Скачать 165.88 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) Современная восточная философия Направление – 030100.68, философия Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук ДВФУ Кафедра философии курс __2____ семестр ___3____ лекции __-_ (час.) практические занятия___36___(час.) лабораторные работы___0___(час.) всего часов аудиторной нагрузки___36___ (час.) самостоятельная работа ___36___ (час.) контрольные работы (количество) зачет ____3______ семестр экзамен____-__семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии 26 сентября 2012 г. (протокол № 1) Заведующий кафедрой: Ячин С.Е 26 сентября 2012 г. Составители: Конончук Д.В., к.ф.н., доцент Оборотная сторона титульного листа РПУД
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Дисциплина «Современная восточная философия» входит в вариативную часть профессионального цикла (раздел «Обязательные дисциплины»). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены практические занятия (36 часов, в том числе, 15 часов в интерактивных формах), самостоятельная работа (36 часов). Дисциплина реализуется на 2 курсе во 3 семестре. Цель и задачи курса. Цель курса – знакомство будущих магистров с особенностями развития восточных философий на протяжении последнего столетия, основной проблематикой восточных философий в этот период, персоналиями крупнейших восточных мыслителей, базовыми категориями восточных философий, а также овладение теорией и методологией исследовательской работы в области исследования восточных философий. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: – выявление общих закономерностей и специфических восточных феноменов философского развития, освещение исторически и этнокультурно своеобразных форм философской жизни стран Востока; – формирование у студентов навыков работы с исторически и этнокультурно специфическими источниками, раскрывающими многообразие философии Востока; – формирование у студентов представления о предметной области востоковедных философских знаний и современных дискуссиях о предмете и методах изучения философии Востока;
Место курса в структуре ООП магистратуры. Дисциплина «Современная восточная философия» входит в вариативную часть профессионального цикла (раздел «Обязательные дисциплины»). Курс современной восточной философии охватывает всесторонний круг вопросов, связанных с историей её идей на протяжении последнего столетия. В первую очередь, в раках курса рассматривается китайская философия. Этот период характеризовался в первую очередь широкомасштабным импортом в Китай идей западной философии, что привело, с одной стороны, к попыткам использовать западные идейные достижения с целью модернизировать традиционные для Китая философские направления (в первую очередь, конфуцианство), с другой стороны – к попыткам выстроить на базе заимствованных учений собственные философские схемы. Эти две тенденции вылились в достаточно оригинальную и специфичную для истории мировой философии картину. Современная китайская философия находится на идейном распутье, однако её философское значение для всемирной истории мысли, конечно, существенно уступает значению классической китайской философии. Значительное место в рамках курса занимают семинары по принципу read and diskuss (阅读与讨论), призванные выработать у студента навыки профессиональной исследовательской работы с современными китайскими научными текстами. Дисциплина «Современная восточная философия» логически и содержательно связана с такими курсами, как «История религий», «Эзотерические и мистические учения», «Сравнительное религиоведение». Требования к результатам освоения дисциплины. Курс способствует формированию следующих компетенций. Способность к самостоятельным обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно – производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2); Знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1); Способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2); Владение методами научного исследования, способность формулировки новых целей и результатов соответствующей предметной области (ПК-3); Способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4); Готовность вести все научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства и результаты научной работы (ПК-5). По завершении обучения дисциплине магистрант должен: – владеть категориально-понятийным аппаратом восточной философии; – знать основные подходы и методы, сложившиеся в различных направлениях изучения философии Востока; – быть знакомым с современными концепциями изучения философии Востока; – уметь профессионально ориентироваться в исторически и этнокультурно разнообразных проявлениях восточной философии. I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА- лекции учебным планом не предусмотрены II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСАПрактические занятия (36 часов, в том числе 15 часов в интерактивной форме)Занятие 1. Read and diskuss: 梁漱溟 «中国文化要义» (Лян Шумин. «Основы китайской культуры» (интерактивная форма обучения – групповая дискуссия – 4 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию сборника лекций Лян Шумина «Основы китайской культуры». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) В чём Лян Шумин видит решающее отличие китайской культуры от культуры западной? 2) Какие сильные и слабые стороны китайской культуры отмечает Лян Шумин? 3) Как Лян Шумин видит будущее мировой цивилизации и каково место Китая в этом будущем? Литература
Занятие 2. Read and diskuss: 冯友兰 «中国哲学史新编», 卷下, 第七十章 «关于中学、西学斗争的官方结论» (Фэн Юлань. «История китайской философии: новое издание», Т. 3, гл. 70 «Об официальных выводах из борьбы китайской и западной картин мира» (2 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию последней главы фундаментального труда Фэн Юланя «История китайской философии», которая носит название «Об официальных выводах из борьбы китайской и западной картин мира (дословно: учений»)». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) В чём Фэн Юлань видит специфику китайской философии? 2) Анализируя вопрос о специфике китайской культуры, сравните точки зрения Лян Шумина и Фэн Юланя. 3) Какие формулы философии, универсальные для Китая и Запада, находит Фэн Юлань? Литература
Занятие 3. Read and diskuss: 冯友兰 «中国哲学史新编», 卷下, 第六十六章 «戊戌变法(所谓“光绪维新”)的组织者和领导者——康有为» (Фэн Юлань. «История китайской философии: новое издание», Т. 3, гл. 66 «Кан Ювэй – организатор и руководитель «Ста дней реформ» (так называемые реформы Гуансюя»)) (интерактивная форма обучения – групповая дискуссия – 4 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию 66 главы 3 тома «Истории китайской философии» Фэн Юланя, посвящённой жизни и творчеству Кан Ювэя. При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) Каково отношение Фэн Юланя к Кан Ювэю? Можно ли сделать вывод о сходности взглядов двух философов на конфуцианство? 2) Как Фэн Юлань описывает роль Кан Ювэя в подготовке «Ста дней реформ»? 3) В чём Фэн Юлань видит значение творчества Кан Ювэя для новейшей истории китайской философии? Литература
Занятие 4. Read and diskuss: 康有为 «大同书» (Кан Ювэй. «Книга о Великом единении») (4 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию главного философского труда Кан Ювэя – «Книги о Великом единении». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) Каким образом на тексте Кан Ювэя отразилась обстановка, в которой он создавался? 2) Какие онтологические вопросы рассматривает Кан Ювэй и с какой целью? 3) В чём заключается суть утопического проекта Кан Ювэя, и как он видит место и роль китайской культуры в этом будущем? Литература
Занятие 5. Read and diskuss: 胡适 «中国哲学史大纲» 第二章 «孔子的仁教» (Ху Ши. Очерк истории китайской философии. Глава 2. «Учение Конфуция о человечности») (6 часов, интерактивная форма обучения – групповая дискуссия – 3 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию посвящённой Конфуцию главы из «Очерка истории китайской философии». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) Чем для Ху Ши, не являющегося конфуцианцем, оказался притягателен Конфуций? 2) Какие категории Конфуция привлкают особое внимание Ху Ши? 3) Можно ли назвать подход Ху Ши феноменологическим? Литература
Занятие 6. Read and diskuss: 艾思奇 «大众哲学» (Ай Сыци. «Философия масс») (6 часов). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию наиболее программного текста китайского марксизма – работы Ай Сыци «Философия масс». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) В чём Ай Сыци видит историческую правоту марксизма? 2) Как Ай Сыци выражает суть диалектического материализма? 3) В чём заключается программа Ай Сыци по преобразованию Китая в соответствии с философией диалектического материализма? Литература
Занятие 7. Read and diskuss: 毛泽东 «人的正确思想是从哪里来的?» (Мао Цзэдун. «Откуда у человека правильные идеи?») (6 часов, интерактивная форма обучения – групповая дискуссия – 4 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию последнего философского произведения Мао Цзэдуна – работы «Откуда у человека правильные идеи?». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) Что Мао Цзэдун называет «правильными идеями»? 2) В какой связи Мао Цзэдун поднимает вопрос о мотивации «правильных идей»? 3) Насколько чётко отделяется в работе философская составляющая от идеологической? Литература
Занятие 8. Read and diskuss: 杜维明 «我們的宗敎: 儒敎» (Ду Вэймин. «Конфуцианство – наша религия») (4 часа). Практическое занятие предполагает прочтение на китайском языке и интерпретацию статьи представителя современного постконфуцианства Ду Вэймина «Конфуцианство – наша религия». При работе с китайскими текстами обращайте внимание как минимум на четыре момента: а) Мотивация создания текста; б) Ведущие идеи текста; в) Способ их выражения и способ аргументации; г) Основные термины, используемые автором, и их взаимосвязь. Вопросы для обсуждения на семинаре: 1) Возможно ли проследить эволюцию конфуцианства новейшего времени от Кан Ювэя через Лян Шумина к Ду Вэймину? 2) Какой смысл вкладывает Ду Вэймин в название статьи? 3) Как Ду Вэймин видит будущее конфуцианства? Литература
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСАТемы контрольных заданий 1.Философское сочинение на китайском языке. Тема свободная, однако, требует согласования с преподавателем. Вопросы к зачету
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВРефераты
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫОсновная литература
Дополнительная литература
Электронные образовательные ресурсы
|
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс дисциплины «История и культура Японии» Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |