Российской федерации





Скачать 198.42 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации21.11.2014
Размер198.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

биологический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

_______________________Е.Г. Елина

"__" _______________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Курс по выбору. Основы школьной гигиены

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

Биология

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов,

2011

1. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов высокого уровня базовых знаний в области школьной гигиены, необходимый педагогу для активного и сознательного участия в работе по охране здоровья школьников и созданию оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Цикл Б.2, дисциплина профиля Биология, курс по выбору, изучается в 5 семестре.

Данный курс имеет тесную взаимосвязь с курсом основ медицинских знаний и необходим для изучения в дальнейшем курсов возрастной анатомии, физиологии человека и животных.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы школьной гигиены».
Изучение «Основ школьной гигиены» должно способствовать формированию следующих общекультурных компетенций выпускников: ОК- 1, 6, 11; профессиональных компетенций ОПК – 4; в области педагогической деятельности ПК – 2, 4:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)
способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
В результате освоения дисциплины «Основы школьной гигиены» обучающийся должен:
Знать:

закономерности, определяющие принципы сохранения и укрепления здоровья школьников; принципы рационального питания и гигиенические требования к организации питания детей и подростков; основные принципы и правила закаливания детей и подростков, необходимых для обеспечения здоровья школьников; гигиенические требования к условиям, способствующим нормальному физическому развитию детей, поддержанию высокой работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности, сохранению и укреплению их здоровья.

Уметь:

использовать знания, полученные при изучении школьной гигиены, в профессиональной деятельности для создания оптимальных условий для воспитания всесторонне развитого подрастающего поколения.

Владеть:

методиками гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков, гигиены питания, личной гигиены, режима дня и школьных помещений (участка, здания, классов, лабораторий и др.), навыками объективной оценки соответствия условий обучения и режима учащихся гигиеническим требованиям.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы школьной гигиены».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
4.1. Структура дисциплины.




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

практ

самост

всего

1

Введение

Общие основы курса

5

1

2




4

6

Рефераты, опрос

2

Состояние здоровья детей и подростков

5

2,

10*

2

2

4

8

Рефераты, опрос устный и письменный

3

Режим дня учащихся

5

3

2




4

6

Составление таблиц, схем

4

Гигиена питания детей и подростков

5

4,

11,12*

2

4

4

10

Рефераты, составление кроссвордов с терминами

5

Гигиена закаливания

5

5,

13*

2

2

4

8

Рефераты, опрос устный и письменный

6

Гигиена анализаторов

5

6

2

-

4

6

Рефераты, составление кроссвордов с терминами

7

Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

5

7,

14-16*

2

6

4

12

Рефераты, составление схем, графиков

8

Гигиена детей младшего школьного возраста

5

8

2




4

6

Рефераты, тестирование

9

Гигиена подростков, юношей и девушек

5

9,

17,18*

2

4

4

10

Рефераты, тестирование




Промежуточная аттестация

5
















Зачет




Итого







18

18

36

72





Примечание: * номер недели указан для практических занятий
4.2. Содержание дисциплины «Основы школьной гигиены»
Раздел 1. Введение. Общие основы курса.

Предмет и задачи курса «Основы школьной гигиены». Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья учащихся. Связь с другими дисциплинами. Методы исследования.

Раздел 2. Состояние здоровья детей и подростков

Здоровье детей и его динамика в РФ. Показатели состояния здоровья детского населения. Группы здоровья. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность, успеваемость и поведение. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся. Особенности индивидуального подхода к учащимся, страдающим хроническими заболеваниями или перенёсшим острое заболевание. Близорукость – школьная форма патологии. Школьные формы патологии органа зрения. Близорукость. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Коррекция близорукости. Программа улучшения зрения.

Раздел 3. Режим дня учащихся.

Гигиеническое значение для детей и подростков соблюдения режима жизни в современных условиях (режим сна, питания, занятий, активного отдыха, регламентирование просмотра телевизионных передач и работы за компьютером). Внеклассные и внешкольные занятия, их нормирование в режиме дня и недели. Активный отдых, его оптимальная продолжительность и условия организации. Гигиенические требования к подготовке уроков. Свободное время учащихся, его организация.

Раздел 4. Гигиена питания детей и подростков.

Рациональное питание. Принципы рационального питания. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Значение сбалансированного питания для роста, развития, состояния здоровья. Нормы питания. Кратность и регулярность приемов пищи. Особенности питания школьников разного возраста. Заболевания, вызванные неправильным питанием (рахит, ожирение, гиповитаминозы), их профилактика. Определение суточных энергетических трат организма хронометражно-табличным методом. Составление и оценка суточного рациона питания. Нормы питания. Определение режима питания. Питьевой режим. Определение обеспеченности организма витаминами и микроэлементами.

Раздел 5. Гигиена закаливания.

Значение закаливания. Роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам. Механизм закаливания. Принципы закаливания. Правила закаливания. Методы закаливания. Нормирование закаливающих процедур, необходимых для обеспечения здоровья детей и подростков. Оценка эффективности закаливания.

Профилактика острых вирусных инфекций у школьников. Роль воздушной среды в сохранении здоровья. Профилактика простудных заболеваний. Точечный массаж.

Раздел 6. Гигиена анализаторов

Рефракция глаза. Близорукость и дальнозоркость. Профилактика близорукости: рабочая поза, освещение, режим работы. Нормативы зрительной работы для детей разного возраста. Санитарно-гигиенические условия обучения в школе. Культура быта и досуга. Способы предупреждения переутомления органов зрения. Офтальмотренаж. Гигиена органа слуха. Нормирование шумовых воздействий.

Раздел 7. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

Понятие об утомлении, его двоякое биологическое значение. Проявление утомления в поведенческих реакциях, в снижении умственной работоспособности. Переутомление, причины его вызывающие. Возрастные уровни показателей умственной работоспособности. Компоненты школьного режима.

Гигиеническая оценка расписания уроков учащихся различных классов. Причины утомления. Проявления утомления у школьников. Профилактика переутомления. Гигиенические требования к расписанию уроков. Гигиеническая организация урока. Самостоятельное составление расписания уроков для учащихся различных классов. Сопоставление графиков «трудности» уроков и динамики умственной работоспособности.

Гигиеническая оценка классной комнаты.

Влияние ориентации окон на воздушно-тепловой режим. Кратность обмена воздуха в школьных помещениях. Режим проветривания. Температурный режим. Естественное и искусственное освещение. Нормы искусственного освещения. Оптимальные условия воздушной среды и освещения в классе. Температурные условия, их значение для работоспособности учащихся.

Раздел 8. Гигиена детей младшего школьного возраста.

Гигиенические требования к режиму дня, питанию, питьевому режиму, двигательной режиму, расписанию уроков, внеклассной работе, оборудованию класса, школьным принадлежностям, личной гигиене для детей младшего школьного возраста.

Раздел 9. Гигиена подростков, юношей и девушек.

Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. Вредные привычки у подростков и юношества (распространение, причины, последствия, профилактика).

Вредные привычки. Алкоголизм.

Вредные привычки и болезненные пристрастия. Наркотические вещества, их действие на организм. Влияние алкоголя на организм. Социальный вред алкоголизма. Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.

Табакокурение.

Никотин – наркотическое вещество. Канцерогенные вещества табачного дыма. Осложнения курения. Основы антиникотинового воспитания.
5. Образовательные технологии
При реализации учебного курса "Основы школьной гигиены" используются следующие формы обучения: лекции, практические занятия, семинары. При чтении лекций предусматривается использование иллюстративного материала, создание проблемных ситуаций, включение элементов беседы. Для лучшего усвоения и закрепления материала на практических занятиях проводится решение ситуационных задач, разбор конкретных ситуаций, составление различных схем по темам занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает использование ими учебной, учебно-методической литературы, интернет-ресурсов для изучения соответствующих тем «Основ школьной гигиены».

Виды самостоятельной работы – написание рефератов, составление словариков гигиенических терминов, используемых в данной дисциплине, списка персоналий с указанием наиболее важных открытий названных ученых в области школьной гигиены, составление и решение кроссвордов с использованием гигиенических терминов, составление таблиц.

Для текущего и промежуточного контроля на практических занятиях проводится устный опрос обучающихся, работа по карточкам, тестирование, заполнение таблиц и др.
Вопросы для текущего контроля
1. Близорукость – школьная форма патологии.

1) Школьные формы патологии органа зрения.

2) Причины близорукости.

3) Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.

4) Коррекция близорукости.

5) Программа улучшения зрения.

2. Профилактика острых вирусных инфекций у школьников.

1) Общие принципы закаливания.

2) Роль воздушной среды в сохранении здоровья.

3) Закаливание воздухом.

4) Солнечные ванны.

5) Закаливание водой.

6) Профилактика простудных заболеваний.

7) Точечный массаж А.А. Уманской.

3. Гигиена питания детей и подростков. Определение суточных энергетических трат организма.

1) Понятие о рациональном питании.

2) Принципы рационального питания.

3) Виды энергетических трат организма.

4) Основной обмен, факторы, влияющие на него.

5) Методы определения величины основного обмена.

6) Методы определения суточного расхода энергии школьника.

4. Гигиена питания детей и подростков. Составление и оценка суточного рациона питания.

1) Качественная полноценность пищевого рациона школьника.

2) Роль белков, жиров и углеводов в нормальной жизнедеятельности растущего организма.

3) Витаминная обеспеченность организма детей и подростков.

4) Понятие о гипервитаминозе, гиповитаминозе, авитаминозе.

5) Режим питания школьников.

5. Гигиеническая оценка расписания уроков учащихся различных классов.

1) Рациональная организация урока.

2) Гигиенические требования к расписанию учебных занятий.

3) Организация деятельности школьников в течение учебного года.

6. Самостоятельное составление расписания уроков для учащихся различных классов.

1) Гигиенические требования к расписанию уроков школьников разного возраста.

2) Гигиенические требования к организации перемен.

3) Организация деятельности школьников в течение учебной недели и года.

7. Гигиеническая оценка классной комнаты.

1) Гигиенические требования к учебным помещениям.

2) Физиолого-гигиенические требования к условиям освещенности.

3) Искусственное и естественное освещение школьных помещений

4) Микроклимат учебного помещения.

5) Режим проветривания.

6) Гигиенические требования к школьной мебели

8. Вредные привычки. Алкоголизм.

1) Вредные привычки и болезненные пристрастия, их влияние на здоровье человека.

2) Наркотические вещества, общий механизм действия на организм.

3) Влияние алкоголя на организм.

4) Влияние алкоголя на организм подростков и юношей.

5) Социальный вред алкоголизма.

6) Факторы, располагающие к употреблению алкоголя.

7) Профилактика подростково-юношеского алкоголизма.

9. Вредные привычки. Табакокурение.

1) Никотин – наркотическое вещество.

2) Канцерогенные вещества табачного дыма.

3) Осложнения курения.

4) Влияние табакокурения на здоровье подрастающего поколения, матери и будущего ребенка.

5) Основы антиникотинового воспитания.
Темы рефератов


  1. Здоровье детей и его динамика в РФ.

  2. Состояние здоровья и его динамика у детей, проживающих в Саратове и Саратовской области.

  3. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья современных школьников.

  4. Особенности питания младших школьников.

  5. Особенности питания подростков.

  6. Особенности питания старшеклассников.

  7. Особенности закаливания детей в разных возрастных группах.

  8. Режим дня школьника.

  9. Свободное время учащихся, его организация.

  10. Гигиена зрительного и слухового анализаторов.

  11. Гигиена детей младшего школьного возраста.

  12. Гигиена подростков.

  13. Гигиена юношей и девушек.

  14. Личная гигиена подростков.

  15. Личная гигиена юношей и девушек.


Вопросы для промежуточного контроля


  1. Предмет курса. Методы исследования. Связь с другими науками.

  2. Показатели состояния здоровья детского населения. Возрастная структура заболеваемости детей и подростков.

  3. Показатели индивидуального здоровья. Признаки, определяющие здоровье детей и подростков. Группы здоровья.

  4. Изменения показателей здоровья школьников в современных условиях.

  5. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся.

  6. Профилактика острых вирусных заболеваний. Точечный массаж.

  7. Закаливание. Роль закаливания в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам. Основные принципы и правила закаливания.

  8. Особенности закаливания водой, солнцем и воздухом.

  9. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков.

  10. Особенности питания школьников разного возраста.

  11. Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Фазы утомления, их физиологическая сущность.

  12. Фазы умственной работоспособности. Дневная и недельная периодичность умственной работоспособности.

  13. Меры и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности.

  14. Гигиенические требования к режиму работы школы и расписанию уроков, к преподаванию.

  15. Компоненты школьного режима, их организация.

  16. Основные моменты режима дня школьников и их организация.

  17. Гигиенические требования к микроклимату в учебных помещениях (температура, влажность, химический состав, режим вентиляции).

  18. Гигиенические требования к помещениям школы, учебным классам, кабинетам, мастерским, лабораториям.

  19. Физиолого-гигиенические требования к оборудованию детских образовательных учреждений (парты, столы, стулья, доски). Правила подбора мебели. Расстановка мебели в учебных помещениях. Правильная посадка за партой, рабочим столом. Необходимость соответствия ученической мебели росту и пропорциям тела.

  20. Гигиена органа зрения. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Программа улучшения зрения

  21. Гигиена органа слуха. Профилактика нарушений слуха у детей и подростков.

  22. Общие понятия о вредных привычках. Причины их распространения, профилактика и коррекция. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

  23. Курение, влияние табакокурения на организм. Последствия курения для здоровья матери и ребенка.

  24. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье человека, возможные последствия употребления алкоголя на здоровье детей, женщин и мужчин. Факторы, располагающие к употреблению алкоголя.

  25. Наркомания, ее распространение, последствия употребления наркотиков для здоровья беременной женщины и плода. Особенности подростковой наркомании.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:

  1. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена подростка. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

б) дополнительная литература:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 480 с.

  2. Лысова Н.Ф. и др. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие. – Новосибирск: Издательство Сиб. ун-та, 2009. – 398 с.

  3. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

  4. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001.256 с.

  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

  6. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 2001. – 384 с.

  7. Куценко Г.И., Конотопов И.Ф. Режим дня школьника. – М.: Медицина, 1987. – 112 с.

  8. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

  9. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 144 с.

  10. Айзман Р.И., Ширшова В.М. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, Сибирское университетское издательство, 2004. – 136 с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная и учебно-методическая литература на бумажных и электронных носителях, мультимедийное оборудование для просмотра слайдов.

При проведении практических занятий используется следующее оборудование: люксметры, рулетки, секундомеры, сантиметровые ленты, компасы, комплексы упражнений для профилактики близорукости, схемы точечного массажа по А.А. Уманской, таблицы Гарриса-Бенедикта, таблицы для определения суточных энерготрат, качественного состава и калорийности продуктов питания, наборы действующих расписаний уроков в разных классах, опросники и тесты для изучения предрасположенности и оценки мотивации к формированию вредных привычек.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО № 788 с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль Биология.

Автор

Доцент кафедры физиологии

человека и животных, к.б.н. Е.Ю. Лыкова

Программа одобрена на заседании кафедры физиологии человека и животных от 24.02.2011 года, протокол № 19.

Подписи:

Зав. кафедрой физиологии человека

и животных д.б.н., профессор Т.Г. Анищенко

Декан биологического факультета

д.б.н., профессор Г.В. Шляхтин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск