Метамеметика ю. С. Хохлачев





Скачать 341.9 Kb.
НазваниеМетамеметика ю. С. Хохлачев
страница1/3
Дата публикации10.07.2013
Размер341.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
МЕТАМЕМЕТИКА
Ю.С.Хохлачев
В последнее время происходит интенсивное развитие новой науки – меметики. Об этом свидетельст­вует появление в сети Интернет серверов, посвященных этому научному направлению: www.hok.no/marius/memetics, www.cpm.mmu.ac.uk/jom-emit/1998/vol2/lynch_a.html, а также телеконференций alt.memetics и др., на которых проводится обсуждение проблем меметики.
Меметика – наука, основанная на аналогиях между социальной и биологической эволюциями. Идеи эти никак нельзя назвать новыми. Ещё Дарвин в своих работах прямо указывал на аналогию между эволю­цией видов и эволюцией человеческих языков.

На подобные параллели обращали внимание многие ученые. Один из основателей этологии – К.Лоренц в статье «Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии» (1941), сформулировал исходные принципы эволюционной эпистемологии. Согласно Лоренцу, – сама жизнь есть познавательный процесс, когногенез в са­мом широком смысле этого слова, а рост знания представляет собой непосредственное продолжение эволюции объектов живого мира, причём динамики этих двух процессов идентичны. Дальнейшее развитие эволюционная эпистемология получила в работах К.Поппера, Ж.Пиаже, Д.Кэмпбелла и многих других учёных.
Крупнейший генетик и физиолог М.Лобашов в работе «Сигнальная наследственность» (1961) развил кон­цепцию сигнальной наследственности как аналогии наследственно­сти генетической. Сигнальная наследствен­ность – это, согласно Лобашову, наследование опыта, которое есть и у животных, но достигшее у человека сво­его максимума.

Примерно в то же время была написана знаменитая «Сумма технологии» (1963), в которой С.Лем рас­смотрел биогенез, лингвоге­нез, а также техногенез как крупномасштабные самоорганизуемые процессы, сопос­тавляя три эволюции: жизни, языка и технологии.

Однако во всех упомянутых кон­цепциях не ставился вопрос о носителе семантической информации, носи­теле, который можно было бы назвать аналогом гена.
Началом создания но­вого подхода в изучении информационных процессов в сообществах стали работы из­вестного этолога Р.Докинза «Эгоистический ген» (1976) и «Расширенный фенотип» (1982), развивающие идеи сигнальной наслед­ственности на основе понятия о репликато­рах – само­вос­производя­щихся единицах ин­форма­ции.

Докинз впервые ввел понятие «мем», которое использовал для описания процессов распространения и хране­ния отдельных элементов культуры. В эти же годы Э.Уилсоном и Ч.Ламсденом была предло­жена концеп­ция культургена, а известный биолог Б.Медников опубликовал статью «Геном и язык (параллели между эволю­ционной генетикой и сравнительным языкознанием)» (1976) и, несколько позже, – более подробный анализ этой проблемы в книге «Аналогии».

Данные концепции способствовали закреплению аналогии между механизмами передачи генетической и культур­ной информации.
Современное меметическое движение, согласно Википедии, начинает отсчёт с середины 1980–х годов:

«В январе 1983 года в «Metamagical Themas», колонке Д.Хофштадтера в журнале «Scientific American», а также в одноимённом сбор­нике статей и было опубликовано предложение назвать дисциплину, изучающую мемы, «меметикой» (по аналогии с генетикой).

Однако в своём современном виде меметика ведёт отсчёт с выхода в 1996 году двух книг авторов, не от­носящихся к академическому мэйнстриму: «Психические вирусы. Как программируют ваше сознание» Р.Броуди, бывшего менеджера компании «Майкрософт», и «Thought Contagion: How Belief Spreads Through Society» А.Линча, математика и философа, много лет проработавшего инженером в компании «Fermilab».
Практически сразу же по возникновении меметическое движение разделилось на тех, кто следует опреде­лению мемов как единиц информации в мозгу, данного Докинзом, и тех, кто желает определить их в качестве наблюдаемых культурных артефактов и поведения. Два направления изучения меметики получили названия «интерналистского» и «экстерналистского».
В 2002 г. С.Блэкмор, психолог университета University of the West of England, вновь определяет мем как любую информацию, скопированную от одного индивида к другому, будь то привычки, навыки, песни, исто­рии и т. д. Она также утверждает, что мемы, подобно генам, следует рассматривать в качестве репликаторов, то есть как информацию, копируемую вариационно и селективно.

Большие группы мемов, копируемых и передаваемых совместно, получили название коадаптированных мемических комплексов, или мемплексов. По определению Блэкмор, таким образом, мем реплицируется посред­ством имитации. Для этого необходима способность мозга к обобщённой или селективной имитации модели. Поскольку процесс социального научения различается у людей, процесс имитации не может стать абсолютно точным. Общность идеи может выражаться различными вспомогательными мемами; частота мутаций в мемети­ческой эволюции крайне высока, и мутации возможны даже в момент любого взаимодействия в рамках имита­ционного процесса.

Из этого следует вывод, что социальная система, состоящая из комплексной сети микровзаимодействий, на макроуровне создаёт культуру.

В своей последней работе «Третий репликатор эволюции: гены, мемы – что дальше?» (2009) С.Блэкмор ставит вопрос о «третьем репликаторе» – который по ее мнению должен сменить со временем мемы, точно так же как мемы в свое время появились и «заменили» гены в эволюционном процессе».
Дальнейшее развитие меметики связано с работами известного российского учёного, д.б.н. В.Ф.Левченко. Эти работы обобщены в книге «Эволюция биосферы до и после появления человека» (2004) (http://www.evol.nw.ru/labs/lab38/levchenko/book2/book.htm).
В своих работах Левченко пришёл к выводу, что о разных субпопуляциях биологически одного и того же вида Homo sapiens следует говорить как о разных видах или подвидах. При этом разница между такими «эколо­гическими подвидами», (например, разница в том, как их популяции взаимодействуют друг с другом и с окру­жающей средой) определяется главным образом различиями культур этносов, к которым они принадлежат, а не различиями на биологическом уровне.

Для обозначения «экологических подвидов» людей Левченко использовал термины этновид и этнопопу­ляция. Под культурой в его работе понимается совокупность ментальных и материальных средств, способст­вующих самосохранению этнопопуляции. Различия между этновидами характеризуются этноспецифическими совокупностями мемов.
Мемы (по Левченко) – это обучающие информационные сообщения конечной протяженности, созда­ваемые одними разумными субъектами для передачи другим разумным субъектам.
Далее Левченко проводит структурный анализ информационных сообщений: «…информационные сооб­щения (не только мемы) могут иметь, по крайней мере, две компоненты, выполняющие различные функции. Это, во-первых, «чистые» данные и, во-вторых, инструктирующие сведения, подсказывающие способы интер­претации этих данных; в случае общения мыслящих существ – это весьма часто контекстуальные сведения».

Та часть сведений информационного сообщения, которая формирует контекст или – шире – инструкти­рует каким образом обрабатывать и использовать некоторую группу сходных по какому-то признаку данных, обозна­чена термином инструктон.
Инструктоны являются необходимыми компонентами таких информационных сообщений как мемы. При этом инструктоны способствуют интерпретации передаваемых данных, выраженных теми или иными знаковыми средствами (с помощью слов, букв, фигур, цифр и т. д.). Однако инструктоны сами могут быть зашифрованы как данные, например, записаны словами.
Процесс обмена информацией между животными, также, как и между компьютерами, включенными в сеть, происходит при помощи информационных сообщений, названных промемами. Промем содержит некото­рую группу данных и инструктон, но не подразумевает культурную трансмиссию, обязательность мышления и ра­зумность. Т.е. «языки» промемов – это языки подсознательного, до- и внесознательного.
Инструктоны промемов передают сравнительно более примитивные, не связанные с человеческой куль­турой контексты и также могут передаваться отдельно от данных (например, индуцирование состояния тревоги). В то же время, в отличие от мема, промем иногда может быть редуцированным и не иметь инструктон.

Это возможно, когда промемы используются только для передачи конкретного типа данных, а инструк­ции по их интерпретации уже известны системе в силу ее конструктивных технических или, например, врожден­ных особенностей.
Кроме того, Левченко приходит к заключению, что система передачи данных по принципу «данные + инст­руктон» характерна даже для вирусов и мобильных генетических элементов (MGE, называемых также в части русскоязычной литературы подвижными элементами генома). В самом деле: часть генетического мате­риала вируса «обучает», инструктирует работу зараженной клетки на производство новых вирусных частиц, дру­гая же часть содержит данные, являющиеся «проектом», по которому продуцируются новые вирусные час­тицы.

Более того, механизмы функционирования компьютерных вирусов, по его мнению, имеют много анало­гий с механизмами функционирования вирусов биологических. В функциональном аспекте компьютерные ви­русы производят, в сущности, те же операции, что и обычные и, фактически, распространяются в виде проме­мов.
Вывод: информационный обмен между людьми можно рассматривать на языке концепции мемов – еди­ниц культурной трансмиссии. На этом языке возможно описание информационного обмена между различными системами, которые используют информационные сообщения для управления своим состоянием, включая такие системы, как генетические и компьютерные.
Размышляя о происхождении новой семантической информации, Левченко приходит к мысли о сущест­вовании инфор­мационной среды сообщества:

«Генерация нового сообщения может рассматриваться как процесс, аналогичный приему сообщений, но таких, которые приходят не от иных субъектов, а, условно говоря, из «мира идей…»

«Идеи и в самом деле являются прообразами, но не вещей, а мемов, то есть того, что предназначено для сознания, и что конструируется всякий раз из заготовок той или иной знаковой системы».

«В рамках этой простой модели принимается, что в каждой субпопуляции взаимодействующих между со­бой индивидов «мир идей» – общий, что лежит в русле представлений о коллективном бессознательном...»
В итоговых выводах работы появляется интересная мысль, аналогичная представлениям Докинза о «рас­ширенном фенотипе»:

«… человек превращается из биологического существа в нечто подобное биомашине, у которой «биоло­гическая начинка» снабжена и (или) пользуется множеством средств, являющихся усилителями физиологиче­ских возможностей. Это, например, приспособления, позволяющие более эффективно эксплуатировать окру­жающую среду, медицинские препараты, протезы, компенсирующие недостаточность функций естественных физиологических механизмов, средства защиты от неблагоприятных условий – одежды, жилища, – а также уси­лители возможностей мозга – библиотеки, компьютеры и т.п.

При таком подходе следует обсуждать уже не эволюцию человека, а эволюцию связанных информацион­ным обменом разумных биомеханизмов, принадлежащих виду «Homo mechanicus», или (если использовать тра­диционную для биологии латынь) – «Homo machinalis». Нет нужды предполагать, что такое возможно где-то в фантастическом будущем, населенном супер-биороботами; будущее уже наступило, причем довольно давно, но мы – люди, слишком занятые собственными делами, – не слишком это осознали».
Представляется, что исследования в области меметики, выполненные В.Левченко, позволили, наконец, продвинуть эту науку далее теории реп­лика­торов.
Среди работ, касающихся проблем меметики, следует особо выделить книгу известного физика, специа­листа по квантовым вычислениям Д.Дойча «Струк­тура реальности» (2001). В этой книге рассмотрены, в частно­сти, свой­ства различных типов репликаторов, введено понятие активного репликатора, а также понятие «ниша» для на­бора всех возможных сред, которые данный репликатор может побуждать к созданию его копий.
Одна из основных идей данной работы – интерпретация жизни как формы реализации известного прин­ципа Тьюринга: «Возможно построить генератор виртуальной реальности, репертуар которого включает каждую физически возможную среду». В результате такого подхода появилось новое определение жизни: «…жизнь – это разновидность формирования виртуальной реальности».
Представляется, что использование этого подхода позволяет рассмотреть возможность разрешения тех проблем меметики, которые до настоящего времени были основным препятствием для её широкого признания: проблем определения и изме­рения мемов.

Решение становится возможным на стыке кибернетики (принцип Тьюринга) и семиотики – науки, ис­сле­дующей способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, при­роде (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
В краткой форме это решение выглядит следующим образом:

Рациональным мы считаем поведение, адекватное поставленным задачам в данной среде (си­туации). Если рациональное поведение не обладающего разумом живого организма интерпре­тировать как имеющее биологи­ческий смысл, то смысл этот – функция степени соответствия виртуальных моделей объектив­ной реальности, создаваемой данным организмом, самой объективной реальности.

Соответственно можно сделать вывод о существовании смыслов разных уровней:

– биологический смысл: функция соответствия моделей виртуальной реальности – реальности экологиче­ской ниши;

– социальный смысл: функция соответствия моделей виртуальной реальности – реальности коллективных структур;

На разумном уровне происходит целенаправленное построение моделей объективной реальности во всех её аспектах. Смысл в этом случае – функция соответствия этих моделей объективной реальности.
Такой подход позволяет по-новому сформулировать само определение меметики:

Меметика – наука о передаче семантической информации между генераторами виртуальной реаль­ности.

Мем – это семантический ре­плика­тор, одна из основных функций которого – передача семантиче­ской информации между генераторами виртуальной реальности. Другой важной функцией мемов явля­ется репликация самой информационной среды, в которой происходит обмен информацией между генера­торами виртуальной реальности.

В такой интерпретации мем – аналог понятия «файл». Семантический файл со свойствами репликатора.
На этой основе также появляется возможность дать определение семантической информации, передавае­мой с помощью мемов.

Семантическая информация – это такая информация, которая изменяет передачу (отображение) среды в виртуальной реальности данного генератора виртуальной реальности с помощью сигналов дру­гого генератора, находящегося в общей для них информационной среде.
Обмен семантической информацией на уровне промемов происходит не только между животными, но и между отдельными клетками многоклеточных организмов. Подобный обмен имеет место также между клетками от­дельного организма и его нервным центром (мозгом). У людей этот обмен не ограничивается уровнем проме­мов. Некоторая часть по­ступающей в мозг информации (включая также информацию, по­ступающую из окру­жающей среды) пре­образуется из ощущений в восприятия и пред­став­ления, что соответст­вует преобразованию семантической ин­формации из промемов в мемы.

Кроме того, у людей возможен и обрат­ный процесс: мемы могут преобразовываться в промемы и, соот­ветственно, воздействовать на различные органы и подсистемы организма. Результаты такого воздействия бы­вают са­мыми разнообраз­ными: от эйфории – до летального исхода.

Однако механизм взаимодействия клеток самого мозга – нейронов, участвующих в таких преобразова­ниях (в результате чего и проявляется сознание), не сводится к обмену промемами, а представляет собой гораздо более сложный комплекс информационных процессов.

Науками о мозге накоплен большой объём данных о механизмах такого рода преобразований. Верифика­цией теоретических моделей было бы создание искусственного интеллекта, но эта задача, похоже, ещё далека от практического разрешения. Тем не менее, уже сейчас понятно, что столь сложную задачу невозможно решить ис­ключительно фор­мально-логическими методами.
Краткая характеристика уровней семантической информации:


Уровни семантической информации

Промемы

Мемы

(обмен информацией между разумными субъектами)

уровень 1

уровень 2 (эстафемы)

уровень 3 (формально-логический)

уровень 4

(диалектический)

Обмен информа­цией на подсоз­нательном, до- и внесознательном уровне

(включая вирусы и кибернетиче­ские системы)

подуровни

мышление в конечных

понятиях

(научное)

мышление в

бесконечных

понятиях

(диалектическая логика)

мышление в конечных

восприятиях (первичная форма)

мышление в бесконечных восприятиях (ассоциативное)

мышление в конечных представлениях (комбинатор­ное)

мышление в

бесконечных представлениях

(религиозно-

ху­дожественное)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск