Скачать 198.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского биологический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе _______________________Е.Г. Елина "__" _______________________20__ г. Рабочая программа дисциплины Курс по выбору. Основы школьной гигиены Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Биология Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов высокого уровня базовых знаний в области школьной гигиены, необходимый педагогу для активного и сознательного участия в работе по охране здоровья школьников и созданию оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Цикл Б.2, дисциплина профиля Биология, курс по выбору, изучается в 5 семестре. Данный курс имеет тесную взаимосвязь с курсом основ медицинских знаний и необходим для изучения в дальнейшем курсов возрастной анатомии, физиологии человека и животных. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы школьной гигиены». Изучение «Основ школьной гигиены» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций выпускников: ОК- 1, 6, 11; профессиональных компетенций ОПК – 4; в области педагогической деятельности ПК – 2, 4: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); В результате освоения дисциплины «Основы школьной гигиены» обучающийся должен: Знать: закономерности, определяющие принципы сохранения и укрепления здоровья школьников; принципы рационального питания и гигиенические требования к организации питания детей и подростков; основные принципы и правила закаливания детей и подростков, необходимых для обеспечения здоровья школьников; гигиенические требования к условиям, способствующим нормальному физическому развитию детей, поддержанию высокой работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности, сохранению и укреплению их здоровья. Уметь: использовать знания, полученные при изучении школьной гигиены, в профессиональной деятельности для создания оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения. Владеть: методиками гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков, гигиены питания, личной гигиены, режима дня и школьных помещений (участка, здания, классов, лабораторий и др.), навыками объективной оценки соответствия условий обучения и режима учащихся гигиеническим требованиям. 4. Структура и содержание дисциплины «Основы школьной гигиены». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. 4.1. Структура дисциплины.
Примечание: * номер недели указан для практических занятий 4.2. Содержание дисциплины «Основы школьной гигиены» Раздел 1. Введение. Общие основы курса. Предмет и задачи курса «Основы школьной гигиены». Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья учащихся. Связь с другими дисциплинами. Методы исследования. Раздел 2. Состояние здоровья детей и подростков Здоровье детей и его динамика в РФ. Показатели состояния здоровья детского населения. Группы здоровья. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, успеваемость и поведение. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями или перенёсшим острое заболевание. Близорукость – школьная форма патологии. Школьные формы патологии органа зрения. Близорукость. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Коррекция близорукости. Программа улучшения зрения. Раздел 3. Режим дня учащихся. Гигиеническое значение для детей и подростков соблюдения режима жизни в современных условиях (режим сна, питания, занятий, активного отдыха, регламентирование просмотра телевизионных передач и работы за компьютером). Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации. Гигиенические требования к подготовке уроков. Свободное время учащихся, его организация. Раздел 4. Гигиена питания детей и подростков. Рациональное питание. Принципы рационального питания. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приемов пищи. Особенности питания школьников разного возраста. Заболевания, вызванные неправильным питанием (рахит, ожирение, гиповитаминозы), их профилактика. Определение суточных энергетических трат организма хронометражно-табличным методом. Составление и оценка суточного рациона питания. Нормы питания. Определение режима питания. Питьевой режим. Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами. Раздел 5. Гигиена закаливания. Значение закаливания. Роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам. Механизм закаливания. Принципы закаливания. Правила закаливания. Методы закаливания. Нормирование закаливающих процедур, необходимых для обеспечения здоровья детей и подростков. Оценка эффективности закаливания. Профилактика острых вирусных инфекций у школьников. Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Профилактика простудных заболеваний. Точечный массаж. Раздел 6. Гигиена анализаторов Рефракция глаза. Близорукость и дальнозоркость. Профилактика близорукости: рабочая поза, освещение, режим работы. Нормативы зрительной работы для детей разного возраста. Санитарно-гигиенические условия обучения в школе. Культура быта и досуга. Способы предупреждения переутомления органов зрения. Офтальмотренаж. Гигиена органа слуха. Нормирование шумовых воздействий. Раздел 7. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе. Понятие об утомлении, его двоякое биологическое значение. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Переутомление, причины его вызывающие. Возрастные уровни показателей умственной работоспособности. Компоненты школьного режима. Гигиеническая оценка расписания уроков учащихся различных классов. Причины утомления. Проявления утомления у школьников. Профилактика переутомления. Гигиенические требования к расписанию уроков. Гигиеническая организация урока. Самостоятельное составление расписания уроков для учащихся различных классов. Сопоставление графиков «трудности» уроков и динамики умственной работоспособности. Гигиеническая оценка классной комнаты. Влияние ориентации окон на воздушно-тепловой режим. Кратность обмена воздуха в школьных помещениях. Режим проветривания. Температурный режим. Естественное и искусственное освещение. Нормы искусственного освещения. Оптимальные условия воздушной среды и освещения в классе. Температурные условия, их значение для работоспособности учащихся. Раздел 8. Гигиена детей младшего школьного возраста. Гигиенические требования к режиму дня, питанию, питьевому режиму, двигательной режиму, расписанию уроков, внеклассной работе, оборудованию класса, школьным принадлежностям, личной гигиене для детей младшего школьного возраста. Раздел 9. Гигиена подростков, юношей и девушек. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. Вредные привычки у подростков и юношества (распространение, причины, последствия, профилактика). Вредные привычки. Алкоголизм. Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на организм. Влияние алкоголя на организм. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма. Табакокурение. Никотин – наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения. Основы антиникотинового воспитания. 5. Образовательные технологии При реализации учебного курса "Основы школьной гигиены" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия, семинары. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем «Основ школьной гигиены». Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков гигиенических терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области школьной гигиены, составление и решение кроссвордов с использованием гигиенических терминов, составление таблиц. Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др. Вопросы для текущего контроля 1. Близорукость – школьная форма патологии. 1) Школьные формы патологии органа зрения. 2) Причины близорукости. 3) Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. 4) Коррекция близорукости. 5) Программа улучшения зрения. 2. Профилактика острых вирусных инфекций у школьников. 1) Общие принципы закаливания. 2) Роль воздушной среды в сохранении здоровья. 3) Закаливание воздухом. 4) Солнечные ванны. 5) Закаливание водой. 6) Профилактика простудных заболеваний. 7) Точечный массаж А.А. Уманской. 3. Гигиена питания детей и подростков. Определение суточных энергетических трат организма. 1) Понятие о рациональном питании. 2) Принципы рационального питания. 3) Виды энергетических трат организма. 4) Основной обмен, факторы, влияющие на него. 5) Методы определения величины основного обмена. 6) Методы определения суточного расхода энергии школьника. 4. Гигиена питания детей и подростков. Составление и оценка суточного рациона питания. 1) Качественная полноценность пищевого рациона школьника. 2) Роль белков, жиров и углеводов в нормальной жизнедеятельности растущего организма. 3) Витаминная обеспеченность организма детей и подростков. 4) Понятие о гипервитаминозе, гиповитаминозе, авитаминозе. 5) Режим питания школьников. 5. Гигиеническая оценка расписания уроков учащихся различных классов. 1) Рациональная организация урока. 2) Гигиенические требования к расписанию учебных занятий. 3) Организация деятельности школьников в течение учебного года. 6. Самостоятельное составление расписания уроков для учащихся различных классов. 1) Гигиенические требования к расписанию уроков школьников разного возраста. 2) Гигиенические требования к организации перемен. 3) Организация деятельности школьников в течение учебной недели и года. 7. Гигиеническая оценка классной комнаты. 1) Гигиенические требования к учебным помещениям. 2) Физиолого-гигиенические требования к условиям освещенности. 3) Искусственное и естественное освещение школьных помещений 4) Микроклимат учебного помещения. 5) Режим проветривания. 6) Гигиенические требования к школьной мебели 8. Вредные привычки. Алкоголизм. 1) Вредные привычки и болезненные пристрастия, их влияние на здоровье человека. 2) Наркотические вещества, общий механизм действия на организм. 3) Влияние алкоголя на организм. 4) Влияние алкоголя на организм подростков и юношей. 5) Социальный вред алкоголизма. 6) Факторы, располагающие к употреблению алкоголя. 7) Профилактика подростково-юношеского алкоголизма. 9. Вредные привычки. Табакокурение. 1) Никотин – наркотическое вещество. 2) Канцерогенные вещества табачного дыма. 3) Осложнения курения. 4) Влияние табакокурения на здоровье подрастающего поколения, матери и будущего ребенка. 5) Основы антиникотинового воспитания. Темы рефератов
Вопросы для промежуточного контроля
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
б) дополнительная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов. При проведении практических занятий используется следующее оборудование: люксметры, рулетки, секундомеры, сантиметровые ленты, компасы, комплексы упражнений для профилактики близорукости, схемы точечного массажа по А.А. Уманской, таблицы Гарриса-Бенедикта, таблицы для определения суточных энерготрат, качественного состава и калорийности продуктов питания, наборы действующих расписаний уроков в разных классах, опросники и тесты для изучения предрасположенности и оценки мотивации к формированию вредных привычек. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология. Автор Доцент кафедры физиологии человека и животных, к.б.н. Е.Ю. Лыкова Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных от 24.02.2011 года, протокол № 19. Подписи: Зав. кафедрой физиологии человека и животных д.б.н., профессор Т.Г. Анищенко Декан биологического факультета д.б.н., профессор Г.В. Шляхтин |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |