МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЗООТЕХНОЛОГИИ И МЕНЕДЖМЕНТА КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
Методические указания
для самостоятельной работы по дисциплине
«ПРОИЗВОДСТВО ГОВЯДИНЫ НА ПРОМЫШЛЕННОЙ ОСНОВЕ» Для студентов ФЗМ
по направлению подготовки 11110062 - Зоотехния
Профиль подготовки - технология производства продуктов животноводства
Квалификация выпускника – БАКАЛАВР
Краснодар, 2013 Методические указания разработаны: Яковенко П.П., Музыкантовой Л.В., Григорьевой М.Г.
Цель методических указаний –повышение теоретической подготовки бакалавров по дисциплине «Производство говядины на промышленной основе» за счёт активизации самостоятельной работы студентов Рецензент: к.б.н., ст. преподаватель Тарабрин И.В. Рассмотрены на заседании кафедры технологии животноводства.
Протокол № 5 от «28»января 2013г.
Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссии от факультета зоотехнологии и менеджмента.
Протокол № 8 от 15.04.2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса. В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и сложной, чем организация самостоятельной работы.
Правильно организованная работа обучающихся имеет огромное образовательное и воспитательное значение, является одним из главных условий в достижении высоких результатов в обучении, в формировании нравственных качеств, развивает умение учиться, заниматься самообразованием и, следовательно, является как средством, так и целью образования. Только через самостоятельную работу студент может стать хорошим специалистом. Систематическая самостоятельная работа студентов повышает культуру их умственного труда, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания, что особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится постоянно заниматься самообразованием – повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных источников информации. 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины —
Дать студентам глубокие знания о состоянии производства говядины в нашей стране и за рубежом, внедрении промышленной технологии производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, получения максимума говядины с минимальными затратами с учетом современных экономических требований.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
современное состояние производства говядины;
промышленную технологию производства говядины;
факторы, влияющие на мясную продуктивность и технологические качества скота;
теоретические и технологические основы повышения мясной продуктивности крупного рогатого скота.
Уметь:
организовать зоотехнический учет;
анализировать состояние производства говядины;
планировать производство говядины;
организовать рациональное кормление скота при интенсивном выращивании, доращивании и откорме;
составлять технологические карты, схемы и циклограммы при промышленном производстве говядины;
рассчитать экономическую эффективность промышленного производства говядины.
Владеть:
организовать рациональное кормление скота при интенсивном выращивании, доращивании и откорме;
составлять технологические карты, схемы и циклограммы при промышленном производстве говядины;
рассчитать экономическую эффективность промышленного производства говядины.
Иметь представление:
о закономерности роста и формирования мясности скота, методах их учета и оценки и факторах, влияющих на мясную продуктивность;
о современных промышленных технологиях производства говядины;
об организации воспроизводства стада, технологии интенсивного выращивания, доращивании и откорме скота;
об организации механизации и автоматизации основных технологических процессов;
Виды и задачи профессиональной деятельности по дисциплине:
производственно-технологическая деятельность:
—планирование и организация эффективного использования животных, материалов, оборудования;
—производственный контроль параметров технологических процессов и качества продукции;
—участие в разработке новых методов, способов и приемов селекции, кормления и содержания животных;
организационно-управленческая деятельность:
—участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование);
—организация работы коллективов исполнителей;
—разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
научно-исследовательская деятельность:
—проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками;
—участие в выполнении научных исследований, анализ их результатов и формулировка выводов. 2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина является вариативной частью профессионального учебного цикла Б.3.2.8. ООП.
Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по следующим дисциплинам и разделам ООП:
— иностранный язык (Б.1);
— экономика (Б.1);
— организация и менеджмент (Б.1);
— математика (Б.2);
— информатика (Б.2);
— химия (Б.2);
— биология (Б.2);
— зоология (Б.2);
— генетика и биометрия (Б.2);
— безопасность жизнедеятельности (Б.3);
— морфология животных (Б.3);
— физиология животных (Б.3).
Знания, умения и приобретенные компетенции будут использованы при изучении следующих дисциплин и разделов ООП:
— биотехника воспроизводства с основами акушерства (Б.3);
— кормление животных (Б.3);
— зоогигиена (Б.3);
3. Рекомендация по планированию и организации времени, отведенного на изучение дисциплины Не владеющий методами организации личного времени студент не только не сможет стать полноценным специалистом и участником рынка труда – он не сможет и полноценно учиться. Вместо тепличной школьной обстановки, в которой учащегося непрерывно понукали и контролировали, где практически весь его рабочий день был жестко запрограммирован системой, человек попадает в ВУЗ, где он должен сам организовать свою работу, сам планировать учебу, сам распределять рабочие нагрузки.
В процессе изучения дисциплины «Производство говядины на промышленной основе» выделяется два вида учебной работы – аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторные занятия в общем объеме составляют 36 часов /1,0зачетных единиц. Из них лекции 18/0,5и лабораторных занятий 18/0,5.
Внеаудиторная самостоятельная работа занимает 40/1,1зачетных единиц, выполняется студентами по заданию преподавателя. Она включает в себя: подготовку и написание рефератов 18/0,5 и другие виды самостоятельной работ (занятия в компьютерном классе, посещение библиотеки, консультации) в объеме 22/0,6.
Всего на изучение дисциплины по плану выделено 76часов /2,1зачетных единиц.
Критерий эффективного планирования времени – если вы успеваете гораздо больше, чем раньше, и меньше устаете.
В системе организации времени есть несколько основополагающих моментов:
Используйте различные горизонты планирования: стратегическое, тактическое, оперативное. На стратегическом горизонте планирования Вы разрабатываете шаги по достижению Ваших жизненных целей. На тактическом горизонте планирования – реализуете Ваши цели на текущий год/квартал/месяц, на оперативном – на ближайшие дни (до недели).
Учитывайте свои биоритмы. Отследите, когда, в какой отрезок времени, в какое время суток, вам хочется работать и это получается наиболее эффективно. У кого-то это – раннее утро, а кто-то продуктивно работает глубокой ночью. По возможности, старайтесь делать важные, требующие усилий дела именно в это время.
Не взваливайте на себя всё. Часть дел и обязанностей всегда можно отдать для выполнения другим людям. Пусть они сделают их не так блестяще, как вы, но у вас останутся силы и время на выполнение того, что для вас действительно важно.
Умейте разделять важное и второстепенное, срочное и то, что можно отложить. Именно умение принимать решение о срочности и важности дел и определять приоритет их выполнения, помогает выполнить всё намеченное и не забыть о важном.
Скажите «нет» делам-пожирателям времени.
Планировать время – это не значит расписать день поминутно и забить делами до отказа. Это значит определить, какие дела для вас действительно важны, когда и как их нужно сделать, с запасом распределить время и довести намеченное до конца.
Время принадлежит вам, а не вы – времени!
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Содержание лекций Таблица 1
№ темы
лекции
| Наименование и содержание темы лекции
| 1
| ВВЕДЕНИЕ
Народно-хозяйственное значение производства говядины. Предпосылки перевода производства говядины на промышленную основу. Передовой опыт технологии производства говядины в нашей стране и за рубежом
| 2
| МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ СКОТА
Понятие о росте и развитии. Закономерности роста и развития. Формирование мясности скота. Факторы, влияющие на мясную продуктивность. Учет и оценка мясной продуктивности скота. Методы повышения мясной продуктивности
| 3
| СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ГОВЯДИНЫ
Интенсификация производства говядины. Специализация и концентрация производства говядины. Основы размещения производства говядины. Производственные типы предприятийпо производству говядины. Организация и оплата труда в предприятиях промышленного типа. Пути повышения рентабельностипроизводства говядины и снижение себестоимости продукции.
| 4
| ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПОПРОИЗВОДСТВУ ГОВЯДИНЫ
Типы производственных сооружений.Механизация и автоматизация технологических операций. Комплексы по производству говядины
на 3 000, 6 000, 10 000, 12 000 и 15 000 голов разовой постановки скота. Комплектование специализированных хозяйств откормочным скотом.
| 5
| ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ И ОТКОРМА МОЛОДНЯКА
Требования, предъявляемые к молодняку в условиях промышленной технологии. Условия получения доброкачественных телят для производства говядины. Технология выращивания, доращивания и откорма скота. Типы откорма скота.
| 6
| ИНТЕНСИВНОЕ ВЫРАЩИВАНИЕ МОЛОДНЯКА НА МЯСО
Показатели, характеризующие интенсивное выращивание молодняка на мясо. Использование высокопродуктивных пород скота на мясо. Создание устойчивой кормовой базы;повышение уровня кормления; дифференцированное кормление молодняка. Использование прогрессивных способов содержания скота.
| 7
| СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ СОДЕРЖАНИЯСКОТА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСАХ
Привязное содержание. Беспривязное содержание. Комбинированное содержание. Системы содержания откормочного молодняка. Экономическая эффективность разных систем содержания скота при производстве говядины.
| 8
| ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРМОВОЙ БАЗЫ, КОРМОПРИГОТОВЛЕНИЯ И КОРМЛЕНИЯ СКОТА В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ
Организации кормовой базы и кормоприготовления. Рационы и схемы кормления скота. Потребности скота в питательных веществах при выращивании и откорме. Составление кормового плана.
| 9
| ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ГОВЯДИНЫ
Технологические циклограммы производства говядины. Технологические схемы и циклограммы производства говядины. Проектирование машин и механизмов при производстве говядины.
|
4.2. Лабораторные занятия Таблица 2
№ темы
лекции
| Наименование и № лабораторной работы
| 1, 2
| Учет и оценка мясной продуктивности, №1, 2.
| 3 – 5
| Расчет производства говядины в спецхозе, №3,4.
| 5 – 7
| Выращивание, доращивание и откорм молодняка на мясо, №5.
| 5
| Кормление молодняка при выращивании и откорме, №6.
| 8 – 9
| Производство говядины на промышленной основе, №7,8.
| 8 – 9
| Расчет технологического оборудования для механизации, №9.
|
5. Программа самостоятельной работы студентов Таблица 3
№ темы лекции
| Форма самостоятельной работы
| Форма контроля
| 1 – 9
| проработка конспектов лекций и вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, изучение основной и дополнительной литературы
| ответы во время устного или письменного опроса, сдача тестов, домашних заданий, коллоквиумов
| конспектирование материалов, работа со справочной литературой
| доклады на семинарском или практическом занятиях, на студенческой научной конференции
| выполнение домашних и контрольных работ, расчетно-графических работ с привлечением специальной технической литературы (справочников, нормативных документов и т.п.)
| ответы во время устного или письменного опроса, сдача тестов, домашних заданий, коллоквиумов
| подготовка рефератов по определенной проблеме, теме, докладов, эссе
| защита рефератов
| участие в НИРС
| подготовка статей по результатам НИРС к опубликованию
|
6. Тематический план самостоятельной работы Таблица 4
№ темы лекции
| Форма самостоятельнойработы
| Количество
часов
| Сроки выполнения (недели семестра
или даты)
| Форма
контроля
| 1 – 18
| Самостоятельная работа с конспектом и рекомендованной литературой по лекционному материалу
| 20
| 18– 33
| устный опрос,
демонстрационное занятие
| 1 – 18
| Отработка пропущенных занятий с другими группами. Подготовка пропущенного лекционного материала и защита конспектов
| 10
| 20 – 30
| устный опрос,
реферативный контроль
| 1 – 18
| Консультации во внеучебное время по производственным ситуациям
| 10
| 20 – 30
| деловая игра
|
| Итого
| 40
|
|
|
|