.

  2. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.

  3. Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.

  4. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».

  5. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.

  6. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.

  7. Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.

Календарно-тематическое планирование ЭК «Речеведение»

п/п

Тема

Вид урока

Дата проведения

Предпол.

Факт..

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)










1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция







2

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

Лекция







3

Выделение микротем в тексте

Практическая работа







4

Лексические средства организации текста

Лекция







5

Морфологические средства организации текста

Лекция







6

Синтаксические средства организации текста

Лекция







7

Стили речи

Урок - практикум







8

Типы речи

Урок - практикум







9

Контрольная работа №1 (промежуточная)

Контрольная работа №1 (промежуточная)

 




 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)




 




10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и

Лекция










рассуждение.










 

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

Урок- практикум

 




11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

Практикум







12

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

Практикум







13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Практикум







14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

Практикум







16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Практикум







18

Промежуточная контрольная работа № 2

Промежуточная контрольная работа № 2

 




 

Тема 3. Анализ текста. (4 часа)




 




19

Содержание исходного текста.

Лекция







20

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Практикум







21

 Рецензия. Эссе.

Практикум







22

 

Промежуточная контрольная работа 3

 




 

 Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)




 




23-24

 Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

Практикум







25-26

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

Практикум







27

Заключительная часть сочинения.

Практикум

04.04





28-32

Тренировочные сочинения.

Практикум







33-35

Итоговая контрольная работа.

Итоговая контрольная работа.

 




















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconРабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста»
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Рабочая программа элективного курса «Речеведение» iconРабочая программа элективного курса физики в 11классе «Плазма четвертое состояние вещества»
Изучение элективного курса Плазма – четвертое состояние вещества направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск