Скачать 79.79 Kb.
|
Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Калининградский государственный технический университет»(ФГБОУ ВПО «КГТУ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________А.В.Иванов «____»_______________ 20___г. 03.03.01-«ФИЗИОЛОГИЯ» Программа вступительного экзамена в аспирантуру Калининград Программа составлена Муромцевым Александром Борисовичем, доктором ветеринарных наук, профессором, заведующим кафедрой зоотехнии в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 310700-«Зоотехния» Программа вступительного экзамена обсуждена на заседании кафедры зоотехнии, протокол №____ от «____» ______________ 20___г. Заведующий кафедрой зоотехнии Муромцев А.Б. Одобрено методической комиссией факультета биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «____» ______________ 20___г. Председатель Авдеева Е.В. Введение Учебная дисциплина «Физиология человека и животных» содержит материал о процессах жизнедеятельности здорового организма, их механизмах и закономерностях с учетом единства и взаимодействия с внешней средой, технологии содержания животных. Углубленное изучение физиологии играет важную роль в становлении биологов, медицинских врачей, специалистов сельского хозяйства - ветеринарных врачей и зооинженеров. Знания физиологических процессов необходимы врачу для разумного решения вопросов, связанных с диагностикой и повышением эффективности лечения; зооинженеру и биологу - с организацией кормления, с выбором технологии содержания, повышения резистентности и продуктивности с/х животных. При изучении жизненных процессов физиология использует данные ряда других дисциплин и специальностей: анатомии, гистологии, зоологии, биохимии, биофизики, биокибернетики, с которыми она неразрывно связана. Физиология является основой медицинских, ветеринарных и зоотехнических дисциплин: патологической физиологии, диагностики, искусственного осеменения, паразитологии, терапии, хирургии, акушерства, кормления, разведения животных. Используя знания физиологии, человек выработал у животных нужные качества: высокую молочную, мясную, шерстную продуктивность, устойчивость к заболеваниям. При изучении физиологии в аспирантуре аспиранты приобретают научные навыки по исследованию физиологических констант, важнейших функций, определяют пути использования законов физиологии в практике животноводства, ветеринарной и гуманитарной медицине.
аспирантуру по дисциплине «Физиология человека и животных» К вступительному экзамену в аспирантуру допускаются лица, имеющие высшее образование не ниже уровня специалиста и соответствующие всем общим требованиям к набору в аспирантуру. Написание реферата до вступительного экзамена не предусматривается в случае наличия опубликованной научной статьи (статей). Вступительный экзамен проводится по программе, соответствующей Государственному образовательному стандарту специальности З10700-Зоотехния, квалификация - зооинженер. Перед экзаменом проводятся консультации предполагаемыми руководителями диссертационных работ. 2. Содержание разделов дисциплины Введение Определение физиологии как науки. Предмет и задачи физиологии. Основные этапы развития физиологии как науки. Физиология возбудимых тканей Возбудимость, лабильность нервов и мышц. Биоэлектрические явления в организме. Оптимум, пессимум и парабиоз. Свойства поперечнополосатых мышц. Энергетика мышечного сокращения. Свойства нервных волокон. Механизм синаптической передачи возбуждения. Физиология центральной нервной системы Учение о рефлексе. Особенности функционирования межнейронных синапсов. Свойства нервных центров. Торможение в них. Функции мозга и отделов головного, спинного мозга. Внутренняя секреция Характеристика желез внутренней секреции. Методы изучения эндокринной системы. Гормоны, механизм их действия. Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринные функции гипофиза, щитовидной, паращитовидной, поджелудочной желез, надпочечников, эпифиза, тимуса, половых желез. Система крови Состав, физико-химические свойства и функции крови. Гомеостаз. Свертывание крови. Противосвертывающая система. Физиология иммунной системы Характеристика иммунной системы. Гуморальный и клеточный иммунитет. Иммуннологическая память. Толерантность. Физиологические основы иммунизации животных. Кровообращение и лимфообращение История открытия кровообращения. Значение для организма. Методы исследования сердечно-сосудистой системы. Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Регуляция деятельности сердца. Сосудистая система. Давление и движение крови в сосудах. Регуляция тонуса сосудов и давления крови. Дыхание Внешнее дыхание. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов крови. Регуляция дыхания. Пищеварение Сущность, пищеварения. Методы изучения пищеварения. Опыты И.П.Павлова. Пищеварение в полости рта, особенности у разных видов животных. Пищеварение в желудке, фазы секреции желудочного сока. Пищеварение в многокамерном желудке жвачных, Пищеварение в тонком отделе кишечника. Фазы секреции поджелудочного сока. Полостное и пристеночное пищеварение. Состав желчи и ее роль в пищеварении. Регуляция образования и выделения желчи. Пищеварение в толстом отделе кишечника. Всасывание, его механизм. Обмен веществ и энергии Биологическое значение обмена веществ и энергии. Обмен углеводов, его регуляция. Обмен липидов, его регуляция. Обмен белков и его регуляция. Обмен энергии. Фазы освобождения энергия из питательных веществ. Пути потребления энергии. Регуляция обмена энергии. Теплообмен и регуляция температуры тела. Выделительные процессы Значение выделительных процессов для организма. Физиология почек. Образование и выведение мочи, регуляция. Размножение Значение процессов размножения для животных. Физиология органов размножения самцов и самок. Половой цикл и его регуляция. Беременность. Образование и функции плодных оболочек. Процесс родов и его регуляция. Послеродовой период. Лактация Понятие о лактации. Рост и развитие молочных желез. Процесс образования молока. Молоко и молозиво. Рефлекс молоковыведения. Физиологические основы повышения молочной продуктивности животных. Высшая нервная деятельность Функции коры больших полушарий головного мозга. Значение работ И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Условные рефлексы. Механизм образования и закрепления условных рефлексов. Теория П.К.Анохина о функциональных системах. Этология История и современные представления об этологии. Методы изучения поведения животных. Врожденное и приобретенное поведение. Формирование поведения животных в онтогенезе. Виды поведения животных. Значение этологии для научно обоснованной организации содержания и эксплуатации с/х животных. Анализаторы, или сенсорные системы Понятие об анализаторах. Теория отражения и ее значение. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Общие свойства анализаторов. Общая характеристика зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного анализаторов. Физиологическая адаптации животных Понятие об адаптации организма. Физиологический механизм адаптации. Регуляция его. Контрольные вопросы
8. Пищеварение 9. Мембранное пищеварение 10. Обмен веществ и энергии 11. Физиология питания жвачных животных 12. Выделительные процессы 13. Размножение 14. Лактация 15. Физиология коры больших полушарий головного мозга 16. Органы чувств Литература
4. Белков Н.Ф. и др. Морфология и физиология с/х животных. – Омск, 1991.
10. Котуранов П.Н. Физиология с/х животных: учебное пособие. - Горки, 1990. 11. Любимов Е.И. Новое в физиологии нервной системы с/х животных. – М.: Колос, 1997.
|
Примерная рабочая программа по дисциплине «Морфология животных» Учебная программа по морфологии животных составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Методические указания к курсу История русской литературы XIX века... Методические указания разработаны на кафедре истории русской литературы заведующим кафедрой доктором филологических наук профессором... | ||
Программа курса Новосибирск 2010 Программа составлена в соответствии... Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего специального образования по специальности... | Рабочая программа дисциплины имиджелогия для специальности связи... Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Синдром жестокого обращения... Рабочая программа составлена заведующим кафедрой детской хирургии ПетрГУ, профессором И. Н. Григовичем | Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминалистика» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | ||
Одобрено Рабочая программа дисциплины «Криминология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» разработан доктором юридических наук, профессором, зав кафедрой... | ||
Акушерство Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (гос впо)... | Программа дисциплины для специальности 013100 ”Экология” Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального | ||
«инфекционные болезни» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс дисциплины экологическое нормирование Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным... | ||
П/п Мероприятия Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 130500 «Нефтегазовое дело» специальности... | Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным государственным... Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности):... | ||
Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной... | Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Грим" федерального компонента цикла опд составлена в соответствии с государственным образовательным... |