Рабочая программа Учебной дисциплины





Скачать 297.75 Kb.
НазваниеРабочая программа Учебной дисциплины
страница1/3
Дата публикации08.11.2014
Размер297.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Кафедра бизнес-информатики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для направления подготовки – 050100.68 Педагогическое образование
Профиля – Образование в области географии и экономики
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения – очная

Москва – 2013

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование
Автор: профессор кафедры бизнес-информатики Института математики и информатики МГПУ В.И.Горелов

Рецензенты:

Профессор кафедры информационных технологий Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова Пранов Б.М.

__________________
Программа одобрена на заседании кафедры бизнес информатики

протокол №

от « » __________________ 2013 г.

Заведующий кафедрой

Бизнес информатики Ю.В.Фролов


© ГБОУ ВПО МГПУ, 2013

© Кафедра бизнес-информатики, 2013
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является ознакомление студентов с управлением знаниями как дисциплиной, интегрирующей разделы экономики, менеджмента, педагогики, психологии и новых информационных технологий.

Задачи дисциплины:

– изучение теории менеджмента знаний, интегрирующей экономические, управленческие, технологические и психолого-педагогические знания;

  • ознакомление с опытом деятельности успешных (конкурентоспособных) организаций в сфере управления знаниями;

  • формирование практических умений решения ключевых проблем менеджмента знаний, в том числе с применением современных программных комплексов.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Управления знаниями и образовательные технологии» относится к циклу вариативной части естественнонаучных дисциплин и входит в состав курсов по выбору подготовки бакалавров.

Для успешного освоения необходимо знать информатику, менеджмент, педагогику, интернет технологии. Данная дисциплина дает теоретическую и практическую основу для управления знаниями.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Управление знаниями и образовательные технологии» направлен на формирование следующих компетенций:

– ОК- 5 - способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- ПК-1- способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

- ПК-2- готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- ПК-7 - готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • знать основные научные школы и категории менеджмента знаний,

  • теоретические выводы и практические рекомендации по созданию и использованию знаний,

  • разработке стратегии организации, адаптированной к выживанию организации в постиндустриальной экономике;

Уметь:


  • уметь использовать полученные знания при решении конкретных учебных и прикладных задач в области управления социальной группой,

  • в том числе в сфере управления образовательным процессом;


Владеть:

  • владеть терминологией и основными понятиями в области управления знаниями;

  • быть готовым к преподаванию данного курса в рамках профильного обучения школьников, а также в учреждениях среднего профессионального образования


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы


Всего часов


Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

32

1

в том числе:





Лекции (Л)

6

1

Практические занятия (ПЗ)

16

1

Лабораторные работы (ЛР)

10

1

Самостоятельная работа (всего)

49

1

в том числе:






подготовка к семинарским и практическим занятиям

10

1

подготовка к контрольным работам и тестированию

15

1

подготовка учебного проекта / реферата

24

1

Вид промежуточной аттестации: экзамен






Объем работы студента в период экзаменационной сессии

27

1

Общая трудоемкость: часы

108




зачетные единицы

3




5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Разделы дисциплин и виды занятий




Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Сам. работа

Лек.

Сем.

Лаб.

1

Категория «знание» с позиции теории управления организациями

14

0,5

2

1

10,5

2

Качество образования и управление компетенциями

14

0,5

2

1

10,5

3

Интеллектуальный капитал организации и общие задачи управления знаниями

12

1

2

1

8

4

Процессы поиска информации

12

1

2

1

8

5

Процессы внутриорганизационного обучения и использования знаний

14

0,5

2

2

9,5

6

Процессы обмена знаниями

14

0,5

2

1

10,5

7

Оценка стратегических результатов деятельности организации

14

1

2

2

9

8

Процессы создания организационного знания

14

1

2

1

10




Всего часов

108

6

16

10

76 (из них 27 – сессия)


5.2. Содержание разделов дисциплины


№п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

1

Категория «знание» с позиции теории управления организациями

Признаки экономики, основанной на знаниях. Особенности постиндустриальной экономики: новая концепция национального богатства; изменения в структуре капитала предприятий; рост трансакционных издержек; возрастание роли менеджмента знаний; устаревание знаний, переход к парадигме непрерывного образования. Знания с длинным и коротким периодом полураспада. "Внешняя ценность" образовательного продукта. «Внутренняя ценность».

Управление знаниями. Знание как объект управления. Уровни знания, принимаемые к рассмотрению в управлении знаниями. Данные, информация, знание, понимание, мудрость. Врожденные и предварительные знания. Субъективное, кодифицированное и объективированное знание.Гипотеза Ж. Пиаже. Знания как координированное действие и как накопленные предпосылки для действия.

Явное и неявное знание. Идеалистические, систематические, практические и автоматические знания (К. Вииг). Декларативные, процедурные и ценностно-смысловые знания. Связь между процессами деятельности и накопления знаний. Модель управления знаниями, основанная на мотивационной теории.

Подход японской школы управления к интерпретации категории знания. Неформализованное (неявное) и формализованное (явное) знание. Модель трансформации знаний в социальной группе. Процессы социализации, экстернализации, комбинации и интернализации.

Применимость экономических законов ограниченности ресурсов, спроса и предложения, убывающей предельной полезности к знаниям. Закон соответствия темпов саморазвития знаний темпам их устаревания. Знание как общественное благо.

Знания и система образования. Функции образования: воспроизводственная, развивающая, социальная, идеологическая

2

Качество образования и управление компетенциями

Подходы к оценке качества образования. Качество как соотношение планируемой цели и достигнутого результата. Дедуктивный подход. Профессиональная компетентность педагога (Минобразования РФ).

Интерпретация компетентности как индекса эффективной деятельности. Три теоремы "досуга" Томаса Гилберта. Обсуждение модели Т. Гилберта. Понятие компетенции (Tuning Project). Интерпретации категории «компетенция» в менеджменте. Интерпретация категории компетентность в менеджменте.

Необходимость апробации компетентностного подхода в образовании.

Концепция комплексного управления качеством (Total Quality Management, TQM).

Недостатки ролей и навыков как моделей для описания и прогнозирования профессиональной деятельности. Модель компетенций (Ричард Бояцис): приобретенные компетенции, природные компетенции, адаптивные компетенции. «Большая пятерка» качеств личности. Ценности. Эмоциональные способности. Успех в жизни.

Уровни и измерения компетенции. Примерная модель компетенций руководителя образовательного учреждения. Оценка педагогических компетенций по методу 360 градусов.

Методы оценки компетенций: скрининг, биоданные, тесты, интервью, центр оценки. Валидность и надежность тестов.

Способы создания моделей компетенций. Профиль должности сотрудника.

Компетентностный подход в образовании. Результаты обучения. Примеры результатов обучения.

3

Интеллектуальный капитал организации и общие задачи управления знаниями

Интеллектуальный капитал (ИК) организации и его компоненты. Подходы к описанию интеллектуального капитала. Структуры ИК, предложенные страховой компанией Scandia, фирмой ТВ Brocker и Российским институтом сертификации и оценки интеллектуальной собственности. Рыночные активы организации. Активы интеллектуальной собственности. Человеческие активы. Критерии ценности человеческих активов: образование; профессиональная компетентность; знания, сопряженные с работой; предрасположенность к профессиональной деятельности; знания, отражающие специфику деятельности в организации. Инфраструктурные активы: корпоративная культура; управленческие процессы; информационные технологии; сети; взаимоотношения с инвесторами.

Персональный человеческий капитал и интеллектуальные ресурсы личности. Работники, владеющие знаниями (Морген Витцель).

Задачи управления знаниями. Два направления управление знаниями: тактические и стратегические процессы.

Необходимая детализация знаний. Иерархические единицы знаний. Уровень овладения знаниями. Значимость знаний. Диагностика процессов управления знаниями.

4

Процессы поиска информации

Определение потребности в информации. Обеспечение осведомленности работников о наличии информации. Роль профессиональных сообществ в обеспечении необходимой информацией. Принципы совместного использования знаний: поиск заинтересованных сообществ; осознание ключевых знаний; дружественная организационная культура; использование множества источников информации.

Методы поиска информации. Стратегия "вытягивания"("пулл") информации. Средства поиска информации: ключевые слова; темы; метаданные. Опыт компании Ford.

Стратегия "захвата" ("пуш") информации. Поиск необходимых данных по заказу. Технология "разработки" данных. Этапы процесса извлечения знаний из данных. Основные различия между методами "пулл" и "пуш". Интеллектуальные фильтры. Содействие поиску информации. Координатор знаний и менеджер знаний. Функции менеджеров знаний. Типы информационных систем в организации. Возможный план действий по совершенствованию процессов поиска информации.

5

Процессы внутриорганизационного обучения и использования знаний

Способы повышения эффективности коммуникаций и снятия барьеров для "потоков" знаний. Оценка вклада каждого члена организации - опыт компаний 3М, Motorola, CNN. Карты подсознания.

Организационное обучение. Сложность организационных систем и внешнего окружения организации. Организационное научение с одинарной и двойной петлями. (К. Арджирис). Умения обучающейся организации (П. Сенге): технологии группового обучения; системное мышление; изменение интеллектуальных моделей; совершенствование личности работников. Системная динамика как метод повышения эффективности внутриорганизационного обучения. Организация деятельности. Матрица "стиль работы" - "удовольствие от работы". Обучение действием. Опыт компании Gillette.

Возможный план действий по совершенствованию процессов использования знаний и обучения внутри организации.

6

Процессы обмена знаниями

Проблемы системы совместного использования знаний. Как заставить человека делиться своими знанием и опытом? Процессы мотивации, поддержки и доверия. Внутриорганизационные барьеры. Участие в обмене знаниями как предпосылка успешной карьеры. Организационная защитная практика (К. Арджирис). Квалифицированная некомпетентность. Теории провозглашенные и теории применяемые. Модели поведения в рамках разных теорий.

Система поддержки интеллектуального взаимодействия. Функции информационного координатора, информационного менеджера и информационного эксперта. Расширение сети внутриорганизационных связей. Обмен знаниями на основе доверия между работниками компании. Правила пользования интеллектуальными активами.

Возможный план действий по совершенствованию процессов сотрудничества и взаимодействия внутри организации.

7

Оценка стратегических результатов деятельности организации

Проблемы оценки нематериальных активов организации. Методы аудита интеллектуальных активов (Э. Брукинг). Расширение внутренней среды организации. Навигатор компании Scandia. Измерение нематериальных активов с помощью "монитора" (компания Celemi). Метод управления интеллектуальными активами компании The Dow Chemical Company. Измерение и стоимостная оценка знаний. Доход на знания (ROK). Стратегические карты-паутины компании Avery Dennison. Целостные счета компании Ramboll.

Оценка стоимости активов через издержки списания, рыночную цену и экономическую выгоду. Оценка интеллектуальных активов экспертом-оценщиком.

Обмен информацией с ключевыми группами влияния. Счета интеллектуального капитала (ИК). Показатели, применяемые для оценки ИК. Система сбалансированных показателей.

Возможный план действий по совершенствованию процессов оценки ИК внутри организации.

8

Процессы создания организационного знания

Проблемы создания и поддержания знаний организации. Матрица ИК. Генеральный менеджер по знаниям (СКО). Определение роли СКО с помощью матрицы основных ролей и операционных стилей. Ценные работники. Продуктивная культура. Ключевые ценности компании Clarica. Интереса работника, не связанные с его прямыми обязанностями.

Теория создания знания, основанная на опыте японских компаний (И. Нонака, Х. Такеучи). Спираль создания знания. Предпосылки создания организационного знания: намерение; автономия; встряска и созидательный хаос; избыточность информации; разнообразие информации. Модель процесса создания знания. Распространение неформализованного знания. Создание концепции. Проверка концепции. Построение архетипа. Переход знания на другой уровень. Примеры из деятельности японских компаний.

Цикл инновационного процесса (Симплекс метод): генерация; концептуализация; оптимизация; исполнение. Творческие качества личности и индивидуальный стиль мышления.

Возможный план действий по совершенствованию процессов поддержки создания знаний.


5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплины

Количество часов/зачетных единиц

Формируемые компетенции

Общее количество компетенций

Управление знаниями и образовательные технологии

3

ОК-5

ПК-1

ПК-2

ПК-7

4
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа Учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск