Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского





Скачать 149.63 Kb.
НазваниеКонкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского
Дата публикации15.07.2013
Размер149.63 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Биология > Конкурс
Региональный конкурс юношеских исследовательских работ

им. В.И.Вернадского

Россия, Краснодарский край, г. Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей №59


Школьные завтраки - важная составляющая рациона питания старшеклассника


Автор: Панченко Маргарита Грачевна,

ученица 11-А класса МОУ Лицей №59 г.Сочи
Руководитель: Панченко Алла Васильевна,

учитель технологи МОУ Лицей №59,

высшая квалификационная категория

2012 год

Оглавление


Введение

Глава1

Правильное питание, его принципы.

Глава 2

Изучение питания учащихся школы.

1.Анализ рациона питания.

2.Ошибки в питании.

Глава3

  1. Система рационального питания.

  2. Значение школьного завтрака.

Заключение

Литература

Приложения

Введение


Ключевой характеристикой человека является здоровье. Здоровье - это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, создания крепкой и дружной семьи, рождение и воспитание детей. Человек обычно не замечает, как работают его печень, почки и другие органы. Напротив, нездоровье, болезненно может проявляться самыми разнообразными способами. Наиболее известный и неприятный признак нездоровья - это боль. Другой признак нездоровья - нарушение деятельности отдельных органов, например тяжесть в области печени или желудка, проблемы с кишечником различного характера и т.д. Обратившись за помощью к медицинским работникам Лицея и проанализировав заболевания учащихся можно сделать вывод, что некоторые ученики имеют избыточную массу тела или дефицит массы. Большое количество учащихся имеют хроническую патологию желудочно-кишечного тракта. В чем причина? Почему ухудшается здоровье детей? Причин много. Но я решила остановиться на одной из главных – питании. Правильно ли мы питаемся? Какие ошибки в питании мы допускаем? Поэтому я предположила, что если правильно питаться, то здоровье будет улучшаться. Прийти к этому мнению, мне помогли и публикации на сайте «Здоровье детей в руках взрослых». Прочитав некоторые статьи, я поняла, что россияне очень мало знают о культуре питания. Решив в этом убедиться, я провела опрос среди учащихся нашего лицея. Итоги его:

-80% затрудняются ответить, что такое правильное питание;

- 20% дали правильный ответ.

Очевидно, что это соотношение не требует комментариев. Актуальной проблемой в настоящее время является проблема правильного питания.

Тема проекта: «Школьные завтраки - важная составляющая рациона питания старшеклассника».

Цель: Доказать необходимость школьного завтрака для старшеклассников.

Задачи:

-Изучить литературу по данной проблеме;

- Познакомиться с принципами правильного питания;

- Выявить ошибки в питании учащихся лицея;

- Понять, почему учащиеся старших классов отказываются от питания в школьной столовой;

- Проанализировать рацион правильного питания учащихся старших классов;

- Разработать рекомендации о необходимости питания в школьной столовой для учащихся старших классов.
Гипотеза: Если правильное питание является необходимым условием существования организма человека, то я хочу доказать необходимость школьных завтраков в рационе питания старшеклассников

Объект: рацион правильного питания учащихся старших классов.

Предмет исследования:

Изучение необходимости школьного завтрака в рационе правильного питания учащихся старших классов.

Методы работы:

1этап: Теоретический

    1. Работа с литературой по данной проблеме;

    2. Проведение исследования рациона и меню правильного питания учащихся старших классов;

2 этап: Практический

1. Проведение анкетирования среди учащихся 9-11 классов лицея;

2. Анализ результатов анкет учащихся;

3. Внесение школьного завтрака в суточное меню правильного сбалансированного питания учащихся старших классов с учётом суточных норм потребления белков, жиров, углеводов и витаминов.

Глава 1

Правильное питание, его принципы

Старинная латинская пословица: « Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить». Смысл этого выражения предельно ясен.

Правильное питание - это полноценное питание с учетом возраста, пола, массы тела, характера и условий труда, климатических условий. Оно помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.

Принципы правильного питания:

Первый принцип: соответствие энергетической ценности пищи энергозатратам организма.

На протяжении всего дня организм непрерывно расходует энергию, основным топливом  которой является потребляемая   пища в течение дня, а точнее энергетическая ценность продукта, измеряемая, в килокалориях (ккал). Суточная потребность подростков в энергии различается и зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей организма: пола, возраста, физической нагрузки, уровня обменных процессов, а также от температуры окружающей среды, климатических условий и т.д. Зная энергетическую ценность продуктов, можно составить меню правильного питания.

Второй принцип: правильного питания: сбалансированность питания. Сбалансированное питание - это такое питание, при котором составные части пищи, особенно белки, жиры и углеводы, находятся в определенном соотношении, а именно 1:2,7:4,6. это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Качественная полноценность пищи обеспечивается необходимым содержанием в ней самых важнейших питательных веществ. Выделяют 6 классов питательных веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода.

Белки - основной элемент питания, который является пластическим материалом человеческого тела. Они принимают участие в процессе обмена веществ. Суточная потребность- 80- 100 гр в день (не менее 1,5 г.\кг.). Источники белков: яйца, кисло - молочные продукты, морепродукты, птица, мясо.

Жиры - это, прежде всего источник энергии. Суточная потребность 60-100 гр. Источниками жиров являются растительное и сливочное масло, сало, печень трески, свинина, ветчина, майонез, орехи.

Углеводы являются основным источником энергии, особенно при выполнении физической нагрузки. Они регулируют обмен белков и жиров, это единственный источник энергии нервной системы. Суточная потребность 360-400 гр. в день. Источники углеводов: крупы, овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия.

Витамины выполняют в организме специальную функцию: они усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус.

Минеральные вещества участвуют в жизненно важных процессах протекающих в организме человека: кроветворения, построения костной ткани, водно-солевой обмен, поддерживание кислотно-щелочного баланса, деятельность нервной системы. Суточная норма потребления-20-25 гр.

Вода необходима организму, так же, как и все пищевые организмы. Усвоение этих веществ возможно только в водной среде. Суточная норма потребления воды 2-2,5 литра ( т.е. 40 гр. на 1 кг. массы человека).

Чтобы получить необходимые для организма пищевые вещества, стремитесь к разнообразию в питании. В этом поможет пищевая пирамида (приложение №1). В пирамиде особо выделены пять главных групп продуктов, показанных в трех нижних ее этажах. Здоровое питание подразумевает потребление всех видов продуктов.

Третий принцип: правильного питания - режим питания, что означает распределение пищи во времени по количеству приемов, по калорийности и объему. Между приемами пищи соблюдаются интервалы времени. Прием пищи в одно и то же время приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Наиболее рациональным для подростков является четырех – пяти разовое питание. Если общую калорийность пищи принять за 100% , то при трех разовом питании на долю завтрака должно приходиться 30 %, обеда- 45%, а ужина – 25% общей калорийности. При четырех – пяти разовом питании дополнительно подается второй завтрак и полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на 2 части (20% и 10%), а полдник на 10% снижается калорийность обеда и ужина (приложение №3).

Четвёртый принцип: условия приёма пищи.

  • Условия приёма пищи очень важны. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвояемости пищи, вот почему так важны интерьер, сервировка стола, психологическая атмосфера. Переваривание пищи сопряжено с большими энергозатратами, и организм должен быть готов к еде. Природой установлен сигнал готовности – чувство голода. Критерий здорового аппетита – сильное желание что-нибудь съесть и обильная сладкая слюна, появляющаяся при одной мысли о еде.

  • Одно из важнейших условий – тщательнейшее пережевывание. Помните, что в комке пища не усваивается! При жевании происходит не только механическое измельчение, изменение консистенции и начальное расщепление крахмалов и отчасти белков.

  • Еда должна быть вкусной! Безвкусная пища плохо усваивается, ведь синтезом многих пищеварительных ферментов «управляет» язык.

  • Желудок после еды должен быть заполнен не более чем наполовину. Чтобы не переедать, можно спрашивать самого себя, а хочется ли съесть кусочек черствого хлеба, и когда такое желание пропадает, вставать из-за стола.

Вывод: Проанализировав имеющуюся литературу, я пришла к выводу: правильное сбалансированное питание - необходимое условие существования организма человека.

Глава 2

Изучение питания учащихся нашего лицея.

Отец медицины Гиппократ сказал, что все болезни проходят через рот. Действительно, все нарушения состояния здоровья вызваны ошибками питания. Познакомившись с главными принципами организации правильного питания, я решила изучить, как выполняют эти принципы учащиеся нашей школы.

Для изучения сбалансированности питания, я провела анкетирование учащихся 9 -11 классов (приложение 2).

Из проведенных исследований можно сделать соответствующие выводы:

  • Подростки мало употребляют в пищу овощей и фруктов;

  • не соблюдают режим приёма пищи;

  • преобладает тип питания «Перекус, фастфуд»;

  • учащиеся употребляют большое также количество сладкого.

И лишь 28% питаются правильно, используя тип пищи «Полноценное, горячее питание». Поэтому проведя такие исследования, в питании учащихся нашего лицея я выявила ошибки:

1.Ошибка: Мы едим слишком жирной пищи.

В среднем мы потребляем 132 грамма жира ежедневно при норме 80 граммов. Эта лавина представляет собой серьезную угрозу нашему здоровью.

2. Ошибка: Мы едим слишком много сладкого.

Доля сладостей и сахара в нашем питании чрезмерно высока.

3 .Ошибка: Мы мало употребляем витаминов: фруктов и овощей.

Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов.

4. Ошибка: Мы едим неправильно.

Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день мы едим три раза, причем большими порциями.

5.Ошибка: Мы слишком мало знаем о питании.

Наука накопила немало сведений о правильном питании. Эти сведения относятся к калорийности пищи, и содержанию в ней белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. К сожалению, эти сведения пока неведомыми для большинства учащихся.

Анализ рациона питания поможет избежать ошибок в питании. Я предложила учащимся 11-А класса, в котором я учусь, проанализировать свой рацион питания, в соответствии со следующими требованиями:

1. Ежедневно записывайте в специальную тетрадь все, что вы съели и выпили в течение дня. Учитывайте калории и вес продукта.

2.Фиксируйте время каждого приема пищи, включая и всевозможные «перекусы».

3.Отмечайте способ приготовления каждого съеденного вами блюда: сырое, жаренное, варенное и т.д.

4.Записывайте, что побудило вас съесть этот продукт: голод, жажда, хорошее или плохое настроение, скука, привычка, аппетитный вид блюда, уговоры близких и т. д. (приложение № 4).

Выводы: Анкета заинтересовала учащихся. Все мои одноклассники приняли в ней участие и постарались максимально правдиво отвечать. Я проанализировала результаты анкеты. Например, девочки в основном стараются следить за своим питанием, оно сбалансировано, они следят за своим весом, употребляют большое количество фруктов и овощей. Результат правильного питания отражается на внешнем виде и фигуре. Однако одна из девочек всё-таки имеет избыточный вес, так как отдаёт предпочтение пище, содержащей большое количество углеводов и сахара. Многие мальчики питаются неправильно: перекусывают на ходу, употребляют большое количество белковой и углеводной пищи. В рационе присутствует мало овощей и фруктов. У некоторых из них выявлены различные заболевания желудочно-кишечного тракта, у одного избыточный вес. После проведённого исследования потребляемой пищи, они решили изменить свой рацион и отношение к питанию. Постараются сделать его правильным и сбалансированным. Все мои одноклассники согласились с тем, что второй завтрак в школьной столовой необходим для правильного приёма пищи.

Глава 3

Система рационального питания.

Питание учащихся должно быть построено так, чтобы оно полностью обеспечивало потребность организма в энергии и веществах, необходимых для его роста и развития.

Школьнику на завтрак необходимо творожное или молочное блюдо. Эти продукты содержат белки необходимые растущему организму. Полноценный завтрак повышает умственную и физическую работоспособность.

Второй завтрак должен состоять из чая или кофе с бутербродом или булочкой.

Обед должен быть горячим: любой суп, мясное или рыбное блюдо с гарниром и компот.

Полдник должен быть оснащен фруктами и соками.

На ужин школьник должен получать молочное или овощное блюдо за 2 часа до сна.

В идеале пищевой рацион должен подбираться для каждого человека индивидуально в зависимости от особенностей его обмена веществ, возраста, пола, физической нагрузки, уровня здоровья, климатических условий. Выполнение всех правил питания способствует сохранению здоровья.

Значение школьного завтрака.

Исследования показали, что перерыв между приёмами пищи должен составлять не более 4 часов. Учащиеся старших классов находятся в школе с 8-00 до 13-30, это составляет 5часов 30 минут. Кроме того следует учесть, что примерно по 30 минут уходит на дорогу в школу и обратно, т.е. 1 час. Итого получается 6 часов 30 минут. Кроме того, подростки крайне редко в 7 часов утра могут съесть полноценный завтрак. Скорее всего, это бутерброд и чай, т.е. получается, что первый и второй завтрак как бы меняются местами. Если ученик отказывается принимать пищу в школьной столовой, то его умственная работоспособность снижается уже после 3 урока. Следовательно, он не может полноценно усваивать программный материал по предмету. Так вот, оказывается, почему мы забывает стихи и формулы, которые замечательно выучили дома. Именно поэтому не всегда удаётся получить хорошую отметку на уроке и написать контрольную работу. Как просто ларчик открывался! Желание поесть, а точнее недостаток глюкозы в нашем мозгу снижает адекватность нашего мышления. Условный рефлекс срабатывает безошибочно! А ведь в нашем лицее есть прекрасная школьная столовая, которая стала лучшей во всём Краснодарском крае! Чего только стоит интерьер - замечательная современная удобная мебель, плазменный телевизор на стене, демонстрирует ролики о здоровом питании. И стоит только нам зайти туда, замечательные профессиональные повара очень быстро помогут нам привести в необходимое состояние наш организм. Пища, которую там готовят вкусная, соответствует всем правилам и нормам, подаётся в красивой французской посуде. И вообще, находясь там, ощущаешь, что ты побывал в кафе! Чтобы в полной мере доказать своим одноклассникам необходимость школьного завтрака и продемонстрировать процесс его приготовления, я попросила заведующую нашей школьной столовой провести экскурсию по цехам. Они увидели весь технологический процесс приготовления пищи и современное оборудование, на котором её готовят. Затем учащимся была предложена дегустация блюд 12 -дневного меню. Это стало самым весомым доказательством необходимости школьного завтрака. Именно то, что сам увидел и попробовал, не требует уже никакой рекламы. Вот теперь можно снова идти на уроки и получать 5 и 4 так необходимые старшеклассникам!

Вывод: Таким образом я смогла убедительно доказать своим одноклассникам гипотезу, что школьные завтраки являются важной составляющей в рационе питания старшеклассников. Об этом красноречиво говорит график изменения количества питающихся в школьной столовой (приложение №5).

Заключение

Главная заповедь здоровья должна звучать так: «Не совершайте самоубийства при помощи ножа и вилки! Питайтесь правильно, выполняя все принципы здорового питания!» Пусть за столом царят мир и радость. Это должно быть главным правилом в жизни. Ведь в это время вы строите свое тело и здоровье. Я предлагаю выработать каждому свою программу питания. Контролируйте всю потребляемую пищу. Соблюдайте режим питания и обязательно ежедневно посещайте школьную столовую, чтобы съесть так необходимый всем нам 2-й завтрак. Вчера мы всем классом завтракали в школьной столовой, и это было великолепно. С этим согласились все мои одноклассники! Некоторые даже удивились тому, что не делали этого раньше. А ведь нам осталось так мало времени провести вместе. Уверена, после окончания школы мы ещё долго с благодарностью будем вспоминать нашу великолепную школьную столовую.

Тому на пользу мой совет пойдет,

Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

Авиценна.


Литература

  1. Ермакова В.И.Основы физиологии питания. М. Просвещение. 2002 г.

  2. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.Вентана-граф. 2004 г.

  3. Новикова Е.И. Питание детей. М. Медицина. 1983 г.

  4. Петровский К.С. Основы рационального питания . М. Знание. 1995г.

  5. Скурухин И.М. Как правильно питаться. М. Агропромиздат. 1987г.

  6. http://www.zdoroviedetey.ru/

  7. http://www.za-partoi.ru/zdorovoe-pitanie.html

  8. http://tvoezdorovie21vek.ru/pravilnoe-pitanie/zdorovoe-pitanie-shkolnika


Приложение № 1




Приложение № 2

1. Сколько раз в неделю вы употребляете фрукты и овощи?

Результаты опроса:

Фрукты:

ни разу - 23%;

2 и более 77%;

Овощи:

ни разу - 10%;

2 и более 90%.

2. Сколько раз в день вы принимаете пищу?

Результаты опроса:

38 % питаются 3 раза в день;

42% питаются 4 раза в день;

20% питаются 5 раз в день.

3. В вашем рационе питания преобладает пища животного или растительного происхождения?

Результаты опроса:

26% детей принимают пищу растительного происхождения;

74% пищу животного происхождения.

4. Всегда ли вы принимаете пищу в одно и то же время?

Результаты опроса:

48% ответили «Да»

52% ответили «Нет»

5. Какому типу пищи вы отдаёте предпочтение?

Результаты опроса:

- 28 % полноценное, горячее питание;

- 43 % перекусы, фастфуд;

- 29% сладости

Приложение № 3
Режим питания школьника



Время

Прием пищи

Распределение суточного рациона %

07.30

Завтрак

20

11.00

2 завтрак

10

14.30

Обед

40

16.00

Полдник

10

19.00

Ужин

20


Приложение № 4

Таблица рациона питания

Пища, напитки

Количество

Способ приготовления

Время приёма пищи

Длительность приёма пищи

Причины

Анализ























Приложение № 5
Количество питающихся учащихся

11-А класса

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconВ рамках XVIII всероссийского конкурса юношеских исследовательских...
В рамках XVIII всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени в. И. Вернадского
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012»
Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы»
Краевой конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» (в рамках шестого Всероссийского исторического...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс проводится ежегодно и включает в себя защиту исследовательских...
«Отечество», в рамках которого 9 ноября в районном Доме детского творчества состоялся конкурс исследовательских краеведческих работ...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconМежрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских...
Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconВ. И. Вернадского с 8 по 12 апреля в Москве проходили Всероссийские...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс до 10 марта 2013г. 10. 04 12. 04. 2013 очный тур (XXXI конференция)
Всероссийский ежегодный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель мвф»
Международный конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых и студентов «Модель мвф»
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс исследовательских работ «Создатели государственных символов Чувашии»

Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс исследовательских работ «Каменный пояс»
Конкурс способствует выявлению одаренных детей, утверждению личностно – значимых ценностных ориентиров, самореализации ребенка через...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий 2014»
Введение 3
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс исследовательских работ Муниципальным учреждением Управление...
Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» направлены для участия в областном конкурсе...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс творческих работ по округу «Недаром помнит вся Россия»
Культурологический слет «Корона Москвы» в рамках 5 межрегио-нального конкурса исследовательских, реферативных и творческих работ...
Конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского iconКонкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и гуманитарные...
Брянский институт повышения квалификации работников образования объявляет конкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск