Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО учителей русского языка и литературы
протокол № 1
от «29» августа 2013 года
| Утверждена
педагогическим советом МОУ Садовская СОШ № 1 Протокол № _1_ от «_30__» августа 2013года.
| «Утверждаю»___
Директор школы
Н.А.Ярошенко
Приказ №__88
От «_31__» августа 2013 года.
| Рабочая программа
элективного курса «Речеведение»
для 11 класса на 2013 – 2014 учебный год.
Составитель: учитель русского языка и литературы
Разворотнева М.В.
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 35 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения:
Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
Т. А. Ладыженская. «Система обучения сочинениям на уроках русского языка».
Т. А. Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах».
Н. П. Морозова. « Учимся писать сочинения».
В. И. Капинос. « Развитие речи: теория и практика обучения».
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Элективный курс состоит из 2-х разделов.
Первый раздел: «Разноаспектный анализ текста».
В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение».
Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Цели элективного курса:
1. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе; 2. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью; 3. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей; 4. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; 5. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме индивидуальное восприятие, понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
Способствовать развитию письменной речи.
Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. 18 часов.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические средства – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
Определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
Определить вид тропа в указанном предложении;
Определить соответствие пословиц и поговорок теме текста.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. 17 часов.
Тема 1. Анализ текста. 4 часа.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тема 3.Тренировочные сочинения. 7 часов.
Учащиеся должны уметь:
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы:
написание сочинений-рассуждений;
редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по ЭК
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
- уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике; - уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); - работа в группах; - индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачё
Литература для учащихся:
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006;
Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004;
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.
Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
«Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.
Календарно-тематическое планирование ЭК «Речеведение»
№ п/п
| Тема
| Вид урока
| Дата проведения
| Предпол.
| Факт..
|
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
|
|
|
| 1
| Текст. Тема и основная мысль текста
| Лекция
|
|
| 2
| Средства связи между частями текста способы связи в тексте
| Лекция
|
|
| 3
| Выделение микротем в тексте
| Практическая работа
|
|
| 4
| Лексические средства организации текста
| Лекция
|
|
| 5
| Морфологические средства организации текста
| Лекция
|
|
| 6
| Синтаксические средства организации текста
| Лекция
|
|
| 7
| Стили речи
| Урок - практикум
|
|
| 8
| Типы речи
| Урок - практикум
|
|
| 9
| Контрольная работа №1 (промежуточная)
| Контрольная работа №1 (промежуточная)
|
|
|
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)
|
|
|
| 10
| Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и
| Лекция
|
|
|
| рассуждение.
|
|
|
|
| Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение
| Урок- практикум
|
|
| 11
| Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.
| Практикум
|
|
| 12
| Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.
| Практикум
|
|
| 13
| Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.
| Практикум
|
|
| 14-15
| Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.
| Практикум
|
|
| 16-17
| Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.
| Практикум
|
|
| 18
| Промежуточная контрольная работа № 2
| Промежуточная контрольная работа № 2
|
|
|
| Тема 3. Анализ текста. (4 часа)
|
|
|
| 19
| Содержание исходного текста.
| Лекция
|
|
| 20
| Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.
| Практикум
|
|
| 21
| Рецензия. Эссе.
| Практикум
|
|
| 22
|
| Промежуточная контрольная работа 3
|
|
|
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
|
|
|
| 23-24
| Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.
| Практикум
|
|
| 25-26
| Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.
| Практикум
|
|
| 27
| Заключительная часть сочинения.
| Практикум
| 04.04
|
| 28-32
| Тренировочные сочинения.
| Практикум
|
|
| 33-35
| Итоговая контрольная работа.
| Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
|
|
|
| |