Рабочая программа дисциплины





Скачать 188.43 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата публикации05.07.2015
Размер188.43 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики, информатики и естественных наук

Кафедра информатизации образования
Рабочая программа дисциплины

Практикум по современным информационным технологиям

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология образования

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная /Заочная

Москва

2014

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Разработчики:

Кафедра информатизации образования ИМИ ГБОУ ВПО МГПУ

Доцент Ю.С. Инякин

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Программа одобрена на заседании кафедры

____________________________________________

Протокол № ______ от «_____» _______________ 2014 г.

Зав. кафедрой: профессор Гриншкун В.В.

(должность и Ф.И.О.)




© ГБОУ ВПО МГПУ, 2014

© Кафедра информатизации образования, 2014
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Практикум по современным информационным технологиям» являются:

- способствовать формированию умений работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

- формирование у студентов знаний и умений, необходимых для свободного ориентирования в информационном пространстве и дальнейшего самообразования в области компьютерной подготовки.

- способствовать овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

- познакомить с основными информационными и коммуникационными технологиями и их применением в образовательном процессе;

- способствовать осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики с помощью ПК.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

В связи с компьютеризацией многих предприятий, организаций, учреждений необходимо, чтобы студенты имели представление об информационных системах и процессах, о компьютерных телекоммуникационных сетях, современном стандартном программном обеспечении электронно-вычислительных машин и умели с ним работать.

Дисциплина «Практикум по современным информационным технологиям» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла. Курс «Практикум по современным информационным технологиям» опирается на знания студентов по информатики, полученными ими в школе.

В процессе занятий у студентов формируются основные навыки использования стандартного программного обеспечения.

Курс знакомит студентов с назначением и принципом действия современных ПК, основами алгоритмизации и технологии программирования задач, языками программирования высокого уровня, технологией обработки и отладки программ, современным программным обеспечением, методами решения типовых задач и их программной реализацией.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: ОК-7, ПКПП-3

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

– основные современные информационные и коммуникационные технологии сбора, обработки и представления информации;

– основные образовательные ресурсы учебного назначения: их классификации и дидактические функции;

– образовательные информационные технологии и среды их реализации;

уметь:

– применять современные информационные коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации;

– использовать аудиовизуальные и интерактивные технологии обучения;

- управлять ПК из программ-оболочек;

- создавать и редактировать текстовые документы с помощью одного из текстовых редакторов;

- пользоваться электронными таблицами или системами управления базами данных;

- самостоятельно применять компьютеры для решения предлагаемых им учебных задач из других учебных курсов, а именно:

- подготовить задачу для решения на ПК;

- решить поставленную задачу, используя алгоритмический язык высокого уровня (ЯВУ) и необходимое программное обеспечение.

владеть:

- основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, информационными и коммуникационными технологиями на практике;

- навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.


В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: Код

компетенции

Формируемые компетенции

Результат освоения дисциплины

ОК-7

- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе

- иметь представление о гигиенических нормах и требованиях безопасности при работе с ТСО в образовательном учреждении




ПКПП-3

- способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

- знать способы хранения и обработки информации, познакомиться с основным пакетом прикладных программ Microsoft



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/

зачетных единиц

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

20

20










В том числе:
















Лекции

6

6










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

14

14










Самостоятельная работа (всего)

52

52










В том числе:


































Подготовка к презентации

18

18










Подготовка реферата

34

34










Подготовка к деловой игре
















Решение задач и т.д.
















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

72










2

2










(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом)
5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

(элемента модуля)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Семинары

СРС

Всего




Тематический обзор, оценка и отбор аудио-ресурсов в сети интернет для проведения занятий

2




2




2

6




Особенности представления и использования видеоинформации в интернете. Создание тематического обзора видеоресурсов

2




4




2

8




Описание особенностей работы с образовательными порталами. Поиск ресурсов образовательных порталов, нацеленных на поддержку работы воспитателя дошкольного учреждения

2




4




2

8




Разработка развивающего занятия с использованием аудиовизуальных технологий







2




2

4




Телекоммуникационный проект. Подготовка предметной web-страницы







4




2

4




Разработка тематического учебного кроссворда







2




2

4


5.2. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины (элемента модуля)

Содержание раздела




Тематический обзор, оценка и отбор аудио-ресурсов в сети интернет для проведения занятий

На основе поиска в сети интернет создать тематический мини-каталог аулиоресурсов для использования на занятиях в учебно-воспитательном процессе.





Особенности представления и использования видеоинформации в интернете. Создание тематического обзора видеоресурсов

На основе поиска в сети интернет создать тематический мини-каталог видеоресурсов для использования на занятиях в учебном процессе




Описание особенностей работы с образовательными порталами. Поиск ресурсов образовательных порталов

Используя ресурсы Интернет, создать документ Word, содержащий информацию о ресурсах образовательных порталов, нацеленных на поддержку работы воспитателя дошкольного учреждения




Разработка развивающего занятия с использованием аудиовизуальных технологий

На основе тематических аудио-, видео-ресурсов разработать план развивающего занятия с дошкольниками





Телекоммуникационный проект. Подготовка предметной web-страницы

Cоздание личной предметной web-страницы на базе конструктора сайтов ucoz





Разработка тематического учебного кроссворда

С помощью программы Excel создать иллюстрированные тематический кроссворд с учетом возрастных особенностей дошкольников



6. Образовательные технологии


Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное)

Тема занятия

Образовательные технологии

(в том числе интерактивные)

Объем, ауд.

часов/в том

числе в интерактивной

форме

Лекционное

Тематический обзор, оценка и отбор аудио-ресурсов в сети интернет для проведения занятий

работа с компьютером;

практико-ориентированное задание

2/2

Лекционное

Особенности представления и использования видеоинформации в интернете. Создание тематического обзора видеоресурсов

работа с компьютером;

практико-ориентированное задание

4/3

Лекционное

Описание особенностей работы с образовательными порталами. Поиск ресурсов образовательных порталов, нацеленных на поддержку работы воспитателя дошкольного учреждения

работа с компьютером;

практико-ориентированное задание

4/3

Лабораторная

работа

Разработка развивающего занятия с использованием аудиовизуальных технологий

работа с компьютером;

практико-ориентированное задание

2/1

Лабораторная

работа

Телекоммуникационный проект. Подготовка предметной web-страницы

работа с компьютером;

практико-ориентированное задание

4/3

Лабораторная

работа

Разработка тематического учебного кроссворда

работа с компьютером;

практико-ориентированное задание

2/2


Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, реализация данной программы предусматривает использование таких форм проведения учебных занятий как лекции, практические занятия, а также самостоятельная работа с наглядным и справочным материалом. Для контроля усвоения студентами разделов данного курса широко используются тестовые задания в открытой и закрытой форме.

Особое место в процессе изучения дисциплины «Практикум по современным информационным технологиям» занимает работа с различными источниками информации: научной и учебно-методической литературой, Интернет-ресурсами. В процессе лекционных и практических занятий будут использованы компьютерные презентации, содержащие наглядный материал, таблицы и плакаты, видеофильмы.

Текущий контроль результатов освоения курса проводится на практических занятиях. В качестве контрольных мероприятий планируются контрольные, индивидуальные и лабораторные работы. Итоговой формой контроля является зачет.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
6.1. Практические задания:

1. Работа в операционной системе Windows:

 изменение свойств рабочего стола и создание ярлыков,

 работа с файловой системой в Проводнике,

 работа со стандартными приложениями Windows.
2. Создание в текстовом процессоре MS Word документов, которые содержат примеры работы с:

 форматированием текста,

 автоматической нумерацией,

 математической формулой,

 заполненной некоторыми значениями таблицей,

 вставкой рисунков,

 созданием графических иллюстраций.
3. Создание в табличном процессоре MS Excel документов, которые содержат примеры работы с:

 форматированием текста,

 встроенными функциями,

 вводом различных формул,

 форматированием таблиц,

 построение диаграмм и графиков,

 табулирование функций.
Подготовить в Microsoft Excel:

- смету: - дохода семьи за квартал;

- расходов семьи за квартал;

- таблицу подсчетов баллов команд- участников КВНа;

- ведомость выдачи стипендии за 3 летних месяца;

- расчетную ведомость начисления стипендии за 3 летних месяца;

 - смету расходов на проводимое мероприятие
4. Создание в графическом редакторе Paint документов, которые содержат примеры работы с:

 графическими инструментами,

 фрагментом рисунка.
5. Создание в Power Point презентации на выбранную тему.

6. Архивирование информации с использованием различных программ-архиваторов.

7. Поиск информации в сети Internet.

8. Подготовить в Microsoft Power Point

- презентацию защиты реферата по ИКТО;

- поздравительную открытку к Новому году.

Результаты практических работ необходимо предоставить преподавателю на последнем практическом занятии по предмету в электронном варианте на дискете.
6.2. Вопросы к зачету по курсу «Практикум по современным информационным технологиям»
Теоретические вопросы

1. Понятие информации. Единицы измерения информации.

2. Принципы ввода и обработки информации.

3. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера.

4. Периферийные устройства.

5. Операционная система: назначение, состав, загрузка.

6. Программное обеспечение ПК.

7. Понятие файла, каталога, правила задания имѐн файлов и каталогов.

8. Работа с каталогами и файлами.

9. Основные элементы окна Windows. Управление окнами.

10. Правила работы с меню и запросами.

11. Способы переключения между программами. Организация и обмен данны-ми между приложениями.

12. Операции с каталогами и файлами.

13. Прикладное программное обеспечение. Возможности и порядок работы с файловыми менеджерами, программами-архиваторами и пакетами утилит для DOS и Windows.

14. Хранение информации и еѐ носители.

15. Способы защиты информации.

16. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: ме-тоды распространения, профилактика заражения.

17. Защита информации от компьютерных вирусов. Антивирусные программы.

18. Локальные и глобальные компьютерные сети. Назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней.

19. Технологии поиска информации в сети Internet.

20. Назначение и основные функции текстового редактора.

21. Элементы окна текстового процессора и их назначение, правила создания, открытия и сохранения документов.

22. Порядок работы с командами меню и инструментами текстового процессора, способы форматирования символов и абзацев.

23. Основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграммами в текстовом процессоре.

24. Подготовка документа к печати. Правила задания параметров печати.

25. Назначение и основные функции электронных таблиц.

26. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Панели инструментов.

27. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных.

28. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы.

29. Порядок применения формул и стандартных функций. Построение диа-грамм и графиков.

30. Способы поиска информации в электронной таблице.

31. Назначение и основные функции систем управления базами данных.

32. Основные элементы базы данных. Режимы работы

33. Создание формы и заполнение базы данных.

34. Оформление, форматирование и редактирование данных. Способы сорти-ровки информации.

35. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса.

36. Понятие и структура отчѐта. Создание и оформление отчѐта, его модернизация, вывод на печать и копирование в другие документы.

37. Назначение и основные функции графического редактора.

38. Технология создания, хранения, вывода графических изображений.

39. Назначение и возможности информационно-поисковых систем.

40. Виды профессиональных автоматизированных систем.

41. Основные возможности текcтового процессора MS Word.

42. Текcтовый процессор MS Word. Панель инструментов Стандартная.

43. Текcтовый процессор MS Word. Панель инструментов Форматирование.

44. Текcтовый процессор MS Word. Панель работы с графическими объектами.

45. Текcтовый процессор MS Word. Работа с таблицами.

46. Excel. Изменение способа расположения текста в ячейке.

47. Excel. Создание списка автоматического заполнения.

48. Excel. Автоматический ввод последовательности числовых значений.

49. Excel. Построение диаграмм.

50. Excel. Работа с формулами.

51. Интерфейс графического редактора Paint.

52. Основные инструменты Paint.

53. Интерфейс Power Point.

54. Power Point. Оформление и показ презентации.

55. Что такое компьютерный вирус? Файлы, зараженные вирусом.

56. Программы-архиваторы. Архиватор WIN ZIP.

57. Программы-архиваторы. Архиватор ARJ.

58. Программы-архиваторы. Архиватор RAR.

59. Локальная вычислительная сеть.

60. Глобальная вычислительная сеть. Сеть Internet.
6.3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Создание базы данных библиотеки.

2. Создание базы данных классификатора.

3. Простейшая информационно-поисковая система.

4. Сортировка массива.

5. Рост и вес среднестатистического учащегося.

6. Тест по предметам.

7. Статистика труда.

8. Графическое представление процесса.

9. Профилактика ПК.

10. Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.

11. АРМ специалиста.

12. Прайс-лист.

13. Оргтехника и профессия.

14. Мой «рабочий стол» на компьютере.

15. Электронная библиотека.

16. Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.

17. Реферат.

18. Электронная тетрадь.

19. Журнальная статья.

20. Вернисаж работ на компьютере.

21. Электронная доска объявлений.

22. Ярмарка профессий.

23. Композитор.

24. Звуковая запись.

25. Музыкальная открытка.

26. Диаграмма информационных составляющих.

27. Плакат-схема.

28. «Эскиз и чертеж» (САПР).

29. Обработка результатов эксперимента.

30. Статистический отчет.

31. Расчет заработной платы.

32. Бухгалтерские программы.

33. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.

34. Урок в дистанционном обучении.

35. Дистанционный тест, экзамен.

36. Резюме «Ищу работу».
Критерии оценки знаний студентов:
Итоговой формой контроля является зачет. Для успешной сдачи зачета студенты должны посещать лекции, выполнять лабораторные задания, активно работать на практических занятиях, написать реферат. При подготовке к зачету нужно освоить теорию: разобрать определения всех понятий, выполнить все лабораторные работы по каждой теме, при выполнении которых всегда необходимо комментировать свои действия и не забывать о содержательной интерпретации. Студент может получить зачет по результатам текущей работы в течение семестра, если выполнены все лабораторные работы, получены положительные оценки по всем контрольным работам. В случае отрицательной характеристики такой работы студенту предлагается ответить на вопросы билета (по каждому из разделов), который содержит 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Акулов О.А. Информатика: базовый курс. - М.: Омега - Л, 2009. - 575 с.

2. Богумирский Б. Эффективная работа на IBM PC - СП б: Питер, 1996. - 688 с.

3. Зыков В.В. Основы информационной культуры: Учебное пособие для вузов, Тюмень: Издательство ТГУ, 1999 г. - 196 с.

4. Информатика и информационные технологии. - М.: Эксмо, 2007. - 543 с.

5. Шуклина О.П., Трефилина Е.Р. Практикум по информатике для студентов гу-манитарных специальностей. - Изд. ТюмГУ, 2003. - 138 с.

б) дополнительная литература:

6. Информатика и математика для юристов: Учебное пособие для вузов./ Под редакцией профессора Х.А. Андриашина, профессора С.Я. Казанцева. - Москва: Юни-ти-Дана, Закон и право, 2001.- 463с

7. Сетевые средства WINDOWS NT. - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1996. – 210 с.

8. Периодические журналы «Конфидент», «Защита информации», «Системы безопас-ности», «Мир ПК» и др.

9. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.:ИНФРА-М, 1995. – 240 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1) Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru,

2) Информационно-коммуникационные технологии в образовании:

http://www.ict.edu.ru/,

3) Центр образовательных ресурсов Microsoft: http://www.microsoft.com/rus/education/ higher-education/faculty/resource-center.aspx,

4) Интернет-университет информационных технологий: http://www.intuit.ru/.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Учебные аудитории, компьютерные классы для проведения лекционных и практических занятий.

2. Компьютерные презентации по основным темам дисциплины.

3. Компьютер, проектор, экран.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск