Скачать 381.56 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫЕН.Ф.5 БИОЛОГИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 020401 География Специализация: Страноведение и международный туризм Очно-заочная форма обучения Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета протокол № 13 от 2 апреля 2008 г. Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Структура программы учебной дисциплины
1.2. Рецензенты: Луппова Е.Н.., к.б.н., доцент, Тупальская Е.Э., учитель высшей категории школы №34 1.3.Пояснительная записка: Программа курса «Биология» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «020401. География», очно-заочной формы обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам-географам Государственным образовательным стандартом РФ. Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с многообразием органического мира, особенностями строения и жизнедеятельности организмов, основными закономерностями эволюции и функционирования живых систем. Курс предназначен для формирования базовых знаний студентов географов по биологии для формирования на этой основе биологических понятий и закономерностей. Курс начинается с исторического ознакомления развития биологии как науки, современным уровнем и достижениями биологических наук, методами естественнонаучного познания мира. Обсуждаются проблемы происхождения и сущности жизни, закономерности эволюции органического мира. Одним из базовых разделов программы является материал, посвященный изучению многообразия органического мира, который рассматривается на основе современных систем живых организмов и в порядке их усложнения. Значительное внимание в программе уделено изучению наиболее общих биологических закономерностей и процессов, протекающих в живых организмах. Лабораторный практикум дает возможность студентам ближе познакомиться с представителями царств живой природы, освоить простейшие методы работы с биологическим материалом. Практические занятия предполагают самостоятельную подготовку студентов по предлагаемым вопросам. В результате изучения курса студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 020401 География Вариант 2 для специальности 020401 География ОЗФО 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Предмет и задачи биологии. Роль биологических знаний в современном мире. История развития биологии как науки. Основные этапы развития биологических наук. Методы естественнонаучного познания мира, частные методы биологии. Основные биологические обобщения и их значение для развития биологии. Тема 1. Сущность жизни. Критерии живого. Историческое развитие понятий о сущности жизни. Современное определение жизни. Процессы, характерные для живых организмов, качественное отличие их от процессов в неживой природе. Критерии живого. Уровни организации живой материи: системный подход. Характеристика каждого уровня: элементарная единица, элементарный процесс, механизм регуляции процессов. Тема 2. Происхождение и эволюция жизни на Земле. Концепции происхождения жизни: креационизм, теория самозарождения, гипотеза панспермии, теория биохимической эволюции, гипотеза стационарного состояния. Учение об эволюции жизни. Движущие силы эволюции по Ч. Дарвину. Развитие теории эволюции, учение о формах естественного отбора. Критерии и структура вида. Микроэволюция. Факторы эволюции. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса. Закономерности и правила эволюции. Современное состояние эволюционной теории: основные постулаты синтетической теории эволюции. Необходимость «третьего синтеза». Доказательства эволюции: палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические, географические. Биогенетический закон. Основные этапы эволюции органического мира: химический, биохимический и биологический. Эры и периоды. Развитие животного и растительного мира в геологические эры. Антропогенез. Этапы антропогенеза. Факторы антропогенеза. Современный этап развития человечества. Учение о расах. Тема 3. Современное многообразие органического мира. Современная система органического мира. Понятие об естественной и искусственной системах. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение и особенности жизнедеятельности вирусов. Прокариоты. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в экосистемах и значение в жизни человека. Растения. Особенности строения, жизнедеятельности основных групп растений. Многообразие растений. Значение в экосистемах. Грибы. Черты сходства с растениями и животными. Уникальные особенности и свойства грибов. Многообразие грибов, их роль в экосистемах. Животные. Особенности животного типа организации. Характерные черты и особенности жизнедеятельности представителей основных типов животных. Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности организмов. Питание. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Способы добывания пищи животными. Голозойное, сапрофитное, симбиотическое и паразитическое питание. Фотосинтез. Дыхание. Сущность процессов окисления органических веществ в живом организме. Размножение; способы размножения. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения. Закономерности наследования. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 6.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме: Тематическое планирование практических работ и семинарских занятий Планы лабораторных работ Занятие 1. Развитие биологических наук от Аристотеля до Ж. Ламарка Вопросы для коллективного обсуждения 1. Аристотель – основатель биологии 2. Теофраст – основатель ботаники 3. Развитие естественных наук в средние века 4. Карл Линней и его работы в области систематики растений и животных. 5. Естественные системы в конце XYIII - начале ХIХ веков. 6. Развитие эволюционных взглядов в XYIII веке (Г.Лейбниц, Ж.Бюффон, Э.Дарвин) 7. Эволюционные взгляды и учение Ж.Б.Ламарка Вопросы для самостоятельной работы 1. Развитие эволюционных взглядов в России в XYIII веке 2. Работы Ж.Кювье в области палеонтологии и сравнительной анатомии. Развитие идеи «катастрофизма» 3. Ж. Сент Илер и его «теория аналогов». Занятие 2. Развитие эволюционных идей Вопросы для коллективного обсуждения 1. Ботанические, зоологические, палеонтологические исследования Ч.Дарвина на корабле «Бигль». 2. Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. 3. Эволюционное направление в палеонтологии. Работы В.О.Ковалевского. 4. Эволюционное направление в систематике. Работы Э.Геккеля. Вопросы для самостоятельной работы 1. Эволюционные взгляды и работы Альфреда Уоллеса. 2. Последователи эволюционной теории Чарльза Дарвина в России. Занятие 3. Характеристика молекулярно-генетического и организменного уровней организации живой материи. Вопросы для коллективного обсуждения
Задания для самостоятельной работы
Занятие 4. Характеристика популяционно-видового и биосферного уровней организации живой природы Вопросы для коллективного обсуждения
Вопросы для самостоятельной работы 1.Синэкология как наука об экологии сообществ и биоценозов. 2. Популяционная экология и ее основные направления. Занятие 5. Происхождение жизни на Земле Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Концепции происхождения жизни: креационизм 2. Теория самозарождения 3. Гипотеза панспермии 4. Теория биохимической эволюции 5. Гипотеза стационарного состояния. Вопросы для самостоятельной работы: 1.Теория биохимической эволюции жизни. Сценарий «холодной предыстории жизни». 2.Возможно ли зарождение протоорганизмов в биосфере Земли в настоящее время. Занятие 6 Этапы эволюции органического мира Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Основные этапы эволюции органического мира: химический, биохимический и биологический. 2. Эры и периоды. Развитие животного и растительного мира в геологические эры. Задания для самостоятельной работы: Составить геохронологическую шкалу развития органического мира на Земле. Занятие 7. Критерии и структура вида. Микроэволюция. Факторы эволюции. Макроэволюция. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Понятие биологического «вида» 2. Факторы эволюции 3. Микроэволюция 4. Макроэволюция Задания для самостоятельной работы: Рассмотреть процессы микроэволюции на конкретных примерах. Занятие 8. Основные направления эволюционного процесса. Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Закономерности и правила эволюции. 2.Современное состояние эволюционной теории: основные постулаты синтетической теории эволюции. Задания для самостоятельной работы: Привести примеры эволюции: палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические, географические. Занятие 9. Царство Грибы Задание 1. Отдел Зигомицеты. Составить описание. Задание 2. Отдел Аскомицеты (Сумчатые грибы). Составить описание. Задание 3. Отдел Базидиальные грибы. Составить описание. Задание 4. Отдел Несовершенные грибы. Составить описание. Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Черты сходства грибов с растениями и животными 2. Уникальные особенности и свойства грибов. 3. Многообразие грибов, распространение и роль в экосистемах. Задания для самостоятельной работы: 1.Указать, какие виды грибов наиболее распространены в Мурманской области 2. Собрать коллекцию лишайников Занятие 10. Царство Растения. Водоросли Задание 1. Отдел Зеленые водоросли. Составить описание. Задание 2. Отдел Красные водоросли. Составить описание. Задание 3. Отдел Бурые водоросли. Составить описание. Вопросы для коллективного обсуждения.
Задание для самостоятельной работы: Нанести на географическую карту районы распространения промысловых видов водорослей в арктических морях. Занятие 11. Царство Растения. Высшие споровые растения. Отдел Моховидные Задание 1. Класс Печеночники. Дать характеристику. Задание 2 Класс Листостебельные мхи. Порядок Зеленые мхи. Дать характеристику. Задание 3. Класс Листостебельные мхи. Порядок Сфагновые. Дать характеристику. Вопросы для коллективного обсуждения 1. Происхождение моховидных. Водорослевая и риниофитовая гипотезы 2. Класс Печеночники. Общая характеристика. Разнообразия морфологического и анатомического строения. 3. Класс Лиственные мхи Общая характеристика. Цикл воспроизведения. Разнообразие Задания для самостоятельной работы: Изучить многообразие мхов на Кольском полуострове Занятие 12. Царство Растения. Высшие споровые растения Задание 1. Отдел Плауновидные. Дать характеристику. Задание 2 Отдел Хвощевидные. Дать характеристику. Задание 3 Отдел Папоротниковидные. Дать характеристику. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Основные признаки хвощей, плаунов, папоротников как высших споровых растений 2. жизненные циклы споровых растений Задания для самостоятельной работы: Изучить многообразие высших споровых растений на Кольском полуострове Занятие 13. Царство Растения. Отдел Голосеменные Задание 1. Класс Гинкговые. Составить описание. Задание 2. Класс Хвойные. Составить описание. Задание 3 Класс Гнетовые. Составить описание. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Основные признаки и основы систематики голосеменных 2. Основные представители хвойных Задания для самостоятельной работы: Охарактеризуйте представителей хвойных растений на Кольском полуострове. Занятие 14. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные. Основы анатомии растений Задание 1. Изучить анатомическое строение листа. Задание 2. Изучить анатомическое строение побега. Задание 3. Изучить анатомическое строение корня. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Основы анатомии семенных растений 2. Особенности анатомического строения органов в связи с различными функциями Задания для самостоятельной работы: Изучить проблему эволюции стелы у сосудистых растений Занятие 15. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные. Основы морфологии растений Задание 1. Описать морфологию побега Задание 2 Описать морфологию корня Задание 3 Описать морфологию цветка Задание 4. Описать морфологию соцветий Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Морфология вегетативных органов семенных растений 2. Морфология репродуктивных органов семенных растений Задания для самостоятельной работы: Рассмотреть вопросы происхождения и эволюции органов высших растений Занятие 16. Царство Растения. Отдел Покрытосеменные. Задание 1. Подкласс Розиды. Порядки Розоцветные и Бобоцветные. Задание 2. Подкласс Ламииды. Порядок Пасленоцветные Задание 3. Подкласс Лилииды Порядок Лилиецветные и Злакоцветные Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Основы систематики покрытосеменных растений 2. Многообразие покрытосеменных растений Задания для самостоятельной работы: Охарактеризовать представителей покрытосеменных растений во флоре Кольского полуострова. Занятие 17. Царство Животные. ПодцарствоПростейшие. Вопросы для коллективного обсуждения.
Задания для самостоятельной работы: Изучить особенности организации различных типов простейших, познакомиться с жизненными циклами и многообразием одноклеточных. Занятие 18. Царство Животные. ПодцарствоПростейшие. Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Размножение простейших и многообразие жизненных циклов 2. Адаптивная радиация простейших
Задания для самостоятельной работы: Изучить многообразие простейших в пресноводных водоемах города Занятие 19. Царство Животные. Тип Кишечнополостные Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Общие особенности организации кишечнополостных
Задания для самостоятельной работы: Познакомиться с многообразием кишечнополостных Занятие 20. Царство Животные. Тип Плоские черви Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Прогрессивные черты плоских червей по сравнению с низшими многоклеточными.
Задания для самостоятельной работы: Изучить общие признаки организации плоских червей , познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности турбеллярий и сосальщиков. Занятие 21. Царство Животные. Тип Членистоногие Вопросы для коллективного обсуждения.
Задания для самостоятельной работы: Познакомиться с видовым разнообразием ракообразных Занятие 22. Царство Животные. Тип Членистоногие. Класс Насекомые Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Приспособления насекомых к жизни на суше
Задания для самостоятельной работы: Изучить особенности организации и процессов жизнедеятельности насекомых. Выявить приспособления к образу жизни и средам обитания у различных групп насекомых Занятие 23. Царство Животные. Тип хордовые. Низшие хордовые Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Внешнее и внутреннее строение, экология, размножение и развитие ланцетника обыкновенного. 2. Оболочники. Общая характеристика, систематика и распространение. 3. Организация оболочников на примере класса асцидий 4. Особенности полового и бесполого размножения и развития асцидий. Строение свободно плавающей личинки асцидии, ее последующий метаморфоз. Задания для самостоятельной работы: Познакомиться с видовым разнообразием асцидий Занятие 24. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные Систематика и биология хрящевых и костных рыб. Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Строение кожного покрова, скелета и мускулатуры, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем хрящевых рыб. 2. Характеристика основных отрядов современных представителей акул, скатов и цельноголовых. 3.Строение кожного покрова, скелета и мускулатуры, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем костных рыб Задания для самостоятельной работы: Ознакомиться с видовым разнообразием рыб Баренцева и Белого морей и пресноводных водоемов Кольского полуострова. Занятие 25. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные. Класс Птицы Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Характеристика класса 2. Кожа птиц и ее производные. Опорно-двигательная система. Основные типы движения. 3. Органы пищеварения и питание птиц, органы дыхания и особенности их газообмена. 4. Строение кровеносной, выделительной, половой и нервной систем. Органы чувств птиц: зрения, слуха и обоняния. Поведение птиц. Задания для самостоятельной работы: Провести обзор птиц Мурманской области. Указать практическое значение птиц. Занятие 26. Царство животные. Тип хордовые. Подтип позвоночные. Класс млекопитающие Вопросы для коллективного обсуждения. 1.Строение и биология млекопитающих. Полифункциональность покровов, особенности кожи и ее производных. 2. Скелет, разнообразие адаптивных изменений в его отделах. 3. Строение пищеварительной системы, специфика работы различных отделов. 4. Особенности размножения и развития Задания для самостоятельной работы: Познакомиться с видовым разнообразием млекопитающих Кольского полуострова, Баренцева и Белого морей. Занятие 27. Основы физиологии. Типы питания Вопросы для коллективного обсуждения. 1. Питание. Типы питания: автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. 2. Способы добывания пищи животными. 3. Голозойное, сапрофитное, симбиотическое и паразитическое питание. Задания для самостоятельной работы: Подобрать примеры различных типов питания у передставителей различных таксонов растений и животных Занятие 28. Основы физиологии. Дыхание Вопросы для коллективного обсуждения 1. Дыхание. Сущность процессов окисления органических веществ в живом организме. 2. Дыхание растений 3. Дыхание животных Задания для самостоятельной работы: Изучить вопросы экологии дыхания у растений и животных. Занятие 29. Основы физиологии. Фотосинтез Вопросы для коллективного обсуждения 1.Фотосинтез как процесс трансформации энергии света в в энергию химических связей. 2. Хлоропласты и их структура. Пигментные системы фотосинтезирующих организмов. 3. Световые реакции фотосинтеза 4. Темновые реакции фотосинтеза Задания для самостоятельной работы: Изучить вопросы экологии фотосинтеза Занятие 30. Основы физиологии. Размножение Вопросы для коллективного обсуждения 1. Размножение: способы размножения. 2. Виды полового и бесполого размножения. Биологический смысл разных видов размножения. 3. Закономерности наследования. 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1.Рекомендуемая литература: |
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма... Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 1 Иностранный язык... Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование... В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |