Скачать 174.98 Kb.
|
ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»Кафедра патологической физиологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ И УЧЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ» факультеты лечебный, педиатрический, медико-профилактический III курс, V семестр Продолжительность занятия 3 академ. час. Составитель: асс. Турмова Е.П. Рецензент: проф. Маркелова Е.В. Владивосток, 2008 г. 1. Тема: «Общая этиология и учение о патогенезе». 2. Мотивация: Изучение данного раздела позволит ответить на главный вопрос этиологии применительно к болезни: отчего? Изучение раздела «Общий патогенез» позволит понять причинно-следственную связь, динамичность событий, возникающих после первичного взаимодействия причинного фактора и организма. Знание причин, условий возникновения болезни и механизмов ее развития и исхода дает возможность применения наиболее целесообразных методов лечения болезни, позволяет эффективно разрабатывать вопросы эпидемиологии и профилактики. 3. Цель обучения, воспитания и развития: Охарактеризовать понятия «этиология», «патогенез», «условия болезни». Знать роль местного и общего, структуры и функции в патогенезе развития болезни. Знать морфологические и физиологические особенности, которые влияют на возникновение и развитие патологических процессов и болезней у детей (пед.фак), изучить влияние эндогенных (тесно связанных с генетикой и онтогенезом) и экзогенных (с которыми постоянно сталкивается человек) факторов, на возникновение и развитие болезни (патологического процесса) (мпф). На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых. 4. Задачи обучения и воспитания: 4.1. Студент должен знать:
4.2 Студент должен уметь: Определять причины и условия возникновения патологического процесса, анализировать последовательность звеньев патогенеза на основании клинико-лабораторных данных. Устанавливать цепи порочных кругов в патогенезе болезни. Иметь представление о роли этиологического фактора в механизмах развития патологических состояний, о принципах этиологической, патогенетической и симптоматической терапии.
– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом; – при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи; – при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления; – помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетичесих факторов и др.) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента.
План практического занятия
6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время: Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия) Сформулировать цель занятия Контроль исходного уровня знаний Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5). Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом: – на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать вид (тип) патологического процесса; – указать возможные причины его развития и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса; – проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития порочных кругов; – рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса; – оценить динамику и характер развития патологического процесса (острое и хроническое течение; гипо-, гипер-, нормоэргическое и т.п.); – показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»); – охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации (руководствуясь принципом «относительной патогенности» механизмов защиты); – на основании анализа механизмов патогенеза и динамики развития патологического процесса обосновать его возможности исхода; – обосновать основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии данного патологического процесса. 7. Задание на самоподготовку. 7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):
2. Гомеостаз, механизмы поддержания. 3. Адаптивные (приспособительные) механизмы, их роль для нормальной жизнедеятельности. 4.Структурно-функциональные особенности физиологических систем. 5. Доминанта: характеристика основных свойств, ее значение. 7.2. Перечень контрольных вопросов:
7.3. Задания для СДС во внеучебное время. 1. Подготовить реферативные сообщения по теме занятия: «Роль причин и условий в возникновении болезни»; «Порочный круг – примеры» с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники). 2. Составить ситуационные задачи по теме занятия, с приведением эталона ответа. Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету патофизиология. 7.4. Задания для самоконтроля: Тестовый контроль исходного уровня знаний: 1. Этиология – это наука о (выберите более правильное утверждение):
2. Этиологическим фактором болезни является: 1) фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни; 2) фактор, определяющий специфичность болезни; 3) неблагоприятные факторы окружающей среды; 4) фактор, повышающий частоту возникновения болезни; 5) все из перечисленного. 3. Фактором, формирующим и определяющим деятельность патологической системы является:
4. Современный взгляд на роль структурных и функциональных нарушений в патогенезе заболеваний заключаются в следующем:
5. Укажите основную роль патогенетических факторов в развитии заболевания:
6. Этиотропная терапия заключается в следующем:
7. Выберите правильное выражения:
8. Выделите главное звено в патогенезе развития циркуляторной гипоксии:
9. Условия возникновения болезни могут модифицировать действие этиологического фактора, но:
10. Современная теоретическая концепция причинности в патологии заключается в следующем:
Тестовый контроль итогового уровня знаний: 1. Выберете правильное выражение: а) факторы риска – группа факторов, не являющаяся непосредственной причиной определенной болезни, но повышающаяся вероятность ее возникновения; б) факторы риска способствуют ускоренному развитию заболевания; в) Факторы риска в основном не определяют темп развития заболевания; г) суммация факторов риска потенцирует возникновение заболевания; д) пожилой возраст не является фактором риска артериальной гипертонии; е) ожирение – фактор риска сердечно-сосудистых заболевании; ж) факторы риска – группа факторов, не являющаяся непосредственной причиной определенной болезни, но статистически достоверно повышающаяся вероятность ее возникновения. 1) б,в,г,е; 2) б,г,е,ж; 3) а,в,е,ж; 4) а,г,е,ж; 5) а,в,д,е. 2. Перечислите собственно патологические изменения (явления) патогенеза: а) патогенетические факторы; б) причинно-следственные связи; в) первичные механизмы саногенеза; г) вторичные механизмы саногенеза; д) ведущие патогенетические фактор;, е) условия способствующие повреждению; ж) пусковое звено патогенеза. 1) а,г,д,е; 2) а,в,г,е; 3) б,в,д,ж; 4) а,б,д,ж; 5) а,г,д,ж. 3. Назовите наиболее известные этиологические теоретические концепции: а) монокаузализм; б) онтогенетическая; в) кондиционализм; г) полиэтиологизм д) конституционализм; д) вирусно-генетическая теория. 1) а,в,г; 2) а,б,г; 3) а,в,д; 4) а,б,д; 5) б,в,г. 4. Для клинической медицины значение учения о патогенезе заключается в следующем: а) дает необходимую информацию для классификации болезней; б) объясняет механизм взаимодействия причинного фактора с реагирующими структурами организма; в) объясняет механизм наблюдаемых симптомов и синдромов; г) помогает обосновать назначение лечения на конкретном этапе заболевания; д) объясняет различия между реагированием организма на отдельные группы этиологических факторов. 1) а,б,г; 2) а,в,г; 3) а,б,д; 4) а,в,д; 5) а,в,е. 5. Назовите примеры патогенетической терапии: а) применение нестероидных пртивовоспалительных препаратов при лихорадке; б) применение антибактериальных препаратов при инфекционном заболевании; в) блокада Н1-гистоминовых рецепторов при аллергии; г) применение радиопротекторов при лучевой болезни; д) применение солевых растворов при пищевой токсикоинфекции; е) исключение контакта с аллергеном, вызвавшим сенсибилизацию, ж) применение антиокидантов при воспалении. 1) а,б,в,е; 2) а,в,г,е; 3) а,в,д,ж; 4) б,в,д,ж; 5) а,г,д,ж. 6. Дайте характеристику инициальному звену патогенеза: а) оно сопровождается альтерацией структур организма; б) как правило, определяет специфичность заболевания; в) определяет процесс выздоровления; г) как правило, определяет специфичность заболевания, если оно наблюдается в течение всей болезни; д) предопределяет дальнейшие звенья патогенеза; е) это всегда главное звено патогенеза. 1) а,б,в; 2) а,б,д; 3) а,б,е; 4) б,в,г; 5) б,в,е. 7. Выберите правильные выражения: а) каждому заболеванию присуще свое, основное звено патогенеза; б) в зависимости от этапа заболевания, основное звено может различным (т.е. болезнь имеет их несколько); в) ведущие патогенетические факторы зачастую являются общими для множества видов патологии; г) ведущие патогенетические факторы приобретают более значимое значение, чем организующее звено патогенеза, на более ранних стадиях патогенеза; д) ведущие патогенетические факторы имеют более значимое значение, чем организующее звено на позднем этапе патогенеза. 1) а,в,д; 2) а,б,г; 3) а,в,д; 4) б,в,д; 5) а,г,д. 8. Конституционализм – научное направление в этиологии, согласно которому: а) в возникновении заболевания большое значение имеют воздействие факторов внешней среды; б) в возникновении заболевания основное значение имеют факторы внутренней среды; в) возникновении заболевания основное значение имеет неполноценный генотип человека; г) в возникновении заболевания внешние причины и условия не имеют значения; д) в возникновении заболевания имеют значение внешние неблагоприятные условия жизнедеятельности; е) главное в развитие заболевания – это внешняя причина.
9. Чрезвычайностью действия на организм обладают следующие этиологические факторы: а) кислоты и щелочи; б) избыточное поступление с пищей микроэлементов, витаминов; в) невесомость космических полетов; г) острые стрессовые ситуации; д) избыточное употребление пищи (переедание). 1) а,в,г; 2) а,б,в; 3) б,в,г; 4) б,г,д; 5) в,г,д. 10. «Теория факторов», как одно из направлений в этиологии утверждает: а) возникновение болезней обусловлено совместным влиянием множества равнозначных причин и условий; б) возникновение болезней обусловлено совместным влиянием множества неравнозначных причин и условий; в) биологические факторы опосредуются через социальные; г) биологические и социальные факторы имеют равнозначное значение; д)возникновение соматической патологии зависит от влияния психогенных факторов; е) главная причина патологии подменяется группой многочисленных причин и условий. 1) а,б,г; 2) а,в,г; 3) а,г,д; 4) а,г,е; 5) б,г,д. Ситуационная задача. У ребенка 14 лет, который находится в клинике по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава) боли в течение двух лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями, Жалуется на постоянное отсутствие аппетита. Упитанность ребенка заметно понижена. Укажите, что является причиной заболевания, а что условием? Эталон ответа задачи: Фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты – причина болезни. Фактор, влияющий на возникновение и развитие болезни – условие. У ребенка причиной заболевания явилась туберкулезная палочка, а нарушение питания, частые простудные заболевания – условия для возникновения и развития туберкулезного гонита. 7.5. Источники информации: Список рекомендуемой литературы: Основная:
Дополнительная:
|
Методические рекомендации для студентов практического занятия по... Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,... | Методические указания по выполнению практического занятия №1 5 Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение» | ||
Методические указания по выполнению практического занятия №2 Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение» | Методические указания по выполнению практического занятия №1 6 Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение» | ||
Методические указания по выполнению практического занятия №4 Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение» | Методические указания по выполнению практического занятия №9 Методические указания разработаны на основе фгос по специальности 26. 05. 05 «Судовождение» | ||
Методические рекомендации по подготовке к занятиям и организации... Муниципальное право: методические указания к проведению практических занятий / Сост. С. Г. Негматова; Волгоград гос техн ун-т. –... | Методические указания по подготовке и проведению практических занятий... Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р.... | ||
Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,... История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового... | Методические указания по самостоятельной подготовке к практическим... Представлены методические указания по дисциплине «Маркетинг» к выполнению курсовой работы, проведению практических занятий, библиографический... | ||
Методические указания по проведению занятия Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения | Методические указания и рекомендации по подготовке, оформлению и... Методические указания и рекомендации по подготовке реферата для студентов – Иркутск: ноу впдо бги, 2015 г. – 29 с | ||
Учебно-методический комплекс по истории и культуре чувашии методические... Благодаря этому у студентов вырабатывается грамотный, научный стиль изложения материала | Методические указания по подготовке, написанию и защите Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московской финансово-юридической академии и Московского Государственного... | ||
Методические указания для выполнения практического задания государственного... Методические указания для выполнения практического задания государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической... | «Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению... Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов |