Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека»





Скачать 126.95 Kb.
НазваниеПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека»
Дата публикации11.11.2014
Размер126.95 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Основы генетики

11 класс

 

 

 

 

     В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний.

       На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.

      Элективный курс включает межпредметные знания, что позволяет сформировать умения и навыки. Умение организовывать наблюдение, предполагает исследовательскую, творческую деятельность учеников.

      Усвоение и выявление  уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач, семинарских занятий, лабораторных работ.

      Методические идеи настоящего курса заключаются в  том, что обучение не может и не должно сводиться только к овладению терминологией, биологическими законами, оно невозможно без коммуникативно-деятельностной основы, без личностно-ориентированного подхода. Для реализации данного подхода необходимым условием является персонификация, т.е. содержание образования должно представляться через личный опыт учителя. Ученики должны задуматься: если это важно для учителя и моих одноклассников, может быть, это важно и для меня?

        Элективный курс может быть адресована тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и  к ЕГЭ.

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека», углубление знаний в области медицинской генетике, разработка современных методов генной терапии, синтез знаний в области генетики и экологии человека, изучение вопросов происхождения и эволюции человека с точки зрения генетики – вот далеко не полный перечень важнейших вопросов, которые решает современная генетика человека. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций концепций профильного обучения, и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого и была разработана данная программа элективного курса.

         Элективный курс предусматривает изучение  и теоретических, и прикладных вопросов, в частности медицинской генетики и психогенетики. Особое внимание уделено изучению степени влияния некоторых  антропогенных факторов на генотип отдельного человека и на генофонд человечества в целом и, следовательно, на общие перспективы развития биологического вида Человек разумный.

         Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, выполнение лабораторных и практических работ, представление итогов работы в виде отдельных проектов, презентаций.


Основные требования к знаниям и умениям


 

         В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

Учащиеся должны знать:

·        об особенностях человека как объекта генетических исследований;

·        об основных методах изучения генетики человека;

·        об особенностях организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;

·        о геноме человека;

·        о различных механизмах наследования признаков у человека;

·        о генетических основах онтогенеза человека;

·        о мутагенах, о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;

·        об ос6новных видах наследственных и врождённых заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;

·        об особенностях генетической структуры популяций человека и о распространении в них некоторых признаков;

·        о модификационной изменчивости в популяциях человека;

·        о  генетических основах антропогенеза и о перспективах эволюции человека как биологического вида с точки зрения генетике.

Учащиеся должны уметь:

·        применять знания генетических закономерностях при рассмотрении вопросов происхождения и эволюционирования вида Homo sapiens;

·        давать аргументированное объяснение распространению тех или иных признаков популяции человека;

·        решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;

·        составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;

·        изготовлять микропрепараты и работать с микроскопом;

·        работать с учебной и научно популярной литературой;

·        составлять планы, схемы, конспекты.

·        представлять итоги работы в виде проектов и презентаций  с использованием информационных технологий и интерактивной доски.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: анатомия и физиология человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии и современной теории эволюции.

Таким образом, изучение элективного курса генетика человека не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём.

Основная концепция курса.

 

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующую педагогическую концепцию.

Принцип 1 - соответствие методологическим принципам современного биологического познания, на основе которого у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Принцип 2 - добровольность - каждый из учащихся принимает осознанное решение посещать занятия.

Принцип 3 - максимально активная позиция, что предполагает свободное высказывание участниками своих вариантов решений предлагаемых заданий и вопросов.

Принцип 4 – научность.

Принцип 5 - развивающий характер - данный элективный курс должен способствовать развитию познавательной самостоятельности, творчества.

Принцип 6 - историко-патриотический акцент при изучении истории генетики.

Принцип 7 - экологическая направленность - курс должен привести к формированию твердой убежденности, что неблагоприятные внешние факторы влияют на организм на молекулярно-генетическом уровне, являются причиной генетических нарушений.

Принцип 8 - профессиональная направленность - изучение данного материала должно облегчить учащимся процесс выбора будущей профессии

Формы проведения занятий

– лабораторные работы, наглядно отражающие биохимические и генетические закономерности, включают в себя формулирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описание хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;
– решение генетических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;
– лекции;
– дискуссии;
– работа с Интернетом, СМИ.


№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Лекции

Практические работы

Семинары

Формы контроля

1

Методы изучения генетики человека

6 часов

2

2

 Решение задач

2

Рефераты, презентации

2

Биология нашей индивидуальности. (Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток)

5 часов

2

2

1

Рефераты

3

От ДНК к поведению. (Механизмы наследования различных признаков у человека)

8 часов

2

4

 Решение задач

2

Презентации

4

Генетические основы онтогенеза у человека

5

часов

2

2

1

Рефераты

5

Основы медицинской генетики

7 часов

3

3

1

Рефераты, презентации

6

Эволюционная генетика человека

5 часов

2

2

1

Рефераты, презентации.
 

Содержание курса

Общее количество часов – 35

Введение(1 час)

Человек как объект генетических исследований.

Сложность изучения генетики человека.

 

I. Методы изучения генетики человека (6 ч.)

Генеалогический метод. Родословные древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.

Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Конкордантность и дискордантность признаков у близнецов. Изучение степени влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков у человека.

Цитогенетические методы: простое культивирование соматических клеток, гибридизация, клонирование, селекция соматических клеток.

Биохимические методы.

Метод моделирования.

Метод дерматографики.

Популяционно-генетический (статистический) метод. Генетика популяции человека. Насыщенность популяций мутациями, их частота и распространение. Принципы равновесия мутационного процесса и естественного от­бора в популяциях человека. Изоляты и инбридинг. Балансированный наследованный полиморфизм: геногеография групп крови, аномальных гемоглобинов.

Модификационная изменчивость в популяциях чело­века. Признаки с широтой нормы реакции. Признаки с однозначной нормой реакции. Практическое примене­ние знаний о закономерностях модификационной из­менчивости в популяции человека.

Практическая работа

Решение задач по темам: «Генеалогические древа», «Популяционная генетика и закон Харди—Вайнберга в применении к популяции человека».

Лабораторная работа

Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости (на примере произвольно вы­бранных количественных признаков человека: рост).

Темы для рефератов

«Близнецы как биологическое явление».

 II.Биология нашей индивидуальности (Наследственный аппарат соматических и генеративных клеток человека) (5 ч.)

 

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Ти­пы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Идиограммы хромосомного набора клеток человека. Структура хромосом. Хроматин: эухроматин, гетерохроматин, поло­вой хроматин. Хромосомные карты человека и группы сцепления.

Геном человека. Явления доминирования (полного и неполного), кодоминирования, сверхдоминирования. Экспрессивность и пенетрантность отдельных генов.

Международный проект «Геном человека»: цели, ос­новные направления разработок, результаты. Различные виды генетических карт человека.

Лабораторная работа

Изготовление и изучение микропрепарата щечного эпителия.

Тема для реферата: «Геном человека».

 

III. От ДНК к поведению (Механизмы наследования различных признаков у человека)  (8 ч.)

Менделизм; закономерности наследования признаков у человека и типы их наследования — аутосомно-доминантный и аутосомно-рецессивный.

Признаки: сцепленные с полом, детерминированные полом, ограниченные полом.

Сцепленное наследование. Кроссинговер, его роль в обогащении наследственного аппарата клеток.

Полигенное наследование у человека: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропное взаимодейст­вие генов.

Цитоплазматическое наследование у человека.

Практическая работа

Решение задач по теме «Различные механизмы насле­дования признаков у человека».

 

IV. Генетические основы онтогенеза человека (5 ч)

Особенности гаметогенеза человека. Строение яйце­клетки и сперматозоида человека, их генетический аппа­рат. Генетический смысл процесса оплодотворения.

Генетические аспекты эмбриогенеза человека. Регуля­ция активности генов в ходе онтогенеза (ядерно-цитоплазматическое взаимодействие, межклеточное влияние, действие гормонов, контроль транскрипции и т. д.). Гены и дифференцировка клеток. Роль генов в мор­фогенезе. Депрессия генов в ходе органогенеза.

Цитогенетические основы определения пола в ходе онтогенеза человека, его нарушения (мозаицизм, гермаф­родиты и гинандроморфы, синдром Морриса, трансвес­тизм).

Психогенетика. Роль наследственности и среды в про­явлении специфических для человека фенотипических признаков — склонностей, способностей, таланта. Общая и специальная одаренность.

Практическая работа «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Тема для реферата: «Роль наследственности и среды в проявлении специфических для человека фенотипиче­ских признаков — склонностей, способностей, таланта». «Гены и преступность», «Гены и гении»

 

 V. Основы медицинской генетики (7ч)

Мутации, встречающиеся в клетках человека. Основные группы мутагенов: физические, химические и биологиче­ские. Принципы классификации мутаций (по типу клеток, по степени влияния на генотип, по степени влияния на жизнеспособность организма и т. д.). Основные группы мутаций, встречающиеся в клетках человека: соматические и генеративные; летальные, полулетальные, нейтральные; генные или точковые, хромосомные и геномные.

Наследственные заболевания.

Моногенные заболевания, наследуемые как аутосомно-рецессивные (фенилкетонурия, галактоземия и т. д.), аутосомно-доминантные (ахондроплазия, полидактилия и т.д.), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (даль­тонизм, гемофилия, миопатия Дюшенна), сцепленные с Х-хромосомой доминантные (коричневая окраска эмали зубов, витамино-резистентный рахит и т.д.), сцеплен­ные с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиозис и т. д.).

Хромосомные и геномные наследственные заболева­ния, связанные с изменением числа целых аутосом и их фрагментов (трисомии — синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса; делеции — синдром «кошачьего крика») и с изменением числа половых хромосом (синд­ромы Шерешевского—Тернера, Кляйнфельтера, трисо­мии Х и т. д.).

Врожденные заболевания. Критические периоды в хо­де онтогенеза человека. Терратогенные факторы. Физи­ческие терратогены. Химические терратогены. Пагубное влияние на развитие плода лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других составляющих табака, а так­же продуктов его горения, наркотиков, принимаемых беременной женщиной. Биологические терратогены.

Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные): ревматизм, ишемическая бо­лезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения и т. д.), особенности их проявления и профилактика.

Профилактика наследственно обусловленных заболе­ваний.

Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Достижения и перспективы развития медицинской генетики. Генная терапия.

Практическая работа:

Решение задач

Темы для рефератов:

 «Мутагены антропогенного про­исхождения»: «Достижения и перспективы развития ме­дицинской генетики»; «Генная терапия». Презентации.

 

VI. Эволюционная генетика человека (5ч)

Генетические основы антропогенеза. Биомолекуляр­ные доказательства животного происхождения человека. Молекулярно-генетическое сходство человека и других приматов. Происхождение рас и расогенез. Генетическое родство и генетические различия представителей разных рас. Роль географической и социальной изоляции в фор­мировании генофонда человечества. Homo Sapiens как единый полиморфический вид. Перспективы человека как биологического вида с точки зрения генетики. Евге­ника. Клонирование человека: морально-этический и на­учный аспекты проблемы.

Рекомендуемая литература:

Литература для учащихся.

1. Захаров В.Б. Общая биология: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 624с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.

3. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50с.

4. Дымшиц Г.М. и др. Биология. Общая биология : практикум для учащихся 10-11 классов. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд. «Просвещение», 2008, 143с.

5. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Литература для учителя.

1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.

2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. – 86с.

3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва.

6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

7. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

8. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272с.

9. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconРабочая программа по элективному курсу «Генетика и медицина»
Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование,...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconКонспект урока по теме "Генетика человека и ее значение для медицины...
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь охарактеризовать суть основных методов
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека»
Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среди других видов искусств музыка занимает особое место, так как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики»
В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Политехнический лицей»соответствует концепции модернизации российского образования и переходу к профильному обучению. В системе...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная генетика»
Знания по ветеринарной генетике имеют важное значение при изучении патологической физиологии, клинической диагностики и других специальных...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconРеферат Гены и нити судьбы
Именно для этого был запущен проект «Геном человека», самый масштабный и самый невероятный проект за всю историю человечества. В...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПояснительная записка 10 класс
Значение биологии для человека огромно. Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПояснительная записка Образовательная программа «Пластика современного...
Среди множества форм художественного воспитания детей и подростков хореография занимает особое место
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconЗачет по теме «Генетика человека»
Основной причиной болезни Дауна (трисомия по 21-й паре хромосом) является нарушение процесса
Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в генетике занимает генетика человека. Международный проект «Геном человека» iconПояснительная записка: Молекулярная биология занимает особое место...
Целью данной дисциплины является ознакомление студентов с наукой, которая рассматривает сущность жизни на молекулярном уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск