Скачать 66.59 Kb.
|
МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Занятие в объединении «Занимательная экология» по теме «Что такое жизнь?», проведённое в рамках фестиваля открытых занятии «Молодость и мастерство» Нигамаева Фаниля Тимергазеевна, педагог дополнительного образования Нижнекамск, 2011 Тема занятия: Что такое жизнь? Цель: ознакомить учащихся с основными признаками жизни. Задачи: образовательные: сформировать у учащихся новые понятия – макро- и микроэлементы, обмен веществ (метаболизм), геронтология, индекс массы тела; ознакомить с нормами здорового образа жизни, правильного питания, воспитательные: сформировать научно-материалистическое мировоззрение; гигиеническое, физическое воспитание, развивающие: развивать самостоятельность, мышление, память, внимание. Оборудования: сантиметровая лента, весы, калькулятор, техническое средство обучения (ноутбук), презентация прилагается. Литература:
Ход занятия: Приветствие педагога. Педагог: Ребята, вспомним, что вся наша Земля полностью заселена живыми организмами. Они встречаются везде: в почве, в воде, на суше, в воздухе. И все эти организмы, вы знаете, делят на отдельные царства. Какие царства живой природы вы помните из прошлого занятия? Дети: Царство бактерий, грибы, растений и животных. Педагог: Верно, молодцы! Какие виды бактерии вам известны исходя по типу питания? Дети: Сапрофиты - питаются мёртвым органическим веществом. И паразиты – питаются живым органическим веществом. Педагог: Правильно! А как называется наука, изучающая бактерии? Дети: Бактериология, микробиология. Педагог: Молодец! А что можете сказать про Царство Грибы? Дети: Грибы тоже бывают сапрофиты и паразиты. Педагог: Верно! Наука о грибах называется…? Дети: Микология. Педагог: Представители царства Растений питаются по-особому, каким образом они получают питательные вещества? Дети: Они получают питательные вещества в результате фотосинтеза и относятся к автотрофам. Педагог: Совершенно верно! Кто скажет название науки о растениях? Дети: Ботаника. Педагог: Остались у нас животные, а они по типу питания делятся тоже на группы, на какие? Дети: травоядные, плотоядные или хищные, всеядные и сапрофаги. Педагог: Правильно! Какая наука изучает животных? Дети: Зоология. Педагог: Верно! А что вы знаете о вирусах? Дети: Вирусы – это организмы, которые занимают пограничное положение между живой природой и неживой. Они не имеют клеточного строения. Вирусов относят к отдельному царству. Педагог: Правильно! Мы перечислили все царства живой природы, куда относятся множество организмов. А почему их относят к живым? Что у них общего? Дети:…….. Педагог: Давайте мы вместе перечислим признаки жизни и узнаем что такое жизнь! Запишите в тетрадях тему: «Что такое жизнь?» Все живые организмы имеют некоторые общие признаки. В состав живого входят химические элементы, одни в большом количестве – это макроэлементы (кислород, водород, углерод, азот и др.). А другие в меньшем количестве – это микроэлементы (железо, цинк, медь и др.) Запишите в тетрадях; признаки жизни и первый признак - единство химического состава. Важно знать, что в состав всех живых организмов обязательно входит вода. Без воды жизнь не возможна! Человек состоит на 45-70% из воды. В состав многих живых организмов входит, так же, углерод, а дрова алмаз, графит тоже состоят из углерода. Но они же неживые! Значит, те химические элементы, входящие в состав живых организмов встречаются в составе и неживых. Поэтому у живого есть и другие признаки, сейчас мы их рассмотрим. Запишите следующий признак; движение. Всё живое движется, о животных и о человеке и говорить не стоить. Приведите пример движения растений! Дети: …. Педагог: Верно! Но кроме живой природы, не живая тоже движется. Какой пример можете привести? Дети: ….. Педагог: Следовательно, какой мы делаем вывод? Дети: … Педагог: Правильно, что движение мы не можем рассматривать, как признак только живой природы. Вы знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Для того, чтобы эти клетки жили и функционировали нужна энергия. А откуда клетки берут эту энергию? Дети: …. Педагог: Правильно, мы питаемся! Пища в желудочно-пищеварительном тракте расщепляется на питательные вещества, эти всасываются в кровь и кровь доставляет их до каждой клеточки нашего организма. Питательные, минеральные вещества, витамины и кислород проникают в клетку через специальные отверстия – поры, а не нужные вещества – продукты распада и углекислый газ выходят в межклеточное пространство. То есть, что происходит? Клетка обменивается веществом. Запишем следующий признак жизни: обмен веществ или метаболизм. К процессам обмена веществ относится, так же, дыхание. Какими веществами мы обмениваемся? Дети: …. Педагог: Верно, кислородом и углекислым газом. Так же мы обмениваемся теплом с окружающей средой. Но не живое тоже обменивается веществом, например, коррозия металлов. Железо окисляется кислородом воздуха в присутствии влаги. Какие еще примеры можете привести? Дети: … Педагог: Совершенно верно! Отсюда снова вытекает вывод, что…? Дети: …. Педагог: Правильно, что обмен веществ не единственный признак жизни! Живые организмы растут, а рост сопровождается развитием. Все мы когда-то были маленькие, но выросли. Весной мы сеем маленькие семена и уже через несколько дней мы можем увидеть рост и развитие этого растения. Значит, это растение живет! Следовательно, рост и развитие – это признак жизни. Запишите в тетрадях! А не живое может расти? Дети: … Педагог: Правильно, не живое тоже растет. Поэтому этот признак мы тоже не можем рассматривать как признак только живого. В жизни есть периоды, которые можно сравнивать с временам года. Весна – это детство, юношество, лето – молодость, осень – зрелый возраст, а зима – это старость. В конце приходит смерть. Всё живое рано или поздно умирает. Запишите следующий признак: смерть. Смерть – это прекращение всех жизненных функции организма. Продолжительность жизни у разных организмов разная. Например, бактерии живут 10-60 минут, мухи – часы, дни. Среди растении есть однолетние, двулетние и многолетние. Слоны 50-100лет. А не живая природа может прекращать свое существование? Дети:…. Педагог: Приведите примеры! Дети: … Педагог: Правильно! Так что, и смерть не единственный признак жизни. Мы говорим, что все рано или поздно умирает, а почему жизнь на Земле не прекращается? Дети: … Педагог: Правильно, так как есть такой процесс, как размножение. Запишите в тетрадях! Размножение – это способность живых организмов воспроизводить себе подобных. Новое поколение носит черты сходства с родителями. Этим живое принципиально отличается от неживого. Размножение – существенный признак жизни! Мы с вами перечислили основные признаки жизни, но не все. Ещё раз повторюсь, что мы рождаемся, растем, живём и стареем…. А можно ли продлить молодость, красоту и жизнь? Дети: … Педагог: Верно, продлить можно, нужно вести правильный образ жизни, отказаться от вредных привычек, правильно питаться. Мы хотим жить долго, не хотим стареть, учёные изучают процессы старения организмов и существует наука геронтология. Запишем в тетрадях определение. Геронтология – это раздел медико–биологической науки, изучающий процессы старения живых организмов. Кроме всего, на долголетие влияет масса тела. Существует величина, которая позволяет косвенно оценить соответствие массы на рост тела – индекс массы тела (ИМТ), которая вычисляется по формуле: I=m/h² Теперь измерим массу и рост у одного из вас (измеряют рост, массу и вычисляют ИМТ) Полученный результат смотрим по таблице. А теперь, посмотрите на следующую картинку! У обоих ИМТ=33,5. Смотрим по таблице – ожирение первой степени. А про первого человека можем говорить, что у него избыточная масса тела? Дети: … Педагог: Верно! У первого масса тела за счет мышц, а у второго – жировая масса. Поэтому ИМТ позволяет только косвенно оценить соответствие роста к массе тела. Каким образом первый человек добился увеличения мышечной массы? Дети: … Педагог: Правильно, нужно заниматься спортом, но и правильно питаться. То есть от питания тоже многое зависит. Вы согласны с утверждением – «Мы то, что мы едим!»? Дети: … Педагог: Допусти, нужно построить здание, если для стройки будут использовать не качественные кирпичи и строительные материалы, здание получится не устойчивым, может вовсе развалиться. А если будут строить из хороших, качественных кирпичей, то и здание получится качественное, устойчивое. Так же и с нашим организмом. Если мы будем питаться качественной и здоровой пищей, то и наш организм будет здоровым и устойчивым к болезням. И помните, мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть! В конце, хочу пожелать всем здоровой и долгой жизни! Спасибо за внимание! |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приветствуем всех собравшихся. Надеемся, что время, проведенное на этом занятии, будет интересным и полезным | График открытых мероприятий учителей-инноваторов в рамках проведения... График открытых мероприятий учителей-инноваторов в рамках проведения Фестиваля Науки и инноваций в гбоу цо №1409 | ||
Предлагаем вашему внимание внеклассное мероприятие, проведенное в... Работы по подготовке к отопительному сезону (Внешний осмотр, составление дефектной ведомости) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение о проведении районного фестиваля открытых уроков (далее – Фестиваль) устанавливает цели и задачи, определяет... | ||
О Фестивале открытых уроков Общие положения Целью Фестиваля является популяризация инновационных методов организации образовательного процесса в рамках Национальной образовательной... | Задачи фестиваля получить ответы на следующие вопросы: Нужны ли Владимиру... Организаторы фестиваля: Управление по делам молодежи администрации г. Владимир, Муниципальное Бюджетное учреждение «Молодежный центр»,... | ||
Сценарный план блока «Студенческая жизнь техникума» в рамках мероприятия... Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Что такое кинокамера или фотоаппарат? А также это очень интересно осуществлять процесс фото- и киносъёмки, понимая то, что ты запечатляешь жизнь | ||
Программа проведения Фестиваля открытых уроков для родителей обучающихся гимназии Дата Программа проведения Фестиваля открытых уроков для родителей обучающихся гимназии | План проведения открытых уроков в рамках дня открытых дверей 16 марта 2013 года Организация разноуровневых упражнений с учетом группы здоровья и физического состояния детей | ||
Приказ г. Томск приказ об итогах школьного Фестиваля открытых уроков «Я иду на урок» Икт как инструмента повышения качества образования и распространения педагогического опыта лучших учителей школы прошел Фестиваль... | Реферат в номинации «Питание» на тему «Какой мёд полезнее?» С древнейших времён он известен как диетическое и целебное средство. Ещё Авиценна утверждал: «Если хочешь сохранить молодость, то... | ||
В. А. Сухомлинский Цель проведения: Цель Фестиваля открытых уроков... Цель Фестиваля открытых уроков создание условий для совершенствования образовательного процесса в школе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее положение о городском фестивале открытых уроков для учителей начальных классов (далее Положение) определяет порядок организации... | ||
Тема урока Основные понятия Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют | Календарно-тематическое планирование модуля «Светская этика» Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют |