Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования»





Скачать 290.32 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования»
страница1/2
Дата публикации19.10.2014
Размер290.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра биологии








Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.

“____”___________________20.… г



рабочая программа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




«БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»




Направление подготовки: 020400.62 – Биология

Профиль подготовки: биоэкология

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная


Бузулук 2011
Рецензент

старший преподаватель кафедры биологии Лёвкина Е.В.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность природопользования» /сост. Н.А. Коршикова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. - 18 с.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части естественнонаучного цикла Б.2 студентам очной формы обучения бакалавриата 020400.62 – Биология в 5 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.


Составитель ___________________Н.А. Коршикова
14.10.11



© Коршикова Н.А., 2011

© БГТИ (филиал) ОГУ,2011
Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины............

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………….

5

4.1

Содержание разделов дисциплины..........................................................

5

4.2

Структура дисциплины.............................................................................

7

4.3

Лабораторные работы……………………………………………….......

8

4.4

Практические занятия………………………………………………….

9

4.5

Курсовой проект (курсовая работа)………………………………….

9

4.6

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….……....

9

5

Образовательные технологии..................................................................

10

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………

11


6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации......................................................................


11

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)...................

15

7.1

Основная литература……………………………………….....................

15

7.2

Дополнительная литература………………………………………….....

16

7.3

Периодические издания.....…………………….…………......................

16

7.4

Интернет-ресурсы.....................................................................................

16

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………….....

16

7.6

Методические указания к практическим занятиям…………………..

17

7.7

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы……………………………………….


17

7.8

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................................................

17

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………........ ....

17




Лист согласования рабочей программы дисциплины……………….

18



1 Цели и задачи освоения дисциплины



Цель курса: анализ экологической безопасности как составной части национальной безопасности и изучение основных принципов обеспечения экологической безопасности.

Задачами курса являются: характеристика концепции экологической безопасности; анализ факторов возникновения экологической опасности и риска; изучение проблем правового регулирования экологической безопасности.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Безопасность природопользования» относится к вариативной части, дисциплины по выбору - Б.2. (Б.2.2.7.3.2) естественнонаучного цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Экология и рациональное природопользование», «Общая биология», «Общая и неорганическая химия».

Безопасность природопользования направлена на обеспечение защищённости интересов личности, общества, государства и сохранения баланса между человеческой деятельностью и природными процессами. Экологическая политика в области безопасности реализуется на разных уровнях – глобальном, региональном и локальном. Широкий круг проблем обусловливает междисциплинарный статус дисциплины. Источниками её являются медицинские, биологические, технические, юридические области знаний. Дисциплина является основополагающей для изучения курсов: «Радиоэкология», «Геоэкология», «Системная экология», «Основы рационального природопользования».
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (12);

б) профессиональных (ПК): демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (3); занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (23).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- содержание понятия «экологическая безопасность» применимо ко многим реалиям в промышленности, сельском и коммунальном хозяйствах, сфере услуг, отдельных технологиях;

- основным критерием экологической безопасности является здоровье человека, продолжительность жизни людей;

- за нарушение экологической безопасности существует дисциплинарная, административная, имущественная и уголовная ответственность должностных лиц органов государственного управления.

Уметь:

- искать базы данных смежных наук по проблемам экологии, природопользования и охраны природы;

- идентифицировать экологические риски;

- добиваться возмещение ущерба физическим и юридическим лицам в соответствии с национальным законодательством государства.

Владеть:

- основными терминами, понятиями, определениями и закономерностя-

ми дисциплины;

- методами исследовательской деятельности в области экологической безопасности и практической их реализации;

полной достоверной информацией об угрозах экологической безопасности граждан, учреждений, государства и т.д.

Приобрести опыт работы с современными приборами и оборудованием для проведения исследований; применять полученные знания для проведения исследовательской деятельности.
4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раз-дела

Наименование раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

Модуль 1

1



Введение.


Предмет и задачи безопасности природопользования. Основные понятия. Уровни реализации экологической безопасности

Т, ДЗ



1

2

3

4

Модуль 2

2

1

Природные ресурсы

2

Понятие о природных ресурсах и их видах. Классификации природных ресурсов.

Ресурсопользование (изъятие, потребление и воспроизводство ресурсов) как составная часть природопользования.

Эколого-географические принципы ресурсопользования. Комплексный подход к изучению и использованию природных ресурсов.

Водные ресурсы. Характеристика водных ресурсов планеты. Экологические проблемы: истощение водных ресурсов, проблема чистой воды на планете. Принципы рационального использования водных ресурсов.

Минеральные ресурсы. Классификационные признаки.

Экологические проблемы, связанные с использованием минеральных ресурсов.

Лесные ресурсы. Экологические проблемы: изменение качественного состава лесных насаждений, сокращение лесов, их причины и последствия. Принципы рационального использования лесных ресурсов.

Земельные ресурсы. Характеристика современного состояния на планете. Экологические проблемы: эрозия почв, проблема опустынивая, истощение пахотного слоя.

Биологические ресурсы - ресурсы растительного и животного мира. Характеристика современного состояния на планете. Особенности антропогенного воздействия на биоту Экологические проблемы: сокращение численности, исчезновение видов, сокращение ареалов существования.

3

Тестирование по модулю 1

Т, ДЗ

4

Модуль 3

3



Качество окружающей среды и безопасность природопользования

Качество окружающей среды и экологическая безопасность. Переход на новую систему нормирования в области охраны окружающей среды.

Тестирование по модулю 2. Т, ДЗ


Модуль 4

4

Экологический риск


Экологический риск: понятие, составные части, виды риска.

Тестирование по модулю 3. Т, ДЗ

Модуль 5

5

Правовые основы обеспечения экологической безопасности

Законы, регулирующие отношения в области обеспечения экологической безопасности. Основные направления реформирования в области охраны окружающей среды


Тестирование по модулю 4. Итоговое тестирование



4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (108 часа) для полного срока обучения.


Вид работы

Трудоёмкость, часов

1 семестр

Всего

1

2

3

Общая трудоёмкость

108

108

Аудиторная работа

36

36

Лекции (Л)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Самостоятельная работа:

45

45

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

25

25

Контрольная работа

-

-

Самоподготовка:

- повторение материала учебников

- подготовка к лабораторным работам

1

20

8

4

2

20

8

4

3

- подготовка к тестированию

- подготовка к практическим работам

4

4

4

4

Подготовка и сдача экзамена

27

27

Вид итогового контроля

Экзамен


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов) для сокращенного срока обучения.


Вид работы

Трудоёмкость, часов

1 семестр

Всего

1

2

3

Общая трудоёмкость

108

108

Аудиторная работа

27

27

Лекции (Л)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

9

9

Самостоятельная работа:

45

45

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

25

25

Контрольная работа

-

-

Самоподготовка:

- повторение материала учебников

- подготовка к лабораторным работам

- подготовка к тестированию

- подготовка к практическим работам

20

8

4

4

4

20

8

4

4

4

Подготовка и сдача экзамена

36

36

Вид итогового контроля

Экзамен


Разделы дисциплины, изучаемые в 5семестре студентами полного срока обучения

№ раз-дела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Вне-аудит. работа

ЛР

ПЗ

СР

1

2

3

4

5

6

1

Введение.

7

-

2

5

2

Природные ресурсы

7

-

2

5

3

Качество окружающей среды и экологическая безопасность

24

18

2

4

4

Экологический риск

8

-

4

4

5

Правовые основы обеспечения экологической безопасности.

10

-

8

2




Итого:

56

18

18

20


Разделы дисциплины, изучаемые в 3 семестре для сокращенного срока обучения


№ раз-дела

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Вне-аудит. работа

ПЗ

ЛБ

СР

1

2

3

4

5

6

1

Введение.

7

-

2

5

2

Природные ресурсы

7

-

2

5

3

Качество окружающей среды и экологическая безопасность

24

18

2

4

4

Экологический риск

8

-

4

4

5

Правовые основы обеспечения экологической безопасности.

10

-

8

2




Итого:

72

9

18

45


4.3 Лабораторные работы


№ п/п

№ раздела

Наименование тем

Кол-во

часов

1-2

2

Загрязнение пищевых продуктов нитратами и их определение в различных овощных культурах в зависимости от вида, сорта, органа, ткани

4

3-4

2

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы

4

5

2

Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных

2

6

2

Определение показателей, характеризующих органолептические свойства воды и химические показатели воды

2

7-8

2



Определение показателей, характеризующие и химический состав воды

4

1

2

3

4

9

2

Определение содержания сероводорода в почве, загрязненной нефтепродуктами

2

ИТОГО

18



4.4 Практические занятия


№ п/п

№ раздела

Наименование тем

Кол-во часов

Полный срок

Сокращенный срок

1

1

Предмет и задачи безопасности природопользования. Основные понятия. Уровни реализации экологической безопасности

2

1

2

2

Природные ресурсы

2

1

3

3

Качество окружающей среды и экологическая безопасность. Переход на новую систему нормирования в области охраны окружающей среды.

2

1

4

4

Экологический риск: понятие, составные части, виды риска. Анализ экологического риска: оценка и управление.

2

1

5

5

Рациональное использование природных ресурсов

2

1

6

5

Охрана природы и окружающей человека среды

2

1

7

5

Улучшение свойств природных и природно-антропогенных геосистем

2

1

8

5

Территориальная организация природопользования

2

1

9

5

Улучшение свойств природных и природно-антропогенных геосистем

2

1

Итого

18

9



4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины


№ раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Основные понятия. Уровни реализации экологической безопасности

10

2


Экологические проблемы: истощение водных ресурсов, проблема чистой воды на планете. Принципы рационального использования водных ресурсов.

Экологические проблемы, связанные с использованием минеральных ресурсов. Перспективы развития минерально-сырьевого комплекса.

10





Экологические проблемы: изменение качественного состава лесных насаждений, сокращение лесов, их причины и последствия. Принципы рационального использования лесных ресурсов.

Экологические проблемы: эрозия почв, проблема опустынивая, истощение пахотного слоя, уменьшение площадей пахотных почв, загрязнение земель в результате хозяйственно-производственной деятельности человек. Причины и последствия, пути и методы решения проблемы. Принципы рационального использования земельных ресурсов.

Экологические проблемы: сокращение численности, исчезновение видов, сокращение ареалов существования. Причины и последствия, пути и методы решения проблемы. Принципы рационального использования ресурсов растительного и животного мира.




3

Переход на новую систему нормирования в области охраны окружающей среды.

10

4

Анализ экологического риска: оценка и управление.

10

5

Правовые основы обеспечения экологической безопасности природопользования.

5

Итого

45


5 Образовательные технологии
При реализации различных видов учебной работы в процессе изучения дисциплины используются разнообразные образовательные технологии:

-технология модульно-рейтингового обучения;

-технология проблемного обучения;

-технологии организации группового взаимодействия (технология организации дискуссии и др.);

-технологии контекстного обучения, позволяющие решать профессиональные задачи (технология анализа конкретных ситуаций и др.);

-стратегические образовательные технологии и тактические (лекционные, игровые, исследовательские, практические) образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины применяются также следующие виды учебной работы:

- практические занятия (семинарские) - традиционное, традиционное с элементами тестирования (в том числе с применением ИКТ), семинар-обсуждение докладов;

- лабораторные работы.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Вид занятия


Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

1

2

3

Практическое занятие 2 «Природные ресурсы»

Видеопрезентация

2

Практическое занятие 8 «Территориальная организация природопользования»

Видеопрезентация, использование сайтов интернета

2

Практическое занятие 9«Улучшение свойств природных и природно-антропогенных геосистем»

Дискуссия в малых группах на тему «Антропогенное воздействие на фауну»

2

Лабораторная работа 5 «Определение состояния окружающей среды по комплексу признаков у хвойных»

Виртуальная лаборатория

2

Итого

8


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Контрольные вопросы для проведения текущего контроля знаний

  1. Предмет курса «Безопасность природопользования».

  2. Главные угрозы безопасности и уровни её реализации.

  3. Понятия, входящие в содержание экологической безопасности.

  4. Мониторинг экологической безопасности. ПДК, ПДВ, ПДС в контроле качества окружающей среды.

  5. Критерии качества окружающей среды.

  6. Понятие о риске, опасности. Уязвимость объекта.

  7. Экологический риск: разные определения и составляющие части его.

  8. Классификация экологических рисков.

  9. Этапы управления риском, варианты принимаемых решений.

  10. Типы природных ресурсов. Классификация по источникам и местоположению.

  11. Атмосферно-газовые ресурсы.

  12. Водные ресурсы.

  13. Ресурсы литосферы. Неэнергетические минеральные ресурсы.

  14. Паральтернативные ресурсы.

  15. Ресурсы гидросферы. Водные ресурсы России.

  16. Биологические ресурсы Земли. Продуценты, консументы, редуценты. Биологический круговорот веществ.

  17. Климатические ресурсы.

  18. Рекреационные ресурсы.

  19. Ресурсное природопользование. Градостроительная экология.

  20. Освоение и использование атмосферы и литосферы. Геоморфологические ресурсы.

  21. Освоение и использование ресурсов биосферы.

  22. Техногенез. Его виды. Источники техногенеза.

  23. Стандарты качества природной среды.

  24. Особо охраняемые природные территории. Типы ООПТ, их особенности и значение. Государственный природный заповедник «Оренбургский».

  25. Редкие виды растений и животных Оренбургской области. Красная книга области.

  26. История растительного покрова Оренбургской области.

  27. Современная флора Оренбургской области. Лесная и степная растительность.

  28. Типы видового разнообразия. Методы изучения видового разнообразия. Проблема достоверности данных о видовом разнообразии.

  29. Методы анализа данных о видовом разнообразии. Коэффициенты сходства.

  30. Кластерный анализ данных. Биологическое районирование.

  31. Методы экономической оценки предотвращенного экологического ущерба. Общие подходы к оценке. Оценка предотвращенного вреда водным, атмосферным, земельным ресурсам.

  32. Методы экономической оценки предотвращенного экологического ущерба биоресурсам.


Примерные тестовые задания для проведения промежуточного контроля знаний
1. «Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов» — это определение:

  1. природной среды;

  2. окружающей среды;

  3. природно-антропогенного объекта;

  4. естественной экологической системы.

2. Источники информации в природоохранной сфере — это:

  1. экологический мониторинг;

  2. экологическая стандартизация;

  3. Государственные кадастры природных ресурсов;

  4. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ;

5)экологическая сертификация;

6)Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за соответствующий год.

3. Экологически неблагополучная территория, на которой происходят глубокие необратимые изменения окружающей среды, называется:

  1. территорией с чрезвычайной ситуацией;

  2. территорией экологического бедствия.

4. В сферу юрисдикции водного законодательства не входит вода:

1) водоемов;

2) ледников;

3) снежников;

4) используемая в жилых домах;

5) подземных водных объектов;

6) используемая в технологических процессах.

5. «Норматив допустимых выбросов веществ или микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выброса веществ или микроорганизмов в ОС в расчете на единицу напускаемой продукции», — это определение:

1) технического (технологического) норматива;

2) норматива допустимого выброса.

6. К какому виду водопользования относится использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств:

1) специальное водопользование;

2) общее водопользование;

3) особое водопользование.

7. Цель правовой охраны земли состоит:

1) в сохранении ее площади;

2) в сохранении, восстановлении, улучшении качества земель;

3) верно все вышеперечисленное.

8. Недра в границах территории России, включая подземное пространство с полезными ископаемыми, являются:

1) частной собственностью;

2) государственной собственностью;

3) как государственной, так и частной собственностью.

9. Для создания биосферного заповедника выбираются:

  1. уникальные природные территории;

  2. типичные природные территории;

  1. территории, затронутые хозяйственной деятельностью человека;

  2. территории, испытывающие воздействие от окружающих территорий, освоенных человеком.

10. С экономической точки зрения природа — это:

  1. открытая, самодостаточная, саморазвивающаяся система, которая без вмешательства человека поддерживается в равновесном состоянии обозримо длительное время;

  2. замкнутая, развивающаяся система, которая благодаря вмешательству человека поддерживается в равновесном состоянии обозримо длительное время;

  3. замкнутая, самодостаточная, саморазвивающаяся система, которая без вмешательства человека поддерживается в равновесном состоянии обозримо длительное время.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconКафедра экологии и природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные проблемы экологии и природопользования» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины привила и безопасность дорожного движения
Рабочая программа учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения» разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «экологические основы природопользования»
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студента...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность непродовольственных товаров»
Рабочая программа составлена на основании Типовой программы дисциплины «Безопасность непродовольственных товаров» по плану подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2013 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconПрограмма учебной дисциплины экологические основы природопользования
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «основы рационального природопользования»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части естественнонаучного цикла Б. 2 студентам очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconМетодическая разработка практикума учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
«Экологические основы природопользования» предназначена для реализации фгос к практической подготовке выпускников учреждений среднего...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины «экономика природопользования»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (дисциплины по выбору студента) естественнонаучного...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины «безопасность природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск