Биология – 8 класс: протисты, животные





Скачать 114.19 Kb.
НазваниеБиология – 8 класс: протисты, животные
Дата публикации07.08.2013
Размер114.19 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа

Программа по биологии - - Химический лицей

«Зоология – 8 класс.» г. Тулы.

БИОЛОГИЯ – 8 КЛАСС: ПРОТИСТЫ, ЖИВОТНЫЕ.


( 136 часов - 4 часа в неделю).

  1. ВВЕДЕНИЕ - 18 часов.

    Зоология – наука о животных. Роль животных в природе и в жизни человека. Методы изучения животных. Классификация организмов как отражение общности их происхождения.

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение и функции основных органоидов клетки. Отличия животной клетки от растительной.

    Половое и бесполое размножение организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Развитие многоклеточного организма из оплодотворенной яйцеклетки. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Лабораторные работы:

1. Одноклеточные и многоклеточные обитатели водоема. (Приготовление препаратов пресноводных организмов и их изучение под микроскопом. Зарисовка препаратов.)

  1. ЦАРСТВО ПРОТИСТ - 14 часов.

Общая характеристика протист.

Тип Саркомастигофор: важнейшие черты строения, основные представители, их экологическое значение. Классификация Саркомастигофор: класс Саркодовых (отряды амебы, раковинные амебы, лучевики, солнечники, фораминиферы); класс Жгутиконосцев (зоо- и фитомастигины).

Тип Споровики: классы Грегарин и Кокцидиеобразных. Заболевания, вызванные кровяными споровиками: токсоплазмоз, малярия. Особенности течения и пути распространения возбудителей. Борьба с малярией и достижения в этой области.

Типы Книдоспоридии и Микроспоридии, их особенности и роль в природе.

Тип Инфузории. Особенности строения, физиологии и размножения на примере инфузории-туфельки и стилонихии. Раздражимость. Коньюгация. Балантидиум и особенности его биологии. Симбиотические инфузории. Роль представителей типа в природе.

Значение простейших в природе и жизни человека. Происхождение протист. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

Лабораторные работы:

Изучение под микроскопом готовых препаратов простейших.

Приготовление и изучение культуры инфузорий.

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ.


НИЗШИЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ - 4 часа.

Теории происхождения многоклеточности: Геккеля, Мюллера, Хаджи.

Тип Плакозоев. Трихоплакс – простейший представитель многоклеточных.

Тип губки. Особенности строения губок как простейших одноклеточных животных. Типы клеток. Питание. Размножение. Многообразие и значение губок.

Лабораторная работа:

1. Изучение под микроскопом скелета туалетной губки и бодяги.

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ – 5 часов.

Кишечнополостные — двуслойные многоклеточные животные, особенности их организации, типы клеток эктодермы и энтодермы. Мезоглея и ее особенности. Регенерация у кишечнополостных. Строение нервной системы, рефлексы. Примеры симбиоза у кишечнополостных. Особенности размножения. Классификация кишечнополостных: классы сцифоидных, гидроидных, коралловых полипов. Родство кишечнополостных и протист. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Происхождение коралловых атоллов.

Тип Гребневиков – особенности строения и эволюционная роль.

Демонстрация влажных препаратов медуз, актиний, скелетов коралловых полипов.

Лабораторная работа:

Строение ушастой медузы и медузы люцернарии.

ТИП ПЛОСКИХ ЧЕРВЕЙ – 5 часов.

Возникновение третьего зародышевого листка - мезодермы и двусторонней симметрии.

Общая характеристика плоских червей. Основные классы (ресничные, сосальщики, ленточные черви), их многообразие, среда обитания, приспособленность к среде. Усложнение организации по сравнению с кишечнополостными, их филогенетические связи. Значение в природе. Отрицательная роль червей-паразитов в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Другие паразитические представители типа. Меры профилактики гельминтных заболеваний и борьба с червями-паразитами.

ТИП КРУГЛЫХ ЧЕРВЕЙ – 4 часа.

Основные черты строения и жизнедеятельности круглых червей. Круглые черви — паразиты растений, животных и человека. Их приспособленность к среде обитания (паразитизму). Мероприятия по борьбе с ними. Цикл развития человеческой аскариды. Трихинеллы, власоглавы, анкилостомы, ришты, филярии, токсокары, острицы.

Свободноживущие круглые черви и их роль в природе.

Классификация круглых червей. Классы: нематоды, волосатики, коловратки.

Лабораторная работа:

1. Наблюдение под микроскопом движения и питания коловраток.

ТИП КОЛЬЧАТЫХ ЧЕРВЕЙ – 6 часов.

Эволюция полостей тела. Ацеломические, псевдоцеломические и целомические животные.

Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей (членистое строение тела, вторичная полость тела, системы органов). Классификация кольчатых червей: олигохеты, полихеты и пиявки. Причины многообразия, место в системе животного мира, филогенетические связи с плоскими червями. Роль в природе и жизни человека. Характерные признаки каждого класса. Особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя. Медицинская пиявка.

Демонстрация влажных препаратов плоских, круглых и кольчатых червей.

Лабораторная работа:

Изучение под микроскопом строения трубочника.

Краткое знакомство с типами немертин, мшанок и плеченогих.

ТИП МОЛЛЮСКОВ - 6 часов.

Общая характеристика моллюсков. Передвижение моллюсков, особенности размножения. Классы моллюсков: двустворчатые, головоногие, брюхоногие, основные представители Тульской области. Приспособленность к среде обитания. Усложнение организации, филогенетические связи с кольчатыми червями. Роль моллюсков в природе. Промысловые моллюски, моллюски-вредители сельскохозяйственных растений и меры борьбы с ними.

Демонстрация коллекции раковин, влажного препарата беззубки.

Лабораторные работы:

1. Внешнее и внутреннее строение виноградной улитки на постоянных препаратах.

Внешнее строение раковин двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИХ - 22 часов.

Основные черты организации членистоногих.

Подтип жабродышащих. Класс ракообразных.

Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразного. Конечности ракообразных. Размножение и развитие. Многообразие видов (пресноводные, морские и наземные ракообразные), их приспособленность к среде обитания.

Значение ракообразных в природе. Практическое значение для человека (промысловые виды, роль дафнии, циклопа и других ракообразных).

Подтип трилобитов. Особенности строения и эволюционная роль.

Подтип хелицеровых. Класс паукообразных.

Общая характеристика паукообразных. Особенности строения, питания, дыхания, поведения паука-крестовика в связи с жизнедеятельностью на суше. Размножение и развитие. Основные черты внешнего строения клещей. Клещи — вредители культурных растений и борьба с ними. Паразитические клещи возбудители и переносчики опасных заболеваний. Меры профилактики болезней. Многообразие паукообразных: скорпионы, пауки (тарантул, каракурт, серебрянка), сенокосцы, ложноскорпионы, сольпуги. Значение паукообразных в природе и жизни человека.

Класс меростомовых – основные представители (ракоскорпионы и мечехвосты).

Подтип трахейнодышащих. Класс многоножек: особенности строения и основные представители.

Класс насекомых - общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности насекомого. Типы ротовых аппаратов и конечностей. Многообразие видов и среда обитания. Размножение. Типы развития. Приспособленность к среде обитания.

Характеристика отрядов:

Первичнобескрылые.

Отряд таракановых и их биологические особенности.

Отряд богомолов, особенности строения и поведения.

Отряд термиты, значение в жизни человека, особенности питания.

Отряд прямокрылые – важнейшие представители и их значение в жизни человека.

Отряд стрекозы. Многообразие, особенности внешнего строения, размножения, развития стрекоз. Приспособленность к среде обитания.

Отряд клопы. Важнейшие представители отряда. Особенности внешнего строения, питания, развития вредной черепашки. Меры борьбы. Приспособленность постельного клопа к паразитизму. Вредные клопы, черты их приспособления к среде обитания.

Отряд чешуекрылые. Характеристика отряда. Дневные и ночные бабочки. Капустная белянка. Черты приспособленности к среде обитания во внешнем строении, размножении и развитии. Вред, наносимый культурным растениям, меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Особенности размножения и развития, многообразие пород, его причины. Шелководство.

Отряд жесткокрылые. Характеристика отряда. Майский жук. Его строение, размножение, развитие. Колорадский жук — биологические особенности и меры борьбы. Многообразие жуков: божьи коровки, жужелицы, дровосеки, жуки-могильщики. Значение жуков в природе и жизни человека.

Отряд двукрылые. Характеристика отряда. Комнатная муха, особенности её развития, строения и размножения. Многообразие двукрылых: комары, оводы, слепни. Значение двукрылых в природе и жизни человека.

Отряд перепончатокрылые. Характеристика отряда. Медоносная пчела. Значение в природе и жизни человека. Состав пчелиной семьи. Особенности строения матки, трутня, рабочей пчелы в связи с их функциональным значением в жизни семьи. Размножение и развитие. Инстинкты пчёл. Пчеловодство. Муравьи. Особенности строения, размножения, развития в связи с общественным образом жизни. Инстинкты муравьёв. Паразитические перепончатокрылые, их роль в природе. Биологические способы борьбы с насекомыми-вредителями.

Практическое значение насекомых. Роль насекомых-опылителей в повышении урожайности сельскохозяйственных растений. Насекомые-вредители сельского хозяйства и борьба с ними: механические, агротехнические, химические и биологические методы борьбы.

Насекомые — переносчики опасных заболеваний человека и животных. Меры профилактики этих заболеваний.

Охрана насекомых. Редкие и исчезающие виды.

Филогенетические связи членистоногих с кольчатыми червями. Членистоногие — наиболее высокоразвитые беспозвоночные.

Демонстрация коллекций членистоногих Тульской области, влажных препаратов и живых объектов уголка живой природы.

Лабораторные работы:

Изучение строения, передвижения и питания мелких ракообразных (циклопов, дафний или артемий).

Внешнее строение речного рака.

Изучение внешнего строения майского жука и других насекомых.

Внешнее строение паукообразных.

Определение насекомых при помощи атласов и определителя.

ПРИМИТИВНЫЕ ВТОРИЧНОРОТЫЕ - 4 часа.

Общие признаки вторичноротых, их отличия от первичноротых.

Основные черты организации иглокожих: лучевая симметрия, скелет, водо-сосудистая система. Морские звёзды. Среда обитания, строение, размножение и развитие, регенерация. Многообразие иглокожих. Морские ежи, морские лилии, голотурии. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация коллекции морских звёзд и ежей.

Лабораторная работа:

1. Внутреннее и внешнее строение морской звезды.

Тип погонофор. Тип полухордовых: кишечнодышащие и крыложаберные. Особенности строения и филогенетическая роль.

ТИП ХОРДОВЫХ - 44 часов.

Общая характеристика типа. Многообразие хордовых и основные черты их организации. Происхождение типа хордовых.

Подтип личиночнохордовых. Оболочники – особенности строения и жизнедеятельности. Асцидия.

Подтип бесчерепных. Класс Ланцетники. Ланцетник — низшее хордовое животное. Среда обитания и приспособленность к ней. Особенности внешнего и внутреннего строения. Практическое значение.

Демонстрация препаратов ланцетника под микроскопом и лупой.

Подтип черепных или позвоночных. Общие признаки.

Класс круглоротых. Миноги и миксины. Вымершие круглоротые – щитковые.

Класс хрящевых рыб. Акулы и скаты. Их значение в жизни человека.

Класс костных рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи со средой обитания. Обмен веществ, питание, дыхание, кровообращение, выделение. Нервная система и органы чувств. Поведение рыб. Размножение и развитие. Приспособленность к среде обитания. Морские, пресноводные, проходные рыбы. Миграции (кормовые, нерестовые, зимовальные). Классификация костных рыб. Хрящевые и костные ганоиды, мясистолопастные и костистые рыбы. Основные отряды костистых рыб и их важнейшие представители.

Роль в природе. Рыбный промысел. Рыболовство и его роль в народном хозяйстве. Охрана рыб.

Демонстрация живых рыб, влажных препаратов строения и развития рыбы, рефлексов аквариумных рыб.

Лабораторные работы:

1. Изучение внешнего строения и особенностей передвижения рыб. Строение чешуи рыбы.

2. Изучение строения скелета рыбы.

3. Изучение внутреннего строения рыбы на натуральных объектах.

Класс Земноводных.

Земноводные как первые наземные позвоночные. Среда обитания, особенности строения и процессов жизнедеятельности травяной лягушки. Обмен веществ. Размножение и развитие. Приспособленность к среде обитания. Усложнение организации земноводных по сравнению с рыбами. Происхождение. Расцвет земноводных в каменноугольном периоде, причины их вымирания. Многообразие современных земноводных: хвостатые, бесхвостые и безногие; их охрана. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация живых земноводных и влажных препаратов.

Лабораторная работа:

1. Изучение расположения внутренних органов на влажном препарате лягушки.

Класс Пресмыкающиеся.

Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, поведения в связи со средой обитания, регенерация. Многообразие современных пресмыкающихся. Отряды: черепахи, чешуйчатые, крокодилы, клювоголовые. Роль в природе и жизни человека. Охрана рептилий. Происхождение пресмыкающихся, многообразие вымерших пресмыкающихся и причины их вымирания.

Демонстрация живых пресмыкающихся, влажных препаратов.

Класс Птиц.

Особенности строения птиц в связи с приспособлением к полёту. Интенсивность обмена веществ, теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные изменения в жизни птиц: гнездование, кочёвки, перелёты, линька. Происхождение птиц. Отряды птиц: страусы, пингвины, гусеобразные, куриные, дневные хищные птицы, совы, дятлы, воробьиные. Экологические группы птиц: птицы степей, пустынь, побережий водоёмов, лесов, лугов, садов, полей. Роль птиц в природе и жизни человека, необходимость охраны и привлечения птиц. Птицеводство. Домашние птицы (куры, утки, гуси, индейки), разнообразие пород и его причины.

Демонстрация чучел, скелетов, записей голосов птиц.

Лабораторные работы:

1. Изучение внешнего строения птицы и птичьих перьев.

2. Изучение строения скелета.

3. Изучение развития цыплёнка в яйце на влажных препаратах.

Класс Млекопитающих.

Основные черты внешнего строения и передвижения. Особенности строения систем внутренних органов. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения. Классификация млекопитающих.

Отряд Яйцекладущие. Утконос и ехидна. Их приспособленность к среде обитания. Примитивные черты строения.

Отряд Сумчатые. Многообразие, особенности распространения и развития.

Отряд Насекомоядные. Кроты, ежи, землеройки. Особенности среды обитания и приспособленность к ней. Значение в природе.

Отряд Рукокрылые. Летучие мыши и крыланы. Приспособленность к полёту. Их значение в природе. Способы ориентации в пространстве.

Отряд Грызуны. Многообразие. Среда обитания и значение в природе. Грызуны — вредители сельского хозяйства и распространители опасных заболеваний. Грызуны — самый многочисленный отряд млекопитающих.

Отряд Зайцеобразные. Многообразие. Приспособленность беляка, русака и дикого кролика к среде обитания. Кролиководство. Породы кроликов и причины их многообразия.

Отряд Хищные. Характеристика отряда. Многообразие. Семейства: кошачьи, волчьи, куньи, медвежьи. Значение в природе и народном хозяйстве. Общая характеристика отряда.

Отряд Ластоногие. Приспособления к полуводному образу жизни. Гренландский тюлень, морские котики, морские слоны, моржи и другие ластоногие. Значение ластоногих.

Отряд Китообразные. Киты и дельфины. Приспособления к жизни в воде. Зубатые и усатые киты. Значение в природе и жизни человека. Способы ориентации под водой. Поведение дельфинов в природе и в неволе.

Отряд Парнокопытные. Многообразие отряда. Особенности жвачных и нежвачных. Значение в природе и жизни человека.

Отряд Непарнокопытные. Приспособленность к жизни на открытых пространствах. Многообразие: лошади Пржевальского, куланы, ослы, зебры, носороги, тапиры.

Отряд Хоботные. Слоны, их приспособленность к жизни в тропических лесах. Мамонты.

Отряд Приматы. Характеристика отряда. Многообразие отряда: лемуры, узконосые и широконосые обезьяны, мартышки. Приспособленность приматов к древесному образу жизни. Человекообразные обезьяны. Особенности их поведения по сравнению с другими приматами. Общность происхождения приматов и человека.

Происхождение млекопитающих. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Охрана млекопитающих. Сельскохозяйственные млекопитающие. Крупный рогатый скот, свиньи, овцы. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ – 4 часа.

В сентябре и мае желательны экскурсии на водоем, в июне - необходима 5 дневная полевая практика для знакомства с животным миом Тульской области.

Максимова Татьяна Владимировна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биология – 8 класс: протисты, животные iconРабочая программа по биологии в 7 классе по программе для общеобразовательных...
По учебнику «Биология. Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латюшина, В. А. Шапкина
Биология – 8 класс: протисты, животные iconПрограмма предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс»
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных...
Биология – 8 класс: протисты, животные iconПояснительная записка учебник А. И. Никишов, И. Х. Шарова Биология....
Учебник А. И. Никишов, И. Х. Шарова Биология. Животные» 7 класс. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011 г
Биология – 8 класс: протисты, животные iconУчебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос»
Учебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос», 2005
Биология – 8 класс: протисты, животные iconРабочая программа по биологии «Биология. Животные»
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Биология – 8 класс: протисты, животные iconТематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В. В....

Биология – 8 класс: протисты, животные iconКучменко В. С., Пономарева И. Н. 7 класс. Животные (68 часов, 2 часа...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
Биология – 8 класс: протисты, животные iconРабочая программа основного общего образования по биологии для 7...
Программа курса «Биология. Животные.» предназначена для работы с учащимися 7-х классов
Биология – 8 класс: протисты, животные iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных...
Биология – 8 класс: протисты, животные iconТематическое планирование. По учебнику А. И. Никишова «Биология:...
«Биология: животные». Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений /А. И. Никишов, И. Х. Шарова/ М.: Просвещение, 2002
Биология – 8 класс: протисты, животные iconРабочая программа по биологии 7 класс
Значительное количество времени отводится на самостоятельную работу. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В....
Биология – 8 класс: протисты, животные iconТематическое планирование по курсу «Биология. Животные». 7 класс
Термины: места обитания; хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз, паразит,хозяин, биоценоз, экосистема, продуценты, консументы,...
Биология – 8 класс: протисты, животные iconТематическое планирование по курсу «Биология. Животные» 7 класс
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный). Контроль знаний за прошлый учебный год
Биология – 8 класс: протисты, животные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Трайтак Д. И.,Трайтак Н. Д. Биология «Животные» 7 класс. – М.: Мнемозина, 2009
Биология – 8 класс: протисты, животные iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. Природоведение 5 класс. Биология 6 – 9 классы. Биология 10 –...
Биология – 8 класс: протисты, животные iconРабочая программа Назировой Ляйсан Вакифовны по биологии «Животные»
«Животные» авторов В. В. пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск