ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии для 5-11 классов И.Н. Пономаревой, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования ( 2009 г.)
Программа курса «Биология» для учащихся 10 -11 классов (1 час в неделю) направлена на развитие индивидуальных способностей учащихся, на формирование у них представлений о современной картине мира.
Конечная цель курса – это подготовка высокообразованных людей, способных к активной, положительной, деятельности.
В курсе биологии для 10-11 классов осуществляется интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программу включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с Требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
Интегрирование материалов из различных областей биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней, их экологизация и культурологическая направленность, делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения тем обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе процессов, происходящих на молекулярном уровне жизни, - тесную связь с курсом химии.
Цели и задачи обучения
по основной терминологии и символике ,о биологических системах (организменный, клеточный, молекулярный уровни жизни); сущности обмена веществ, закономерностях индивидуального развития, размножения организмов, основных законов наследственности и изменчивости, основ эволюционного учения, истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за биостемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
в процессе работы с учебником учащиеся должны научиться анализировать текст, сворачивать его в схему, делать рефераты, готовить сообщения ;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Тематическое планирование курса
№
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| Организменный уровень жизни
Организменный уровень жизни, его роль в природе. Организм как биосистема.
Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов.
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез) Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма, негативное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие эмбриона человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Изменчивость признаков организма, ее типы. Мутации, их материальные основы.
Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы.
Генетика пола
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции.
Биотехнология, ее достижения.
Вирусы – неклеточная форма существования организмов.
| 17
| 2
| Клеточный уровень жизни
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке.
Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов.
Основные положения клеточной теории.
Основные части в строении клетки, их функции.
Прокариоты и эукариоты.
Клеточный цикл , деление клетки, митоз и мейоз.
Структура хромосом(специфические белки, хроматин). Функции хромосом.
Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом.
| 8
| 3
| Молекулярный уровень жизни Молекулярный уровень жизни, его особенность и роль в природе.
Основные химические соединения живой материи. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке.
Белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, роль в клетке .
Структура и функции ДНК, репликация ДНК.
Структура , функции и многообразие форм РНК в клетке.
Процессы синтеза как часть метаболизма в клетке.
Фотосинтез, роль в природе.
Биосинтез молекул белка, этапы синтеза.
Энергетический обмен. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания.
Связь пластического и энергетического обмена.
Экологические проблемы, пути устойчивого развития.
Обобщение знаний о многообразии жизни.
| 9
1
|
УМК:
Учебники: Биология: 11 класс. Базовый уровень. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский – М.: Вентана – Граф, 2011
Дополнительная литература:
И. Н. Пономарева.О.А.Корнилова ,Л.В.Симонова Биология: 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие . – М: Вентана – Граф, 2009
Тематическое планирование учебного материала на 1-П полугодие 2013-2014 учебного года Предмет: биология Класс(ы): 11 а Учитель: Кузницына Т.А. Кол-во нед.часов: 34 (1 час в неделю)
Программа: Программа курса «Биология» для 10-11 классов (базовый уровень) / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. М..:Вентана-Граф, 2011.
Учебный комплект для учащихся: Учебник для 11 кл. Биология. Авторский коллектив под ред .проф. И.Н.Пономаревой М. :Вентана-Граф, 2011
Наличие методических разработок для учителей Биология. 11 класс. Методические рекомендации к урокам. Авторский коллектив И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова . М..:Вентана-Граф, 2011. ПЛАНИРОВАНИЕ
№№
п/п
| Название темы
| Кол-во
часов
| Содержание занятий
| Примечания
|
| Организменный уровень живой материи
| 17
|
|
| 1.
| Организменный уровень жизни и его роль в природе
| 1
|
|
| 2
| Организм как биосистема
| 1
| Формирование умений преобразовывать текст в схему
|
| 3
| Процессы жизнедеятельности одно- и многоклеточных организмов
| 1
|
|
| 4
| Размножение организмов
| 1
|
|
| 5
| Оплодотворение и его значение
| 1
|
|
| 6
| Онтогенез (развитие организмов от зарождения до смерти)
| 1
|
|
| 7
| История развития генетики. Основные понятия генетики.
| 1
| Подготовка сообщений, презентаций
|
| 8.
| Изменчивость признаков организма и ее типы
| 1
|
|
| 9
| Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
| 1
| Лабораторная работа№ 1 Решение задач
|
| 10
| Дигибридное скрещивание
| 1
| Лабораторная работа№ 2 Решение задач
|
| 11
| Генетические основы селекции. Вклад Н.И .Вавилова в развитие селекции
| 1
|
|
| 12
| Генетика пола и наследование, сцепленное с полом
| 1
|
|
| 13
| Наследственные болезни человека
| 1
|
|
| 14
| Этические аспекты медицинской генетики
| 1
| Подготовка сообщений, презентаций
|
| 15
| Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований
| 1
| Подготовка сообщений, презентаций
|
| 16
| Царство Вирусы. Вирусные заболевания.
| 1
|
|
| 17
| Урок-обобщение «Организменный уровень жизни»
| 1
| Тест-контроль
|
|
| Клеточный уровень организации жизни
| 9
|
|
| 18
| Клеточный уровень организации живой материи , его роль в природе
| 1
|
|
| 19
| Клетка как этап эволюции живого в истории Земли
| 1
|
|
| 20
| Строение клетки
| 1
| Формирование умений преобразовывать текст в схему
|
| 21
| Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы
| 1
|
|
| 22
| Клеточный цикл
| 1
|
|
| 23
| Деление клетки – митоз и мейоз
| 1
| Лабораторная работа№ 3 «Митоз в корешке лука»
|
| 24
| Структура и функции хромосом
| 1
|
|
| 25
| История развития науки о клетке
| 1
| Подготовка сообщений, презентаций
|
| 26
| Гармония и целесообразность в живой природе.
| 1
| .Семинарское занятие
|
|
| Молекулярный уровень организации жизни
| 8
|
|
| 27
| Молекулярный уровень организации жизни, его роль в природе
| 1
|
|
| 28
| Основные химические соединения живой материи
| 1
|
|
| 29
| Структура и функции нуклеиновых кислот
| 1
|
|
| 30
| Процессы синтеза в живых клетках
| 1
|
|
| 31
| Процессы биосинтеза белка
| 1
|
|
| 32
| Молекулярные процессы расщепления
| 1
|
|
| 33
| Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема
| 1
|
|
| 34
| Время экологической культуры
| 1
| Семинарское занятие
|
| 35
| Структурные уровни организации живой природы
| 1
| Итоговое занятие
|
|
| Итого
| 35 часов
|
|
|
|
|
|
| |