Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология»





Скачать 131.82 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология»
Дата публикации11.01.2015
Размер131.82 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
российская федерация

министерство образования и науки

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ

В.Л. Рябикова
МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАСТЕНИЙ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология»

Тюмень

2010

В.Л. Рябикова: Методы экологических исследований растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 11 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы.
Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Методы экологических исследований растений[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2010.

© В.Л. Рябикова, 2010.

  1. Пояснительная записка

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны обладать суммой теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи:

- студенты должны владеть основными методами изучения возрастной, пространственной структур растительных популяций, их устойчивости;

- знать характерные признаки семейств и уметь определять растения различных систематических групп;

- использовать полученные данные для проведения экологического мониторинга.

Большой спецпрактикум «Методы экологических исследований растений» предназначен для студентов 4 курса дневного отделения.

Форма контроля: зачет – 7 семестр.

Цели и задачи курса: ознакомить студентов с классическими методами экологических исследований растений различных систематических и экологических групп, изучить методы оценки качества, всхожести и прорастания семян разных видов дикорастущих растений в лабораторных условиях, провести статистическую обработку полученных данных,освоить методы лабораторных исследований по изучению изменений физиологических процессов, связанных с действием на растения стрессовых факторов;овладеть методикой изучения пространственной структуры ценопопуляций растений.

Трудоемкость дисциплины: общее количество часов по курсу составляет 142, из них 108 часов лабораторных занятий.



  1. Тематический план изучения курса

Таблица 1



Тема

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

лаб. раб.

самостоя-тельная работа

1

2

3

5

6

7

9

Модуль 1

1

Введение. Методы исследований растений.

1

8

-

8

0-5

2

Возрастная периодизация онтогенеза травянистых растений.

2-3

16

2

18

0-10




Всего

3

24

2

26

0-15

Модуль 2




3

Типы возрастных спектров ценопопуляций.

4-6

16

2

18

0-15

4

Характеристика дикорастущих растений по семенам и всходам.

7-9

16

2

18

0-20




Всего

6

32

4

36

0-35

Модуль 3

5

Пространственная структура ценопопуляций растений в различных местообитаниях.

10-12

16

4

20

0-15

6

Выявление состояний популяций растений при действии стрессовых факторов.

13-18

36

24

60

0-35




Всего

9

52

28

80

0-50




Итого

18

108

34

142

0-100


Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Другие формы работы

Итого количество баллов

на занятии

реферат

УИРс

презен-тация

контрольная работа

Модуль 1

1

0-3

-

-

-

-

0-3

2

0-3

0-5

-

0-4

-

0-12

Всего

0-6

0-5

-

0-4

-

0-15

Модуль 2

3

0-3

0-7

-

0-5

-

0-15

4

0-3

0-7

-

0-5

0-5

0-20

Всего

0-6

0-14

-

0-10

0-5

0-35

Модуль 3

5

0-3

0-7

-

0-5

-

0-15

6

0-3

0-7

0-10

0-5

0-10

0-35

Всего

0-6

0-14

0-10

0-10

0-10

0-50

Итого

0-18

0-34

0-10

0-25

0-15

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополни-тельные

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1

1

Введение. Методы исследований растений.

Работа с лекциями и литературой. Подготовка реферата.

Работа с лекциями и литерату-рой.

1

-

0-3

2

Возрастная периодизация онтогенеза травянистых растений.

Работа с лекциями и литературой. Подготовка реферата.

Работа с лекциями и литерату-

рой.

2-3

2

0-12




Всего по модулю 1:

3

2

0-15

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 2

3

Типы возрастных спектров ценопопуляций.

Работа с лекциями и литературой. Подготовка реферата и презентации. Планирование УИРс.

Подготовка к контрольной работе


4-6

2

0-15

4

Характеристика дикорастущих растений по семенам и всходам.

Работа с лекциями и литературой. Подготовка реферата и презентации. Планирование УИРс.

Подготовка к контрольной работе


7-9

2

0-20




Всего по модулю 2:

6

4

0-35

Модуль 3

5

Пространственная структура ценопопуляций растений в различных местообитаниях.

Работа с лекциями и литературой. Планирование УИРс.

Работа с лекциями и литературой.

10-12

4

0-15

6

Выявление состояний популяций растений при действии стрессовых факторов.

Работа с лекциями и литературой.

Подготовка к контрльной работе


13-18

24

0-35




Всего по модулю 3:

9

28

0-50




ИТОГО за семестр:

18

34

0-100

  1. Содержание дисциплины.

Введение. Методы исследований растений.Возрастная периодизация онтогенеза травянистых растений. Онтогенез. Периодизация онтогенеза по общепринятой методике (Работнов, 1950; Уранов, 1975): латентный, прегенеративный, генеративный, постгенеративный периоды. Понятия «абсолютный возраст», «возрастное состояние».

Возрастная периодизация онтогенеза травянистых растений.Характеристика возрастных состояний каждого периода. Различия в онтогенезе классов двудольных и однодольных растений. Определение периодов онтогенеза и возрастных состояний травянистых растений. Анализ изменения морфометрических показателей особей в ходе онтогенеза. Поливариантность онтогенеза растений и ее значение в регуляции устойчивости сообществ.Определение жизненности особей в ценопопуляциях.

Типы возрастных спектров ценопопуляций. Классификация популяций Т.А. Работнова по возрастному составу. Инвазионные, нормальные и регрессивные популяции и их роль в жизни сообщества.Взаимосвязь между жизненными формами и стратегиями растений.

Характеристика дикорастущих растений по семенам и всходам.Основные отличительные признаки семян различных систематических групп: семейств, родов, видов. Различия в строении семян и всходов классов двудольных и однодольных дикорастущих растений. Типы покоя семян и методы их преодоления.

Методы определения чистоты, крупности семян. Масса тысячи семян. Проблемы изучения банка семян в ценопопуляциях. Методика определения всхожести, энергии прорастания семян. Жизнеспособность семян. Методика определения семенной продуктивности растений. Интенсивность начального роста растений. Анализ развития проростков и всходов.Жизнеспособность семян в почвах природных биогеоценозов и проблемы ее сохранения у растений разных систематических групп.

Типы возрастных спектров ценопопуляций.Влияние условий окружающей среды на возрастные спектры ценопопуляций растений.Теория и практика оценки виталитетного состава ценопопуляций растений.Пространственная структура ценопопуляций растений в различных местообитаниях. Типы жизненных форм и стратегий растений.

Пространственная структура ценопопуляций растений в различных местообитаниях.Понятие синузии и яруса. Групповое и диффузноеразмещение растений в фитоценозе.

Выявление состояний популяций растений при действии стрессовых факторов.

Стресс и стрессовые факторы. Последствия действия стресса. Внешние и внутренние изменения растений. Протекторы. Теории стресса (Г. Селье и др.). Типы протекторов и их применение для защиты растений.Методы определения жаростойкости, морозостойкости, холодоустойчивости, засухоустойчивости, солеустойчивости растений. Приспособительные реакции. Постановка опытов.

4. Темы для самостоятельного изучения:

1. Поливариантность онтогенеза растений и ее значение в регуляции устойчивости сообществ.

2. Влияние условий окружающей среды на возрастные спектры ценопопуляций растений.

3. Теория и практика оценки виталитетного состава ценопопуляций растений.

4. Взаимосвязь между жизненными формами и стратегиями растений.

5. Проблемы изучения банка семян в ценопопуляциях.

6. Действие температуры и света на прорастание семян.

7. Типы покоя семян и методы их преодоления.

8. Биология прорастания семян растений из семейства Орхидные.

9. Жизнеспособность семян в почвах природных биогеоценозов и проблемы ее сохранения у растений разных систематических групп.

10. Теории стресса (Г. Селье и др.). 

11. Типы протекторов и их применение для защиты растений.

5. Литература

А) основная:

  1. Биоразнообразие растений, микроорганизмов и методы их изучения: сб. ст./ Тюм. гос. ун-т; отв. ред. Н. А. Боме. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 140 с.

  2. Физиология растений. Практикум для студентов БФ дневного и заочного отделения / Отв. ред. проф. Н.А. Боме. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2000. 170 с.

Б) дополнительная:

  1. Малый практикум по физиологии растений: учеб. пособие для вузов по направлению "Биология", спец. "Биология"/ ред. А. Т. Мокроносова. - 9-е изд. - Москва: Изд-во МГУ, 1994. 183 с.

  2. Лакин, Г. Ф. Биометрия: [учеб. пособие для биол. спец. вузов]/ Г. Ф. Лакин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 1990. 351 с.

  3. Определитель растений Новосибирской области / Под ред. И. М. Красноборова. Новосибирск: Наука (Сибирское предприятие РАН), 2000. 492 с.

  4. Куперман Ф.М. Морфофизиология растений. Морфофизиологический анализ этапов органогенеза различных жизненных форм покрытосеменных растений. М.: Высшая школа, 1984. 240 с.

  5. Киршин И.К. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие растений. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1978. 45 с.

  6. Артюшенко З.Т. Атлас по описательной морфологии высших растений. Семя. Ленинград: Наука (Ленингр. отд.), 1990. 204 с.

  7. Полевой В.В., Саламатова Т.С. Физиология роста и развития растений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 238 с.

Контрольные вопросы к зачету

  1. Онтогенез. Возрастная периодизация онтогенеза по методике Т.А. Работнова и А.А. Уранова. Понятия «абсолютный возраст», «возрастное состояние». 

  2. Качественные и количественные изменения морфометрических показателей особей в ходе онтогенеза.

  3. Роль особей различных периодов онтогенеза в жизни сообщества.

  4. Различия хода онтогенеза классов двудольных и однодольных растений. 

  5. Жизненность. Методика определения жизненности особей в ценопопуляциях. 

  6. Типы возрастных спектров ценопопуляций. Классификация популяций Т.А. Работнова по возрастному составу и их роль в жизни сообщества.

  7. Различия в строении семян и всходов классов двудольных и однодольных дикорастущих растений.

  8. Типы покоя семян и методы их преодоления. 

  9. Методы определения чистоты, крупности семян и массы тысячи семян. 

  10. Проблемы изучения банка семян в ценопопуляциях, его роль в обеспечении самоподдержания популяции.

  11. Методика определения семенной продуктивности растений, всхожести, энергии прорастания семян. Жизнеспособность семян. 

  12. Типы жизненных форм и стратегий растений. 

  13. Понятие синузии и яруса. Размещение растений в фитоценозе. Использование этих данных в геоботанических работах. 

  14. Стресс и стрессовые факторы. Последствия действия стресса. Внешние и внутренние изменения растений.

  15. Протекторы. Их биологическое значение. 
    Жаростойкость, холодоустойчивость и морозостойкость растений. Методы их определения.

  16. Методика определения засухоустойчивости и солеустойчивости растений.

6. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины 
При проведении БСП используются гербарий двудольных и однодольных растений различных возрастных состояний; коллекции семян и живых растений. Для обработки экспериментальных данных применяется компьютерная программа «Statan». Для закладки опытов используется лаборатория биотехнологических и микробиологических исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии...
Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconМетодика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано
Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: Товароведение, экспертиза...
Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии...
Учебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»....
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли...
Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии...
«Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «теология» (квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск