гельфандовский семинар





Названиегельфандовский семинар
страница1/4
Дата публикации18.08.2014
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4
ОНТОГЕНЕЗ, 2008, том 39, № 6, с. 451

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР И.М. ГЕЛЬФАНДА


УДК 591



ГЕЛЬФАНДОВСКИЙ СЕМИНАР

В начале 1960-х гг. широкой известностью в научных кругах пользовался Гельфандовский семинар по биологии. Я не был участником этого семинара. Скорее всего, мне и в голову не приходило попытаться принять в нем участие, тем более что много говорили о том, как трудно туда попасть и как жестко, если не сказать жестоко, там встречают новичков. Я знаю об этом семинаре из рассказов непосредственных его участников моего учителя Татьяны Антоновны Детлаф и Саши Нейфаха (А.А. Нейфаха старшего). Теперь это уже часть истории истории о становлении или, скорее, возрождении современной отечественной биологии в постлысенковские времена. Однако истории о прошлом, простирающемся и в настоящее. Достаточно упомянуть только некоторых участников семинара - Г.И. Абелева, В.И. Агола, Ю.М. Васильева, А.И. Воробьева, А.В. Гудкова, В.П. Скулачева, А.С. Спирина и др. - и вспомнить об их вкладе в современную биологию. Мне всегда хотелось самому узнать об этом семинаре побольше и сделать это знание, как принято говорить, достоянием научной общественности. Очень важно, что дело не только в научной ценности самого семинара, но и в сплоченности и взаимной поддержке его участников. Об этом говорят, в частности, и сами участники семинара, например Г.И. Абелев в своей книге (2006). К сожалению, в научной и научно-популярной печати очень мало было написано о Гельфандовском семинаре. Можно упомянуть, пожалуй, краткие заметки того же Г.И. Абелева (1995) и статью Л.С. Салямона (1995) в журнале "Химия и жизнь", да еще нелицеприятные замечания о семинаре, сделанные Л.Н. Фонталиным (2007) в его рецензии на книгу Г.И. Абелева.

Я предложил редколлегии журнала "Онтогенез" напечатать в журнале заметки и воспоминания непосредственных участников Гельфандовского семинара, если они согласятся это сделать. Предложение было принято редколлегией с энтузиазмом, тем более что в ее состав входят и участники этого семинара Л.В. Белоусов, В.Б. Иванов и Ю.С. Ченцов. Я еще больше укрепился в

мысли о необходимости такой публикации после того, как во время празднования 80летнего юбилея Г.И. Абелева в начале 2008 г. выступавшие там В.И. Агол, А.И. Воробьев, А.С. Спирин и сам Г.И. Абелев неоднократно упоминали о Гельфандовском семинаре и о том, какую роль он сыграл в их научной жизни. Я обратился ко всем упомянутым и некоторым другим участникам семинара с просьбой написать о нем, и почти никто из них не отказался. Кроме того, справку о работе семинара написал В.И. Самойлов, многолетний "староста" семинара. Не все заметки и воспоминания полностью комплиментарны, да это и невозможно — сколько людей, столько и мнений. Но редколлегия решила опубликовать все эти материалы лишь с незначительной, чисто редакционной, правкой.

Осенью этого года исполнилось 95 лет выдающемуся ученому современности академику Израилю Моисеевичу Гельфанду. Он внес
значительный вклад не только в свою непосредственную область математику, но и сыграл очень большую роль в развитии отечественной биологии. Редколлегия журнала "Онтогенез"и все авторы публикуемых в этом номере материалов о Гельфандовском семинаре поздравляют Израиля Моисеевича с днем рождения и желают ему здоровья и всяческих успехов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абелев Г.И. Было трудно, часто обидно... // Химия и жизнь. 1995. № 3. С. 3032.

Абелев Г.И. Очерки научной жизни. М.: Научный мир, 2006.

Салямон Л.С. Беспощадность бросалась в глаза // Химия и жизнь. 1995. № 3. С. 3235.

Фонталин Л.Н. Ученый и время. Заметки о книге Г.И. Абелева "Очерки научной жизни" // Здравый смысл. 2007. № 4. С. 4651.

С.Г. Васецкий, главный редактор журнала "Онтогенез"

E-mail: оntogenez@list.ru


451



ОНТОГЕНЕЗ, 2008, том 39, № 6, с. 452

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

СПРАВКА О БИОЛОГИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ И.М. ГЕЛЬФАНДА


И.М. Гельфанд в течение многих лет руководил математическим семинаром в МГУ. В 1960е гг. И.М., проводя исследования по нейрофизиологии, организовал соответствующие семинары физиологов. Начиная с 1962 г. в Институте биофизики АН СССР стали регулярно проводиться биологические семинары к постоянному участию в которых И.М. постепенно привлек ученых МГУ и ряда исследовательских и клинических институтов АН и АМН.

Биологический семинар И.М. Гельфанда обычно проводился вечером по пятницам, номинально он начинался в 6 часов вечера (в реальности гораздо позже) на Воробьевых горах в аудитории 536 на пятом этаже лабораторного корпуса УАФ МГУ (в самой вместительной аудитории корпуса). О предполагаемой программе участники (около 50 человек) извещались секретарем семинара по телефону (некоторые по почте). Вход на заседания был свободный, однако по ходу семинара И.М. мог подойти к незнакомому посетителю и спросить его, почему он здесь присутствует (тот мог быть, например, приглашен докладчиком).

Сотрудницы лаборатории (а позднее отдела)

математических методов в биологии готовили к началу семинара чай и бутерброды или пирожки для участников. (Деньги на продукты собирали "в шапку" по 1 рублю "с носа" прямо в аудитории.

В настоящее время отдел математических методов в биологии ИФХВ им. А.Н. Велозерского МГУ, созданный и долгое время руководимый И.М. Гельфандом.

И.М. как-то пошутил в том смысле, что, сравнив собранную сумму и число присутствующих, можно оценить их усредненную честность.)

Перед основным докладом иногда заслушивались короткие сообщения. ("Советские асы пересказывают РКА8ы", говаривал о таких сообщениях А.А. Нейфах-старший.)

Всю работу по подготовке семинара, в частности выбор потенциальных докладчиков и предварительные беседы с ними, И.М. вел практически единолично, временами советуясь с участниками семинара.

Проекторы и другие более современные способы представления материала не применялись, докладчик имел в своем распоряжении лишь доску и мел.

И.М. предпочитал строго логическое изложение проведенной работы, истории какого-либо исследования; он говорил, что в последнем случае, выслушав описание всех преодоленных автором трудностей, просто неуместно задавать ему еще какие-то вопросы.

Работа семинара, прерывавшаяся лишь на летние каникулы, продолжалась вплоть до 1989 г.

В.И. Самойлов

(один из четырех последователъно

сменявших друг друга секретарей

биологического семинара

И.М. Гелъфанда)
Е-mail: vadsam@belozersky.msu.ru




452



ОНТОГЕНЕЗ, 2008, том 39, № 6, с. 453

= ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ ==

НА СЕМИНАРЕ ГЕЛЬФАНДА


Наступает время Гельфандовского семинара: 6 часов вечера, публика в сборе в 546й комнате молекулярного корпуса МГУ. В аудитории шумно, идут разговоры участников: кто где был, что делает, что интересного прочитал. Проходит 30, 40,50 минут. В дверях появляется И.М. Гельфанд, на столике бутерброды. (И.М. сам следит, чтобы участники аккуратно вносили по рублю.) И.М. в дверях продолжает начатый разговор с кем-то посторонним для семинара.

И.М.: Что у нас сегодня?

Из зала: Собирались слушать Брондза про трансплантацию тканей.

И.М.: Это очень интересно. Но не пора ли нам послушать Витю Иванова про корешок лука? Витя, рассказывайте!

В.И.: Корешок лука уникальный объект для исследования фаз митоза, которые строго закономерно располагаются по длине корешка...

Так или почти так начинался каждый Гельфандовский семинар, а чем он закончится никто не мог бы предсказать. Обычно часам к 11 вечера И.М. резюмировал, что об "этом" мы послушаем на следующем семинаре...

Каким бы был семинар сегодня? Каким бы хотелось его видеть? Сегодня, когда главный дефицит - дефицит людей? Дефицит свободного поиска? Сегодня, когда закончился бурный период во многих отраслях науки и все острее становится

дефицит "гештальта" взаимоотношения законченных областей науки. Все важнее становятся стыки областей и все плодотворнее поиски на этих стыках, что, впрочем, всегда было важно и плодотворно, но сегодня важно особенно...

Сегодняшний семинар И.М. опирался бы на те же строгие критерии достоверности, что и экспериментальный анализ на семинаре 2030летней давности. При этом такой анализ относится к целым областям биологии иммунологии, онкологии, стволовым клеткам, дифференцировке и их соотношению друг с другом. И.М. всегда боролся с тем, чтобы эти наиболее важные соотношения не были бы прикрыты "художественным" стилем, затуманивающим смысл событий.

"Кто бы мог рассказать о том, к чему пришла в итоге иммунология или о сегодняшнем понимании опухолей?" Так мне слышится сегодня вопрос И.М. Это важно услышать и тем, кто остался в нашей науке, и тем, кто прошел с ней весь путь, и тем, кто вошел в нее сегодня.

Семинара Гельфанда остро не хватает сейчас, может быть больше, чем чего-либо другого. И для знаний, и для кругозора, и, главное, для критериев.

Г.И. Абелев, академик РАН Е-mail: abelev@crc.nmos.ru


453





ОНТОГЕНЕЗ, 2008, том 39, № 6, с. 454-456

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

ЗАМЕТКИ О СЕМИНАРЕ И.М. ГЕЛЬФАНДА

Писать о событиях почти полувековой давности непросто память не только очень избирательна, но и имеет собственную точку зрения, которая не обязательно совпадает с действительной историей и может искажать пропорции и перспективу. Поэтому за детали не ручаюсь, но общую ауру семинара, надеюсь, передам верно.

Можно сказать, что у семинара Израиля Моисеевича Гельфанда было две ипостаси внешняя и содержательная. Внешне заседания выглядели несколько страшновато, если употреблять интеллигентное выражение. Официально семинар начинался в семь вечера, но руководитель появлялся обычно незадолго до восьми. Не могу сказать, насколько это было продуманным педагогическим приемом, но пользу нам такая пауза приносила несомненно мы общались. Параллельно можно было также угощаться чаем и бутербродами с сыром и колбасой, купленными вскладчину. Появившись, И.М. отнюдь не извинялся за опоздание и не стремился сразу же приступать к делу — вместо этого он обычно решал какие-то свои проблемы с кем-нибудь из участников. Наконец, докладчик получал слово. Послушав минуту-другую, Гельфанд нередко устремлялся в глубь аудитории и начинал довольно громкую беседу на тему, к семинару не относящуюся. Растерянный докладчик неуверенно продолжал что-то мямлить, стараясь сообразить, не стоит ли садиться. Через какое-то время И. М. возвращался на свое место в первый ряд и просил кого-нибудь: "Расскажите, о чем он говорит".

В более благоприятном случае Гельфанд сам обрывал докладчика и требовал опустить историческое введение и брать сразу "быка за рога". Потом он ошарашивал выступающего: "А почему это интересно?" Комментируя доклад, И. М. в выражениях не стеснялся, любил вспомнить какой-нибудь более или менее подходящий, а иногда и обидный, анекдот.

Некоторых такой стиль ведения семинара шокировал, и они исчезали после однократного "представления". Но большинство стремилось получить "постоянную прописку" и отнюдь не из-за "зрелищности", которая сама по себе, полагаю, мало для кого была привлекательной. Почему же Г. Абелев, Ю. Васильев, А. Воробьев, А. Нейфах, В. Скулачев, А. Спирин список легко продолжить чрезвычайно ценили семинар и в течение двух с лишним десятков лет принимали живейшее участие в его работе? Да потому, думаю, что, как бы ни были различны их специальности, семинар

сыграл важнейшую роль в становлении этих ученых и многих других "семинаристов", а также я в этом глубоко убежден в развитии нашей биологической науки в целом. Как же это могло случиться? Вопрос тем более законный, что познания И. М. ни в одной из областей биологии я бы не рискнул назвать систематическими и фундаментальными.

Как мне кажется, "виной" всему абсолютно уникальный, просто потрясающий интеллект Гельфанда. Почти не слушая докладчика, не будучи специалистом в данной конкретной области, он каким-то чудом проникал в самую суть проблемы и давал сообщению нелицеприятную оценку. Эта оценка могла показаться грубой, но грубой она была только по форме, а в душе - если только докладчик сам серьезно относился к своей работе - в конце концов приходилось ее принимать. Приходилось признать: высказывания Гельфанда были критическими не из-за вредности и склочности характера, а потому, что плоды нашей деятельности были в большинстве случаев "по гамбургскому счету", действительно, уязвимы. И вот эта редкая возможность получить оценку по "гамбургскому счету" заставляла не обращать внимания на все сопутствующие, часто мало симпатичные, обстоятельства. Осознанно или неосознанно мы стремились убедить не только И.М., но и прежде всего самих себя, что мы не такие уж дураки, как он говорит и, вероятно, думает. А убедить можно было только делом. И, следовательно, надо было что-то менять в своей работе и в своем способе думать. В сознание (и в подсознание) впечатывалась мысль, что заниматься стоит такими проблемами, про которые не зазорно рассказать на семинаре Гельфанда. И нужно научиться рассказывать так, чтобы И.М. более или менее внимательно выслушивал. Именно в существовании этого жесткого и подчас жестокого "измерительного прибора" и в желании подобный прибор заиметь самому, как мне кажется, крылся основной и очень сильный притягательный импульс, исходивший от семинара. По крайней мере, для меня.

Было еще одно важное обстоятельство - семинар был, говоря современным языком, междисциплинарным. И каждая из дисциплин была представлена, по крайней мере, одним из ее советских лидеров. И каждый из этих лидеров полностью выкладывался, рассказывая не только о собственной работе, но и о достижениях своей науки. Поэтому семинар Гельфанда был нашим постоянно действующим университетом или, как сейчас


455

ЗАМЕТКИ О СЕМИНАРЕ И.М. ГЕЛЬФАНДА

говорят, институтом постдипломного образования. И лишь одной науки нельзя было касаться: на математику — "родную" специальность Гельфанда было наложено табу. Наше непрофессиональное пользование числами и формулами его смешило и раздражало. Я запомнил и усвоил на всю жизнь его утверждение: "Если есть 2-3 произвольных параметра, можно всегда составить уравнение, удовлетворительно описывающее любой процесс, но толку в этом никакого".

Пожалуй, стоит упомянуть, что не рекомендовалось на семинаре затрагивать и политические темы. Почти наверняка такое неординарное сборище независимо мыслящей молодежи не могло не привлекать пристального внимания "государевых людей в штатском". Не знаю, было ли это внимание причиной того, что семинару пришлось несколько раз менять прописку, но такое объяснение исключать я бы не стал. Во всяком случае, при наличии явной "крамолы" семинар неминуемо бы прикрыли. Умный Гельфанд, по-моему, не мог об этом не думать. И, хотя никто бы не посмел обвинить И.М. в особом конформизме и чрезмерной симпатии к советской власти, он, например, изгнал с семинара Сергея Ковалева, как только его правозащитная деятельность получила широкую огласку.

К сожалению, фирменный знак беспощадная, но в большинстве случаев небезосновательная критика в последние годы существования семинара, по-моему, несколько потускнел. Я склонен объяснять это не столько нашим значительным поумнением (хотя кое-что многие участники семинара, несомненно, усвоили) и уж тем более не снижением интеллектуальных возможностей Гельфанда, сколько административным ростом многих "семинаристов". Если на первых порах аудитория была представлена преимущественно молодыми кандидатами наук, то постепенно многие из них трансформировались в директоров, замдиректоров, завкафедрами, на худой конец - в завлабов. Но ведь наряду с этими "начальниками" семинар посещали и их сотрудники. Гельфанд, по-видимому, считал неправильным (хотел написать "неэтичным", но это слово здесь смотрелось бы не очень уместно) при всем честном народе "пороть" этих боссов.

Теперь о более частном и личном. Я попал на один из самых первых семинаров; было это в начале 1960х гг. Собирались мы в небольшой комнате лаборатории Саши Спирина на Калужской (теперь Ленинский проспект), 33. Не помню, кто меня рекомендовал Гельфанду , но среди отцов-основателей у меня было несколько приятелей

Вообще семинар всегда был "закрытым", попасть на него без разрешения руководителя было нельзя. Когда И.М. замечал незнакомца или незнакомку, он спрашивал: "А Вас кто рекомендовал?" И если рекомендации и предварительной договоренности не было, Гельфанд бесцеремонно выгонял пришельца.

и знакомых в частности, помимо Спирина, Саша Нейфах и Игорь Балаховский. У И.М. при организации семинара была вполне конкретная цель: он стремился понять, можно ли как-нибудь помочь маленькому сынишке, заболевшему острым лейкозом. Поэтому на семинаре появился Андрей Воробьев единственный среди нас реальный специалист по лейкозам, получили также приглашение онкологи Гарик Абелев и Юра Васильев (последний после некоторого обсуждения Гельфанда сначала смущал Юрин пост: он тогда был заместителем директора Института онкологии). Народу было немного, и И.М. очень тщательно "прощупывал" каждого. Со мной он провел несколько индивидуальных бесед, я даже побывал у него дома. Насколько понимаю, интересовала Гельфанда не вирусология. После возвращения в Москву из Караганды в 1956 г. я начал работать в Институте по изучению полиомиелита, но мои первые статьи, вышедшие из недр этого Института, были посвящены сравнительному анализу углеводного и окислительного обмена в нормальных и опухолевых клетках. Подробностей тех наших бесед с И.М. не помню, но одной из тем была регенерация печени. Я даже специально читал какие-то статьи по этому вопросу. Выступать я пытался, насколько помню, тоже по тематике, близкой к онкологии. Если тем выступлений не помню, то реакция Гельфанда сохранилась в памяти отлично. Первый год я чувствовал себя "мальчиком для битья". Попадало часто, больно и прилюдно. Можно было утешаться, что не мне одному. Но ощущение было такое, что "синяков и шишек" у меня было особенно много.

Но постепенно ситуация начала выправляться. Хотя какие-нибудь острые шуточки выпадали на мою долю до самого конца семинара (Гельфанд уехал в США где-то в начале или середине 1980х), но со временем из объекта критики я начал переходить в категорию критикующих. Думаю, прежде всего, потому, что уроки Гельфанда не пропадали даром. Я действительно многое пересмотрел и переоценил. Гельфанд все чаще стал обращаться ко мне со своими "фирменными" вопросами: "Вадим, о чем он нам рассказывает?", "Вадим, а почему это интересно?" Такая перемена "погоды" не давала расслабиться, нужно было быть готовым отвечать, да так, чтобы самому не превратиться в мишень для насмешек.

Иногда задумываешься: а зачем, собственно, семинар нужен был самому И.М.? Конечно, ответ знает только он сам. Но мне кажется, что подобные семинары это один из способов существования Гельфанда в науке. Помимо нашего, у него был, естественно, математический семинар, был семинар по физиологии (с таким участниками, как Виктор Семенович Гурфинкель, Марк Шик и другие). Был даже (правда, недолго) особый семинар по кибернетике, на который я тоже получил

ОНТОГЕНЕЗ том 39 № 6 2008


О 0


456


АГОЛ



приглашение; там обсуждали самые разнообразные проблемы от филологии (например, компьютерной поэзии) до медицинской диагностики. Ходили слухи (за достоверность не ручаюсь), что И.М. не относился к большим любителям чтения научной литературы. Возможно, семинары были для него источником информации и способом самому обдумывать разнообразные научные проблемы.

Ничего, даже отдаленно напоминающее семинар Гельфанда, я нигде и никогда больше не видел. А жаль. Убежден, что многие из широко разрекламированных и дорогостоящих текущих научных проектов (если не сказать, прожектов) Гельфанд бы высмеял язвительно и беспощадно.

Впрочем, ни к каким практическим результатам эта критика все равно бы не привела.

Может показаться, что такое экстравагантное сборище как наш семинар в современных условиях не нужно. Сейчас, мол, есть более надежные способы получить "гамбургскую" оценку посылай свою статью в Nature, Science или Се11 и жди отрезвляющий ответ. Конечно, проверять себя на таком оселке не вредно, но мне все же кажется, что оценки Гельфандовского семинара были, как правило, более глубокими, объективными и эффективными.

В.И. Агол,

член-корреспондент РАН и РАМН Е-mail: agol@belozersky.msu.ru


ОНТОГЕНЕЗ том 39 № 6 2008

ОНТОГЕНЕЗ, 2008, том 39, № 6, с. 457-458
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

гельфандовский семинар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)
гельфандовский семинар iconНовые знания через Кристалл Познания Семинар, посвященный Памяти Светланы Левашовой
В санкт-Петербурге с 9-го по 12-е января 2014 года прошел Третий семинар по «Знаниям от na-чала». Семинар был приурочен ко Дню Памяти...
гельфандовский семинар iconПрактический семинар для победителей окружного этапа педагогических...
Семинар зам директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, классных руководителей
гельфандовский семинар iconМетодические рекомендации по подготовке к семинару
Семинар является важнейшим элементом системы образования. Семинар – это не столько опрос студентов, сколько совместное с преподавателем...
гельфандовский семинар iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Ноября 2012 года проводился межрегиональный семинар «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе реализации фгос...
гельфандовский семинар iconЧто такое дистанционный флэш-семинар (дфс)?
Введение в Дистанционный Флэш-семинар «Совершенствование разговорных навыков у учащихся на уроках английского языка- залог успешной...
гельфандовский семинар iconПрактический семинар по теме: «Применение информационных технологий в образовательном процессе»
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский политехнический колледж...
гельфандовский семинар iconСеминар по теории Аюрведы и аюрведческой диагностике проводит аюрведический...
Данный семинар поможет освоить основные принципы балансирования физических энергий, психоэмоциональной сферы, а также даст начальный...
гельфандовский семинар iconКонкурс научно-исследовательских проектов на английском языке Апрель...
Научно-методический семинар «К разработке полифункционального сопровождения студентов»
гельфандовский семинар iconСеминар по вопросам судейской этики Уважаемые коллеги!
Международная научно-практическая конференция «Судейская этика и укрепление доверия к правосудию» и Российско-шведский семинар по...
гельфандовский семинар iconСеминар учителей математики по теме
Мбоу кулешовской сош №16 состоялся районный семинар учителей математики по теме: «Нормативно-правовое сопровождение при преподавании...
гельфандовский семинар iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 41. 03. 03. Востоковедение...
гельфандовский семинар iconСеминар для педагогов мгцдт “Культура и Образование”
«Культура и образование» (Центра творчества «Кузьминки») по итогам поставки интерактивного оборудования британской компании Promethean....
гельфандовский семинар iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
гельфандовский семинар iconСеминар для учителей. Принимаются доклады учащихся по следующим направлениям
Научно-информационно-методического центра г. Уфа проводит 8 февраля 2013 г ежегодный комплекс мероприятий «Феринские чтения», посвященный...
гельфандовский семинар iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск