| МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России) Фармацевтический факультет
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и
медицины катастроф
|
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор_____________А.В. Щербатых
«___» _______________ 2012 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
для специальности: 060601 – Медицинская биохимия
Разработчики:
Белогоров С.Б., зав. кафедрой МПЗ и МК, к.м.н., доцент;
Герасименко В.С., к.м.н., доцент кафедры МПЗ и МК.
2012 г. Рабочая программа составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности): 060601 – Медицинская биохимия (квалификация (степень) «специалист»), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 г. N 1118.
2. Рабочим учебным планом ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России.
3. Положением «О рабочей программе дисциплины (модуля)» (Сб. докум. по учебно-метод. работе ИГМУ, ч. 1., 2012 г.). Рецензенты:
1. Келлер А.И. – начальник курсов гражданской обороны (МКУ АСС) г. Иркутска
2. Виноградов В.Г. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии с курсом нейрохирургии ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России УТВЕРЖДЕНА
На заседании кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ____________20____ г., протокол № Зав. кафедрой МПЗ и МК, доцент С.Б. Белогоров УТВЕРЖДЕНА
Председатель ФМС Е.Г. Горячкина ____________ 20____ г. СОГЛАСОВАНА
Начальник учебного отдела ИГМУ Е.Л. Воронина ____________ 20____ г. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
____ ________________20____г. Зав. кафедрой МПЗ и МК, доцент С.Б. Белогоров В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф
____ ________________20____г. Зав. кафедрой МПЗ и МК, доцент С.Б. Белогоров К программе прилагаются две рецензии. Содержание:
-
№п\п
| Разделы программы
| Стр.
| 1.
| Термины, определения и сокращения
| 3
| 2.
| Пояснительная записка (аннотация)
| 4
| 3.
| Структура и содержание дисциплины
| 10
| 4.
| Ресурсное обеспечение дисциплины
| 31
| 5.
| Лист согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности (со смежными кафедрами)
| 36
| 6.
| Лист дополнений и изменений к рабочей программе
| 37
|
Термины, определения и сокращения:
АОХВ – аварийно опасные химические вещества
АЗ – аудиторные занятия
БЖД – безопасность жизнедеятельности
БСМП – бригады специализированной медицинской помощи
ВСБ – врачебно-сестринские бригады
ВСМК - Всероссийская служба медицины катастроф
ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф
ГО – гражданская оборона
ГОЧС - гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Л – лекции
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение
ЛЭМ – лечебно-эвакуационные мероприятия
МВД – министерство внутренних дел
МПС – министерство путей сообщения
МЧС – министерство по чрезвычайным ситуациям
ОК – общекультурные компетенции
ООП - основная образовательная программа
ОВТВ – отравляющие и высокотоксичные вещества
ПЗ – практические занятия
ПК – профессиональные компетенции
ПМГ – подвижная медицинская группа
РСЧС - Российская система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
СЗ - семинарские занятия
СДЯВ – сильнодействующие ядовитые вещества
СНиП – санитарные нормы и правила
СНЛК – сеть наблюдения и лабораторного контроля
СМК – служба медицины катастроф
СРС – самостоятельная работа студентов
СПЭБ – специализированные противоэпидемические бригады
СЭО – санитарно-эпидемиологический отряд
СЭБ – санитарно-эпидемиологические бригады
ТХВ – токсичные химические вещества
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт
ЧС – чрезвычайные ситуации
ЦРБ – центральная районная больница
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (АННОТАЦИЯ)
1.1 ПРЕДМЕТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» является:
- изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействие человека со средой обитания, взаимовлияния человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасности жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества;
- изучение возмущающих факторов среды обитания человека (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (ЧС), военные конфликты и т.д.), их последствий и системы медицинского обеспечения населения при ЧС мирного и военного времени. 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины«Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» является формирование культуры безопасности, готовности и способности выпускника по специальности «Медицинская биохимия» к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Основными задачами дисциплины являются:
приобретение:
- понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека;
- понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;
- теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий и структурных составляющих Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- знаний системы медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и способности организовать оказание медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов;
формирование:
- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности к участию в проведении мероприятий защиты населения и медицинского персонала в мирное и военное время;
- способности и готовности к организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
- способностей для аргументированного обоснования принимаемых решений с точки зрения безопасности;
- мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности. 1.3 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» по специальности относится к профессиональному циклу С.3.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в гуманитарном, социальном и экономическом цикле С.1: философия, биоэтика, правоведение, история медицины, история Отечества, экономика, иностранный язык, латинский язык, психология, педагогика);
- в естественно-научном цикле С.2: физика; математика; медицинская информатика; химия; биологическая химия; биология; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; фармакология; микробиология, вирусология; иммунология – клиническая иммунология; патологическая физиология; патологическая анатомия;
- в профессиональном цикле С.3: эпидемиология, гигиена общественное здоровье и здравоохранение, внутренние болезни, клиническая фармакология, общая хирургия, хирургические болезни; медицинская реабилитация, инфекционные болезни, фтизиатрия.
1.4 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурные (ОК)
способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеть основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, знать историко-медицинскую терминологию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уметь оценить политику государства, владеть политической культурой (ОК-3);
способность и готовность к использованию методов управления, к организации работы исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны, соблюдения законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
Профессиональные (ПК)
способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-1);
способность и готовность к анализу медицинской информации при помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным (в том числе биохимическим) дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ (ПК-2);
в лечебно-диагностической деятельности:
способность и готовность устанавливать диагноз с учетом законов течения патологии на клеточном и молекулярном уровне, использовать данные анамнеза, физикальных, биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных методов исследования в диагностике и мониторинге патологии (ПК-3);
способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, принципы тестирования психологических свойств личности человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности (ПК-4);
способность и готовность интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения (ПК-5);
способность и готовность интерпретировать результаты оценки иммунного статуса, обосновать проведение клинико-иммунологического обследования больного, оценивать эффективность иммунокоррегирующей терапии, выполнять основные врачебные диагностические мероприятия при оказании первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, связанных с иммунными нарушениями (ПК-6);
способность и готовность анализировать роль социальных, экологических и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, оценивать функциональные и биохимические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах, проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы и принципы диагностики (ПК-8);
способность и готовность оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения различных заболеваний и патологических состояний, анализировать механизмы действия лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств, возможные побочные эффекты, возникающие при их применении; внедрять в практику терапевтические технологии, основанные на достижениях лабораторной медицины (ПК-9);
способность и готовность провести санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой антропометрии, термометрии, транспортировки больных, кормления больных, техникой постановки банок, горчичников, компрессов, измерения артериального давления (АД), подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД), измерения суточного диуреза, дачи лекарств (внутрь, инъекции, клизмы), постановки клизм, сбора биологического материала для лабораторных исследований, техникой оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях (ПК-11);
способность и готовность технически грамотно выполнять процедуры общеклинических, биохимических, гематологических, иммуносерологических и цитологических, молекулярно-генетических методов исследования, провести основные диагностические мероприятия при оказании первой и неотложной помощи при остром нарушении мозгового кровообращения, эпилептическом приступе, миастеническом кризе (ПК-12);
способность и готовность провести и интерпретировать результаты биохимических, лабораторных и инструментальных методов исследования, использовать алгоритм постановки предварительного диагноза (основного, сопутствующего, осложнений), выполнить судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа, освидетельствованию живых лиц, материалов уголовных и гражданских дел, вещественных доказательств биологического происхождения (ПК-13);
способность и готовность на основании адекватно проведенного общего клинического, лабораторного и инструментального обследования установить и правильно сформулировать диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-14);
способность и готовность выполнить основные врачебные диагностические мероприятия при наиболее часто встречающихся неотложных состояниях: острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, острая кишечная непроходимость, язвенная болезнь, желчнокаменная болезнь, перитонит (ПК-16);
способность и готовность использовать методику немедленного устранения жизнеопасных нарушений (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца), остановки наружного кровотечения, противошоковые мероприятия, транспортную иммобилизацию при переломах и вывихах табельными средствами, наложение повязок на рану мягких тканей, при открытых переломах конечностей, при ожогах, отморожениях, открытом пневмотораксе (ПК-17);
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинским персоналом, пациентами (ПК-18).
в медико-просветительской деятельности:
способностью и готовностью использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, проводить санитарно-просветительскую работу, консультирование пациентов по медицинским проблемам, лежащим в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-19);
способностью и готовностью анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действие на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия (ПК-20);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских организаций, к медико-статистическому анализу информации, характеризующей состояние здоровья населения в целях разработки научно-обоснованных рекомендаций по его улучшению, к анализу показателей деятельности различных медицинских учреждений, направленных на оптимизацию их функционирования, к использованию современных организационных технологий (ПК-21);
способностью и готовностью соблюдать основы законодательства в отношении юридической ответственности врача (ПК-22);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью пользоваться измерительными приборами электрических величин, оптическими измерительными приборами, генераторами гармонических и импульсных сигналов (ПК-23);
способностью и готовностью прогнозировать направление и результат биохимических и физико-химических процессов и явлений, химических превращений биологически важных веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, а также методы их исследования, решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме (ПК-24);
способностью и готовностью понимать и анализировать биохимические, физико-химические, молекулярно-биологические механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма человека (ПК-25);
способность и готовность к чтению лекций, проведению лабораторных, практических, клинико-практических занятий с обучающимися по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим проблемам в медицинских вузах и колледжах (ПК-31);
способность и готовность к созданию учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых (ПК-32);
способность и готовность к проведению научно-популярной деятельности по актуальным вопросам медицинской биохимии, медицины среди различных слоев общества (ПК-33).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время;
методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека;
риски, связанные с применением современных средств вооруженной борьбы;
основы безопасности общества и личности;
основные понятия, определение и классификацию чрезвычайных ситуаций:
поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера: землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия;
медицинские и медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций;
задачи и основы организации Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
основы организации, мероприятия и методы защиты населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения;
особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях;
основы безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях;
определение и виды медицинской помощи, организация медицинской сортировки на этапах медицинской эвакуации;
особенности организации медицинской помощи детям в чрезвычайных ситуациях;
особенности организации лечебно-эвакуационных мероприятий в случае применения современных видов оружия;
основы медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы;
организацию медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
основы организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
содержание мероприятий по медицинскому снабжению медицинских формирований и учреждений в различных режимах функционирования службы медицины катастроф;
задачи и организационную структуру Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК);
основные положения нормативных правовых документов по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;
порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения;
уметь:
-оценивать жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
идентифицировать основные опасности окружающей среды, оценивать риск их реализации;
оценивать медицинскую обстановку при чрезвычайных ситуациях;
выбирать методы защиты от вредных и опасных факторов;
применять методы защиты от опасностей в процессе врачебной деятельности;
применять способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пациентов и медицинского персонала;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при осуществлении врачебной деятельности;
обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности подчиненными работниками;
осуществлять мероприятия по защите пациентов, медицинского персонала и медицинского имущества в чрезвычайных ситуациях;
определять объем и вид медицинской помощи в зависимости от медицинской обстановки;
оказывать первую, доврачебную и первую врачебную помощь при неотложных состояниях пораженному населению в чрезвычайных ситуациях различного характера;
решать практические задачи по расчету выделения необходимых сил и средств службы медицины катастроф для оказания экстренной медицинской помощи пораженных в чрезвычайных ситуациях;
определять потребность в медицинском имуществе для учреждений и формирований, предназначенных для медико-санитарного обеспечения населения и составлять заявки на его получение;
владеть:
понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности человека и медицины катастроф;
приемами медицинской сортировки в чрезвычайных ситуациях;
способами оказания первой, доврачебной и первой врачебной помощи при неотложных состояниях пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
приемами и способами эвакуации пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты;
способами применения антидотных и радиозащитных средств в объеме первой врачебной помощи;
алгоритмом контроля за выполнением правил безопасности медицинского персонала и пациентов.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов (кредитов)
по специальности
| Всего часов (кредитов)
| 060601 – Медицинская биохимия
| Номера семестров изучения дисциплины (модуля)
|
| 4
| 8
| Общая трудоемкость дисциплины
| 288 (8,0)
| 136 (3,77)
| 116 (3,23)
| Аудиторные занятия:
| 172
| 100
| 72
| Лекции
| 44
| 28
| 16
| Практические занятия
| 92
| 52
| 40
| Семинарские занятия
| 36
| 20
| 16
| Лабораторные занятия
|
|
|
| Самостоятельная работа, в том числе:
| 80
| 36
| 44
| Написание рефератов, подготовка презентаций
| 22
| 10
| 12
| Подготовка докладов на конференцию
| 12
| 6
| 6
| Курсовая работа
|
|
|
| Виды промежуточного и (или) итогового контроля (зачет, экзамен)
|
| Зачет
| Экзамен
36 (1,0)
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Тематический план учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины –288 часов (8 зачетных единиц)
Наименование разделов и тем дисциплины
| Количество часов
| 060601 – Медицинская биохимия
| Всего
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Л
| ПЗ
| СР
| Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|
|
|
| Тема 1. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека
| 16
| 4
| 8
| 4
| Тема 2. Национальная безопасность
| 24
| 6
| 12
| 6
| Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
| 22
| 4
| 12
| 6
| Тема 4. Защита человека от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения.
| 30
| 6
| 16
| 8
| Тема 5. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях
| 20
| 4
| 10
| 6
| Тема 6. Безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях
| 24
| 4
| 14
| 6
| Итого:
| 132
| 28
| 72
| 36
| Раздел II. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
|
|
|
|
| Тема 1. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
| 24
| 4
| 12
| 8
| Тема 2. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы.
| 28
| 2
| 16
| 10
| Тема 3. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.
| 22
| 4
| 10
| 8
| Тема 4. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
| 14
| 2
| 6
| 6
| Тема 5. Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях
| 16
| 2
| 6
| 8
| Тема 6. Задачи, организационная структура и органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
| 16
| 2
| 6
| 8
| Итого:
| 120
| 16
| 56
| 48
|
2.1.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Раздел 1
| Раздел 2
|
| Гигиена
|
|
|
| Общественное здоровье и здравоохранение
|
|
|
| Эпидемиология
|
|
|
| Клиническая фармакология
|
|
|
| Психиатрия и наркология
|
|
|
| Оториноларингология
|
|
|
| Офтальмология
|
|
|
| Судебная медицина
|
|
|
| Педиатрия
|
|
|
| Инфекционные болезни
|
|
|
| Общая хирургия, хирургические болезни
|
|
|
| Внутренние болезни
|
|
|
2.4 Содержание теоретических разделов дисциплины (лекции) Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|