Скачать 114.19 Kb.
|
Программа по биологии - - Химический лицей «Зоология – 8 класс.» г. Тулы. БИОЛОГИЯ – 8 КЛАСС: ПРОТИСТЫ, ЖИВОТНЫЕ.( 136 часов - 4 часа в неделю).
Зоология – наука о животных. Роль животных в природе и в жизни человека. Методы изучения животных. Классификация организмов как отражение общности их происхождения. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение и функции основных органоидов клетки. Отличия животной клетки от растительной. Половое и бесполое размножение организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Развитие многоклеточного организма из оплодотворенной яйцеклетки. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Лабораторные работы: 1. Одноклеточные и многоклеточные обитатели водоема. (Приготовление препаратов пресноводных организмов и их изучение под микроскопом. Зарисовка препаратов.)
Общая характеристика протист. Тип Саркомастигофор: важнейшие черты строения, основные представители, их экологическое значение. Классификация Саркомастигофор: класс Саркодовых (отряды амебы, раковинные амебы, лучевики, солнечники, фораминиферы); класс Жгутиконосцев (зоо- и фитомастигины). Тип Споровики: классы Грегарин и Кокцидиеобразных. Заболевания, вызванные кровяными споровиками: токсоплазмоз, малярия. Особенности течения и пути распространения возбудителей. Борьба с малярией и достижения в этой области. Типы Книдоспоридии и Микроспоридии, их особенности и роль в природе. Тип Инфузории. Особенности строения, физиологии и размножения на примере инфузории-туфельки и стилонихии. Раздражимость. Коньюгация. Балантидиум и особенности его биологии. Симбиотические инфузории. Роль представителей типа в природе. Значение простейших в природе и жизни человека. Происхождение протист. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Лабораторные работы: Изучение под микроскопом готовых препаратов простейших. Приготовление и изучение культуры инфузорий. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ.НИЗШИЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ - 4 часа. Теории происхождения многоклеточности: Геккеля, Мюллера, Хаджи. Тип Плакозоев. Трихоплакс – простейший представитель многоклеточных. Тип губки. Особенности строения губок как простейших одноклеточных животных. Типы клеток. Питание. Размножение. Многообразие и значение губок. Лабораторная работа: 1. Изучение под микроскопом скелета туалетной губки и бодяги. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ – 5 часов. Кишечнополостные — двуслойные многоклеточные животные, особенности их организации, типы клеток эктодермы и энтодермы. Мезоглея и ее особенности. Регенерация у кишечнополостных. Строение нервной системы, рефлексы. Примеры симбиоза у кишечнополостных. Особенности размножения. Классификация кишечнополостных: классы сцифоидных, гидроидных, коралловых полипов. Родство кишечнополостных и протист. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Происхождение коралловых атоллов. Тип Гребневиков – особенности строения и эволюционная роль. Демонстрация влажных препаратов медуз, актиний, скелетов коралловых полипов. Лабораторная работа: Строение ушастой медузы и медузы люцернарии. ТИП ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ – 5 часов. Возникновение третьего зародышевого листка - мезодермы и двусторонней симметрии. Общая характеристика плоских червей. Основные классы (ресничные, сосальщики, ленточные черви), их многообразие, среда обитания, приспособленность к среде. Усложнение организации по сравнению с кишечнополостными, их филогенетические связи. Значение в природе. Отрицательная роль червей-паразитов в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Другие паразитические представители типа. Меры профилактики гельминтных заболеваний и борьба с червями-паразитами. ТИП КРУГЛЫХ ЧЕРВЕЙ – 4 часа. Основные черты строения и жизнедеятельности круглых червей. Круглые черви — паразиты растений, животных и человека. Их приспособленность к среде обитания (паразитизму). Мероприятия по борьбе с ними. Цикл развития человеческой аскариды. Трихинеллы, власоглавы, анкилостомы, ришты, филярии, токсокары, острицы. Свободноживущие круглые черви и их роль в природе. Классификация круглых червей. Классы: нематоды, волосатики, коловратки. Лабораторная работа: 1. Наблюдение под микроскопом движения и питания коловраток. ТИП КОЛЬЧАТЫХ ЧЕРВЕЙ – 6 часов. Эволюция полостей тела. Ацеломические, псевдоцеломические и целомические животные. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей (членистое строение тела, вторичная полость тела, системы органов). Классификация кольчатых червей: олигохеты, полихеты и пиявки. Причины многообразия, место в системе животного мира, филогенетические связи с плоскими червями. Роль в природе и жизни человека. Характерные признаки каждого класса. Особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя. Медицинская пиявка. Демонстрация влажных препаратов плоских, круглых и кольчатых червей. Лабораторная работа: Изучение под микроскопом строения трубочника. Краткое знакомство с типами немертин, мшанок и плеченогих. ТИП МОЛЛЮСКОВ - 6 часов. Общая характеристика моллюсков. Передвижение моллюсков, особенности размножения. Классы моллюсков: двустворчатые, головоногие, брюхоногие, основные представители Тульской области. Приспособленность к среде обитания. Усложнение организации, филогенетические связи с кольчатыми червями. Роль моллюсков в природе. Промысловые моллюски, моллюски-вредители сельскохозяйственных растений и меры борьбы с ними. Демонстрация коллекции раковин, влажного препарата беззубки. Лабораторные работы: 1. Внешнее и внутреннее строение виноградной улитки на постоянных препаратах. Внешнее строение раковин двустворчатых и брюхоногих моллюсков. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИХ - 22 часов. Основные черты организации членистоногих. Подтип жабродышащих. Класс ракообразных. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразного. Конечности ракообразных. Размножение и развитие. Многообразие видов (пресноводные, морские и наземные ракообразные), их приспособленность к среде обитания. Значение ракообразных в природе. Практическое значение для человека (промысловые виды, роль дафнии, циклопа и других ракообразных). Подтип трилобитов. Особенности строения и эволюционная роль. Подтип хелицеровых. Класс паукообразных. Общая характеристика паукообразных. Особенности строения, питания, дыхания, поведения паука-крестовика в связи с жизнедеятельностью на суше. Размножение и развитие. Основные черты внешнего строения клещей. Клещи — вредители культурных растений и борьба с ними. Паразитические клещи возбудители и переносчики опасных заболеваний. Меры профилактики болезней. Многообразие паукообразных: скорпионы, пауки (тарантул, каракурт, серебрянка), сенокосцы, ложноскорпионы, сольпуги. Значение паукообразных в природе и жизни человека. Класс меростомовых – основные представители (ракоскорпионы и мечехвосты). Подтип трахейнодышащих. Класс многоножек: особенности строения и основные представители. Класс насекомых - общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности насекомого. Типы ротовых аппаратов и конечностей. Многообразие видов и среда обитания. Размножение. Типы развития. Приспособленность к среде обитания. Характеристика отрядов: Первичнобескрылые. Отряд таракановых и их биологические особенности. Отряд богомолов, особенности строения и поведения. Отряд термиты, значение в жизни человека, особенности питания. Отряд прямокрылые – важнейшие представители и их значение в жизни человека. Отряд стрекозы. Многообразие, особенности внешнего строения, размножения, развития стрекоз. Приспособленность к среде обитания. Отряд клопы. Важнейшие представители отряда. Особенности внешнего строения, питания, развития вредной черепашки. Меры борьбы. Приспособленность постельного клопа к паразитизму. Вредные клопы, черты их приспособления к среде обитания. Отряд чешуекрылые. Характеристика отряда. Дневные и ночные бабочки. Капустная белянка. Черты приспособленности к среде обитания во внешнем строении, размножении и развитии. Вред, наносимый культурным растениям, меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Особенности размножения и развития, многообразие пород, его причины. Шелководство. Отряд жесткокрылые. Характеристика отряда. Майский жук. Его строение, размножение, развитие. Колорадский жук — биологические особенности и меры борьбы. Многообразие жуков: божьи коровки, жужелицы, дровосеки, жуки-могильщики. Значение жуков в природе и жизни человека. Отряд двукрылые. Характеристика отряда. Комнатная муха, особенности её развития, строения и размножения. Многообразие двукрылых: комары, оводы, слепни. Значение двукрылых в природе и жизни человека. Отряд перепончатокрылые. Характеристика отряда. Медоносная пчела. Значение в природе и жизни человека. Состав пчелиной семьи. Особенности строения матки, трутня, рабочей пчелы в связи с их функциональным значением в жизни семьи. Размножение и развитие. Инстинкты пчёл. Пчеловодство. Муравьи. Особенности строения, размножения, развития в связи с общественным образом жизни. Инстинкты муравьёв. Паразитические перепончатокрылые, их роль в природе. Биологические способы борьбы с насекомыми-вредителями. Практическое значение насекомых. Роль насекомых-опылителей в повышении урожайности сельскохозяйственных растений. Насекомые-вредители сельского хозяйства и борьба с ними: механические, агротехнические, химические и биологические методы борьбы. Насекомые — переносчики опасных заболеваний человека и животных. Меры профилактики этих заболеваний. Охрана насекомых. Редкие и исчезающие виды. Филогенетические связи членистоногих с кольчатыми червями. Членистоногие — наиболее высокоразвитые беспозвоночные. Демонстрация коллекций членистоногих Тульской области, влажных препаратов и живых объектов уголка живой природы. Лабораторные работы: Изучение строения, передвижения и питания мелких ракообразных (циклопов, дафний или артемий). Внешнее строение речного рака. Изучение внешнего строения майского жука и других насекомых. Внешнее строение паукообразных. Определение насекомых при помощи атласов и определителя. ПРИМИТИВНЫЕ ВТОРИЧНОРОТЫЕ - 4 часа. Общие признаки вторичноротых, их отличия от первичноротых. Основные черты организации иглокожих: лучевая симметрия, скелет, водо-сосудистая система. Морские звёзды. Среда обитания, строение, размножение и развитие, регенерация. Многообразие иглокожих. Морские ежи, морские лилии, голотурии. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация коллекции морских звёзд и ежей. Лабораторная работа: 1. Внутреннее и внешнее строение морской звезды. Тип погонофор. Тип полухордовых: кишечнодышащие и крыложаберные. Особенности строения и филогенетическая роль. ТИП ХОРДОВЫХ - 44 часов. Общая характеристика типа. Многообразие хордовых и основные черты их организации. Происхождение типа хордовых. Подтип личиночнохордовых. Оболочники – особенности строения и жизнедеятельности. Асцидия. Подтип бесчерепных. Класс Ланцетники. Ланцетник — низшее хордовое животное. Среда обитания и приспособленность к ней. Особенности внешнего и внутреннего строения. Практическое значение. Демонстрация препаратов ланцетника под микроскопом и лупой. Подтип черепных или позвоночных. Общие признаки. Класс круглоротых. Миноги и миксины. Вымершие круглоротые – щитковые. Класс хрящевых рыб. Акулы и скаты. Их значение в жизни человека. Класс костных рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи со средой обитания. Обмен веществ, питание, дыхание, кровообращение, выделение. Нервная система и органы чувств. Поведение рыб. Размножение и развитие. Приспособленность к среде обитания. Морские, пресноводные, проходные рыбы. Миграции (кормовые, нерестовые, зимовальные). Классификация костных рыб. Хрящевые и костные ганоиды, мясистолопастные и костистые рыбы. Основные отряды костистых рыб и их важнейшие представители. Роль в природе. Рыбный промысел. Рыболовство и его роль в народном хозяйстве. Охрана рыб. Демонстрация живых рыб, влажных препаратов строения и развития рыбы, рефлексов аквариумных рыб. Лабораторные работы: 1. Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб. Строение чешуи рыбы. 2. Изучение строения скелета рыбы. 3. Изучение внутреннего строения рыбы на натуральных объектах. Класс Земноводных. Земноводные как первые наземные позвоночные. Среда обитания, особенности строения и процессов жизнедеятельности травяной лягушки. Обмен веществ. Размножение и развитие. Приспособленность к среде обитания. Усложнение организации земноводных по сравнению с рыбами. Происхождение. Расцвет земноводных в каменноугольном периоде, причины их вымирания. Многообразие современных земноводных: хвостатые, бесхвостые и безногие; их охрана. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация живых земноводных и влажных препаратов. Лабораторная работа: 1. Изучение расположения внутренних органов на влажном препарате лягушки. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, поведения в связи со средой обитания, регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряды: черепахи, чешуйчатые, крокодилы, клювоголовые. Роль в природе и жизни человека. Охрана рептилий. Происхождение пресмыкающихся, многообразие вымерших пресмыкающихся и причины их вымирания. Демонстрация живых пресмыкающихся, влажных препаратов. Класс Птиц. Особенности строения птиц в связи с приспособлением к полёту. Интенсивность обмена веществ, теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные изменения в жизни птиц: гнездование, кочёвки, перелёты, линька. Происхождение птиц. Отряды птиц: страусы, пингвины, гусеобразные, куриные, дневные хищные птицы, совы, дятлы, воробьиные. Экологические группы птиц: птицы степей, пустынь, побережий водоёмов, лесов, лугов, садов, полей. Роль птиц в природе и жизни человека, необходимость охраны и привлечения птиц. Птицеводство. Домашние птицы (куры, утки, гуси, индейки), разнообразие пород и его причины. Демонстрация чучел, скелетов, записей голосов птиц. Лабораторные работы: 1. Изучение внешнего строения птицы и птичьих перьев. 2. Изучение строения скелета. 3. Изучение развития цыплёнка в яйце на влажных препаратах. Класс Млекопитающих. Основные черты внешнего строения и передвижения. Особенности строения систем внутренних органов. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Классификация млекопитающих. Отряд Яйцекладущие. Утконос и ехидна. Их приспособленность к среде обитания. Примитивные черты строения. Отряд Сумчатые. Многообразие, особенности распространения и развития. Отряд Насекомоядные. Кроты, ежи, землеройки. Особенности среды обитания и приспособленность к ней. Значение в природе. Отряд Рукокрылые. Летучие мыши и крыланы. Приспособленность к полёту. Их значение в природе. Способы ориентации в пространстве. Отряд Грызуны. Многообразие. Среда обитания и значение в природе. Грызуны — вредители сельского хозяйства и распространители опасных заболеваний. Грызуны — самый многочисленный отряд млекопитающих. Отряд Зайцеобразные. Многообразие. Приспособленность беляка, русака и дикого кролика к среде обитания. Кролиководство. Породы кроликов и причины их многообразия. Отряд Хищные. Характеристика отряда. Многообразие. Семейства: кошачьи, волчьи, куньи, медвежьи. Значение в природе и народном хозяйстве. Общая характеристика отряда. Отряд Ластоногие. Приспособления к полуводному образу жизни. Гренландский тюлень, морские котики, морские слоны, моржи и другие ластоногие. Значение ластоногих. Отряд Китообразные. Киты и дельфины. Приспособления к жизни в воде. Зубатые и усатые киты. Значение в природе и жизни человека. Способы ориентации под водой. Поведение дельфинов в природе и в неволе. Отряд Парнокопытные. Многообразие отряда. Особенности жвачных и нежвачных. Значение в природе и жизни человека. Отряд Непарнокопытные. Приспособленность к жизни на открытых пространствах. Многообразие: лошади Пржевальского, куланы, ослы, зебры, носороги, тапиры. Отряд Хоботные. Слоны, их приспособленность к жизни в тропических лесах. Мамонты. Отряд Приматы. Характеристика отряда. Многообразие отряда: лемуры, узконосые и широконосые обезьяны, мартышки. Приспособленность приматов к древесному образу жизни. Человекообразные обезьяны. Особенности их поведения по сравнению с другими приматами. Общность происхождения приматов и человека. Происхождение млекопитающих. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Охрана млекопитающих. Сельскохозяйственные млекопитающие. Крупный рогатый скот, свиньи, овцы. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними. РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ – 4 часа. В сентябре и мае желательны экскурсии на водоем, в июне - необходима 5 дневная полевая практика для знакомства с животным миом Тульской области. Максимова Татьяна Владимировна |
Рабочая программа по биологии в 7 классе по программе для общеобразовательных... По учебнику «Биология. Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латюшина, В. А. Шапкина | Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных... | ||
Пояснительная записка учебник А. И. Никишов, И. Х. Шарова Биология.... Учебник А. И. Никишов, И. Х. Шарова Биология. Животные» 7 класс. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011 г | Учебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос» Учебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос», 2005 | ||
Рабочая программа по биологии «Биология. Животные» «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... | Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В. В.... | ||
Кучменко В. С., Пономарева И. Н. 7 класс. Животные (68 часов, 2 часа... Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7... Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов | ||
Рабочая программа учебного предмета «Биология» Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных... | Тематическое планирование. По учебнику А. И. Никишова «Биология:... «Биология: животные». Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений /А. И. Никишов, И. Х. Шарова/ М.: Просвещение, 2002 | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.... | Тематическое планирование по курсу «Биология. Животные». 7 класс Термины: места обитания; хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, паразит,хозяин, биоценоз, экосистема, продуценты, консументы,... | ||
Тематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 7 класс Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный). Контроль знаний за прошлый учебный год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Трайтак Д. И.,Трайтак Н. Д. Биология «Животные» 7 класс. – М.: Мнемозина, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –... | Рабочая программа Назировой Ляйсан Вакифовны по биологии «Животные» «Животные» авторов В. В. пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,... |