Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»





Скачать 194.89 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование»
Дата публикации17.11.2014
Размер194.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа естественных наук

133452


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


«Санитарно-гигиеническое нормирование»

Направление магистратуры 022000.68 – Экология и природопользование
Форма подготовки - очная


Школа естественных наук

Кафедра экологии

Курс 2 семестр 3

Лекции - 10 час.

Практические занятия - 38 час.

Семинарские занятия - 0 час.

Лабораторные работы - 0 час.

Самостоятельная работа – 69 час.

Всего часов аудиторной нагрузки - 48 час.

Реферативные работы

Контрольные работы не предусмотрены

Зачет

Экзамен: - 3 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.

Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.

Составитель: Дроздовская О.А.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация
Дисциплина «Санитарно-гигиеническое нормирование» предназначена для магистрантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020801. 65 – Экология и природопользование. Она взаимосвязана с такими дисциплинами профессионального цикла, как общая экология, учение об атмосфере, учение о гидросфере, геоэкология, прикладная экология, современные экологические проблемы, экологический аудит, устойчивое развитие, экономика природопользования, правовые основы охраны окружающей среды.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности», «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду». Для успешного освоения данного курса необходимы знания в области математики и химии.
Цель курса - изучение методологии и приемов санитарно-гигиенического нормирования, контроля поступления и снижения загрязняющих веществ в разных природных средах

Задачи курса:

- Познакомить обучающихся с основами санитарно-гигиенического и экологического нормирования качества окружающей среды;

- Обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки;

- Повысить уровень профессиональной компетентности обучающихся посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

- основные понятия и принципы санитарно-гигиенического и экологического нормирования;

- постановления Правительства РФ, нормативные документы, СНиПы, СанПины, ПНиПы и ГОСТы, регламентирующие поступление загрязняющих веществ в окружающую среду;

- порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

- способы восстановления качества природной среды.

уметь:

- находить и осмысливать информацию, обобщать материал, делать выводы, доказательно отстаивать свою позицию по той или иной проблеме;

- производить расчеты предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду проектируемыми и действующими промышленными предприятиями;

- рассчитывать суммарный показатель загрязнения, индекс загрязнения атмосферы ( ИЗА), индекс загрязнения воды ( ИЗВ), использовать данные расчеты для оценки качества природной среды;

- планировать природоохранные мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей среды;

Для более прочного усвоения материала одновременно с освоением теоретического курса предусмотрена система практических занятий.

Освоение курса предполагает самостоятельную работу, которая включает:

- работу с научной и учебной литературой;

- работу с материалами экологических организаций и учреждений;

- поиск информации через базы данных в Интернете;

- подготовку выступлений на семинарских занятиях;

- написание рефератов.

Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний. При этом используются текущий контроль, заключающийся в выполнении письменных контрольных работ, и итоговый, состоящий из сдачи зачета. Обязательным условием допуска магистранта к зачету является предоставление реферата объемом не менее 10 страниц, включая список литературы таблицы и графики. Трудоемкость работы над рефератом включается в часы самостоятельной работы и составляет 6 часов.

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть формированы следующие компетенции:

  • способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирический данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований (ПК-1);

  • глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистпатуры (ПК-2);

  • владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);

  • использованием современных методов обработки и интерпретции экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

  • умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

  • способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);

  • умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

  • знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);

  • способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлении производственными процессами (ПК-9);

  • умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

  • готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-анлитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);

  • обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).




  1. Структура и содержание теоретической части курса

Раздел 1. Основные принципы санитарно-гигиенического и экологического нормирования качества окружающей среды (4 час.).

Тема 1. Нормирование – как цель государственного регулирования хозяйственной деятельности (2 часа).

Понятие качества окружающей среды. История вопроса. Санитарно – гигиеническое и экологическое нормирование. Основные понятия и определения. Допустимая нагрузка. Понятие вредного вещества. Порог вредного действия. Цели, задачи и основные принципы нормирования.

Экологические стандарты, нормы и правила. Санитарные правила и гигиенические нормативы. Законодательные акты, лежащие в основе нормирования природопользования. Санитарное правонарушение и ответственность за него.

Тема 2. Концепция ПДК, теория токсичности. Методология санитарно - гигиенического нормирования (2 часа)

Предельно допустимые концентрации (ПДК),  временные нормативы – (ВДК, ОДК, ОБУВ). Понятие токсичности. Величина токсической дозы. Основные понятия, используемые в токсикологических исследованиях: летальная доза и летальная концентрация. Проведение острого опыта. Хронический эксперимент. Установление максимально недействующей концентрации и минимально эффективной (пороговой) дозы вещества. Классы опасности химических соединений. Недостатки санитарно-гигиенического нормирования. Биогеохимические провинции. Научно-техническое нормирование.  
Раздел 2. Особенности нормирования загрязнения природных сред (6 час.).

Тема 1. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе (2 часа)

Качество атмосферного воздуха. Основные положения гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Особенности воздуха рабочей и селитебной зоны. Предельно-допустимая концентрация вредного вещества (ПДК): среднесуточная и максимально-разовая. Комплексные оценки загрязнения воздушной среды – индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).

Тема 2. Особенности нормирования водной среды (2 часа)

Виды водопользования. Требования к качеству воды. Основные документы, устанавливающие санитарные требования и значения ПДК. Гигиеническая ПДК вредного вещества - (ПДКв). ПДКвр - концентрация вредного вещества в водоемах рыбохозяйственного назначения. Лимитирующий признак вредности для различных водных источников. Индекс загрязнения воды (ИЗВ) Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды. Классы качества вод в зависимости от индексов сапробности. Предельно допустимое вредное воздействие (ПДВВ) на водные объекты.

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Контроль качества питьевой воды.

Тема 3. Нормирование загрязняющих веществ в почве. Технологические нормативы качества окружающей среды: ПДВ, ПДС. Нормирование в области радиационной безопасности (2 час.).

Нормативы качества почв. Почвы населенных мест и сельскохозяйственных угодий. Основные показатели вредности: транслокационный, миграционный водный, миграционный воздушный, общесанитарный, их определение. Оценка санитарного состояния почв по микробиологическим показателям. Санитарно-показательные микроорганизмы. Суммарный показатель загрязнения почв. Временно допустимые концентрации – ВДК, и ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) - виды нормирования при недостаточной информации о загрязняющих веществах. Оценка почв сельскохозяйственного использования, загрязненных химическими веществами. Категории загрязненности почв.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Предельно допустимый выброс (ПДВ). Правила установления допустимых выбросов вредных веществ проектируемыми и действующими предприятиями. Расчеты ПДВ.

Предельно допустимый сброс (ПДС). Ассимилирующая способность водного объекта. Расчеты ПДС.

Временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС).

Нормативы образования и размещения отходов. Инвентаризация источников отходов. Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 

Виды радиоактивного излучения. Активность излучения. Экспозиционная доза. Система нормирования в области радиационной безопасности. Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения".  "Нормы радиационной безопасности НРБ-96" Поглощенная доза. Эквивалентная доза. Эффективная эквивалентная доза.  Допустимая дозовая нагрузка. Основные дозовые пределы. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений.

Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН). Методология экологического нормирования.


  1. Структура и содержание практической части курса

Практические занятия (38 час.).

Занятие 1. Состояние среды и уровень заболеваемости населения(6 час.).

1. Вещества и факторы, вызывающие различные группы заболеваний.

2. Опасные для здоровья органические вещества.

3. Опасные для здоровья неорганические вещества.

4. Болезни, вызываемые нитратами и пищевыми добавками.

Занятие 2. Основные принципы санитарно-гигиенического и экологического нормирования качества окружающей среды (6 час.).

1. Особенности санитарно-гигиенического и экологического нормирования.

2. Основные понятия и определения.

3. Принципы санитарно-экологического нормирования.

Занятие 3. Стандартизация. Экологические стандарты, нормы и правила (6 час.).

1. Государственный стандарт природоохранной деятельности (ГОСТ)

2. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН).

3. Строительные нормы и правила (СНиП), выпускаемые Госстроем РФ.

4. Гигиенические нормативы (ГН), разрабатываемые Минздравом РФ.

Занятие 4. Особенности нормирования загрязнения в разных природных средах (6 час.).

1. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе.

2. Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах.

3. Нормирование загрязняющих веществ в почвах.

Занятие 5. Нормирование физических факторов (6 час.).

1. Вибрация: локальная, общая, комбинированная. Действие вибрации на организм человека. Санитарно-гигиеническое нормирование вибраций (ГОСТ 12.1.012-90 и СанПин 2.2.4/2.1.8.566-96).

2. Акустические колебания. Влияние шума на животных, растения и человека. Гигиеническое нормирование шума на производстве и в окружающей среде (ГОСТ 12.1.003-83 и СанПин 2.2.4/2.1.8.562-96).

3. Ультразвук: воздействие, заболевания, вызываемые контактным ультразвуком, нормирование (ГОСТ 12.1.01-89 и СанПин 2.2.4.582-96).

4. Неионизирующие излучения: электромагнитные, электрические и магнитные поля. Биологическое действие ЭМП радиочастот. Заболевания, вызываемые ЭМП. Гигиеническое нормирование ЭМП радиочастот (ГОСТ 12.1.006-84 и СанПин 2.2.4/2.1.8.055-96).

5. Нормирование в области радиационной безопасности.

Занятие 6. Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для проектируемого предприятия (2 час.).

Занятие 7. Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для проектируемого предприятия (4 час.).

Занятие 8. Разработка природоохранных мероприятий для промышленного предприятия (на выбор) (2 час.).


III. контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

1. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование: понятие и основные определения.

2. Цели, задачи и основные принципы санитарно-гигиенического нормирования.

3. Классы опасности токсичных соединений.

4. Понятие ПДК. Способы установления ПДК.

5. Методология санитарно-гигиенического нормирования.

6. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе.

7. Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах.

8. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

9. Нормирование загрязняющих веществ в почве: виды нормирования, установление нормативов содержания химических веществ в почве.

10. Оценка загрязнения почв по химическим и микробиологическим показателям.

11. Научно-технические нормативы качества окружающей среды.

12. Разработка и утверждение ПДВ.

13. Разработка и утверждение ПДС.

14. Установление временно согласованных выбросов (ВСВ) и сбросов (ВСС).

15. Основные методы и средства снижения выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты.

16. Нормативы образования и размещения отходов: инвентаризация источников отходов и оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов.

17. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

18. Нормирование физических факторов: упругие колебания (шум, вибрация), энергетические поля.

19. Нормирование в области радиационной безопасности.

20. Особенности экологического нормирования. Методология экологического нормирования.
IV.тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Темы рефератов

  1. История развития нормирования качества окружающей среды: отечественный и зарубежный опыт.

  2. Экотоксикология и ее основные задачи.

  3. Канцерогенные вещества, их влияние на живые организмы.

  4. Токсические вещества в пище современного человека.

  5. Нормирование качества продуктов питания.

  6. Особенности нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ на автотранспорте, железнодорожном и водном транспорте.

  7. Особенности биоиндикации в различных природных средах. 

  8. Загрязнение воздушного бассейна и его влияние на рост заболеваемости населения. 

  9. Методы биотестирования качества водной среды. 

  10. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям.


V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. В.Г. Каплин Основы экотоксикологии : учеб. пособие для вузов. М. : КолосС , 2007. 232c.

  2. В. П. Перхуткин, З. И. Перхуткина, Т. А. Овчарук и др.Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога) : учебно-практическое пособие. М. : Инфра-Инженерия , 2006. 864 с., [16] л. ил.

  3. А.Р. Радионов, Р.А. Радионов. Менеджмент : нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия; учеб. пособие. М. : Экономика , 2005. 614с.

  4. В. Г. Калыгин. Промышленная экология : учебное пособие для вузов. Москва : Академия , 2006. 432 с. : ил., табл.

  5. Голицин А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды. М.: ОНИКС, 2007. 336 с.

  6. Каплин В. Г. Основы экотоксикологии : учебное пособие / В. Г. Каплин; Международная ассоциация "Агрообразование". М.: Колосс, 2006. 232 с.

  7. Контроль состояния окружающей среды и защита от антропогенных загрязнений : учебное пособие для вузов / Л. А. Коваленко и др. 2-е изд. М. : Изд-во МЭИ, 2010. 448 с.

  8. Методика по нормированию и определению выбросов вредных веществ в атмосферу / Открытое акционерное общество "НК "Роснефть". М.: Роснефть, 2004. 36 с.

  9. Прикладная экобиотехнология: учебное пособие: в 2 т. Т.2. /А.Е. Кузнецов и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 485 с.

  10. Савичев, О. Г. Оценка допустимых сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты суши / О. Г. Савичев, В. В. Базанов, А. А. Скугарев. Томск : Изд-во ТПУ, 2006. 82 с.


Дополнительная литература

  1. А. Д. Никифоров. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: учебное поосбие. Москва : Высшая школа , 2002. 510 с. : ил.

  2. Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации в окружающей среде. Л.: Химия, 1985. 528 с.

  3. Биохимические основы экологического нормирования /Под ред. М.В. Иванова, В.Н. Башкина, В.В. Снакина. М.: Наука, 1993. 304 с.

  4. Гончарук Е.И. Гигиеническое нормирование химических веществ в почве. М.: Медицина, 1986. 320 с.

  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух / Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха. СПб: Атмосфера, 2002. 127 с.

  6. Гусева Т.В. Гидрохимические показатели состояния окружающей среды: справочные материалы. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2005. 176 с.

  7. Контроль вредных выбросов ТЭС в атмосферу: учебное пособие для вузов / Под ред. П. В. Рослякова. М.: Изд-во МЭИ, 2004. 227 с.

  8. 3. Охрана воздушного бассейна от загрязнений: технология и контроль. Пер. с англ./ Под ред. А.Ф. Туболкина. Л.: Химия, 1989. 272 с.
    4. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. // Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 545.

  9. 5. Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник/ Сост. Ю.Л. Максименко, В.А. Глухарев. М.: Стройиздат, 1990. 527 с.

  10. 6. Проблемы экологии России / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна, В.М. Котлярова. М.: 1993. 348 с.

  11. 7. Проблемы гигиенического нормирования и оценки химических загрязнений окружающей среды в XXI веке. / Межведомственный научный совет по экологии человека и гигиене окружающей среды РФ. РАМН, МЗ РФ М.,1999. Е.70 с.

  12. 8. СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002. 103 с.

  13. 9. СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.

  14. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1031-01. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

  15. СанПиН № 4630-88. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнений. М.: Минздрав России, 1998.

  16. Справочник инженера по охране окружающей среды (эколога) : учебно-практическое пособие / Перхуткин В. П. [и др.] ; под ред. В. П. Перхуткина. — М. : Инфра-Инженерия, 2006. — 861 с.

  17. Строганов Н.С.Методики биологических исследований по водной токсикологии. М.: Наука, 1971. 301 с.

  18. Шимова О. С. Экономика природопользования: учебное пособие / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. М.: ИНФРА-М, 2009. 375 с.

  19. Фомин Г. С. Вода: контроль химической, бактериальной и радиационной безопасности по международным стандартам: энциклопедический справочник / Г. С. Фомин . 4-е изд., перераб. и доп. М.: Протектор, 2010. 1008 с.


Интернет-ресурсы

  1. Дрововозова Т.И., Манжина С.А. и др. Практикум по экологическому нормированию и оценке воздействия на окружающую среду. Новочеркасск: ФГБОУ ВПО НГМА(НИМИ), 2011 - 100 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/978299/

  2. Ламтюгин В.А. (сост.) Нормирование качества окружающей среды. Методические указания к практическому занятию по дисциплине «Экология» для студентов всех специальностей и направлений различных форм обучения. Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 39 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/342910/

  3. Каплин В.Г. Основы экотоксикологии. Учебное пособие — М.: КолосС, 2006.— 232 с.: ил. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/899561/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование...
Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconСанитарно-эпидемиологическое нормирование
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconГосударственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в специальных школах-интернатах для детей...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconПеречень вопросов для зачета
Производственный шум. Виды шумов в зависимости от происхождения. Гигиеническое нормирование
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconКурсовая работа по дисциплине «Введение в специальность»
Гигиеническое нормирование содержания тяжелых металлов в объектах окружающей среды“
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск