Особенности режима дня подростка





Скачать 55.78 Kb.
НазваниеОсобенности режима дня подростка
Дата публикации23.08.2014
Размер55.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Особенности режима дня подростка


Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме и в психике ребенка, играющие исключительно важную роль в формировании личности человека.

Поэтому так важно уделить должное внимание режиму дня.

В действительности же режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.

Состояние подростка в понедельник не похоже на его состояние в субботу. Оно одно в начале учебной четверти и другое в ее конце. А праздники? А болезни, а неожиданности разного рода? Все это конечно не отменяет режим, но заставляет ребенка (и нас) относиться к его установлениям сознательно, творчески и ответственно.
Уроки

Вы, родители, лучше, чем кто - либо, видите: сколько времени тратит ребенок на приготовление уроков. Если это время больше 2-2,5 часов, надо вмешаться и выяснить в чем дело. Подросток работает нерационально, нет условий для занятий, испытывает особые трудности в приготовлении заданий по тем или иным предметам? Может быть много заданий

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия пообедав и побыв на свежем воздухе 1,5-2 часа. Время начала занятий, желательно, должно быть твердо зафиксировано. Воздух в комнате, где занимается подросток свежий. Тишина. Через каждые 45 минут перерыв, во время которого комната снова проветривается

Свободное время

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время (пожиратели времени – телевизор, компьютеры).

Еще 3 часа надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, спорт). Но важно, чтобы подросток знал меру в подвижных играх. Хорошо, если он играет в футбол около часа – за этой границей начинается утомление и вместо пользы выходит «вред»: работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.

Контрольное время для других спортивных занятий: баскетбол, волейбол до 1,5 часа, катание на коньках до 1,5 часа, ходьба на лыжах – до 2 часов.

Понятно, что каникулярное время, в воскресные дни пребывание на воздухе должно быть увеличено, а в летнее время (если конечно дни не дождливые и не холодные) всю жизнь подростка, включая и сон, полезно перенести на свежий воздух.

Питание

Надо всячески противостоять складывающейся у подростка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячий завтрак так же необходим как обед.

Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин – не позднее чем за 1,5 часа до сна).

Сон

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов.

Тип человека Особенности режима Пик работоспособности

«Жаворонок» Рано просыпается, рано ложится спать 9-10 часов утра,

16-17 часов вечера

«Сова» Встает позже, очень активен вечером 11-12 часов утра,

18-20 часов вечера

«Голубь» Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не поздно 10-12 часов утра,

15-18 часов вечера
Особенности подросткового возраста

(Текст подготовлен по материалам статьи А.Ильина «особенности подросткового возраста» газета «1 сентября»)

Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.

Нервная система

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость и т.д.

Эндокринная система

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса.

Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой.

Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте.

У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития.

Иммунная система

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к

внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.


Сердечнососудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей.

Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области

сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.


Органы дыхания

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).

Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен.

Органы пищеварения

Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности режима дня подростка iconНаучно-исследовательская работа по теме «Особенности режима дня младших...
В настоящее время наиболее остро стоит проблема охраны, укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения...
Особенности режима дня подростка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: представить детям образ повседневной жизни в семье как культурную ценность; на конкретных примерах раскрыть важность...
Особенности режима дня подростка iconМетодологические основы математического моделирования гидротермического...
Лового режима почв для теплого полугодия. В данной работе рассмотрено формирование водно-теплового режима в холодный период года....
Особенности режима дня подростка iconФизиологические и психологические особенности подростка
Цель: Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями подросткового периода
Особенности режима дня подростка iconРешение 28. 06. 2012 года №13
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconИзжизниавтоответчико в аменхотеп и Рамзес
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconГазета «голос бэлць» Предновогодние поездки
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconКриминал – это инструмент распустившихся чиновников
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconПлан работы с родителями на 2012-2013 учебный год
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconРоссийская федерация федеральный закон о соглашениях о разделе продукции
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconVocabulary abuse оскорбление cases of abuse
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconТема «Как помочь хорошо учиться»
...
Особенности режима дня подростка iconУтверждаю директор департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области Д. В. Грамотин
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся
Особенности режима дня подростка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об утверждении режима дня и расписания внеурочной деятельности в 1х классах на ноябрь – декабрь 2012г
Особенности режима дня подростка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника
Особенности режима дня подростка iconСоциально-экономическое положение стран содружества независимых государств...
Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск