Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования»





Скачать 235.46 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования»
Дата публикации08.11.2014
Размер235.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа Естественных ДВФУ

133452

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Направление Экология и природопользование, шифр 022000.68,

Магистерская программа Экологический мониторинг

Форма подготовки Очная

Название школы ДВФУ Школа Естественных Наук

Название кафедры Экологии

курс ___1____ семестр __1__

лекции _16_ (час.)

практические занятия_36 час.

семинарские занятия__час.

лабораторные работы_______час.

всего часов аудиторной нагрузки___52_ (час.)

самостоятельная работа ___65__ (час.)

реферативные работы

контрольные работы

зачет __ семестр

экзамен__1_семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.

Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.

Составитель: Фадеева Н.П.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АНОТАЦИЯ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и входит в цикл базовых дисциплин общенаучного цикла магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование.

Целью освоения дисциплины «Концепции экологии: история и современность» является знакомство студентов с основными научными концепциями в экологии.

Процесс изучения дисциплины «Концепции экологии: история и современность» направлен на формирование следующих компетенций:

  • способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирический данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований (ПК-1);

  • глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистпатуры (ПК-2);

  • владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);

  • использованием современных методов обработки и интерпретции экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

  • умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

  • способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);

  • умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

  • знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);

  • способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлении производственными процессами (ПК-9);

  • умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

  • готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-анлитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);

  • обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: этапы развития и формирование концептуальных основ экологии; основные концепции экологии.

Уметь: выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; применять научно-исследовательский подход к разрешению экологических проблем; провести научный поиск информации по исследуемой проблеме.

Владеть: методами представления и интерпретации результатов, рационального использования данных, методами ведения научной дискуссии.

Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Дисциплина «Концепции экологии: история и современность» относится к профессиональному (специальному) циклу, вариативной части магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование. Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать предварительными знаниями о базовых положениях фундаментальных разделов биологии, географии, геологии, математики, химии и физики. Содержательно и методически этот курс связан с другими дисциплинами: "Философские проблемы естествознания", "«Теория и методология научного исследования». Курс рассчитан на подготовленную аудиторию и включает не только лекции, но и обязательное обсуждение со студентами некоторых ключевых статей в периодической научной печати.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Раздел 1. Формирование концептуальной основы экологии (2 час.)

Тема 1. Возникновение экологии и этапы развития. Формирование концептуальной основы (2 час.)

Введение Э.Геккелем термина «экология» (1866 г.) Связь экологии с физиологией и идеей эволюционизма (Дарвин, 1859). Становление экологии как науки в 20-30-е годы ХХ века. Подготовительный период (с древнейших времен до введения понятия экологии), период наивной экологии, элементы появления в трудах ботаников, зоологов и других естествоиспытателей. Характерные особенности этого периода — отсутствие собственного для экологии понятийного аппарата и разработанных методов. Второй период — с 1866 г. по 1935 г. - период формирования факториалъной экологии (аутэкологическим редукционизмом), вскрытие закономерностей отношения животных или растений к разнообразным абиотическим факторам. Третий период (с 1936 г. до начала 1970-х гг.) – период синэкологических исследований. Основой методологии становится системный подход в детерминированном варианте. Оформление экологии как фундаментально-теоретической дисциплины, представление о преимущественном нахождении природы в равновесии, синэкологический подход, примат конкурентных отношений, малый вес эволюционных факторов в развитии экосистем, классификация эволюционных факторов (т.е. представление о дискретности экосистем), превалирование детерминированных (строго функциональных) представлений о взаимосвязях компонент в экосистемах. Четвертый период – с начала 1970-х до середины 1980-х гг. Изучение экосистем в их развитии (включая и эволюционные факторы), превалирование концепции континуума над концепцией дискретности экосистем, возросшая роль случайных факторов в объяснении структуры и динамики экосистем. Пятый период – период становления истинно системного подхода к изучению экологических объектов объединения предыдущих представлений (последние 15—30 лет).

Раздел 2. Экология: наследие прошлого и современная ситуация (14 час.)

Тема 2. Факториальная экология (аутэкологический редукционизм). Концепция совокупного действия экологических факторов (2 час.)

Схема "соподчинения"основных теоретических конструкций факториальной экологии. Особенности концепции совокупного действия экологических факторов: гипотезы (компенсации, незаменимости и равновесия), принцип лимитирующих факторов, законы (минимума, толерантности, критических величин) и модели (Лундегарда-Полетаева, вероятностная модель Була). Постулат воздействия факторов, правила (неоднозначного действия, стимулирующего действия температуры и биологического усиления).

Тема 3. Концепции устойчивости популяций (4 час.)

Гипотезы (равных затрат; Николсона; дифференцированной специализации полов; лимитирования численности популяций; «распределения риска», саморегуляции популяций; различниых типов эколого-ценотических стратегий). Становление представлений о разных стратегиях выживания организмов (Раменский, Макартур, Уилсон, Грайм). Возникновение полового размножения и устойчивость к дальнейшим изменениям. Половой отбор как экологический фактор. Взаимодействие полового отбора и пресса хищников на эволюцию жертв. Плодотворная идея трейдоффа. Экспериментальные работы по отбору у прокариот. Принцип «Чёрной Королевы». Тенденция увеличения размеров тела («правило Копа»): экологические и генетические последствия.

Принцип экспоненциального роста численности популяций в благоприятных и неограниченной стационарной среде. Законы: ограниченного роста и стабильности возрастной структуры.Модели: экспоненциального роста, ограниченного роста популяции, логистического роста, модель с запаздыванием, модель роста популяции Лесли.

Современные эмпирические данные о характере зависимости удельной скорости роста от плотности популяции. Непреходящие споры вокруг плотностно-зависимых факторов. Концепции регуляции численности популяций: общие принципы и разнообразие механизмов. Алгоритм выявления причинно-следственных связей в популяционной динамике. Метапопуляция как совокупность локальных популяций. Гипотезы абиотической, биоценотической и поведенческой регуляции численности популяций. Основные принципы: внезапного усиления патогенности, конкурентного исключения и сосуществования. Основные законы: конкуренции, системы «хищник-жертва», конгруэнтного притяжения. Основные модели: конкуренции, системы «хищник-жертва», сообщества с горизонтальной структурой. Методы статистического анализа популяций. Правило кооперации хищников. Генетическая структура популяций: расселение и эффект основателя. Снижение генетического разнообразия. Генетические механизмы вымирания редких видов. Размер тела, плотность популяции и накопление вредных мутаций.

Тема 4. Концепция экологической ниши (2 час.)

Экологическая ниша и сосуществование конкурирующих видов. Ограниченность применения «нишевой идеологии». Гипотеза экологического дублирования. Принцип «плотной упаковки» экологических ниш. Закон максимума плотности упаковки видов сообщества в данной среде. Модель многомерной (фундаментальной) ниши.

Основные правила: обязательности заполнения экологических ниш, географического оптимума, Хатчинсона. Постулат относительно независимости адаптации.

Тема 5. Сообщество и концепция континуума (2 час.)

Традиционный холистический взгляд на сообщество как совокупность разных организмов, образующих высокоинтегрированное целое (Клементс, Сукачев). Сообщество как «сверхорганизм» (Ф.Клементс и его подход к выделению сообществ). Сообщество как совокупность сосуществующих организмов разных видов одного трофического уровня (А.Гумбольдт, А.Декандоль, А.Гризебах, Е.Варминг, В.Н.Сукачев). Индивидуалистический подход еретиков: сообщество – не более, чем совокупность организмов, попавших в одно место и нашедших там подходящие условия для обитания (Л.Г.Раменский и Г.Глисон). Правило «экологической индивидуальности» и континуум растительности. Расселение особей. Самоорганизация сообщества. Введение пространства в модели конкуренции и отношений «хищник –жертва». «Планктонный парадокс» Хатчинсона и способы его разрешения. Сосуществование по принципу «камень–ножницы–бумага». Сообщества, организованные в соответствии с расхождением видов по разным нишам. Сообщества, организованные процессами расселения видов и их локальным вымиранием. Теория островной биогеграфии Макартура – Уилсона. Равновесное число видов как результат баланса процессов вселения видов на остров и их вымирания. Гипотеза нейтральности Стифена Хаббелла: не отсутствие взаимодействий, а их одинаковость. Экологическая эквивалентность особей разных видов. Различие и сходство как способы достижения сосуществования. Попытка объединенной модели, интегрирующей два механизма сосуществования видов: за счет расхождения ниш и за счёт сближения демографических характеристик. Соотношение частот встречаемости видов разной численности. Логарифмические серии (Р.Фишер), логнормальное распределение (Престон), модель с нулевой суммой (С.Хаббелл). Модели, построенные на разных вариантах оккупации видами нишевого пространства (Мотомура, Макартур). Разнообразие гипотез и причины «коллективной неудачи» экологов в попытках объяснить основные закономерности соотношения численностей разных видов. Проблема выживания редких видов. Гипотезы о преимуществах, даваемых редкостью. Проблема соотношения пространственно-временных масштабов (scaling) природных процессов и структур. Охваченное пространство и масштаб выявления («grain»). Видовое богатство и способы его нормирования. Соотношение массы тела особей и плотности природных популяций (млекопитающие, высшие растения, фитопланктон). Зависимость интенсивности метаболизма от массы тела для разных групп организмов. Эколого-физиологические «константы». Правило энергетической эквивалентности. Взаимоотношения между разнообразием сообщества и его продуктивностью.

Тема 6. Учение об экосистемах (4 час.)

Соотношение дискретности и непрерывности в экосистемах. Экологический плюрализм. Разнообразие гипотез и причины «коллективной неудачи» экологов в попытках объяснить основные закономерности соотношения численностей разных видов. Стабильность, обеспечивающая сложность (Ч.Элтон). Компартментализация (наличие блоков тесно связанных видов) в поддержании устойчивости системы. Роль хищников верхних трофических уровней («top-predators»). Асимметричность структуры трофических сетей и её роль в поддержании стабильности. Система мутуалистических связей. Число трофических уровней в разных экосистемах. Сравнение пелагических и наземных систем. Число уровней и ограничение уровня продуцентов «снизу» и «сверху». Самоорганизация сообщества и экосистемы. Регрессионные модели и прогностическая теория в экологии (Риглер, Р.Питерс). Результаты математического моделирования трофических сетей: возрастание сложности не приводит автоматически к большей стабильности (Р.Мэй). Детерминизм развития организма и сообщества. Концепция климакса. Гипотезы: моно-, поли- и климакса-мозаики. Принцип сукцессионного замещения. Законы: системо-генетический, сукцессионного замедления, закон Дансеро. Модели сукцессий. Вероятностная модель наступления катаклизмов. Постулат «нулевого» максимума. Правило оптимизации. Экосистема как совокупность физико-химико-биологических процессов (Р.Линдеман). Трудности на пути принятия экосистемного подхода. Эвтрофирование как функция биогенной нагрузки.

Тема 7. Экосистемы и биосфера (2 час.)

Биосфера как глобальная экосистема. Схема "соподчинения" основных теоретических конструкций экологии биосферы. Гипотезы: абиссальных сгущений жизни; Геомериды, Геи Лавлока — Маргулис, биотической регуляции Горшкова, однонаправленности потока энергии, константности, максимизации энергии Лотки — Одума — Пинкертона, Ле Шаталье — Брауна, неравновесной динамики Пригожина — Онсагера. Система биомов, Биогеохимические принципы Вернадского. Законы: пирамид (чисел, биомасс, продуктивности), торможения развития. Модели: круговорота веществ в биосфере, имитационные модели глобальных процессов в биосфере. Постулат максимума биогенной энергии Вернадского — Бауэра. Правила: Бейеринка, десяти процентов, одного процента, трех третей. Аксиомы: экологической аккумуляции энергии, биогенной миграции атомов.

Аддитивность результатов жизнедеятельности организмов – предпосылка для применения интегрирующих показателей. Биосфера как глобальная экосистема. Эволюция прокариотных сообществ («недарвиновская» эволюция, Г.А.Заварзин). Дискуссии вокруг эволюции биосферы. Общая заключительная дискуссия.


  1. Структура и содержание практической части курса

Семинарские занятия (36 час.)

Занятие 1. Экология и основные теоретические конструкции (6 час.)

  1. Место и значение экологии в системе естественных наук.

  2. Особенности каждого этапа исторического развития экологии.

  3. Схема "соподчинения"основных теоретических конструкций факториальной экологии.

  4. Особенности концепции совокупного действия экологических факторов: гипотезы (компенсации, незаменимости и равновесия), принцип лимитирующих факторов, законы (минимума, толерантности, критических величин) и модели (Лундегарда-Полетаева, вероятностная модель Була).

  5. Постулат воздействия факторов, правила (неоднозначного действия, стимулирующего действия температуры и биологического усиления).

Занятие 2. Концепция устойчивости популяций (6 час.)

  1. Гипотезы (равных затрат; Николсона; дифференцированной специализации полов; лимитирования численности популяций; «распределения риска», саморегуляции популяций; различниых типов эколого-ценотических стратегий).

  2. Принцип экспоненциального роста численности популяций в благоприятных и неограниченной стационарной среде.

  3. Законы: ограниченного роста и стабильности возрастной структуры.

  4. Модели: экспоненциального роста, ограниченного роста популяции, логистического роста, модель с запаздыванием, модель роста популяции Лесли.

  5. Гипотезы абиотической, биоценотической и поведенческой регуляции численности популяций.

  6. Основные принципы: внезапного усиления патогенности, конкурентного исключения и сосуществования.

  7. Основные законы: конкуренции, системы «хищник-жертва», конгруэнтного притяжения.

  8. Основные модели: конкуренции, системы «хищник-жертва», сообщества с горизонтальной структурой.

  9. Методы статистического анализа популяций.

  10. Правило кооперации хищников.

Занятие 3. Концепция экологической ниши (6 час.)

  1. Экологическая ниша и сосуществование конкурирующих видов. Ограниченность применения «нишевой идеологии». Гипотеза экологического дублирования. Принцип «плотной упаковки» экологических ниш.

  2. Закон максимума плотности упаковки видов сообщества в данной среде.

  3. Модель многомерной (фундаментальной) ниши.

  4. Основные правила: обязательности заполнения экологических ниш, географического оптимума, Хатчинсона.

Занятие 4. Сообщество и концепция континуума (6 час.)

  1. Традиционный холистический взгляд на сообщество как совокупность разных организмов, образующих высокоинтегрированное целое (Клементс, Сукачев).

  2. Основные гипотезы: индивидуалистическая, градиентов видов и сообществ и сообществ-единиц.

  3. Модель колоколовидного распределения видов вдоль градиента среды.

  4. Гипотезы:моно-, поли- и климакса-мозаики. Гипотеза подвижного равновесия.

  5. Принцип сукцессионного замещения.

  6. Законы: системо-генетический, сукцессионного замедления, закон Дансеро.

  7. Модели сукцессий. Вероятностная модель наступления катаклизмов.

  8. Постулат «нулевого» максимума. Правило оптимизации.

  9. Самоорганизация сообщества.

  10. Введение пространства в модели конкуренции и отношений «хищник –жертва».

  11. «Планктонный парадокс» Хатчинсона и способы его разрешения.

  12. Сосуществование по принципу «камень–ножницы–бумага». Сообщества, организованные в соответствии с расхождением видов по разным нишам.

  13. Сообщества, организованные процессами расселения видов и их локальным вымиранием.

  14. Теория островной биогеграфии Макартура – Уилсона. Равновесное число видов как результат баланса процессов вселения видов на остров и их вымирания.

  15. Гипотеза нейтральности Стифена Хаббелла: не отсутствие взаимодействий, а их одинаковость. Экологическая эквивалентность особей разных видов. Различие и сходство как способы достижения сосуществования.

  16. Попытка объединенной модели, интегрирующей два механизма сосуществования видов: за счет расхождения ниш и за счёт сближения демографических характеристик. Соотношение частот встречаемости видов разной численности.

  17. Логарифмические серии (Р.Фишер), логнормальное распределение (Престон), модель с нулевой суммой (С.Хаббелл).

  18. Модели, построенные на разных вариантах оккупации видами нишевого пространства (Мотомура, Макартур). Разнообразие гипотез и причины «коллективной неудачи» экологов в попытках объяснить основные закономерности соотношения численностей разных видов.

  19. Метасообщество. Проблема выживания редких видов. Гипотезы о преимуществах, даваемых редкостью.

  20. Методы изучения сообществ: ординации, классификации, гомологических рядов, координации.

  21. Постулат относительно независимости адаптации.


Занятие 5. Учение об экосистемах (6 час.)

  1. Соотношение дискретности и непрерывности в экосистемах.

  2. Разнообразие гипотез и причины «коллективной неудачи» экологов в попытках объяснить основные закономерности соотношения численностей разных видов. Метасообщество.

  3. Стабильность, обеспечивающая сложность (Ч.Элтон). Компартментализация (наличие блоков тесно связанных видов) в поддержании устойчивости системы. Роль хищников верхних трофических уровней («top-predators»).

  4. Асимметричность структуры трофических сетей и её роль в поддержании стабильности. Система мутуалистических связей. Число трофических уровней в разных экосистемах. Сравнение пелагических и наземных систем. Число уровней и ограничение уровня продуцентов «снизу» и «сверху».

  5. Самоорганизация сообщества и экосистемы.

  6. Регрессионные модели и прогностическая теория в экологии (Риглер, Р.Питерс).

Занятие 6. Экосистемы и биосфера (6 час.)

  1. Биосфера как глобальная экосистема.

  2. Схема "соподчинения" основных теоретических конструкций экологии биосферы.

  3. Гипотезы: абиссальных сгущений жизни; Геомериды, Геи Лавлока — Маргулис, биотической регуляции Горшкова, однонаправленности потока энергии, константности, максимизации энергии Лотки — Одума — Пинкертона, Ле Шаталье — Брауна, неравновесной динамики Пригожина — Онсагера, Система (принцип) биомов, биогеохимические принципы Вернадского.

  4. Законы: пирамид (чисел, биомасс, продуктивности), торможения развития.

  5. Модели: круговорота веществ в биосфере, имитационные модели глобальных процессов в биосфере.

  6. Постулат максимума биогенной энергии Вернадского — Бауэра.

  7. Правила: Бейеринка, десяти процентов, одного процента, трех третей.

  8. Аксиомы: экологической аккумуляции энергии, биогенной миграции атомов.

  9. Общая заключительная дискуссия по курсу.

  10. Дискуссии вокруг эволюции биосферы. Общая заключительная дискуссия.




  1. контроль достижения целей курса

Контрольные работы

  1. Особенности каждого этапа исторического развития экологии.

  2. Основные понятия системной экологии. «Редукционизм» и «холизм» в современной экологии.

  3. Проблема соотношения пространственно-временных масштабов природных процессов и структур.

  4. Основные принципы организации сообщества и экосистемы.

  5. Движущая сила, направление и тенденции эволюции биосферы.


Вопросы к экзамену

  1. Наука, её специфика, принципиальное отличие науки от технологии. Методологичность науки.

  2. Психологические и культурологические трудности на пути восприятия науки.

  3. Экология и естественная история. Формирование концептуальной основы.

  4. Концепции регуляции численности популяций: общие принципы и разнообразие механизмов.

  5. Бесконфликтное сосуществование принципиально различающихся подходов Клементса и Браун-Бланке. Экологический плюрализм.

  6. Сообщества, организованные в соответствии с расхождением видов по разным нишам.

  7. Сообщества, организованные процессами расселения видов и их локальным вымиранием. Теория островной биогеграфии Макартура – Уилсона.

  8. Модели, построенные на разных вариантах оккупации видами нишевого пространства (Мотомура, Макартур).

  9. Разнообразие гипотез и причины «коллективной неудачи» экологов в попытках объяснить основные закономерности соотношения численностей разных видов. Метасообщество. Проблема выживания редких видов. Гипотезы о преимуществах, даваемых редкостью.

  10. Взаимоотношения между разнообразием сообщества и его продуктивностью.

  11. Проблема соотношения пространственно-временных масштабов природных процессов и структур.

  12. Зависимость интенсивности метаболизма от массы тела для разных групп организмов. Эколого-физиологические «константы». Правило энергетической эквивалентности.

  13. Стабильность, обеспечивающая сложность (Ч.Элтон). Роль компартментализации (наличия блоков тесно связанных видов) в поддержании устойчивости системы. Асимметричность структуры трофических сетей и её роль в поддержании стабильности.

  14. Основные принципы организации сообщества и экосистемы.

  15. Движущая сила, направление и тенденции эволюции биосферы.

  16. Эволюционный аспект экологии.

  17. Структурно-функциональная дифференциация экосистемы.

  18. Естественнонаучная концепция развития.

  19. Факторы и механизмы эволюции.

  20. Биосфера как глобальная экосистема.


IV. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Рефераты

  1. Основные концепции в экологии.

  2. Проблемные вопросы функционирования экосистем.

  3. Структурно-функциональная дифференциация экосистемы.

  4. Естественнонаучная концепция развития.

  5. Факторы и механизмы эволюции.

  6. Главные тенденции в эволюции биосферы.

  7. Дискуссии вокруг эволюции биосферы.



V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. В. А. Канке. Концепции современного естествознания: учебник для вузов по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям. Москва: Логос , 2006. 367 с.: ил., табл.

  2. С. Х. Карпенков. Концепции современного естествознания : учебник для студентов вузов. Москва: Высшая школа , 2003. 639 c.

  3. А. П. Садохин. Концепции современного естествознания : учебное пособие. Москва: ЭКСМО , 2007. 463 с.

  4. Н. Ю. Афанасьева. Вычислительные и экспериментальные методы научного эксперимента : учебное пособие для вузов. Москва : КноРус , 2013. 330 с. : ил., табл.

  5. Н. К. Христофорова. Основы экологии: учебник для вузов по экологическим специальностям. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета , 2007. 454 с., [4] л. ил.: ил.,

  6. А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая.Глобальная экология: учебное пособие. Выходные данные Москва : [Книга сервис] , 2003. 285 c.: табл.

  7. Бурковский И.В. Морская биоценология. Организация сообществ и экосистем. М.: Т-во научных изданий КМК. 2006. 285 с.

  8. Розенберг Г.С., Рянский Ф.Н.Теоретическая и прикладная экология: Учебное пособие. 2-е изд. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005. 292 с.

  9. Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. 463 с.

Дополнительная литература

  1. Бигон М., Харпер Док., Таунсенд К Экология: Особи, популяции, сообщества: В 2 т. М., 1989. Т. 1. 667 с; Т. 2.477 с.

  2. Вернадский В. И. О науке. — Дубна, 1997. — Т. 1.

  3. Гиляров A.M. Популяционная экология. М., 1990. 191 с.

  4. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Экология в законе: (теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах). Тольятти, 2002. 250 с.

  5. Маргалеф Р. Облик биосферы. М, 1992.214 с.

  6. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975. 740 с.

  7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990. 637 с.

  8. Реймерс Н.Ф. Экология: (теория, законы, правила, принципы и гипотезы).М., 1994. 367 с.

  9. Риклефс Р. Основы общей экологии. М., 1979. 424 с.

  10. Розенберг Г.С, Мозговой Д.П., Гелашвили Д.Б. Экология: (элементы теоретических конструкций современной экологии). Самара, 1999. 396 с.

  11. Гиляров А.М., 2003. Становление эволюционного подхода как объяснительного начала в экологии // Журн. общ. биологии. Т. 64. № 1. С. 3-22.

  12. Гиляров А.М., 2005. Перестройка в экологии: от описания видимого к пониманию скрытого // Вестник РАН. Т. 75. № 3. С. 214-223.

  13. Гиляров А.М. 2007. От ниш к нейтральности в биологическом сообществе // Природа. №11. С. 29–37 (полный текст: http://rogov.zwz.ru/Macroevolution/ghilarov_neutral.pdf ).

  14. Левин А.Е. 1977. Миф. Технология. Наука. // Природа. № 3. С. 88-101 (полный текст см.: http://elementy.ru/lib/430527.

  15. Турчин П.В., 2002. Есть ли общие законы в популяционной экологии? // Журнал общей биологии. Т. 63. № 1. С. 3-14.

  16. Гиляров А.М., 2005. Перестройка в экологии: от описания видимого к пониманию скрытого // Вестник РАН. Т. 75. № 3. С. 214-223.

  17. Гиляров А.М. 2007. От ниш к нейтральности в биологическом сообществе // Природа. №11. С. 29–37 (полный текст: http://rogov.zwz.ru/Macroevolution/ghilarov_neutral.pdf ).

  18. Гиляров А.М., 2007. Ариаднина нить эволюционизма // Вестник РАН. Т. 77. № 6. С. 508-519 (полный текст: http://macroevolution.narod.ru/ariadna_vestnik.doc).

  19. Гиляров А.М. В поисках универсальных закономерностей организации сообществ: прогресс на пути нейтрализма //Журн. общ. биологии. 2010. Т.71, № 5. С.386-401.


Интернет-ресурсы:

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Современное состояние основных концепций науки о растительности. Уфа: Гилем. - 2012. - 488 с. – Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1079297/

  2. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания: концепции и принципы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 324 с. – Доступно из: http://www.twirpx.com/file/397607/

  3. Юрина Н.М., Алексеев С.И. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. М.: МЭСИ, 2004. – Доступно из: http://www.twirpx.com/file/42639/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconШколы двфу
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconСамостоятельная работа 13 (час.) реферативные работы (0) контрольные...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconПрограмма «Экологический мониторинг»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Оценка экономического ущерба»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconСамостоятельная работа 72 час экзамен 2 семестр рабочая программа...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа научно-педагогической практики является авторской...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000....
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа по дисциплине «Иностранный язык» составлена в соответствии...
Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образования
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа по дисциплине «Теория государства и права» составлена...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также с учетом рекомендаций Примерных...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования» iconРабочая программа по дисциплине «Экология» для студентов очной формы...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск