Скачать 341.9 Kb.
|
МЕТАМЕМЕТИКА Ю.С.Хохлачев В последнее время происходит интенсивное развитие новой науки – меметики. Об этом свидетельствует появление в сети Интернет серверов, посвященных этому научному направлению: www.hok.no/marius/memetics, www.cpm.mmu.ac.uk/jom-emit/1998/vol2/lynch_a.html, а также телеконференций alt.memetics и др., на которых проводится обсуждение проблем меметики. Меметика – наука, основанная на аналогиях между социальной и биологической эволюциями. Идеи эти никак нельзя назвать новыми. Ещё Дарвин в своих работах прямо указывал на аналогию между эволюцией видов и эволюцией человеческих языков. На подобные параллели обращали внимание многие ученые. Один из основателей этологии – К.Лоренц в статье «Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии» (1941), сформулировал исходные принципы эволюционной эпистемологии. Согласно Лоренцу, – сама жизнь есть познавательный процесс, когногенез в самом широком смысле этого слова, а рост знания представляет собой непосредственное продолжение эволюции объектов живого мира, причём динамики этих двух процессов идентичны. Дальнейшее развитие эволюционная эпистемология получила в работах К.Поппера, Ж.Пиаже, Д.Кэмпбелла и многих других учёных. Крупнейший генетик и физиолог М.Лобашов в работе «Сигнальная наследственность» (1961) развил концепцию сигнальной наследственности как аналогии наследственности генетической. Сигнальная наследственность – это, согласно Лобашову, наследование опыта, которое есть и у животных, но достигшее у человека своего максимума. Примерно в то же время была написана знаменитая «Сумма технологии» (1963), в которой С.Лем рассмотрел биогенез, лингвогенез, а также техногенез как крупномасштабные самоорганизуемые процессы, сопоставляя три эволюции: жизни, языка и технологии. Однако во всех упомянутых концепциях не ставился вопрос о носителе семантической информации, носителе, который можно было бы назвать аналогом гена. Началом создания нового подхода в изучении информационных процессов в сообществах стали работы известного этолога Р.Докинза «Эгоистический ген» (1976) и «Расширенный фенотип» (1982), развивающие идеи сигнальной наследственности на основе понятия о репликаторах – самовоспроизводящихся единицах информации. Докинз впервые ввел понятие «мем», которое использовал для описания процессов распространения и хранения отдельных элементов культуры. В эти же годы Э.Уилсоном и Ч.Ламсденом была предложена концепция культургена, а известный биолог Б.Медников опубликовал статью «Геном и язык (параллели между эволюционной генетикой и сравнительным языкознанием)» (1976) и, несколько позже, – более подробный анализ этой проблемы в книге «Аналогии». Данные концепции способствовали закреплению аналогии между механизмами передачи генетической и культурной информации. Современное меметическое движение, согласно Википедии, начинает отсчёт с середины 1980–х годов: «В январе 1983 года в «Metamagical Themas», колонке Д.Хофштадтера в журнале «Scientific American», а также в одноимённом сборнике статей и было опубликовано предложение назвать дисциплину, изучающую мемы, «меметикой» (по аналогии с генетикой). Однако в своём современном виде меметика ведёт отсчёт с выхода в 1996 году двух книг авторов, не относящихся к академическому мэйнстриму: «Психические вирусы. Как программируют ваше сознание» Р.Броуди, бывшего менеджера компании «Майкрософт», и «Thought Contagion: How Belief Spreads Through Society» А.Линча, математика и философа, много лет проработавшего инженером в компании «Fermilab». Практически сразу же по возникновении меметическое движение разделилось на тех, кто следует определению мемов как единиц информации в мозгу, данного Докинзом, и тех, кто желает определить их в качестве наблюдаемых культурных артефактов и поведения. Два направления изучения меметики получили названия «интерналистского» и «экстерналистского». В 2002 г. С.Блэкмор, психолог университета University of the West of England, вновь определяет мем как любую информацию, скопированную от одного индивида к другому, будь то привычки, навыки, песни, истории и т. д. Она также утверждает, что мемы, подобно генам, следует рассматривать в качестве репликаторов, то есть как информацию, копируемую вариационно и селективно. Большие группы мемов, копируемых и передаваемых совместно, получили название коадаптированных мемических комплексов, или мемплексов. По определению Блэкмор, таким образом, мем реплицируется посредством имитации. Для этого необходима способность мозга к обобщённой или селективной имитации модели. Поскольку процесс социального научения различается у людей, процесс имитации не может стать абсолютно точным. Общность идеи может выражаться различными вспомогательными мемами; частота мутаций в меметической эволюции крайне высока, и мутации возможны даже в момент любого взаимодействия в рамках имитационного процесса. Из этого следует вывод, что социальная система, состоящая из комплексной сети микровзаимодействий, на макроуровне создаёт культуру. В своей последней работе «Третий репликатор эволюции: гены, мемы – что дальше?» (2009) С.Блэкмор ставит вопрос о «третьем репликаторе» – который по ее мнению должен сменить со временем мемы, точно так же как мемы в свое время появились и «заменили» гены в эволюционном процессе». Дальнейшее развитие меметики связано с работами известного российского учёного, д.б.н. В.Ф.Левченко. Эти работы обобщены в книге «Эволюция биосферы до и после появления человека» (2004) (http://www.evol.nw.ru/labs/lab38/levchenko/book2/book.htm). В своих работах Левченко пришёл к выводу, что о разных субпопуляциях биологически одного и того же вида Homo sapiens следует говорить как о разных видах или подвидах. При этом разница между такими «экологическими подвидами», (например, разница в том, как их популяции взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой) определяется главным образом различиями культур этносов, к которым они принадлежат, а не различиями на биологическом уровне. Для обозначения «экологических подвидов» людей Левченко использовал термины этновид и этнопопуляция. Под культурой в его работе понимается совокупность ментальных и материальных средств, способствующих самосохранению этнопопуляции. Различия между этновидами характеризуются этноспецифическими совокупностями мемов. Мемы (по Левченко) – это обучающие информационные сообщения конечной протяженности, создаваемые одними разумными субъектами для передачи другим разумным субъектам. Далее Левченко проводит структурный анализ информационных сообщений: «…информационные сообщения (не только мемы) могут иметь, по крайней мере, две компоненты, выполняющие различные функции. Это, во-первых, «чистые» данные и, во-вторых, инструктирующие сведения, подсказывающие способы интерпретации этих данных; в случае общения мыслящих существ – это весьма часто контекстуальные сведения». Та часть сведений информационного сообщения, которая формирует контекст или – шире – инструктирует каким образом обрабатывать и использовать некоторую группу сходных по какому-то признаку данных, обозначена термином инструктон. Инструктоны являются необходимыми компонентами таких информационных сообщений как мемы. При этом инструктоны способствуют интерпретации передаваемых данных, выраженных теми или иными знаковыми средствами (с помощью слов, букв, фигур, цифр и т. д.). Однако инструктоны сами могут быть зашифрованы как данные, например, записаны словами. Процесс обмена информацией между животными, также, как и между компьютерами, включенными в сеть, происходит при помощи информационных сообщений, названных промемами. Промем содержит некоторую группу данных и инструктон, но не подразумевает культурную трансмиссию, обязательность мышления и разумность. Т.е. «языки» промемов – это языки подсознательного, до- и внесознательного. Инструктоны промемов передают сравнительно более примитивные, не связанные с человеческой культурой контексты и также могут передаваться отдельно от данных (например, индуцирование состояния тревоги). В то же время, в отличие от мема, промем иногда может быть редуцированным и не иметь инструктон. Это возможно, когда промемы используются только для передачи конкретного типа данных, а инструкции по их интерпретации уже известны системе в силу ее конструктивных технических или, например, врожденных особенностей. Кроме того, Левченко приходит к заключению, что система передачи данных по принципу «данные + инструктон» характерна даже для вирусов и мобильных генетических элементов (MGE, называемых также в части русскоязычной литературы подвижными элементами генома). В самом деле: часть генетического материала вируса «обучает», инструктирует работу зараженной клетки на производство новых вирусных частиц, другая же часть содержит данные, являющиеся «проектом», по которому продуцируются новые вирусные частицы. Более того, механизмы функционирования компьютерных вирусов, по его мнению, имеют много аналогий с механизмами функционирования вирусов биологических. В функциональном аспекте компьютерные вирусы производят, в сущности, те же операции, что и обычные и, фактически, распространяются в виде промемов. Вывод: информационный обмен между людьми можно рассматривать на языке концепции мемов – единиц культурной трансмиссии. На этом языке возможно описание информационного обмена между различными системами, которые используют информационные сообщения для управления своим состоянием, включая такие системы, как генетические и компьютерные. Размышляя о происхождении новой семантической информации, Левченко приходит к мысли о существовании информационной среды сообщества: «Генерация нового сообщения может рассматриваться как процесс, аналогичный приему сообщений, но таких, которые приходят не от иных субъектов, а, условно говоря, из «мира идей…» «Идеи и в самом деле являются прообразами, но не вещей, а мемов, то есть того, что предназначено для сознания, и что конструируется всякий раз из заготовок той или иной знаковой системы». «В рамках этой простой модели принимается, что в каждой субпопуляции взаимодействующих между собой индивидов «мир идей» – общий, что лежит в русле представлений о коллективном бессознательном...» В итоговых выводах работы появляется интересная мысль, аналогичная представлениям Докинза о «расширенном фенотипе»: «… человек превращается из биологического существа в нечто подобное биомашине, у которой «биологическая начинка» снабжена и (или) пользуется множеством средств, являющихся усилителями физиологических возможностей. Это, например, приспособления, позволяющие более эффективно эксплуатировать окружающую среду, медицинские препараты, протезы, компенсирующие недостаточность функций естественных физиологических механизмов, средства защиты от неблагоприятных условий – одежды, жилища, – а также усилители возможностей мозга – библиотеки, компьютеры и т.п. При таком подходе следует обсуждать уже не эволюцию человека, а эволюцию связанных информационным обменом разумных биомеханизмов, принадлежащих виду «Homo mechanicus», или (если использовать традиционную для биологии латынь) – «Homo machinalis». Нет нужды предполагать, что такое возможно где-то в фантастическом будущем, населенном супер-биороботами; будущее уже наступило, причем довольно давно, но мы – люди, слишком занятые собственными делами, – не слишком это осознали». Представляется, что исследования в области меметики, выполненные В.Левченко, позволили, наконец, продвинуть эту науку далее теории репликаторов. Среди работ, касающихся проблем меметики, следует особо выделить книгу известного физика, специалиста по квантовым вычислениям Д.Дойча «Структура реальности» (2001). В этой книге рассмотрены, в частности, свойства различных типов репликаторов, введено понятие активного репликатора, а также понятие «ниша» для набора всех возможных сред, которые данный репликатор может побуждать к созданию его копий. Одна из основных идей данной работы – интерпретация жизни как формы реализации известного принципа Тьюринга: «Возможно построить генератор виртуальной реальности, репертуар которого включает каждую физически возможную среду». В результате такого подхода появилось новое определение жизни: «…жизнь – это разновидность формирования виртуальной реальности». Представляется, что использование этого подхода позволяет рассмотреть возможность разрешения тех проблем меметики, которые до настоящего времени были основным препятствием для её широкого признания: проблем определения и измерения мемов. Решение становится возможным на стыке кибернетики (принцип Тьюринга) и семиотики – науки, исследующей способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.). В краткой форме это решение выглядит следующим образом: Рациональным мы считаем поведение, адекватное поставленным задачам в данной среде (ситуации). Если рациональное поведение не обладающего разумом живого организма интерпретировать как имеющее биологический смысл, то смысл этот – функция степени соответствия виртуальных моделей объективной реальности, создаваемой данным организмом, самой объективной реальности. Соответственно можно сделать вывод о существовании смыслов разных уровней: – биологический смысл: функция соответствия моделей виртуальной реальности – реальности экологической ниши; – социальный смысл: функция соответствия моделей виртуальной реальности – реальности коллективных структур; На разумном уровне происходит целенаправленное построение моделей объективной реальности во всех её аспектах. Смысл в этом случае – функция соответствия этих моделей объективной реальности. Такой подход позволяет по-новому сформулировать само определение меметики: Меметика – наука о передаче семантической информации между генераторами виртуальной реальности. Мем – это семантический репликатор, одна из основных функций которого – передача семантической информации между генераторами виртуальной реальности. Другой важной функцией мемов является репликация самой информационной среды, в которой происходит обмен информацией между генераторами виртуальной реальности. В такой интерпретации мем – аналог понятия «файл». Семантический файл со свойствами репликатора. На этой основе также появляется возможность дать определение семантической информации, передаваемой с помощью мемов. Семантическая информация – это такая информация, которая изменяет передачу (отображение) среды в виртуальной реальности данного генератора виртуальной реальности с помощью сигналов другого генератора, находящегося в общей для них информационной среде. Обмен семантической информацией на уровне промемов происходит не только между животными, но и между отдельными клетками многоклеточных организмов. Подобный обмен имеет место также между клетками отдельного организма и его нервным центром (мозгом). У людей этот обмен не ограничивается уровнем промемов. Некоторая часть поступающей в мозг информации (включая также информацию, поступающую из окружающей среды) преобразуется из ощущений в восприятия и представления, что соответствует преобразованию семантической информации из промемов в мемы. Кроме того, у людей возможен и обратный процесс: мемы могут преобразовываться в промемы и, соответственно, воздействовать на различные органы и подсистемы организма. Результаты такого воздействия бывают самыми разнообразными: от эйфории – до летального исхода. Однако механизм взаимодействия клеток самого мозга – нейронов, участвующих в таких преобразованиях (в результате чего и проявляется сознание), не сводится к обмену промемами, а представляет собой гораздо более сложный комплекс информационных процессов. Науками о мозге накоплен большой объём данных о механизмах такого рода преобразований. Верификацией теоретических моделей было бы создание искусственного интеллекта, но эта задача, похоже, ещё далека от практического разрешения. Тем не менее, уже сейчас понятно, что столь сложную задачу невозможно решить исключительно формально-логическими методами. Краткая характеристика уровней семантической информации:
|