Скачать 192.65 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета___________Г.Ю. Титова «___» ___________ 2012 года рабочая Программа учебной дисциплины ДПП.Ф.16. РУССКИЙ ЯЗЫК с основами языкознания : лексикология
Курс «Русский язык с основами языкознания (Лексикология)» распадается на четыре взаимосвязанных модуля, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Наиболее общая цель дисциплины – дать фундаментальные лингвистические знания, необходимые логопеду - учителю начальных классов для осуществления своей профессиональной деятельности, освоение теоретических основ лексикологии и приобретение навыков лексического анализа слова. Задачи изучения дисциплины – освоение студентами определенного минимума знаний и умений. Данный модуль (Лексикология) формирует как общекультурные компетенции (ОК-1, ОК-6), так и профессиональные (ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-11) 2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы Курс «Русский язык с основами языкознания (Лексикология)» входит в Федеральный компонент ООП (ДПП.Ф.01) и тесно связан с последующими разделами курса «Русский язык с основами языкознания», а также с курсом «Методика преподавания русского языка в начальной школе». Дисциплина ориентирована на подготовку специалистов, имеющих фундаментальное педагогическое образование и способных применять полученные теоретические знания непосредственно в своей профессиональной деятельности. Для освоения курса «Русский язык с основами языкознания (Лексикология)» необходимо элементарное знание курса «Культура речи», школьные знания о семантике слова и межсловных связях. Предлагаемый курс дает базовые знания по русскому языку, необходимые любому специалисту, работающему с младшими школьниками. Эти знания прямо отражены в содержании учебников начальной школы, таким образом, курс обеспечивает формирование не только языковых компетенций логопеда, учителя, но и непосредственно профессиональных компетенций. Кроме того, знание курса «Русский язык» необходимо для освоения дисциплины «Методика преподавания русского языка в начальной школе», «Русский язык (Морфемика, словообразование), для успешного прохождения педагогических практик. 3. Требования к уровню освоения программы Студенты должны знать: - предмет и задачи лексикологии; - основные понятия лексической семантики; - основные характеристики слова; - стратификации лексического фонда русского языка ; - основные типы межсловных (парадигматических) отношений; Студенты должны владеть научной терминологией, широким лингвистическим кругозором, способностью анализировать лингвистический материал. Студенты должны уметь: - определить значение слова в тексте, в том числе прямое и переносное; - найти в тексте антонимы, синонимы, омонимы, паронимы и дать им характеристику; - определить стилистическую, эмоционально-экспрессивную окраску слова, его происхождение, сферу употребления, лексическую активность/пассивность; - пользоваться лингвистическими словарями; - применять полученные знания на практике (при разработке уроков, во время педагогической практики). 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) _______ зачетных единиц и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины (модуля)
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля) Раздел 1. Лексикология. Слово как предмет лексикологии . Лексическое значение слова и понятие. Типы лексических значений. Виды переносных значений слов. Лексикология как наука. Объект лексикологии. Разделы лексикологии. Слово как основная единица лексикологии. Типы слов с точки зрения структуры, по способу номинации, по семантико-грамматическим признакам. Лексическое значение слова, его соотнесение с понятием. Структура лексического значения. Понятие коннотации. Типы лексических значений. Образование переносных значений. Метафора. Метонимия, ее типы. Раздел 2. . Межсловные отношения : омонимия, паронимия, синонимия, антонимия. Гиперо-гипонимические отношения между словами. Омонимия. Типы омонимов полные и частичные. Омофоны, омоформы, омографы. Возникновение омонимов. Паронимия. Разграничение омонимов и многозначных слов, омонимов и паронимов. Понятие синонимии. Типы синонимов. Пути возникновения синонимов. Использование синонимов в речи. Понятие антонимии. Типы антонимов. Использование антонимов в речи. Понятие гиперо-гипонимических (родо-видовых) отношений. Гипероним и гипоним. Логическая основа иерархических отношений. Раздел 3. Стратификация лексики русского языка: лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса, с точки зрения сферы ее употребления, с точки зрения экспрессивной окраски и функционально-стилистической принадлежности, с точки зрения ее происхождения. Активный и пассивный словарь. Пассивная лексика: устаревшие слова (архаизмы и историзмы, их виды), неологизмы. Динамический характер лексики. Лексика общеупотребительная; диалекты, виды диалектных слов; профессиональная и специальная лексика, термины; жаргонно-арготическая лексика. Экспрессивная окраска слова. Стилистическая окраска слова: слова стилистически нейтральные, книжные и сниженные. Лексика исконная и заимствованная. Основные этапы формирования исконной лексики русского языка. Старославянские заимствования в русском языке, их признаки. Заимствования из неславянских языков. Основные признаки европейских заимствований. Типы иноязычных слов. Кальки. Раздел 4. Специальные лексикографические науки: фразеология, лексикография, ономастика. Фразеологические единицы, принципы их выделения. парадигматическая организация фразеологизмов. Основные типы фразеологических единиц: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Стилистическая дифференциация фразеологизмов. Лексикография как наука о словаростроении. История словаростроения. Виды словарей. Принципы составления толковых и других типов словарей. Ономастика как наука об именах собственных. Антропонимика – наука об именах людей. Антропонимическая система русского языка. Топонимика – наука о географических наименованиях. 5.3. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература: а) основная:
б) дополнительная:
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю. Условием эффективного усвоения содержания курса является обязательное сочетание лекционных занятий с семинарскими и практическими занятиями, на которых формируются общекультурные и профессиональные компетенции. При изучении курса «Русский язык (Лексикология)» используются: -лекции-диалоги, вовлекающие студентов в процесс «открытия знания», активизирующие уже имеющиеся знания из предыдущих курсов; - лекции с презентацией; - «совместные» лекции, во время которых студенты дополняют лекционный материал небольшими подготовленными дома выступлениями по отдельным вопросам темы; - практические занятия «Я – педагог», которые разрабатывают и ведут сами студенты (группа из 2 -4 человек); - коллективные формы работы, позволяющие формировать партнерские взаимоотношения, умение вычленять этапы работы и распределять нагрузку, объединять отдельные результаты исследования в общий продукт. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 10% аудиторных занятий. 7.2. Методические рекомендации для студентов Для усвоения курса необходимо выполнять различные виды самостоятельной работы : - чтение обязательной и дополнительной литературы; - поиск и изучение дополнительных материалов в Интернет- сети. - подготовка выступлений на практических и лекционных занятиях; - подготовка электронных презентаций; - написание рефератов (объем не более 10 страниц текста А4, №14, интервал – 1,5); - подготовка докладов на студенческую научно-практическую конференцию; - домашние письменные задания (составление отчетных работ в виде таблиц, денотатных графов, кластеров и под.); -контрольные работы.
8.1. Примерная тематика рефератов 1. Антонимия и стилистическое использование антонимов в речи. 2. Синонимия и стилистическое использование синонимов в речи. 3. Омонимия и стилистическое использование омонимов в речи. 4. Виды переносных значений слов. 5. Устаревшая лексика и работа с устаревшими словами в начальной школе. 6. Неологизмы. 7. Антропонимика. 8. Топонимика. 9. Работа с фразеологизмами в начальной школе. 10. Основные виды словарей. 11. Использование словарей на уроках русского языка в начальной школе. 12. Как научить школьника грамотно пользоваться электронными словарями? 8.2.Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы Самостоятельная работа №1 В-1 Найдите старославянизмы, укажите их признаки: Сторож, одежда, бремя, карандаш, идущий, южный, пленный. В-2 Найдите старославянизмы, укажите их признаки: Нужда, стража, порох, огород, агнец, видящий, народ. В-3 Найдите старославянизмы, укажите их признаки: Страждущий, идолопоклонник, оплот, мостовая, шлем, молоко, клен. Самостоятельная работа №2 В-1 Найдите европейские заимствования, укажите их признаки: Группа, гравитация, ангел, выдра, солома, фабрика, курсант. В-2 Найдите европейские заимствования, укажите их признаки: Коалиция, коммивояжер, сустав, семена, софа, лебедь, лампа. В-3 Найдите европейские заимствования, укажите их признаки: конкурсант, авантюра, шпагат, полковник, сессия, инаугурация, капитан. Самостоятельная работа №3 В-1 Найдите омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; укажите их тип: Компания студентов – военная кампания; тихий голос – громко кричал; низкий уровень – плохие показатели; блок государств – поставить блок. В-2 Найдите омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; укажите их тип: Раскрашивать хлеб – раскрашивать картинки; выиграть – проиграть; эффективный метод – эффектный вид; терпеть муки – куль муки. В-2 Найдите омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; укажите их тип: Классный руководитель – классовый интерес; приставка – префикс; налево – направо; дом – изба. Самостоятельная работа №4 В-1 Найдите слова с переносными значениями, определите вид переноса: Золотая осень, крупный град, головной вагон, гнуть проволоку; университет на субботнике, спелые груши. В-2 Найдите слова с переносными значениями, определите вид переноса: Собирал малину, влиятельное лицо; читал Гюго, королевская корона; шляпка гвоздя, седой мох. Контрольные работы 1. Лексическая семантика В. 1 1. Определите, в каком значении употреблены выделенные слова: а) слово однозначное или многозначное, употреблено в тексте в прямом или переносном значении (каком именно); б) если слово употреблено а переносном значении, то указать вид переноса. Бывало, он еще в постеле, К нему записочки несут. Что? Приглашенья? В самом деле, Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник. Куда поскачет мой проказник? 2. Дайте характеристику выделенным словам: а) в каком значении употреблено слово в тексте; б) ЛЗ мотивированное или немотивированное; в) ЛЗ свободное или несвободное; г) ЛЗ номинативное или экспрессивно-синонимическое. Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там, под сению кулис Младые дни мои неслись. В.2 1. Определите, в каком значении употреблены выделенные слова: а) слово однозначное или многозначное, употреблено в тексте в прямом или переносном значении (каком именно); б) если слово употреблено а переносном значении, то указать вид переноса. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. 2. Дайте характеристику выделенным словам: а) в каком значении употреблено слово в тексте; б) ЛЗ мотивированное или немотивированное; в) ЛЗ свободное или несвободное; г) ЛЗ номинативное или экспрессивно-синонимическое. Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума: Верней нет места для признаний И для вручения письма. О вы, почтенные супруги! Вам предложу свои услуги; Прошу мою заметить речь: Я вас хочу предостеречь. Вы также, маменьки, построже За дочерьми смотрите вслед: Держите прямо свой лорнет! 2. Контрольная работа по лексикологии (межсловные отношения)В-1 1. Найдите омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; укажите их тип: Компания студентов – военная кампания; тихий голос – громко кричал; низкий уровень – плохие показатели; блок государств – поставить блок. 2. Подберите синонимы к следующим словам, определите их тип : бизнесмен, высокий, бестактно, объединить. 3. Подберите антонимы к следующим словам, определите их тип: близкий, защита, праздник. 4. Найдите неудачные компоненты высказываний, исправьте их и объясните, из-за чего возникла ошибка. а) Победа СПС – это первая после долгого перерыва победа молодых реформаторов, но этой викторией обольщаться не надо; б) Мы столкнулись с многочисленными факторами незаконной продажи спиртных напитков; в) Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. В-2 1. Найдите омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; укажите их тип: Раскрашивать хлеб – раскрашивать картинки; выиграть матч – проиграть партию в шахматы; эффективный метод – эффектный вид; терпеть муки – куль муки. 2. Подберите синонимы к следующим словам, определите их тип : дефект, бесчувственный, повторять, неприятно. 3. Подберите антонимы к следующим словам, определите их тип: уснуть, шепот, быстро. 4. Найдите неудачные компоненты высказываний, исправьте их и объясните, из-за чего возникла ошибка. а) Исполнительская власть на местах должна активизировать свою работу. б) Речь идет о сохранности аскорбиновой кислоты в пище после термической обработки; в) Авторы предоставили издательству рукопись книги. В-3 1. Найдите омонимы, паронимы, синонимы, антонимы; укажите их тип: Классный руководитель – классовый интерес; приставка – префикс; налево – направо; дом – изба. 2. Подберите синонимы к следующим словам, определите их тип : аномалия, однообразно, победить, неприхотливый. 3. Подберите антонимы к следующим словам, определите их тип: завинчивать, искусственный, жара. 4. Найдите неудачные компоненты высказываний, исправьте их и объясните, из-за чего возникла ошибка. а) Издательство учебников и справочной литературы стало очень прибыльным бизнесом; б) В этой ситуации надо предпринять все меры; в) На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались. 3. Контрольная работа обобщающего характера В-1 Дайте характеристику выделенным словам по следующей схеме:
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафимНа перепутье мне явился; Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы…В-2Дайте характеристику выделенным словам по следующей схеме:
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. В-3 Дайте характеристику выделенным словам по следующей схеме:
Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой, И месяц с правой стороны Сопровождал мой бег ретивый. 8. 4. Примерный перечень вопросов к зачету по лексикологии Формы контроля самостоятельной работы - контрольные работы; - рефераты; - электронные презентации; - выступления на практических занятиях; - самостоятельная разработка и проведение фрагментов учебных занятий. Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031200 – Педагогика и методика начального образования. Рабочую программу учебной дисциплины (модуля) составила: Канд. филол. наук, доцент. Кафедры педагогики и методики начального образования ______________М.В. Курышева Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры педагогики и методики начального образования, протокол № ______ от _______________ 2011 года. Зав. кафедрой ______________ С.И. Поздеева (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией педагогического факультета протокол № __ от ____________ 2011 года. Председатель методической комиссии ПФ __________________ Т.Н. Яркина (подпись) |
Р. А. Галина современный русский язык Учебно-методическое пособие «Современный русский язык. Общие вопросы языкознания. Лексикология. Фразеология. Лексикография» печатается... | Рабочая учебная программа постановка проблемы Лексикология наука... Общие вопросы теории слова. Теоретические основы изучения словарного состава языка. Современные методы исследования словарного... | ||
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с другими разделами языкознания | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 3 Современный русский язык: Лексикология для студентов, обучающихся по... | ||
Рабочая программа дисциплины Цели и задачи дисциплины Курс «Современный русский язык» имеет целью ознакомить студентов с базовыми разделами современного русского языка и основами науки... | «современный русский язык (Лексикология)» Направление подготовки: 031300. 62 Журналистика Дисциплина «Современный русский язык» входит в базовую часть профессионального цикла и является обязательной для изучения | ||
Основы языкознания Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Русский язык», «Иностранный... | Литература при переводе на 2 курс При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «русский язык» Рабочая программа дисциплины «Русский язык» / сост. Н. А. Петреня – Оренбург: Индустриально-педагогический колледж | Рабочая программа по русскому языку для 5 7 классов составлена на... Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей Русский язык в учебном заведении спо является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла (образовательная... | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» «Русский язык для специальностей среднего профильного образования», разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая Программа учебной дисциплины (модуля) Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи... Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры общего языкознания «10» |