Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология»





Скачать 184.25 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология»
Дата публикации07.11.2014
Размер184.25 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА БОТАНИКИ, БИОТЕХНОЛОГИИ И ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

П.А. Иконников

ЭКОЛОГИЯ ФОТОСИНТЕЗА

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология»

Тюмень

2012

Иконников П.А. Экология фотосинтеза. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология». Тюмень, Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 16с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803.65 Биоэкология. Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, темы лабораторных работ, вопросы к контрольным работам, темы рефератов, перечень контрольных вопросов к экзамену, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология растений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор


© Тюменский государственный университет

© П.А. Иконников, 2012

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология».

    1. Цель и задачи дисциплины:

Цель курса: изучение закономерностей влияния экологических условий на фотосинтез.

Задачи курса:

1) выявить геохимическую работу фотосинтезирующих растений. Определить глобальную экологическую функцию фотосинтеза как восходящего звена круговорота веществ на Земле; 

2) конкретно выяснить ход процесса фотосинтеза при изменении концентрации субстратов ассимиляции, температуры, интенсивности и качества света, обеспеченности водой, элементами питания и др.; 

3) в лабораторных экспериментах познать роль пигментного аппарата фотосинтеза, изучить накопление продуктов фотосинтеза.

    1. Место дисциплины в структуре ООП специальности.

Дисциплина специализации «Экология фотосинтеза» читается на 4 курсе в 7 семестре (ОДО) для студентов, обучающихся по специальности 020803.65 «Биоэкология». Базируется на знаниях, полученных студентами при изучении ботаники, общей экологии, физиология растений. Знания, умения и навыки, полученные при изучении данного курса, пригодятся при освоении дисциплин «Методы экологических исследований растений», «Экология растений», «Индикационная геоботаника».

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. 
Студенты должны обладать следующими теоретическими знаниями и практическими навыками: 

- знать механизмы фотосинтетического процесса у растений как целостного организма;

- иметь представление о регуляторных механизмах фотосинтеза; 

- иметь представление о физиологических изменениях и адаптации процесса фотосинтеза у растений к воздействию экологических факторов;

- оценить при этом ведущую роль фотосинтеза как продукционного процесса; 

- владеть отдельными лабораторными методиками проведения 
эксперимента по фотосинтезу. 

1.4. Структура и трудоемкость дисциплины.

Данная дисциплина специализации читается на дневном отделении в 7 семестре, форма отчетности - экзамен.

Общая трудоемкость дисциплины 30 ч., из них 10 ч. лекций, 8 ч. лабораторных занятий, 12 ч. самостоятельной работы.

2. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 1

Тематический план



Наименование темы

Лекции

(кол-во часов)

Лабораторные работы (кол-во часов)

Самостоятельная работа студента

(кол-во часов)

Итого

часов по теме

Итого количество баллов




Модуль 1
















1

Введение. Сущность фотосинтеза, типы  фотосинтеза. Методы изучения. Хлоропласты и пигменты  

2

4

2

8

0-30




Всего

2

4

2

8

0-30




Модуль 2
















2

Понятие экологии фотосинтеза как адаптивной зависимости фотосинтеза от внешних и внутренних факторов  

6

4

6

16

0-35




Всего

6

4

6

16

0-35




Модуль 3
















3

Теория  фотосинтетической продуктивности; фотосинтез и урожай  

2




4

6

0-35




Всего

2




4

6

0-35




Итого (часов, баллов)

10

8

12

30

0-100


Таблица 2
Формы текущего контроля


п. № темы


Формы текущего контроля


Итого

кол-во

баллов

конспект

опрос

контр.

работа

защита лаб. работ

реферат

презентация, доклад




Модуль 1

1.




0-5

0-5

0-10

0-5

0-5

0-30

Всего




0-5

0-5

0-10

0-5

0-5

0-30

Модуль 2

1.

0-8

0-5

0-10

0-12

0-5

0-5

0-35

Всего

0-8

0-5

0-10

0-12

0-5

0-5

0-35

Модуль 3

1.




0-5

0-10




0-5

0-5

0-35

Всего




0-5

0-10




0-5

0-5

0-35

Итого

0-8

0-15

0-25

0-22

0-15

0-15

0-100

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Сущность фотосинтеза, типы  фотосинтеза. Методы изучения. Хлоропласты и пигменты.  

Растения как компоненты биосферы их геохимическая работа. Ведущая роль фотосинтеза.

Сущность фотосинтеза. Общие представления. Центральная роль в энергетическом обмене. Разнообразие типов фотосинтеза. Аноксигенный, оксигенный фотосинтез. Фотосинтез на основе бактериородопсина, термосинтез. Преобладающая роль оксигенного фотосинтеза. Его уравнение и молекулярные основы. Фотосинтез как глобальный процесс, как восходящее звено круговорота веществ и энергии на Земле. Космическая роль и биосферный характер. Значение фотосинтеза для развития жизни.

Исторические этапы познания и изучения фотосинтеза. 
Методы изучения фотосинтеза. Роль метода меченых атомов (стабильных и радиоактивных изотопов) и других методов в познании фотосинтеза. Количественный и качественный учет. Единицы измерения.

Хлоропласты и пигменты. Хлоропласты - эффективные ловушки солнечной энергии, имеющие все, что необходимо для осуществления фотосинтетического процесса (Д. Арнон). Состав, строение организация структуры, физиологическая роль. Автономия и симбиогенез пластид. Три континиума хлоропластов (межмембранный, стромальный, гранальный). Люмен – структура, где в световой стадии возникает градиент электрохимического потенциала ΔµН+.

Пигменты хлоропластов, спектральные свойства, физиологические функции. Зеленый цвет растений. Природа, экологические и эволюционные причины. 

Световые и темновые реакции. Физическое разделение фаз фотосинтеза. Скорости световой и темновой стадий в зависимости от температуры. Квантовый выход и расход фотосинтеза. Ассимиляционное число, светособирающие комплексы (ССК) реакционные центры (РЦ) и функционирование фотосистем (ФС).

Основные этапы фотосинтеза по современным представлениям. Лист как орган фотосинтеза. Оптическая система листа (отражение, пропускание поглощение). Фотосинтетический коэффициент и коэффициент использования солнечной энергии. Задача повышения КПД ФАР (фотосинтетически активной радиации) - важнейшая в физиологии и селекции культурных растений.

Тема 2. Понятие экологии фотосинтеза как адаптационной зависимости продуктивности растений от комплекса внешних и внутренних факторов. 

Влияние интенсивности света и спектрального состава на фотосинтез. Светолюбивые и теневыносливые растения. Различия в световом насыщении. Соотношение фотосинтеза и дыхания. Световой компенсационный пункт (СКП). Световые кривые и адаптационная зависимость фотосинтеза от сочетания различных факторов. Особенности световых кривых С3 и С4 растений.

Влияние качественного состава спектра на фотосинтез. Спектр действия фотосинтеза. Причины более высокой эффективности красных лучей у высших растений и спектр действия при бактериальном фотосинтезе. Различие продуктов фотосинтеза по составу при действии красных и синих лучей. Светокультура сельскохозяйственных растений.

Влияние концентрации диоксида углерода в атмосфере. 
Эволюционные причины повышенного фотосинтеза при возрастании концентрации СО2. Проявление закона Стефана при поглощении СО2. Углекислотный компенсационный пункт (УКП) у С3 и С4 растений. Константа Михаэлиса по СО2 у ключевых ферментов темновых реакций фотосинтеза. РДФ – карбоксилаза-оксигеназа (РУБИСКО) и ФЭП- карбоксилаза.

Зависимость фотосинтетического процесса от температуры. 
Одновершинный характер температурной кривой фотосинтеза. Кардинальные точки ответа на воздействующий фактор (точки оптимума, минимума, максимума, зоны пессимума). Большая термозависимость реакций углеродного цикла фотосинтеза, транспорта электронов и синтеза АТФ по сравнению с первичными реакциями светового возбуждения, миграции энергии и разделения зарядов в реакционных центрах которые практически не зависят от температуры. Температурный компенсационный пункт (ТКП).

Влияние кислорода на фотосинтез. Оптимум концентрации О2 при фотосинтезе. Эффект Варбурга. Возрастание скорости псевдоциклического фосфорилирования при избытке О2. Угнетение и стимуляция фотодыхания при изменении концентрации кислорода в атмосфере. Конкуренция между О2 и СО2 за активные центры фермента рибулезобифосфат-карбоксилазы-оксигеназы (РУБИСКО). 

Влияние водного режима на процесс фотосинтеза. Вода как субстрат фотосинтеза. Причины оптимального фотосинтеза при небольшом водном дефиците (ВД) в 3-6%. Угнетение фотосинтетического процесса при резком возрастании ВД - нарушение газообмена, ингибирование транспорта электронов, циклического и нециклического фотофосфорилирования, подавление активности ВПФ цикла (восстановительного пентозофосфатного цикла, Цикла Кальвина). Нарушение структуры фотосинтетического аппарата при засухе. Косвенное влияние ВД - снижение ростовых процессов, площади листовой поверхности, замедление обмена веществ из-за возрастания вязкости цитозоля. Подавление фотосинтеза избыточной обводненностью. 

Влияние условий минерального питания. Значение 
обеспеченности растений комплексом макро- и микроэлементов для 
протекания фотосинтеза. Взаимосвязь воздушного и почвенного 
питания в поддержании функций растительного организма. 
Зависимость формирования и функционирования 
фотосинтетического аппарата от условий минерального питания. Роль N, Р, К, Са, S, Мg и Fе, а также Мn, Сu, Со, Сl и других в протекании световых и темновых реакций фотосинтеза, их субстратная и регуляторная функция. Прямое и косвенное влияние элементов. Действие избытка (засоления) и недостатка элементов на фотосинтез. Влияние антропогенных факторов загрязнения почвы и воздуха ксенобиотиками на фотосинтетический процесс. 

Действие патогенов на растения и фотосинтез.
Влияние внутренних факторов на фотосинтез. Генетические особенности растений и фотосинтез. Эндогенные ритмы фотосинтеза. Связь содержания хлорофилла, активности работы ферментов, скорости оттока ассимилятов и других внутренних факторов с процессом фотосинтеза. Метаболическая регуляция фотосинтеза.

Ростовые процессы и фотосинтез, зависимость его от возраста растения. Суточные, сезонные изменения фотосинтеза. Дневной ход фотосинтеза. Двугорбая кривая и причины полуденной депрессии фотосинтеза. 

Разнообразие продуктов фотосинтеза в зависимости от факторов среды. Сходство, различие и экологические преимущества основных типов фотосинтеза С3, С4 и САМ растений. Адаптационное значение этих фотосинтетических механизмов. Относительность их приспособлений к экологическим условиям. 

Тема 3. Теория  фотосинтетической продуктивности. Фотосинтез и урожай.  

Фотосинтез и урожай. Теория фотосинтетической продуктивности (А.А. Ничипорович). Соотношение между накоплением биомассы, интенсивностью фотосинтеза и дыхания (формула Л.Л.Иванова). Индекс листовой поверхности (ИЛП) и фотосинтетический потенциал (ФП). Два основных этапа формирования урожая. Урожай биологический как сумма суточных приростов в период вегетации. Урожай хозяйственный и коэффициент хозяйственный. Чистая продуктивность фотосинтеза. Современное понимание роли дыхания в продукционном процессе, фитогормонов, селекционного отбора и методов генной инженерии. 

Воздействие на фотосинтетический процесс - главный путь повышения продуктивности растений. 

Эволюция углеродного питания на Земле. Гетеротрофия и автотрофия. Эволюционная первичность гетеротрофов. Гетеротрофный синтез как ступень перехода к автотрофному способу питания. Хеморедукция, фоторедукция (бактериальный фотосинтез), хемосинтез и оксигенный фотосинтез как этапы эволюции автотрофов. Круговорот углерода на Земле. 

4. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Фотодыхание и метаболизм гликолата.

2. Транспорт продуктов фотосинтеза.

3. Акцепторно-донорные связи. Система Sourse-sink.

По указанным темам студенты готовят конспекты.
5. Темы лабораторных работ

1. Извлечение пигментов.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) фарфоровые ступки; 2) этиловый спирт; 3) ацетон; 4) кварцевый песок; 5) СаСО3; 6) вазелин; 7) воронки; 8) колбы; 9) высушенные листья крапивы или других растений.

2. Разделение пигментов методом бумажной хроматографии. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) ацетон; 2) фильтровальная бумага; 3) бюксы; 4) цилиндры с пробками; 5) бензин или петролейный эфир.

3. Влияние интенсивности света на скорость фотосинтеза. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) элодея; 2) сода двууглекислая; 3) скальпель или ланцет; 4) часы; 5) цилиндр простой; 6) мягкая нитка; 7) стеклянная палочка; 8) электрическая лампа (200-300 Вт).

4. Влияние различных лучей спектра на процесс ассимиляции углерода. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) элодея; 2) сода двууглекислая; 3) скальпель или ланцет; 4) часы; 5) цилиндр простой; 6) мягкая нитка; 7) стеклянная палочка; 8) электрическая лампа (200-300 Вт); 9) 1%-ный раствор двухромовокислого калия; 10) 4%-ный раствор медного купороса, насыщенного аммиаком.

5. Влияние температуры на процесс фотосинтеза. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) элодея; 2) сода двууглекислая; 3) скальпель или ланцет; 4) часы; 5) цилиндр простой; 6) мягкая нитка; 7) стеклянная палочка; 8) электрическая лампа (200-300 Вт); 9) термометр.

6. Качественная проба на образование ассимиляционного крахмала в хлоропластах. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) комнатное растение; 2) раствор йода в иодиде калия; 3) спирт; 4) колба с обратным холодильником; 5) фарфоровая тарелочка.

7. Образование крахмала на свету. Проба Сакса (крахмальные фигуры и фотографии на листьях). 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) комнатное растение; 2) черная бумага; 3) скрепки; 4) спирт; 5) колба с обратным холодильником; 6) фарфоровая тарелочка; 7) раствор йода в иодиде калия.

8. Зависимость образования крахмала на листьях от концентрации СО2 в атмосфере. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) стаканы; 2) стекла; 3) стеклянные колпаки; 4) вазелин; 5) 20%-ный раствор KOH или NaOH; 6) HCl; 7) мрамор; 8) комнатное растение; 9) спирт; 10) колба с обратным холодильником; 11) фарфоровая тарелочка; 12) раствор йода в иодиде калия.

9. Необходимость хлорофилла для образования крахмала.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) спирт; 2) колба с обратным холодильником; 3) фарфоровая тарелочка; 4) раствор йода в иодиде калия; 5) растения с пестрыми листьями; 6) элодея; 7) хлоралгидрат или раствор едкого калия; 8) все для микроскопирования.

10. Образование низкомолекулярных углеводов при фотосинтезе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) перья зеленого лука или листья растений из семейства лилейных или орхидных; 2) спирт; 3) колба с обратным холодильником; 4) фарфоровая тарелочка; 5) раствор йода в иодиде калия; то же, что и для работы 24; 6) спиртовки; 7) реактив Фелинга.

11. Обнаружение С4 фотосинтеза в клетках. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: 1) все необходимое для микроскопирования; 2) 30%-ный раствор NaOH или KOH; 3) раствор йода в иодиде калия; 4) лезвия безопасной бритвы; 5) стакан с водой; 6) препаровальные иглы; 7) фильтровальная бумага; 8) кусочки пенопласта; 9) 1-2х-недельные проростки кукурузы.

Студенты выполняют на занятиях перечисленные выше работы, самостоятельно оформляют их в тетрадях, готовят теоретическую часть и объясняют полученные результаты.

6. Примерные вопросы к контрольным работам

1. Что представляют собой индекс листовой и фотосинтетический потенциал? Как их рассчитывают?

2. Этапы формирования урожая.

3. Что понимают под урожаем биологическим и урожаем хозяйственным?

4. Как связан хозяйственный коэффициент с биологическим и хозяйственным урожаями?

5. Чистая продуктивность фотосинтеза.

6. Дайте определение фотосинтетического коэффициента. Как рассчитывается фотосинтетический коэффициент?

7. Что такое коэффициент использования солнечной энергии? Как его рассчитывают?

8. Индекс листовой поверхности (ИЛП) и фотосинтетический потенциал (ФП). Дайте определение.

7. Темы рефератов

1. Исторические этапы познания и изучения фотосинтеза. 

2. Методы изучения фотосинтеза.

3. Разнообразие типов фотосинтеза.

4. Сходство, различие и экологические преимущества основных типов фотосинтеза С3, С4 и САМ растений.

5. Светокультура сельскохозяйственных растений.

6. Действие патогенов на растения и фотосинтез.

7. Теория фотосинтетической продуктивности (по А.А. Ничипоровичу).

8. Влияние основных типов антропогенных загрязнений на процесс фотосинтеза. 

9. Эволюция углеродного питания на Земле.

10. Круговорот углерода на Земле. 
8. Контрольные вопросы к экзамену

1) Дайте общую характеристику фотосинтеза. Разнообразие типов 
фотосинтеза. Аноксигенный и оксигенный фотосинтез. 
Исторические этапы изучения фотосинтеза. 

2) Растения как компоненты биосферы их геохимическая работа. 
Биосферный характер фотосинтеза

3) Методы изучения и исследования фотосинтеза. Единицы измерения.

4) Хлоропласты состав, строение, строение, физиологическая роль. Автономия и симбиоз пластид. Экологические и эволюционные причины зеленого цвета растений. 

5) Пигменты хлоропластов, их оптические, химические свойства, физиологические функции. Решающая роль хлорофилла в процессе фотосинтеза. 

6) Совпадение спектра действия фотосинтеза и максимумов поглощения хлорофилла.

7) Световые и темновые фазы. Физическое разделение фаз фотосинтеза. 

8) Последовательные этапы фотосинтеза по современным представлениям. 

9) Особенности строения листа как органа фотосинтеза. Экологическая адаптированность к выполнению данной функции.

10) Истинный и видимый фотосинтез. Чистая продуктивность фотосинтеза. 

11) Лист как оптическая система. Пропускание и отражение ФАР.

12) Фотосинтетический коэффициент, коэффициент использования солнечной энергии. Пути решения задач по повышению КПД ФАР. 
13) Понятие экологии фотосинтеза. Сочетание экологических факторов. 

14) Влияние интенсивности и спектрального состава света на фотосинтез. 

15) Светолюбивые и теневыносливые растения. Световое насыщение. Световой компенсационный пункт.

16) Причины более высокой эффективности красной части спектра, световые кривые С3 и С4 растения.

17) Роль углекислого газа в фотосинтезе. Углекислотный компенсационный пункт (УКП).

18) Поглощение СО2 и закономерность Стефана. 

19) Зависимость фотосинтеза от температуры, одновершинный характер кривой. 

20) Влияние концентрации О2 на фотосинтез. Эффект Варбурга. 

21) Водный режим и фотосинтез.

22) Условия минерального питания и фотосинтез. Субстратная и регуляторная функция минеральных элементов.

23) Разнообразие продуктов фотосинтеза при изменении 
экологических факторов.

24) Внутренние условия фотосинтеза. 

25) Старение растений и фотосинтез.

26) Суточные и сезонные изменения фотосинтеза. Дневной ход фотосинтеза. Причины полуденной депрессии.

27) Донорно-акцепторные взаимодействия в растении. Регуляция фотосинтеза в системе целого растения.

28) Почему растению «выгодно» запасать органику в форме ассимиляционного крахмала. Транспорт веществ из хлоропластов и загрузка флоэмы. 

29) Адаптивное значение фотосинтетических механизмов С3 и С4 и САМ растений. Относительность экологических приспособлений.

30) Основное сходство и различия С3, С4 и САМ растений.

31) Теория фотосинтетической продуктивности (А.А. Ничипорович). 

32) Фотосинтез и урожай. Этапы его формирования. 

33) Урожай биологический и хозяйственный. 

34) Влияние основных типов антропогенных загрязнений на процесс фотосинтеза. 

35) Эволюция углеродного питания. Гетеротрофы и автотрофы. Автотрофия.

36) Круговорот углерода на Земле.
9. Рекомендуемая литература

9.1. Основная

1. Биохимические основы химии биологически активных веществ: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Хим. технология синтетических биологически активных веществ" / Л. В. Коваленко. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 229 с.

2. Биохимия растений = Plant Biochemistry: [учебник]: пер. с англ. / Г. - В. Хелдт. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 471 с.

9.2. Дополнительная

1. Труды института микробиологии им. С. Н. Виноградского/ отв. ред. В. Ф. Гальченко. - Москва: МАКС Пресс. Вып. 15: Фотосинтезирующие микроорганизмы. - 2010. - 352 с.;

2. Мокроносов, А.Т. Фотосинтез. Физиолого-экологические и биохимические аспекты. М.: Академия, 2006. 448 с.

3. Большой практикум по фотосинтезу: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 510600 "Биология" и спец. 011600 "Биология", 012000 "Физиология" / В. Ф. Гавриленко, Т. В. Жигалова; Ред. И. П. Ермаков. - Москва: Академия, 2003. - 256 с.

4. Проблемы ранней эволюции фотосинтеза / отв. ред. В. М. Горленко. - Москва: ПИН РАН, 2011. - 218 с.

5. Ботаника: учеб. для студ. вузов, обуч. по биол. спец.: в 4 т. / авт.-сост.: П. Зитте [и др.]. - Москва: Академия.Т. 2: Физиология растений / ред. В. В. Чуб; пер. с нем. О. В. Артемьева. - 2008. - 496 с.

6. Физиология растений: учеб. для студ. вузов, обуч. по биол. спец. / ред. И. П. Ермаков. - 2-е изд., испр. - Москва: Академия, 2007. - 640 с.

7. Практикум по росту и устойчивости растений: [учеб. пособие] / ред. В. В. Полевой, Т. В. Чиркова. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2001.-212 с.

8. Фотосинтез: физиолого-экологические и биохимические аспекты: учебник для студ. вузов, обуч. по биол. спец. напр. 020200 "Биология" / А. Т. Мокроносов, В. Ф. Гавриленко, Т. В. Жигалова; ред. И. П. Ермаков. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2006. - 448 с.

9. Физиология растений: учеб.-метод. комплекс : практикум для студентов спец. 020803.65 "Биоэкология", напр. 020200.62 "Биология (бакалавр)" / П. А. Иконников, А. А. Белозерова. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ. Ч. 1. - 2010. - 40 с. ;

10. Кузнецов, В.В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 2005. – 736 с.

11. Якушкина, Н.И. Физиология растений. М.: ВЛАДОС, 2005. – 463 с.

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

 На лекциях используется демонстрационный эксперимент (оптические свойства, флуоресценция пигментов, продукты фотосинтеза и др.). Кинофильм фотосинтез в 2 частях. Таблицы электронные фотографии структуры, хлоропластов, рентген-пленки по радиационному распределению продуктов фотосинтеза. На занятиях лабораторного практикума проводятся разнообразные опыты по влиянию факторов на фотосинтез и обнаружению продуктов фотосинтеза.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ / Л.М. Волосникова /

__________ _____________ 2012г.

ЭКОЛОГИЯ ФОТОСИНТЕЗА

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/ П.А. Иконников /

«______»___________2012г.

Рассмотрено на заседании кафедры ботаники и биотехнологии растений

протокол № _______ от «______» _____________ 2012 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав.кафедрой ______________________________/ Н.А. Боме/

«______»___________ 2012 г.

Рассмотрено на заседании УМК Биологического факультета

протокол № _______ от «______» _____________ 2012 г.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ А.А. Мелентьева /

«______»_____________2012г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова /

«______»_____________2012 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии...
Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconСодержание Пояснительная записка
Рабочая программа составлена Скворцовым Евгением Арсеньевичем в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconПрограмма по дисциплине «Система государственного и муниципального...
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconПояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений»
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconРабочая программа по спецсеминару по истории России составлена в...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconЭпидемиология
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconРабочая программа по кожным и венерическим болезням Факультет
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconРабочая программа по кожным и венерическим болезням Факультет
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск