Скачать 107.37 Kb.
|
муниципальная образовательная организация – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №111 Первомайского района города Ростова-на-Дону ______________________________________________________________ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разнoуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий. Новая социокультурная ситуация требует нового видения предмета, иного взгляда на структурные единицы содержания обучения. Это должны быть теоретические конструкции, отображенные в научной картине мира и связанные через прикладные теории с областями их практического применения (медицина, сельское хозяйство, лесное хозяйство, биотехнологии). Поэтому цель обучения биологии – формирование научного мировоззрения учащихся, обеспечение научного понимания картины мира, роли и места человека в биосфере посредством включения каждого учащегося в деятельность, обеспечивающую поддержание его устойчивого интереса к предмету биология. С учетом познавательных возможностей учащихся биологическое образование строится на основе «спирального» развертывания концепции науки о жизни от простого к сложному. На уроках в средних классах изучаются современные системы органического мира на Земле, постепенное изучение его отдельных царств: «Растения», «Животные», «Грибы», «Бактерии», и от этапа к этапу увеличивается число выявленных связей и отношений. На уровне старших классов изучаются фундаментальные теории на социокультурном фоне их возникновения и развития. Изучение основ биологии как процесса (появления, смены и развертывания теорий) дает возможность в наибольшей степени использовать и развивать интеллектуальные потенциал старшеклассников, приобщая их к опыту и процессу творческой деятельности, научного поиска. Основные задачи преподавания курса биологии: - повышение интеллектуального уровня обучающихся на основе развития умений наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать, проводить аналогию, делать выводы; - формирование на базе знаний и умений научной картины мира как общечеловеческой культуры; - развитие у обучающихся экологического и целесообразного поведения в быту, трудовой деятельности, гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; - раскрытие роли биологии в решении глобальных проблем человечества: рациональное природопользование, защита окружающей среды от загрязнения промышленности и бытовыми отходами, установление гармонических отношений человека с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле. При обучении учитывается: - научность; - доступность; - системность; - интегративность; - историзм; - креативность. Обучение осуществляется через следующие формы работы: - использование универсальных технологий (проект, ИКТ и др.); - реализацию социальных практик; - мониторинг деятельности учащихся; - урок (лекция, лекция-дискуссия, семинар, консультация, зачет); - практическую деятельность (практические и лабораторные работы, экскурсии, постановка и наблюдение опытов); - проблемно-поисковую работу; - факультативы; - НОУ; - внеклассную работу. Основные направления в работе учителя: 1) работа с рабочими программами; 2) работа с одарёнными детьми; 3) исследовательская деятельность; 4) формирование информационной культуры; 5) повышение профессионального уровня учителя. В результате обучения учащиеся должны: Характеризовать строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных. Описывать химический состав клетки; роль белков, нуклеиновых кислот АТФ, углеводов, минералов, воды и минеральных солей в жизни клетки; строение и функции гена, генетический код, биосинтез белка; обмен веществ и превращение энергии в клетке, роль ферментов в нем; фотосинтез и его роль в природе; вирусы как неклеточную форму жизни, и их значение. Бесполое и половое размножение организмов. Деление клеток (митоз и мейоз); оплодотворение и индивидуальное развитие организмов; основную генетическую терминологию, законы наследственности и изменчивости, норму реакции, методы селекции; системы их основные компоненты; пищевые связи, круговорот веществ в экосистеме, его значение, причины устойчивости и смены экосистем; биосферу как глобальную экосистему; учение В.И. Вернадского о биосфере; значение живого вещества (биомассы) в круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу; учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции и ее результатах; направления эволюции; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и эволюции. Сравнивать строение клеток растений, животных, грибов и бактерий; организмы – автотрофы и гетеротрофы; способы размножения организмов; модификацию и инотипическую изменчивость организмов; экосистемы и агроэкосистемы, искусственный и естественный отбор; основные систематические группы живых организмов. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды. Роль круговорота веществ, разнообразия видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем. Влияние антропологического фактора на иды, биосферу; значение биотехнологий; вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутантами, употребления алкоголя, наркотиков, никотина. Роль заповедников, заказников, национальных парков, ботанических садов, биотехнологии в сохранении биологического разнообразия, равновесия в биосфере. Распознавать биологические системы, наиболее распространенные виды растений, животных, грибов. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности организмов, бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе. Овладевать умениями пользоваться предметным и именным указателем в научной и популярной литературе, в учебнике; составлять развернутый план–тезисы, конспектировать, готовить реферат, составлять схемы и таблицы на основе текста учебника. Результаты образовательной программы по курсу биологии отслеживаются через систему предметногомониторинга. • умение работать с текстом: 1) выделять главное; 2) разделить текст на части 3) озаглавить части текста; 4) умение составлять тезисный план, опорный конспект; 5) уметь работать с таблицами и рисунками 6) работать с графиками и диаграммами; 7) работать с терминами; 8) отвечать на вопросы, задавать вопросы; • усвоение терминов (диктант) • выполнение и оформление лабораторных работ (соблюдение требований к написанию и оформлению практических работ). • пробный ЕГЭ. • навыки решения практических задач. • проектная деятельность. • устный ответ учащихся: 1)полнота, правильность ответа; 2) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов; 3) умение отвечать на вопросы. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса Методические пособия:
Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: «Дрофа», 2010 г.
Дидактические материалы:
Печатные издания:
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
КРАТ», 2004.
Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 2-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2008. – 99 с. Экранно – звуковые пособия: 8. VHS «Мир животных». ФГУП «Центрнаучфильм» 2007 9. VHS «Живая природа». (видеоэнциклопедия) ФГУП «Центрнаучфильм» 2007 10. DWD №13 «Ребятам о зверятах. Жизнь собак». ВВС 2005 11. DWD №2а «Обезьяны. Медведи». NATIONAL GEOGRAPHIC 2005 12. DWD №8 «Планетаживотных» Animalplanet 2006 13. DWD №10 «Планетаживотных» Animalplanet 2006 14. DWD №9 «Насекомые» ВВС 2005 15. DWD №7 «Жизнь млекопитающих» ВВС 2005 16. DWD №6 «Эти загадочные животные» ВВС 2005 17. DWD №3 «Кругозор. Мир интересных фактов и неразгаданных тайн». NATIONAL GEOGRAPHIC 2005 18. DWD «История родного края. Природный парк «Оленьи ручьи»». СМТ 2005 19. VHS «Экология 21 век». ООО Видеостудия «Кварт» 2007 20. DWD «Биология. Систематика растений. Часть 3,4». Современный гуманитарный университет 2004 |
Календарно-тематический план по общей биологии № Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии | Рабочая программа учебного курса биологии в 6 классе Составитель:... Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 09 Общая биология... Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными отличиями органического мира от неживой природы, с уникальностью... | Пояснительная записка предлагаемая программа предназначена для изучения... Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная... | ||
Домашнее задание Раздел Учение об эволюции органического мира Закономерности... Раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли. Привлечь учащихся к работе... | Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна,... Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном... | ||
Школьная олимпиада по биологии 6 класс Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого... | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 5 Биология основная... Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с многообразием органического мира, особенностями строения и жизнедеятельности... | ||
Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | ||
Пояснительная записка Изучение биологии на ступени основного общего... Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;... | Тема Информационные технологии Эволюция строения, взаимосвязь строения и функций организмов и их систем у животных | ||
Программа по биологии для вступительных испытаний в гоувпо «Марийский... Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого... | Программа вступительного испытания по «биологии» Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,... | ||
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения... | Рабочая программа по биологии 7 класс 70 часов (2 часа в неделю)... Ммы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования «Многообразие живых организмов» авторов В.... |