Скачать 194.89 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа естественных наук РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)«Санитарно-гигиеническое нормирование» Направление магистратуры 022000.68 – Экология и природопользование Форма подготовки - очнаяШкола естественных наук Кафедра экологии Курс 2 семестр 3 Лекции - 10 час. Практические занятия - 38 час. Семинарские занятия - 0 час. Лабораторные работы - 0 час. Самостоятельная работа – 69 час. Всего часов аудиторной нагрузки - 48 час. Реферативные работы Контрольные работы не предусмотрены Зачет Экзамен: - 3 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г. Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А. Составитель: Дроздовская О.А. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Дисциплина «Санитарно-гигиеническое нормирование» предназначена для магистрантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020801. 65 – Экология и природопользование. Она взаимосвязана с такими дисциплинами профессионального цикла, как общая экология, учение об атмосфере, учение о гидросфере, геоэкология, прикладная экология, современные экологические проблемы, экологический аудит, устойчивое развитие, экономика природопользования, правовые основы охраны окружающей среды. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности», «Правовые основы природопользования и охрана окружающей среды», «Оценка воздействия на окружающую среду». Для успешного освоения данного курса необходимы знания в области математики и химии. Цель курса - изучение методологии и приемов санитарно-гигиенического нормирования, контроля поступления и снижения загрязняющих веществ в разных природных средах Задачи курса: - Познакомить обучающихся с основами санитарно-гигиенического и экологического нормирования качества окружающей среды; - Обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и профессиональной подготовки; - Повысить уровень профессиональной компетентности обучающихся посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: - основные понятия и принципы санитарно-гигиенического и экологического нормирования; - постановления Правительства РФ, нормативные документы, СНиПы, СанПины, ПНиПы и ГОСТы, регламентирующие поступление загрязняющих веществ в окружающую среду; - порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; - способы восстановления качества природной среды. уметь: - находить и осмысливать информацию, обобщать материал, делать выводы, доказательно отстаивать свою позицию по той или иной проблеме; - производить расчеты предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду проектируемыми и действующими промышленными предприятиями; - рассчитывать суммарный показатель загрязнения, индекс загрязнения атмосферы ( ИЗА), индекс загрязнения воды ( ИЗВ), использовать данные расчеты для оценки качества природной среды; - планировать природоохранные мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей среды; Для более прочного усвоения материала одновременно с освоением теоретического курса предусмотрена система практических занятий. Освоение курса предполагает самостоятельную работу, которая включает: - работу с научной и учебной литературой; - работу с материалами экологических организаций и учреждений; - поиск информации через базы данных в Интернете; - подготовку выступлений на семинарских занятиях; - написание рефератов. Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний. При этом используются текущий контроль, заключающийся в выполнении письменных контрольных работ, и итоговый, состоящий из сдачи зачета. Обязательным условием допуска магистранта к зачету является предоставление реферата объемом не менее 10 страниц, включая список литературы таблицы и графики. Трудоемкость работы над рефератом включается в часы самостоятельной работы и составляет 6 часов. В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть формированы следующие компетенции:
Раздел 1. Основные принципы санитарно-гигиенического и экологического нормирования качества окружающей среды (4 час.). Тема 1. Нормирование – как цель государственного регулирования хозяйственной деятельности (2 часа). Понятие качества окружающей среды. История вопроса. Санитарно – гигиеническое и экологическое нормирование. Основные понятия и определения. Допустимая нагрузка. Понятие вредного вещества. Порог вредного действия. Цели, задачи и основные принципы нормирования. Экологические стандарты, нормы и правила. Санитарные правила и гигиенические нормативы. Законодательные акты, лежащие в основе нормирования природопользования. Санитарное правонарушение и ответственность за него. Тема 2. Концепция ПДК, теория токсичности. Методология санитарно - гигиенического нормирования (2 часа) Предельно допустимые концентрации (ПДК), временные нормативы – (ВДК, ОДК, ОБУВ). Понятие токсичности. Величина токсической дозы. Основные понятия, используемые в токсикологических исследованиях: летальная доза и летальная концентрация. Проведение острого опыта. Хронический эксперимент. Установление максимально недействующей концентрации и минимально эффективной (пороговой) дозы вещества. Классы опасности химических соединений. Недостатки санитарно-гигиенического нормирования. Биогеохимические провинции. Научно-техническое нормирование. Раздел 2. Особенности нормирования загрязнения природных сред (6 час.). Тема 1. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе (2 часа) Качество атмосферного воздуха. Основные положения гигиенического нормирования атмосферных загрязнений. Особенности воздуха рабочей и селитебной зоны. Предельно-допустимая концентрация вредного вещества (ПДК): среднесуточная и максимально-разовая. Комплексные оценки загрязнения воздушной среды – индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Тема 2. Особенности нормирования водной среды (2 часа) Виды водопользования. Требования к качеству воды. Основные документы, устанавливающие санитарные требования и значения ПДК. Гигиеническая ПДК вредного вещества - (ПДКв). ПДКвр - концентрация вредного вещества в водоемах рыбохозяйственного назначения. Лимитирующий признак вредности для различных водных источников. Индекс загрязнения воды (ИЗВ) Классы качества вод в зависимости от значения индекса загрязнения воды. Классы качества вод в зависимости от индексов сапробности. Предельно допустимое вредное воздействие (ПДВВ) на водные объекты. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды. Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Контроль качества питьевой воды. Тема 3. Нормирование загрязняющих веществ в почве. Технологические нормативы качества окружающей среды: ПДВ, ПДС. Нормирование в области радиационной безопасности (2 час.). Нормативы качества почв. Почвы населенных мест и сельскохозяйственных угодий. Основные показатели вредности: транслокационный, миграционный водный, миграционный воздушный, общесанитарный, их определение. Оценка санитарного состояния почв по микробиологическим показателям. Санитарно-показательные микроорганизмы. Суммарный показатель загрязнения почв. Временно допустимые концентрации – ВДК, и ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) - виды нормирования при недостаточной информации о загрязняющих веществах. Оценка почв сельскохозяйственного использования, загрязненных химическими веществами. Категории загрязненности почв. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Предельно допустимый выброс (ПДВ). Правила установления допустимых выбросов вредных веществ проектируемыми и действующими предприятиями. Расчеты ПДВ. Предельно допустимый сброс (ПДС). Ассимилирующая способность водного объекта. Расчеты ПДС. Временно согласованные выбросы (ВСВ) и временно согласованные сбросы (ВСС). Нормативы образования и размещения отходов. Инвентаризация источников отходов. Оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Виды радиоактивного излучения. Активность излучения. Экспозиционная доза. Система нормирования в области радиационной безопасности. Федеральный Закон "О радиационной безопасности населения". "Нормы радиационной безопасности НРБ-96" Поглощенная доза. Эквивалентная доза. Эффективная эквивалентная доза. Допустимая дозовая нагрузка. Основные дозовые пределы. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений. Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН). Методология экологического нормирования.
Практические занятия (38 час.). Занятие 1. Состояние среды и уровень заболеваемости населения(6 час.). 1. Вещества и факторы, вызывающие различные группы заболеваний. 2. Опасные для здоровья органические вещества. 3. Опасные для здоровья неорганические вещества. 4. Болезни, вызываемые нитратами и пищевыми добавками. Занятие 2. Основные принципы санитарно-гигиенического и экологического нормирования качества окружающей среды (6 час.). 1. Особенности санитарно-гигиенического и экологического нормирования. 2. Основные понятия и определения. 3. Принципы санитарно-экологического нормирования. Занятие 3. Стандартизация. Экологические стандарты, нормы и правила (6 час.). 1. Государственный стандарт природоохранной деятельности (ГОСТ) 2. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН). 3. Строительные нормы и правила (СНиП), выпускаемые Госстроем РФ. 4. Гигиенические нормативы (ГН), разрабатываемые Минздравом РФ. Занятие 4. Особенности нормирования загрязнения в разных природных средах (6 час.). 1. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе. 2. Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах. 3. Нормирование загрязняющих веществ в почвах. Занятие 5. Нормирование физических факторов (6 час.). 1. Вибрация: локальная, общая, комбинированная. Действие вибрации на организм человека. Санитарно-гигиеническое нормирование вибраций (ГОСТ 12.1.012-90 и СанПин 2.2.4/2.1.8.566-96). 2. Акустические колебания. Влияние шума на животных, растения и человека. Гигиеническое нормирование шума на производстве и в окружающей среде (ГОСТ 12.1.003-83 и СанПин 2.2.4/2.1.8.562-96). 3. Ультразвук: воздействие, заболевания, вызываемые контактным ультразвуком, нормирование (ГОСТ 12.1.01-89 и СанПин 2.2.4.582-96). 4. Неионизирующие излучения: электромагнитные, электрические и магнитные поля. Биологическое действие ЭМП радиочастот. Заболевания, вызываемые ЭМП. Гигиеническое нормирование ЭМП радиочастот (ГОСТ 12.1.006-84 и СанПин 2.2.4/2.1.8.055-96). 5. Нормирование в области радиационной безопасности. Занятие 6. Проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для проектируемого предприятия (2 час.). Занятие 7. Проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для проектируемого предприятия (4 час.). Занятие 8. Разработка природоохранных мероприятий для промышленного предприятия (на выбор) (2 час.). III. контроль достижения целей курса Вопросы к зачету 1. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование: понятие и основные определения. 2. Цели, задачи и основные принципы санитарно-гигиенического нормирования. 3. Классы опасности токсичных соединений. 4. Понятие ПДК. Способы установления ПДК. 5. Методология санитарно-гигиенического нормирования. 6. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе. 7. Нормирование загрязняющих веществ в водных объектах. 8. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды. 9. Нормирование загрязняющих веществ в почве: виды нормирования, установление нормативов содержания химических веществ в почве. 10. Оценка загрязнения почв по химическим и микробиологическим показателям. 11. Научно-технические нормативы качества окружающей среды. 12. Разработка и утверждение ПДВ. 13. Разработка и утверждение ПДС. 14. Установление временно согласованных выбросов (ВСВ) и сбросов (ВСС). 15. Основные методы и средства снижения выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты. 16. Нормативы образования и размещения отходов: инвентаризация источников отходов и оценка экологической опасности мест захоронения и хранения отходов. 17. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 18. Нормирование физических факторов: упругие колебания (шум, вибрация), энергетические поля. 19. Нормирование в области радиационной безопасности. 20. Особенности экологического нормирования. Методология экологического нормирования. IV.тематика и перечень курсовых работ и рефератов Темы рефератов
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
|
Учебной дисциплины наименование дисциплины Экологическое нормирование... Курс Экологическое нормирование относится к модулю «Прикладная экология» цикла Б. 3 (профессиональный цикл; базовая (общепрофессиональная... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Санитарно-эпидемиологическое нормирование Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического... | Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в специальных школах-интернатах для детей... | ||
Перечень вопросов для зачета Производственный шум. Виды шумов в зависимости от происхождения. Гигиеническое нормирование | Курсовая работа по дисциплине «Введение в специальность» Гигиеническое нормирование содержания тяжелых металлов в объектах окружающей среды“ | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Учебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины... Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3 | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 |