Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Заместитель директора по Директор лицея -
___________________ УР __________ интерната №6 ОАО «РЖД»
/Геращенко Е.А. / / Сильнова Л. В. / ___________/Нуралиева И.И.. /
Протокол №_______от
« » _______ 20 г. « » _____ 20 г.
Рабочая программа
элективного курса по географии
«Роль географии в познании мира»
учителя географии
Кошелевой Ольги Александровны
2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса подходит как для профильного, так и для базового уровня обучения.
Данная программа элективного курса рассчитана на 34 часа.
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире как синтетической науки о системе «природа-человек-хозяйство». Отличительной особенностью курса является концентрация внимания учащихся на раскрытии сущности и природы географических явлений и процессов с точки зрения других наук школьного курса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение географии как собственно науки, так и комплекса географических наук о Земле;
рассмотрение тесных связей географии с другими науками;
расширение представлений о географических явлениях и объектах через «призму» других наук – физики, химии, культуры, экономики и др.;
формирование географического мышления и расширение географического кругозора;
воспитание географической культуры;
развитие самостоятельной деятельности и познавательной активности у учащихся, умения принимать решения, личного интереса учащихся к более полному изучению географии.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
1. общие землеведческие данные о Земле: как планеты, как крупнейшего природного территориального комплекса, как места обитания человечества;
2. картографические основы географии: понятия «географическая карта», «картографическая проекция», «масштаб» и т.д., способы построения карт и их использование в научной, профессиональной и повседневной жизни;
3. физические и химические «обоснования» географических явлений и процессов»;
4. основные этапы эволюции географической науки;
5. основные экологические проблемы Земли;
6.понятие «геоинформационные системы», роль информационных технологий в современной географии;
7.взаимосвязи в системе «природа-человек-хозяйство», экономические основы географии.
8. типологию стран по уровню социально-экономического развития, основные региональные организации, формы правления и административно-территориального устройства стран;
9. типы экономик, структуру хозяйства, факторы размещения отраслей экономики и принципы территориального размещения производства.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
1. давать определение понятию «география», определять место географии среди других наук;
2. решать задачи на определение температуры, давления, рассчитывать расстояния, определять масштаб, читать легенду карты, определять координаты, составлять графики, диаграммы, профили, составлять поло-возрастные пирамиды;
3. «читать» географическую информацию с карты; пользоваться источниками географической информации;
4. самостоятельно делать выводы, решать поставленные задачи, находить оптимальное решение проблем;
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны понимать:
1. роль географии в познании окружающего мира;
роль влияния факторов среды на распространение и разнообразие живых организмов.
влияние географических условий на культуру и быт разных народов.
результаты вращения Земли вокруг своей оси и Солнца;
природу внутренних и внешних процессов Земли, формирующих облик планеты;
сущность урбанизации, влияние урбанизации на экологию планеты;
значение антропоклиматического районирования в настоящее время;
возрастание роли человека как одной из главных рельефообразующих сил на Земле, о влиянии человека на природу планеты;
сущность и принципы территориальной организации отраслей экономики, основные закономерности размещения производства;
важность и значимость современной экономической интеграции стран, взаимосвязей между странами.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, географические карты и атласы, глобус, справочники.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседа, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, диспуты.
Формы контроля:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- устный и письменный опросы;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
- создание презентаций.
Тематическое планирование
| №
п/п
| Тема раздела, урока
| Кол-во ча-сов
| Тип урока
| Вид контроля, измерители
| Элементы содержания урока
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Домашнее задание
| Образовательный продукт
| 1
| Введение
| 1
| Беседа
| Устный опрос
| История термина «география» и основатели географической науки
| Знать: термин «география», имена основоположников науки.
| Подготовить материал по темам «Теории происхождения Земли», «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
| Конспект урока
| Раздел 1. Связь географии с другими науками
| 2
| География и землеведение (физическая география)
| 2
| Лекция с элементами беседы/ комбинированный урок
| фронтальный опрос, письменные индивидуальные задания
| «Основы науки»: теории происхождения Земли и Солнечной системы, строение Земли, географическая оболочка. Гео- и гелиоцентрические системы.
| Знать: теории происхождения Земли Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта, строение Солнечной системы, строение Земли, понятие «ПТК», «географическая оболочка»
Понимать: уникальность Земли как планеты, значение физических процессов, протекающих внутри Земли
| Подготовить материал по темам: «Зодиакальные созвездия», «Астрономия у народов мира»
| Конспект урока, создание ЛОК «Солнечная система»
| 3
| География и астрономия
| 2
| Беседа/ семинар
| Индивидуаль-ный опрос, фронтальный опрос
| Понятие «Вселенная», «Солнечная система». Небесные тела: планеты и их спутники, звезды, кометы, астероиды. «Черные дыры». Значение изучения других планет для Земли. Зодиакальные созвездия. Дни равноденствия и солнцестояний. Астрономия и народы мира.
| Знать: понятия «Солнечная система», «звезда», «планета», «комета», «Зодиакальные созвездия», «эклиптика». Понимать: значение астрономических наблюдений в осознании географических процессов: вращение Земли, приливы и т.д.
| Подготовить материал по теме «Шкала Мооса», «Уникальные объекты Земли».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады
| 3
| География и геология и геоморфо-логия
| 2
| Лекция/ комбинированный урок
| Фронтальный опрос, тесты
| Понятие терминов «геоморфология» и «геология», связь трех наук. Внутренние процессы Земли – вулканизм, землетрясения. Теория литосферных плит А.Вегенера. Стратиграфия и петрология. Уникальный рельеф Земли. Внешние процессы рельефообразования (выветривание)
| Знать: понятия «геоморфология», «геология», «платформа», «сейсмические пояса», «карст» Понимать: внутренние процессы Земли, сущность физического, химического и биологического выветривания
| Подготовить материал по темам «Эволюция карт», «Эволюция глобуса».
| Конспект урока, заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли», рефераты, доклады, создание презентаций.
| 4
| География и картография
| 2
| Лекция/ комбиниро-ванный урок
| Индивидуальный опрос, письменные задания
| Понятие «географическая карта» - история, значение, виды. Проекции карт( коническая, цилиндрическая , азимутальная, проекция Меркатора). Содержание карты: легенда, масштаб, координатная сетка. Основные отличия карты от топоплана. Глобус. Топография. Геодезия. Профессии топографа, картографа и геодезиста.
| Знать: понятие «карта», виды и значение карт, понятие «нивелир», «теодолит», «кадастр». Различать виды карт и картографических проекций, выявлять связь географии с картографией и геодезией.
| Подготовить материал по темам «Происхождение названия «Саратов», «Происхождение топонима» (на выбор учащегося)
| Конспект урока, решение задач на масштаб, определение координат, рефераты, доклады.
| 5
| География и топонимика
| 2
| комбинированный урок/семинар
| Тесты
| Понятие термина «топонимика», «топоним», виды топонимов. Изучение топонимов (на выбор учащихся).
| Знать: понятия «топонимика», «топоним», виды топонимов, происхождение топонима «Саратов», «Волга», «Россия» и др.
| Подготовить материал по темам «Теория Ч.Дарвина», «Личность Ч.Дарвина», «К.Линней», «Родины культурных растений»
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, изучение топонимов по картам
| 6
| География и биология (биогеография)
| 2
| Лекция/ Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос, письменные задания
| Понятие термина «биогеография», «биоценоз», «биотические и абиотические факторы среды». Теории происхождения жизни на Земле. Эволюция жизни на Земле. Влияние факторов географической среды на распространение организмов на Земле. Генетика. Клонирование: за и против.
| Знать: понятия «биогеография», «биогеоценоз», «эволюция», родины культурных растений. Понимать: роль влияния факторов среды на распространение живых организмов.
| Подготовить материал по темам «Религии мира», «Уникальные представители человечества», «демографические проблемы».
| Конспект урока, создание презентаций, доклады, рефераты, создание ЛОК «Теории происхождения на Земле». Нанесение на конт.карту мест произрастания основных культурных растений.
| 7
| География и демография
| 2
| Комбинированный урок/ семинар
| Тесты, устный опрос
| Понятие терминов «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция». Население Земли: численность, типы и стадии воспроизводства», поло-возрастной состав, национальный и религиозный состав, миграции, «горячие точки» планеты. Населенные пункты. Расселение населения мира. Демографические проблемы. Демографическая политика.
| Знать термины «демография», «популяция», «воспроизводство», «демографическая политика», «миграция», типы воспроизводства, стран-лидеров по численности населения и города-миллионеры и показывать их на карте.
| Подготовить материал по темам «Изобретение географических приборов», «Значение открытия Х.Колумбом Нового Света», «М.Ломоносов»
| Конспект урока, доклады, рефераты, создание презентаций, составление поло-возрастные пирамид, работа с ними, нанесение на конт. Карту названий наций и религий народов.
| 8
| География и история
| 2
| Лекция/ семинар
| Устный и письменный опрос
| История географии. Историческая география. История географии в разные эпохи – эллинизм, средние века, эпоха Возрождения, конец 19-начало 20 вв. Легендарные географы: Аристотель, Эратосфен, К.Птолемей, Н.Коперник, М.Поло, А.Никитин, Дж. Кук, Х.Колумб, Ф.Магеллан, М.Ломоносов, А.Гумбольдт, Н.Вавилов и др.
| Знать: основные этапы эволюции географической науки. Имена географов и ученых, внесших наибольший вклад и развитие науки.
| Подготовить материал по темам : «Полюса Земли – магнитные и географические», «Изобретение компаса», «Оптические явления на Земле».
| Конспект урока, заполнение таблицы «Основные этапы эволюции географии», доклады,
рефераты
| 9
| География и физика
| 2
| Беседа/комбинированный урок
| Тесты, индиви-дуальный опрос
| Геофизика. Физические процессы в географии: магнитное поле Земли, атмосферное давление, влажность воздуха, метаморфические процессы, северное сияние, радуга, конденсация, испарение, свойства океанической воды, озон и озоновый слой, сила Кориолиса. Изучение внутреннего строения Земли и глубин океанов. Сейсморазведка. Компас. Барометр. Гигрометр.
| Понимать: сущность физических процессов на Земле, знать: понятия «геофизика», «барометр», «гигрометр», «озоновый слой», «компас», «сила Кориолиса».
| Подготовить материал по темам «Самые редкие и ценные металлы на Земле», «ДДТ в Антарктиде», «Искусственный каучук», «Влияние ГМО на окружающую среду».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. Решение задач на определение температуры и давления.
| 10
| География и химия
| 2
| Лекция/ комбинированный урок
| Письменные задания, опрос
| Химические элементы на Земле. Таблица Д.И. Менделеева. Редкие и ценные металлы на Земле. Месторождения основных полезных ископаемых. Происхождение полезных ископаемых. Парниковый эффект. Очистка питьевой воды. Искусственные вещества: каучук, целлюлоза, полимеры и их значение. Влияние ГМО, ДДТ, ядохимикатов на окружающую среду. Химическое выветривание – карст. Химическая промышленность: отрасли, распространение, значение.
| Знать: самые распространенные элементы на Земле, классификацию металлов, сущность и значение химической промышленности. Химические процессы на Земле – растворение, горение. Понимать сущность и значение парникового эффекта на Земле, влияние искусственных веществ на ОС.
| Подготовить материал по темам «Самые страшные болезни человечества», «Условия жизни в развитых и развивающихся странах», «Главные очаги болезней на Земле».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады.
| 11
| География и медицина.
| 2
| лекция/ Беседа
| Тесты, устный опрос
| Медицинская география. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропоклиматическое районирование. Адаптация. Эпидемии. Очаги болезней человечества: холера, «желтая лихорадка», «сибирская явка». Составление и значение медико-географических карт.
| Знать: понятия «Медицинская география», «Антропоклиматическое районирование», основные источники и очаги болезней. Понимать: медико-географические карты.
| Подготовить материал по темам «Отличие GPS от Глонасс», «Использование ГИС в жизни»
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады.
| 12
| География и информатика
| 2
| Урок получения новых знаний/ Комбинированный урок
| Индивидуальный опрос, тесты
| Геоинформатика. Геоинформационные системы. 3d-модели. Спутниковое наблюдение:GPR, Глонасс. Обработка и хранение географической информации.
| Знать: понятие «Геоинформатика», «геоинформационная система». Искусственные спутники Земли.
| Подготовить материал по темам «Экологические проблемыЗемли», «Демографическая проблема», «Проблема разоружения», «Продовольственная проблема».
| Конспект урока, изучение новых ИКТ на уроках географии – знакомство с GIS-технологиями, рефераты, доклады
| 13
| География и экология
| 2
| Лекция/ Семинар
| Письменные задания, устный опрос
| Экология. Понятие термина «Геоэкология»,история появления, основоположник. Взаимодействие геосистем. Экологические факторы Земли: биотических и абиотических. Основные направления геоэкологических направлений. Экологические проблемы Земли.
| Знать: понятия «геоэкология», «экологические проблемы», «биотические и абиотические факторы».
| Подготовить материал по темам «Музыка», «Живопись», «Архитектура» (любой страны на выбор учащегося)
| Конспект урока, создание ЛОК «Экологические проблемы Земли», создание презентаций
| 14
| География и культура
| 2
| Беседа/
комбинированный урок
| Устный опрос, тесты
| Понятие «культура». «Культурный ландшафт». Эстетическое восприятие ландшафтов Земли. Рекреация и отдых. Знакомство с бытом и культурой разных стран: поэзия, литература, музыка, живопись. Влияние географических условий на культуру разных народов. Древни цивилизации Земли.
| Знать: понятия «культура», «культурный рельеф», специфические черты культуры разных народов мира.
| Подготовить материал по темам «НАТО и ОВД», «Монархии мира», «Горячие точки мира».
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады.
| 15
| География и политика (политическая география)
| 2
| Лекция/ Семинар
| Индивидуальный опрос, тесты
| «Политическая география». «Геополитика». Формирование политической карты мира. Политическое устройство стран мира. Политические режимы стран мира. АТУ стран. Международные отношения. Интеграция. Международные организации – военные, политические, экономические. «Горячие точки» планеты.
| Знать: понятие «геополитика», «республика», «монархия», «унитарное государство», «федерация», «доминион», «метрополия», «протекторат», «анклав». Региональные группировки стран,
| Подготовить материал по темам «Типы экономик в современных странах мира», «Особенности транспорта России»
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, нанесение на конт.карту типы стран согласно Типологии ООН
| 16
| География и экономика (экономическая география)
| 2
| Беседа/ комбинированный урок
| Устный опрос, письменные задания
| Экономическая география: понятие, история появления, основоположники науки. Система «природа-человек-хозяйство». Типы экономик стран.
География промышленности. Территориальная организация промышленности. Структура экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Экономика России
| Знать: сущность понятия «экономическая география», типы экономик стран, структуру экономики, основные промышленные центры добычи и переработки ресурсов России, ж/д магистрали, морские и речные порты России.
| Отметить на контурной карте основные ж/д магистрали, речные и морские порты России.
| Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, составление схемы «Структура экономики».
| 17
| Резервный урок
| 1
|
|
|
|
|
|
| Темы рефератов, докладов, презентаций:
«Теории происхождения Земли»
«Уникальность Земли как планеты»
«Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
«Зодиакальные созвездия»
«Астрономия у народов мира»
«Строение Солнечной системы»
«Теория А. Вегенера»
«Внутренние процессы Земли»
«Типы выветривания и формы рельефа Земли»
«Шкала Мооса»
«Уникальные формы рельефа Земли»
«Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
«Личность Ч.Дарвина»
«Религии мира»
«Великие народы мира»
«Родины культурных растений»
«Клонирование: за и против»
«История создания карт»
«Источники географической информации»
«Уникальные представители человечества»
«Религиозный состав населения мира»
«Национальный состав населения мира»
«Демографические проблемы населения»
«Урбанизация: проблемы и перспективы»
«Демографическая политика стран мира»
«Горячие точки» планеты
«Изобретение географических приборов»
«Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
«М.Ломоносов – великий ученый России»
«А. Гумбольдт»
«Полюса Земли: магнитные и географические»
«Оптические явления на Земле»
«Компас: история создания, принцип работы»
«Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
«Сила Кориолиса»
«Химические элементы на Земле»
«Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
«Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
«Кислотные дожди на Земле»
«Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
«Химическое выветривание»
«Химическая промышленность»
«Главные очаги болезней на Земле»
«Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
«Самые опасные эпидемии на Земле»
«Современные информационные технологии в географии»
«Искусственные спутники Земли и их значение»
«GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
«3d-модели в географии»
«Геоинформационные системы»
«Экологические проблемы Земли»
«Демографические проблемы Земли»
«Проблема разоружения»
«Продовольственная проблема Земли»
«Энергетическая проблема Земли»
«Музыка», «Архитектура..», «Живопись..» стран мира (на выбор)
«Рекреация и отдых»
«Уникальные объекты Земли»
«Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
«Политическое устройство стран мира»
«Великие метрополии мира»
«Пазл - «Африка»: становление политической карты»
«Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
«Монархии мира»
«Международные организации»
«Особенности экономики России»
«Россия в системе международных отношений».
Список рекомендуемой литературы:
Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. М.: Дрофа, 2008.
Розанов Л.Л. Геоэкология: элективный курс. М.: Дрофа, 2005 г.- 204 с.
Дронов В.П. Программы элективных курсов. М.: Дрофа, 2006 г.- 191 с.
Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. .М.: Просвещение, 2008 г. – 398 с.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2008 г. – 498 с.
Все столицы мира. Энциклопедический справочник. М. Вече, 2006 г. – 130 с.
Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000 г. – 204 с.
Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест, 1999 г., - 193 с.
Довгань Г.Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. — К.; Х.:Веста, 2007. — 144 с.
Чернова В.Г.География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г.-96 с.
Андреева В.Н. Предметная география в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 220 с.
Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп.главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 кл.». М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
Левашов Е.А. Географические имена. Словарь-справочник. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. – 575 с.
Малов В. Географические карты. М.: Слово, 2001 г. – 48 с.
География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006 г. – 265 с.
Методические рекомендации
Введение
Тип урока: беседа
Цель занятия: начать формирование знаний нового элективного курса, познакомить с понятием «география» и комплексом географических наук, с именами основоположников науки, выявить значимость географии как науки о Земле.
План беседы:
определение термина «география»
объекты и субъекты географии
Эратосфен, Аристотель, К.Птолемей, А.Гумбольдт и др.
география в системе наук
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему занятию:
«Теории происхождения Земли»
«Уникальность Земли как планеты»
«Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
|