Российской федерации





Скачать 277.54 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации19.10.2014
Размер277.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Биологический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

___________________Е.Г. Елина

"__" __________________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Иммунология




Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Биология

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная


Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины.
Дать понятие об иммунитете как о физиологической функции организма, направленной на поддержание генетического постоянства внутренней среды, рассмотреть вопросы эволюции иммунной системы, ее становление в процессе фило- и онтогенеза, сформировать представление о реакциях иммунной системы в норме и при разных иммунопатологических состояниях; показать взаимосвязь проблем иммунологии с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, эволюцией и другими дисциплинами.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Цикл Б.3. вариативная часть, дисциплина изучается в 7 семестре.

Для успешного освоения данного курса необходимы базовые знания в области биохимии, цитологии, генетики, физиологии человека и животных, микробиологии и вирусологии.

Знания и навыки, приобретённые при изучении курса «Иммунология», потребуются студентам при освоении курсов «Молекулярная биология», «Эволюция», «Экология», «Возрастная анатомия».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биология» и компетенции: ОК-1, ОК-4, ПК-1, СК-1, СК-3, СК-4, СК-6, СК-8.
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).
Знать:

  • основные иммунологические понятия и термины;

  • строение иммунной системы, механизмы формирования гуморального и клеточного иммунного ответа;

  • молекулярно-генетические основы иммунологических реакций и их регуляции;

  • особенности формирования различных видов неинфекционного и инфекционного иммунитета;

  • основные патологии иммунитета.

Уметь:

  • применять научные знания в области иммунологии в учебной и профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск и анализ научной информации по актуальным вопросам иммунологии;

Владеть:

- простейшими методами иммунологических исследований.
4. Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
4.1. Структура дисциплины.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр


Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

аудиторные занятия

самост.

работа

лекции

Семинар. занятия

Самостоят. работа

подготовка к экзамену

1.

Возникновение и развитие иммунологии. Предмет и задачи иммунологии. Основные понятия иммунолоии..

7

1

2

-

4




опрос

2.

Понятие о естественной резистентности и видовом иммунитете. Механизмы естественной резистентности.

7

2

2

2

4




опрос

3.

Организация иммунной системы. Понятие об антигенах и антителах.

7

3

2

2

4




опрос, тестирование

4.

Антителогенез. Механизмы формирования гуморальных иммунных реакций.

7

4

2

2

4




опрос

5.

Реакции клеточного иммунитета. Основные механизмы.

7

5

2

2

4




опрос, тестирование

6.

Генетический контроль иммунного ответа. Уровни регуляции иммунных реакций

7

6

2

2

4




опрос

7.

Виды иммунитета.

7

7-8

-

6

4




опрос, рефераты

8.

Патологии иммунитета

7

9-10

-

4

2




опрос, рефераты

9.

Иммунологические методы диагностики инфекционных заболеваний.

7

11-12

-

2

2




опрос




Контрольная работа










2

2




тестирование




Промежуточная аттестация
















2

зачёт




Итого по курсу







12

24

34

2

72 ч.


4.2. Содержание дисциплины

Раздел 1. Возникновение и развитие иммунологии. Предмет и задачи иммунологии. Основные понятия иммунолоии..

Предмет и задачи иммунологии, ее место и роль в современной биологии и медицине. Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии: Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии – И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек. Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф.Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А.Адо, Р.В. Петров и другие). Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины. Теории иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф.Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Основные направления современной иммунологии.
Раздел 2. Понятие о естественной резистентности и видовом иммунитете. Механизмы естественной резистентности.

Понятие о естественной резистентности и видовом иммунитете. Механизмы естественной резистентности: механические, физико-химические, иммунобиологические. Активация комплемента, фагоцитоз, острая воспалительная реакция.
Раздел 3. Организация иммунной системы. Понятие об антигенах и антителах.

Иммунная система как совокупность органов, тканей и клеток, осуществляющих функцию иммунологического надзора. Центральные и периферические органы. Современные представления о генезе лимфоцитов и макрофагов. Т- и В-лимфоциты и их субпопуляции.

Основные понятия об антигенах. Виды антигенной специфичности: видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность,патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены. Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты.Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека: системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы. Физико-химическая характеристика антител. Молекулярная структура. Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов.
Раздел 4. Антителогенез. Механизмы формирования гуморальных иммунных реакций.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск