Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию»





Скачать 233.9 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию»
Дата публикации29.11.2014
Размер233.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

тюменский государственный университет

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_____________ Л.М. Волосникова

«___» ____________ 2013 г.
БОЛЬШОЙ СПЕЦПРАКТИКУМ: МЕТОДЫ ЗООИНДИКАЦИИ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология,

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Алешина О.А./

«28» августа 2013 г.

Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

«29» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института биологии «31» октября 2013 г.

№ протокола 2

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Мелентьева А.А./

«31» октября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. библиотекой биологической литературы Института биологии _____________/Киприна Н.И./ «______»___________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фарафонова И.Ю./

«______»___________ 2013 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

тюменский государственный университет

Кафедра зоологии и эволюционной экологии животных

Алешина О.А.
БОЛЬШОЙ СПЕЦПРАКТИКУМ: МЕТОДЫ ЗООИНДИКАЦИИ

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология, очной формы обучения.

Тюменский государственный университет

2013

Алешина О.А. Большой спецпрактикум: Методы зооиндикации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 - Биоэкология, очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013, 13 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Большой спецпрактикум: Методы зооиндикации [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и эволюционной экологии животных, д.б.н., профессор Гашев Сергей Николаевич



© Тюменский государственный университет, 2013

© Алешина О.А., 2013


  1. Пояснительная записка


Большой спецпрактикум: «Методы зооиндикации» предназначен для студентов 5 курса (9 семестр) очного отделения, обучающихся по специальности 020803.65 – «Биоэкология». Большой спецпрактикум рассчитан на 110 часов, из которых 78часов – лабораторные работы и 32 часа – самостоятельная работа студентов.

Цель БСП.

Целью БСП «Методы зооиндикации» является получение базовых знаний по биоиндикации в целом и зооиндикации как ее составной части, получение знаний по научным и прикладным аспектам использования данной дисциплины, и применение методов зооиндикации в оценке состояния окружающей среды.

Задачи БСП:

  1. знакомство с основными принципами и положениями биоиндикации;

  2. изучение особенностей биоиндикации на разных уровнях организации биологических систем;

  3. умение выявить основные виды–индикаторы водных и наземных экосистем, почвенного яруса

  4. знакомство с основными методами биологического анализа поверхностных вод и наземных экосистем;

  5. получить практические навыки оценки антропогенного и природного воздействия на водные и наземные экосистемы.

  6. познакомиться с основами токсикологии и биотестирования как необходимым элементом в системе биомониторинга

Учебно-методический комплекс БСП «Методы зооиндикации» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


  1. Тематический план БСП

Таблица 1.

Тематический план



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого

часов

по теме

Интерактивные формы в часах

Итого количество

баллов

Лабораторная работа

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1.



















1

Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации.

1

2

2

4

1

0-5

2

Уровни биоиндикации

2-3

4

4

8

2

0-5

3

Области применения зооиндикации. Палеоиндикация.

4-6

6

4

10

2

0-15




Всего

6

12

10

22

5

0-25




Модуль 2.



















7

Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод

7-11

28

8

36

4

0-25




Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

12-16

28

8

36

4

0-25




Всего

10

56

16

72

8

0-50




Модуль 3.



















8

Основы токсикологии и биотестирования.

17-18

10

4

14

2

0-25




Всего

2

10

4

14

2

0-25




Итого (часов, баллов)

18

78

32

110

15

0-100




Из них в интерактивной













15





Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

контрольная работа

реферат

Презентации, интернет-конференции

Модуль 1

1.Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации.

0-5







0-5

Уровни биоиндикации




0-5





0-5

Области применения зооиндикации. Палеоиндикация.




0-5


0-10

0-15

Всего

0-5

0-10

0-10

0-25

Модуль 2

4. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.




0-10

0-15

0-25

5.Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.




0-10

0-15

0-25

Всего




0-20

0-30

0-50

Модуль 3

6.Основы токсикологии и биотестирования.




0-10


0-15

0-25

Всего




0-10




0-25

Итого

0-5

0-65

0-30

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов.




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов







обязательные

дополнитель-ные










Модуль 1

1.

Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации

Контрольная работа




1




0-5

2.

Уровни биоиндикации

Реферат




2-4

4

0-5

3.

Области применения зооиндикации. Палеоиндикация

Реферат

Составление презентаций (по выбору)

5-6

4

0-15

Всего по модулю 1:

6

8

0-25

Модуль 2:










4.

Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.

Реферат

Составление презентаций (по выбору)

7-10

6

0-25

5.

Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

Реферат

Составление презентаций (по выбору)

11-13

6

0-25

Всего по модулю 2:

7

12

0-50

Модуль 3:










7.

Основы токсикологии и биотестирования


рефераты с докладами

Составление презентаций (по выбору)

16

4

0-25

Всего по модулю 3: 3

4

0-25

Итого: 16

24

0-100



3.Содержание дисциплины

3.1. Теоретическая часть
Модуль 1.

Тема 1. Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации.

Биологический мониторинг как часть мониторинга состояния окружающей среды. Понятие биоиндикации в широком и узком смысле. Биоиндикаторы. Общие принципы использования биоиндикаторов. Преимущества живых индикаторов для оценки окружающей среды. Основные требования, предъявляемые к организмам-индикаторам. Виды индикаторов (постоянные и переменные, положительные и отрицательные, прямые и косвенные). Особенности использования животных в качестве биоиндикаторов. Основные проблемы биоиндикационных исследований.

Тема 2. Уровни биоиндикации.

Молекулярный уровень: содержание стероидов, энергетический заряд, отношение концентраций аминокислот, хромосомные нарушения. Уровень органоидов клетки: показатель стабильности лизосом, латентность лизосомальных ферментов. Клеточный уровень: повреждение мембраны клетки. Тканевый уровень: язвы и эрозия, аномалии скелета, новообразования в тканях, изменения в иммунной реакции, лимфоцитоз. Организменный уровень: оценка физиологического состояния особи и ее поведения (изменение скорости питания и потребления кислорода, изменение скорости роста и плодовитости, изменение состава крови, показатели поведения организмов). Популяционный уровень: скорость роста популяции, воспроизводство, распределение и обилие видов, структура популяции (генеративная, половая, возрастная), динамика популяции. Уровень сообщества: видовое разнообразие, соотношение основных групп, размерная структура, хорологическая и трофическая структуры, продукция и дыхание сообщества. Экосистемный уровень: структурные и функциональные особенности. Обмен веществ, энергетические и информационные связи. Ландшафтная биоиндикация.
Тема 3. Области применения зооиндикации. Палеоиндикация
Традиционные области применения. Агроиндикация: педоиндикация, галлоиндикация, гидроиндикация. Литоиндикация и индикация полезных ископаемых. Индикация процессов и предсказание стихийных бедствий. Прогноз погоды. Ландшафтное планирование и обустройство. Новые области применения. Вирусы как потенциальные биоиндикаторы. Применение микробиологических параметров как индикаторов загрязнения почвы.

Палеоиндикационный анализ как метод биоиндикации по остаткам ископаемых животных в отложениях. Основы и задачи палеоиндикации. Область применения. Принцип актуализма. Методика полевого исследования донных отложений озер. Работы Н.В. Кордэ. Исследование раковинных амеб в донных отложениях. Карцинологический анализ. Индикаторные и биоценотические характеристики видов. Характеристика развития ценоза Cladocera в некоторых озерах России. Комплексы пресноводных субфоссильных моллюсков из озерных отложений как показатель уровня озер в голоцене. Колеоптерологический анализ. Методика исследования субфоссильных остатков рыб. Методы сбора и изучения костей амфибий и рептилий. Методы изучения ископаемых птиц. Изучение истории мелких млекопитающих.

Модуль 2.

Тема 4. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод
Зоопланктон как индикатор экологического состояния вод. Зообентос как индикатор экологического состояния вод. Особенности зообентоса как индикатора водных объектов. Понятие сапробности вод. Система сапробности Кольквитц-Марссона. Принцип метода. Зоны сапробности вод. Феноменологические признаки зон. Основные методы оценки степени сапробности. Понятие уровня трофии водоемов. Классификация озер по биологической продуктивности. Понятие эвтрофикации вод. Механизм процесса. Изменение таксономического состава зоопланктона и зообентоса. Методы оценки трофического статуса водоемов. Использование моллюсков и олигохет при хроническом загрязнении вод. Особенности коловраток как индикаторов водных объектов.
Тема 5. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных

Анатомо-морфологическая структура животных при воздействии антропогенного загрязнения: изменение размеров тела и отдельных его частей, изменение микроскульптуры поверхности тела или отдельных его областей, изменение окраски тела или отдельных его частей. Метод морфо-физиологических индикаторов. Суть метода. Понятие нормы реакции. Набор индикаторных показателей. Организация наблюдений за состоянием населения мелких млекопитающих, орнитокомплексов, земноводных и населения ихтиофауны. Биоритмы животных при действии антропогенных стрессоров. Поведенческие реакции животных на внешнее воздействие: пространственное или временное избегание, использование конституционных особенностей тела, включая специфическую двигательную активность. Динамика и характер распространения популяций животных: смертность, процент окукливания, продолжительность жизни, связь между повышенной плотностью популяции насекомых-вредителейи степенью загрязнения. Животные как индикаторы нарушения состояния среды в нефтегазовых районах (на примере Тюменской области).
Модуль 3.

Тема 6.Основы токсикологии и биотестирования

Понятие токсичности и интоксикации. Критерии токсичности: медицинский и биологический. Необходимость применения биотестирования в системе биомониторинга. Задачи и приемы биотестирования. Требования к методам биотестирования. Основные подходы биотестирования (биохимический подход, генетический подход, морфологический, физиологический, биофизический, иммунологический). Чувствительность и устойчивость биосистем. Оценка силы воздействия отравляющих веществ. Кумулятивный эффект и эффект аддитивности. Факторы, влияющие на токсичность веществ. Эффект фазности (безразличие, стимуляция, депрессия, смерть). Адаптация к ядам. Тест-объекты и методы биотестирования.



    1. Практическая часть

Модуль 1.

Тема 3. Области применения зооиндикации. Палеоиндикация.
Практическая работа №1. «Фауна позднего плейстоцена». Фауна позднего плейстоцена найдена в низовьях р. Иртыш - мамонт, шерстистый носорог, лошадь, благородный олень, лось, тур. Задание: провести анализ расположения современных ареалов обитания животных и сделать предположение о климатических условиях позднего плейстоцена низовий Иртыша на основании данного фаунистического комплекса.
Модуль 2.

Тема №4. Методологические аспекты биоиндикации в оценке качества вод.

Практическая работа №1. «Особенности структуры популяции Daphnia longispina при повышенных концентрациях марганца». Цель: выявить размерную, половую структуру и среднюю плодовитость дафнии в чистом и загрязненном участке водоема.

Практическая работа №2. «Определение сапробности пресноводного водоема методом Пантле-Букк». Цель: определить загрязнение воды органическим веществом. Объект: зоопланктон.

Практическая работа №3. «Определение качества воды пресных водоемов биотическим индексом Вудивисса». Цель: Определить качество воды методом Вудивисса. Объект: зообентос.

Практическая работа №4. Использование флуктуирующей симметрии у рыб для оценки качества среды. Объект: карась золотой – Carassius carassius

Тема №5. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных.

Практическая работа №1. «Почвенные беспозвоночные как показатель почвенного режима и условий среды». Цель: При помощи видов индикаторов (стафилиниды, чернотелки) выявить солевой режим почв. .

Практическая работа №2. «Воздействие антропогенных стрессоров на анатомо-морфологическую структуру животных». Цель: изучить изменение окраски тела беспозвоночных, изменение размеров тела и отдельных его частей под действием антропогенного фактора. Объект: коллекция чешуекрылых и коллекция жуков.

Практическая работа №3. «Использование флуктуирующей асимметрии животных для оценки качества среды». Цель: по флуктуирующей асимметрии некоторых признаков земноводных провести экспресс-оценку качества среды. Объект: лягушка (Rana sp.)

Модуль 3.

Тема №2. Основы токсикологии и биотестирования.

Опыт №1. «Изучение реакции избегания и привлечения у инфузорий на фенол различных концентраций». Цель: выявить реакцию избегания и привлечения. Результаты заносятся в таблицу.

Опыт №2. «Изучение фагоцитарной активности инфузорий в присутствии ВРФН». Цель: выявить количество образовавшихся пищеварительных вакуолей при различном содержании ВРФН в воде. Результаты заносятся в таблицу.

Опыт №3. Оценка влияния токсичной воды на Daphnia magna (острый опыт). Цель: Определить LK0 , LK50 , LK100 . Выявить основные физиологические показатели у дафний на воздействие токсикантов. Результаты заносятся в таблицу.

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной рабрты студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Модуль 1.
Тема 1. Введение. Общие принципы и понятия в биоиндикации.

Контрольная работа.

Вариант №1.

1. Определение биоиндикации.

2.Основные преимущества биоиндикаторов.

Вариант №2.

1. Виды экологического мониторинга.

2. Принципы использования биоиндикаторов.

Вариант №3.

1.Понятие экологического мониторинга.

2. Определение термина – «биоиндикатор».

Тема 2. Уровни биоиндикации.

Темы рефератов. «Применение микробиологических параметров как индикаторов загрязнения почв». «Вирусы как потенциальные биоиндикаторы». «Поведенческая реакция мидий в воде при наличии ионов меди». «Неинформационные воздействия на организмы», «Показатели поведения высших ракообразных при загрязнении водной среды». «Содержание стероидных гормонов у морских рыб при высоких концентрациях ТМ», «Концентрация металлотионеинов в тканях морских животных как перспективное напрвление в биоиндикации».

Тема 3. Области применения зооиндикации. Палеоиндикация

Тема рефератов. «Характеристика развития водоема по хитиновым остатакам кладоцер». «Колеоптерический анализ в изучении плейстоцена и голоцена». «Методы изучения ископаемых птиц», «Методика сбора остатков крупных млекопитающих», «Органолептическая характеристика костей из голоценовых захоронений», «Исследование раковинных амеб в донных отложениях озер», «Биостратиграфия отложений озера Котокель», «Насекомые озер позднего палеозоя и раннего мезозоя», «хирономиды как перспективная группа в палеоиндикации».

Тема рефератов. «Использование индикационных методов при поиске воды для пастбищ пустынь, полупустынь, степей». «Индикация предсказаний стихийных бедствий», «Индикация предсказаний прогноза погоды», «Литоиндикация и индикация полезных ископаемых», «Геокриологическая индикация», «Вирусы как потенциальные индикаторы», «Новые области применения зооиндикации».
Модуль 2.

Тема 4. Методологические аспекты биоиндикации качества вод

Темы рефератов. «Мошки как индикаторы загрязнения текучих вод». «Биоиндикация радиоактивного загрязнения внутренних водоемов». « Поведение планктонных животных в условиях загрязнения среды», «Коловратки как перспективная группа в биоиндикации экологического состояния водоемов», «Сапробиологическое состояние малых озер города Тюмени», «Сапробиологическое состояние реки Туры (в пределах г. Тюмени)», «Роль зоопланктона в самоочищении вод».

Тема 5. Методологические аспекты биоиндикации сообществ наземных животных

Темы рефератов. «Растительноядные наземные насекомые и загрязнение среды». «Почвенные беспозвоночные как показатель засолонения почв», «Почвенные беспозвоночные как показатель закисления почв», «Динамика популяций растительноядных членистоногих как причина и следствие изменений среды обитания», «Дождевые черви как показатели высокого содержания кальция в грунтовых водах», «Меланизм крупных городов (на примере насекомых)», «Меланизм крупных городов (на примере птиц)».
Модуль 3.

Тема 6. Основы токсикологии и биотестирования

Темы рефератов. «Реакция биолюминисценции светящихся бактерий». «Оценка токсичности воды по фильтрационной активности дафний». «Изменение концентрации белка в биологических жидкостях гидробионтов в ответ на изменение среды обитания», «Биоэлектрическая реакция харовых водорослей», «Реакция ухода рыб из токсической среды», «Частота дыхания и сердцебиения рыб в токсической среде», «Реакция закрывания створок раковины двустворчатыми моллюсками», «Активность окислительных ферментов микроорганизмов активного ила».
5. Контрольные вопросы к зачету
1. Необходимость биоиндикационных исследований в системе мониторинга.

2. Понятия биоиндикации и биотестирования.

3. Общие принципы использования биоиндикаторов.

4. Преимущества живых видов - индикаторов.


5. Критерии отбора организмов - индикаторов.

6. Использование различных групп водных организмов в биоиндикации.

7. Уровни биоиндикации.

8. Методы биоиндикации на организменном уровне.

9. Методы биоиндикации на популяционном уровне.

10. Методы биоиндикация на биоценотическом уровне.

11. Основные методы оценки степени сапробности водоемов.

12. Методы оценки трофического статуса водоемов.

13. Основные подходы биотестировани

14. Факторы, влияющие на токсичность веществ

15. Роль зоопланктона в самоочищении вод.

16. Особенности зообентоса как индикатора вод.

17. Использование моллюсков и олигохет при хроническом загрязнении вод.

18. Метод морфо-физиологических индикаторов.

19.Понятие нормы реакции.

20. Биоритмы животных при воздействии антропогенных стрессоров.

21. Животные как индикаторы среды в нефтегазовых районах.

22. Основы и задачи палеоиндикации.

23. Методика полевого исследования донных отложений.

24. Область применения палеоиндикации.

25. Методы изучения ископаемых птиц.

26. Поведение животных в условиях загрязнения среды.

27. Новые области применения зооиндикации.
6. Учебно-методическое и инфармационное обеспечение дисциплины (модуля)

6.1. Рекомендуемая литература

А) Основная литература

1. Сорокина, Н. В. Методы зооиндикации (позвоночные животные) [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс/ Н. В. Сорокина ; отв. ред. И. С. Мухачев. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM);

2. Константинов, С. П. Зоология позвоночных: учеб. для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Биология"/ В. М. Константинов, С. П. Шаталова, С. П. Наумов. - Москва: Академия, 2007. - 464 с.: Гриф МО РФ

3. Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование /Под ред. О.П. Мелеховой и Е.И. Егоровой. М.: Изд-во «Академия», 2007. 287с.

4. Моисеенко, Т.И. Водная экотоксикология. М.: «Наука», 2009. – 399с.
Б) Дополнительная литература


  1. Гашев, С. Н. Млекопитающие Тюменской области: справ.-определитель/ С. Н. Гашев; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 336 с.

  2. Гашев С.Н.. Жигилева О.Н., Сазонова Н.А., Селюков А.Г. и др. Зооиндикаторы в системе регионального мониторинга Тюменской области: методика использования. Тюмень: ТюмГу, 2006.-132.

  3. Шварц, С. С. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных/ С. С. Шварц, В. С. Смирнов, Л. Н. Добринский. - Свердловск, 1968. - 387 с. - (Труды ин-та экологии растений и животных; Вып.58).

  4. Гашев, С. Н. Экология животных и фаунистика: сб. науч. тр./ ТюмГУ; науч. ред. С. Н. Гашев. - Тюмень: Вып. 8. - 2008. - 172 с.

  5. Биоиндикация радиоактивных загрязнений. - Москва : Наука, 1999. - 384 с.

  6. Биологический контроль окружающей среды: генетический мониторинг : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по напр. "Биология" и биолог. спец. / ред.: С. А. Гераськин, Е. И. Сарапульцева. - Москва : Академия, 2010. - 208 с. ГРИФ УМО

  7. Филенко, О. Ф. Водная токсикология: учебник/ О. Ф. Филенко. - Черноголовка: МГУ, 1988. - 156 с.

  8. Методология оценки состояния экосистем. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000. – 128 с.   

  9. Степановских, А. С. Прикладная экология: охрана окружающей среды. Москва: Юнити-Дана, 2003. - 751 с.

  10. Методы зооиндикации (позвоночные животные) [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс/ Н. В. Сорокина ; отв. ред. И. С. Мухачев. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

  11. Зооиндикаторы в системе регионального экологического мониторинга Тюменской области: методика использования: [моногр.]/ С. Н. Гашев [и др.]; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 132 с.;

  12. Черепанов, Г.О. Палеозоология позвоночных. М.: «Академия», 2007. -352с.

  13. Чалова А.В., Крылов А.В. Оценка качества природных и сточных вод методами биотестирования. ОАО "Рыбинский дом печати". 2007. - 73 с. ISBN 5-88697-077-0 [электронный ресурс; режим доступа]: http://free-kniga.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=356&Itemid=124

  14. Шварц, С. С. Метод морфофизиологических индикаторов в экологии наземных позвоночных/ С. С. Шварц, В. С. Смирнов, Л. Н. Добринский. - Свердловск, 1968. - 387 с. - (Труды ин-та экологии растений и животных; Вып.58).


6.2. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы.

http://herba.msu.ru/shipunov/ school/sch-ru.htm

http://ecograde.belozersky.msu.ru/

http://hydro.bio.msu.ru/

http://ibiw.ru

7. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Лабораторные занятия по БСП «Методы зооиндикации» проводятся в лаборатории, оборудованной оптическими приборами, компьютерной системой и переносным видеооборудованием. В качестве наглядного материала используются плакаты, видеофильмы, музейный экспозиционный фонд. Для самостоятельной работы студентам рекомендуются Интернет-ресурсы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной формы обучения
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии «29» августа 2011 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и эволюционной экологии животных «29» августа 2013 г. № протокола 1
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология»
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология, очной формы обучения «подготовлено к изданию» iconРабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология очной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск