Скачать 131.82 Kb.
|
российская федерация министерство образования и науки Федеральное агенство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА БОТАНИКИ И БИОТЕХНОЛОГИИ РАСТЕНИЙ В.Л. Рябикова МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» Тюмень 2010 В.Л. Рябикова: Методы экологических исследований растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 11 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности «Биоэкология». Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Методы экологических исследований растений[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой ботаники и биотехнологии растений. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор © Тюменский государственный университет, 2010. © В.Л. Рябикова, 2010.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студенты должны обладать суммой теоретических знаний и практических навыков, позволяющих им решать профессиональные задачи: - студенты должны владеть основными методами изучения возрастной, пространственной структур растительных популяций, их устойчивости; - знать характерные признаки семейств и уметь определять растения различных систематических групп; - использовать полученные данные для проведения экологического мониторинга. Большой спецпрактикум «Методы экологических исследований растений» предназначен для студентов 4 курса дневного отделения. Форма контроля: зачет – 7 семестр. Цели и задачи курса: ознакомить студентов с классическими методами экологических исследований растений различных систематических и экологических групп, изучить методы оценки качества, всхожести и прорастания семян разных видов дикорастущих растений в лабораторных условиях, провести статистическую обработку полученных данных,освоить методы лабораторных исследований по изучению изменений физиологических процессов, связанных с действием на растения стрессовых факторов;овладеть методикой изучения пространственной структуры ценопопуляций растений. Трудоемкость дисциплины: общее количество часов по курсу составляет 142, из них 108 часов лабораторных занятий.
Таблица 1
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Продолжение табл. 3
Введение. Методы исследований растений.Возрастная периодизация онтогенеза травянистых растений. Онтогенез. Периодизация онтогенеза по общепринятой методике (Работнов, 1950; Уранов, 1975): латентный, прегенеративный, генеративный, постгенеративный периоды. Понятия «абсолютный возраст», «возрастное состояние». Возрастная периодизация онтогенеза травянистых растений.Характеристика возрастных состояний каждого периода. Различия в онтогенезе классов двудольных и однодольных растений. Определение периодов онтогенеза и возрастных состояний травянистых растений. Анализ изменения морфометрических показателей особей в ходе онтогенеза. Поливариантность онтогенеза растений и ее значение в регуляции устойчивости сообществ.Определение жизненности особей в ценопопуляциях. Типы возрастных спектров ценопопуляций. Классификация популяций Т.А. Работнова по возрастному составу. Инвазионные, нормальные и регрессивные популяции и их роль в жизни сообщества.Взаимосвязь между жизненными формами и стратегиями растений. Характеристика дикорастущих растений по семенам и всходам.Основные отличительные признаки семян различных систематических групп: семейств, родов, видов. Различия в строении семян и всходов классов двудольных и однодольных дикорастущих растений. Типы покоя семян и методы их преодоления. Методы определения чистоты, крупности семян. Масса тысячи семян. Проблемы изучения банка семян в ценопопуляциях. Методика определения всхожести, энергии прорастания семян. Жизнеспособность семян. Методика определения семенной продуктивности растений. Интенсивность начального роста растений. Анализ развития проростков и всходов.Жизнеспособность семян в почвах природных биогеоценозов и проблемы ее сохранения у растений разных систематических групп. Типы возрастных спектров ценопопуляций.Влияние условий окружающей среды на возрастные спектры ценопопуляций растений.Теория и практика оценки виталитетного состава ценопопуляций растений.Пространственная структура ценопопуляций растений в различных местообитаниях. Типы жизненных форм и стратегий растений. Пространственная структура ценопопуляций растений в различных местообитаниях.Понятие синузии и яруса. Групповое и диффузноеразмещение растений в фитоценозе. Выявление состояний популяций растений при действии стрессовых факторов. Стресс и стрессовые факторы. Последствия действия стресса. Внешние и внутренние изменения растений. Протекторы. Теории стресса (Г. Селье и др.). Типы протекторов и их применение для защиты растений.Методы определения жаростойкости, морозостойкости, холодоустойчивости, засухоустойчивости, солеустойчивости растений. Приспособительные реакции. Постановка опытов. 4. Темы для самостоятельного изучения: 1. Поливариантность онтогенеза растений и ее значение в регуляции устойчивости сообществ. 2. Влияние условий окружающей среды на возрастные спектры ценопопуляций растений. 3. Теория и практика оценки виталитетного состава ценопопуляций растений. 4. Взаимосвязь между жизненными формами и стратегиями растений. 5. Проблемы изучения банка семян в ценопопуляциях. 6. Действие температуры и света на прорастание семян. 7. Типы покоя семян и методы их преодоления. 8. Биология прорастания семян растений из семейства Орхидные. 9. Жизнеспособность семян в почвах природных биогеоценозов и проблемы ее сохранения у растений разных систематических групп. 10. Теории стресса (Г. Селье и др.). 11. Типы протекторов и их применение для защиты растений. 5. Литература А) основная:
Б) дополнительная:
Контрольные вопросы к зачету
6. Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины При проведении БСП используются гербарий двудольных и однодольных растений различных возрастных состояний; коллекции семян и живых растений. Для обработки экспериментальных данных применяется компьютерная программа «Statan». Для закладки опытов используется лаборатория биотехнологических и микробиологических исследований. |
Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии... Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» составлен... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Товароведение, экспертиза... Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности... | Учебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии... Учебно-методический комплекс «Экономика отрасли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Г. И. Морева. Гендерная психология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология».... | Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли... Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Детская и семейная психотерапия: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Богданова М. В. Неврозы и нарушения поведения: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство... | Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии... «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «теология» (квалификация... |