МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) БИБЛИОТЕКИ И МУЗЕИ
Направление подготовки 030100.68 Философия
Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук
Кафедра философии
курс ___1____ семестр ___1_____
лекции __-_ не предусмотрены
практические занятия____18___час.
лабораторные работы___-____час.
консультации-
всего часов аудиторной нагрузки___18_____ (час.)
самостоятельная работа ___54____ (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет ____1_______ семестр
экзамен________семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»)».
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры отечественной истории и архивоведения« 14» мая _________2012____г. (протокол № 5)
Заведующий кафедрой___ д.и.н., проф. Дударенок С.М.______«__14__»___мая___2012___г.
Составитель (ли):______д.и.н., проф. Еланцева О.П.___ Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
АННОТАЦИЯ
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены практические занятия (18 часов, в том числе 8 часов в интерактивной форме), самостоятельная работа студента (54 часа).
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели курса «Библиотеки и музеи» состоят в том, чтобы, прежде всего, расширить общенаучный и культурный кругозор студентов, дать им необходимый объем знаний по истории становления и развития библиотек и музеев как важнейших социокультурных институтов;
- ознакомить студентов с многообразием типов музеев и библиотек, в том числе функционирующих на территории Приморского края и Дальнего Востока;
- продемонстрировать во-первых, многосторонние внутренние связи музеев, библиотеки и архивов,а, во-вторых, систему контактов библиотек и музеев с научными учреждениями; показать влияние библиотек и музеев на культуру, эстетические представления и социальные запросы населения, характерными для современной эпохи;
- научить студентов пользоваться основным категориальным аппаратом библиотековедения и музееведения, применять на практике (при подготовке рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ) знания, полученные по курсу.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Курс «Библиотеки и музеи» разработан для магистрантов, обучающихся по направлению 030100.68 «Философия» (программа «Философия религии и религиозная философия»). Дисциплина «Библиотеки и музеи» входит в вариативную часть цикла общенаучных дисциплин (раздел «Обязательные дисциплины»). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре.
Преподавание курса «Библиотеки и музеи» связано с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом – «Современные проблемы философии», «История религий», «Религия и культура», - и учитывает их содержание.
Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины создаются предпосылки для формирования компетенций: способности развивать и совершенствовать свой интеллектуальный уровень (ОК-1), готовности к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии практических решений (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Овладеть системой знаний об основных закономерностях становления и эволюции музеев и библиотек как социокультурных институтов в обществе;
Знать основные понятийные аппараты библиотек и музеев;
Видеть и понимать роль и значимость музеев, библиотек и архивов в нравственно-эстетическом, патриотическом и иных направлениях воспитания личности;
Представлять ключевые этапы формирования и коллекционный состав не только наиболее крупных и значимых библиотек и музеев мира, но и ведущих библиотек и музеев Дальнего Востока, г. Владивостока;
Ориентироваться в современных основных, определяющих тенденциях развития библиотек и музеев (их переход на новые информационные технологии, электронные ресурсы, базы удаленного доступа, Интернет-порталы), главные направления научно-исследовательской и практической деятельности современных музеев и библиотек;
Уметь применять полученные знания в своей учебной, научно-исследовательской и практической работе.
I.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Учебным планом лекционные занятия не предусмотрены.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
( 18 часов, в том числе 8 часов в интерактивной форме) Занятие 1. Музеи и библиотеки в исторической динамике (2 ч.)
История возникновения и этапы исторического развития музеев и библиотек. Периодизация истории библиотечного и музейного дела в России.
Особенности складывания библиотек и музеев как особой сферы культурной деятельности. Появление специализации библиотек и музеев.
Формы и методы научной и культурно-просветительской деятельности библиотек и музеев в советский период истории России.
Библиотеки и музеи в современных условиях. Новые формы деятельности библиотек и музеев.
Занятие 2. Типы библиотек и музеев и особенности их деятельности. (2 ч.)
Основные профильные группы библиотек и музеев: общее и особенное.
Публичные (массовые, просветительские), исследовательские (академические) и учебные библиотеки и музеи, их особенности.
Влияние статуса библиотеки и музея на организацию их деятельности.
Занятие 3.Функции библиотек и музеев. (2 ч., интерактивная форма обучения – групповая дискуссия)
Формы участия библиотек и музеев в культурной и общественной жизни.
Динамика социальных функций библиотек и музеев.
Сравнительный анализ функций библиотек и музеев.
Занятие 4. Библиотеки Древней Руси. (2 ч., интерактивная форма- семинар с докладами с последующей дискуссией)
Предпосылки возникновения библиотек на Руси. Назначение библиотек.
Типы библиотек средневековой Руси. Библиотека Софийского собора в Киеве.
Монастырские библиотеки: социально-культурное назначение, типологическое своеобразие, роль в становлении библиотечной практики.
Частные библиотеки средневековой Руси. Отношение населения к книге и чтению.
Занятие 5. Библиотеки учебных заведений, научных обществ, музеев и архивов Дальнего Востока (XIX-XX вв.) (2 ч.)
Особенности развития Дальнего Востока России во второй половине XIX – начале XX вв. и их влияние на формирование библиотек и музеев.
Характеристика первых библиотечных и музейных фондов г. Владивостока. Их значение в развитии дальневосточных территорий России.
Занятие 6. Научная библиотека Общества изучения Амурского края (ОИАК) и ее значение в развитии Дальнего Востока России (3 ч., интерактивная форма - семинар-экскурсия )
Библиотека как историко-архитектурным комплексом крепости Владивосток, а затем города Владивосток;
Специфика формирования фондов библиотеки и архива ОИАК в XIX–XXI вв.
Книжно-документальная выставка «Историческое наследие».
Занятие 7. Информационные ресурсы Научной библиотеки ДВФУ (2 ч.)
Научная библиотека ДВФУ: задачи, организационная структура, основные направления деятельности.
Информационные ресурсы библиотеки: традиционные и электронные.
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: изучение основных тематических коллекций в контексте профессиональных интересов теологов и религиоведов.
Занятие 8. Научная библиотека ДВФУ: информационные ресурсы
ч.)
1. Проведение информационной экскурсии по библиотеке.
2.Ознакомление с сайтом библиотеки.
3.Регистрация в электронных базах, в том числе e-labrary.
4.Поиск учебной информации в электронной библиотеке.
Занятие 9. Музеи Дальнего Востока России и г. Владивостока (2 ч., в том числе 1 ч - интерактивная форма –семинар-экскурсия)
Занятия проходят :
а) в форме обзорной экскурсии в Военно-историческом музее Краснознаменного Тихоокеанского флота и его библиотеке;
б) в форме лекции-экскурсии в Научном музее археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН;
в) самостоятельно студенты посещают один из ведомственных музеев г. Владивостока. III.КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА
Вопросы к зачету
Предмет, задачи и структура курса «Библиотеки и музеи».
Теоретическая и практическая составляющая курса «Библиотеки и музеи». Особенности изучения курса.
Социально-экономические и политические предпосылки возникновения музеев и библиотек в мире и в российском государстве.
Приоритетные направления социально-культурного развития юга Дальнего Востока в контексте подготовки и проведения саммита АТЭС-2012.
Культурный потенциал г. Владивостока сквозь призму ее библиотек, музеев, архивов и других учреждений данного профиля.
Художественная культура г. Владивостока и ее отражение в библиотеках и музеях.
Особенности бытовой культуры Дальнего Востока России (по материалам музейных экспозиций).
Влияние библиотек и музеев на развитие городской культурной среды.
Отражение в библиотечных и музейных фондах г. Владивостока своеобразия религиозных представлений туземного населения, истории их проникновения на территорию юга Дальнего Востока.
Библиотека и архив Общества изучения Амурского края как сокровищница дореволюционных изданий книг, газет, журналов, отражающих историю Дальнего Востока, в том числе историю Русской Православной Церкви.
Приморская государственная публичная библиотека имени А.М.Горького: ресурсы, полезные теологам и религиоведам.
Библиотеки и музеи ведомственных учреждений г. Владивостока в помощь учебным и исследовательским работам теологов и религиоведов.
Библиотека и музей Дальневосточного федерального университета – образовательные и научные центры.
Библиотека Восточного института – ДВГУ – ДВФУ6 информационные ресурсы первой вузовской библиотеки Дальнего Востока в исторической ретроспективе.
Роль Русской Православной Церкви в организации и развитии библиотек (на основе анализа фондов одной из библиотек г. Владивостока, г.Уссурийска и др.).
Библиотеки научных обществ и музеев: особенности научно-информационных ресурсов.
Охрана культурного наследия (на примере зданий Дальневосточного федерального университета – памятников истории и архитектуры).
Музеи современной России: общая характеристика и место в культурном секторе государства.
Национальные библиотеки Российской Федерации: общая характеристика и значение в получении высшего образования в области религиоведения и теологов.
Роль библиотек и музеев в развитии духовно-нравственного потенциала человека.
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Рефераты
Социально-экономические и политические предпосылки возникновения музеев и библиотек в мире и в российском государстве.
Культурный потенциал г. Владивостока сквозь призму ее библиотек, музеев, архивов и других учреждений данного профиля.
Художественная культура г. Владивостока и ее отражение в библиотеках и музеях.
Особенности бытовой культуры Дальнего Востока России (по материалам музейных экспозиций).
Влияние библиотек и музеев на развитие городской культурной среды.
Отражение в библиотечных и музейных фондах г. Владивостока своеобразия религиозных представлений туземного населения, истории их проникновения на территорию юга Дальнего Востока.
Библиотека и архив Общества изучения Амурского края.
Приморская государственная публичная библиотека имени А.М.Горького.
Библиотека и музей Дальневосточного федерального университета – образовательные и научные центры.
Роль Русской Православной Церкви в организации и развитии библиотек (на основе анализа фондов одной из библиотек г. Владивостока, г.Уссурийска и др.).
Библиотеки научных обществ и музеев: особенности научно-информационных ресурсов.
Охрана культурного наследия (на примере зданий Дальневосточного федерального университета – памятников истории и архитектуры).
Музеи современной России: общая характеристика и место в культурном секторе государства.
14.Национальные библиотеки Российской Федерации: общая характеристика.
Роль библиотек и музеев в развитии духовно-нравственного потенциала человека.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
Галкина Т.В. Музейно-краеведческая практика : основы музееведения, краеведения и экскурсоведения: учебно-методическое пособие / Т. В. Галкина. Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. – 154 с.
Поправко, Е.А. Музейное дело в Приморском крае (1941 - 1985 гг.) / Е. А. Поправко. – Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2006. – 326 с.
Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций /Ю.С. Сергеева. — М.: Приор-издат,2009. - 170 с.
Дополнительная литература
Абрамов, К.И. История библиотечного дела в России: учебно-методическое пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков. Ч. I . / К.И. Абрамов– М.: Либерея, 2000. – 175 с.; Ч. II. – М.: Либерея, 2001. – 160 с.
Библиотека ДВГТУ: история и современность. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000. – 90 с.
Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / А. Н. Ванеев. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2006. – 367 с.
Владивосток – город воинской славы / Авт-сост. Г.П. Турмов, А.А. Хисамутдинов; под общ.ред.В.М. Розова. – Владивосток: Издательский Дом Дальневост. федерал.ун-та, 2012. – 260 с.
Власов, С.А. Очерки истории Владивостока. / С.А. Власов– Владивосток: Дальнаука, 2010. – 252 с.
Глухов, А.Г. Судьба древних библиотек: научно-художественные очерки. /А.Г.Глухов– М.: Либерея, 1992. – 160 с.
Город нашенский /Под ред. Л.Я.Иващенко – Владивосток: Дальневост.кн.изд-во, 1970. – 432 с.
ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография: термины и определения. Введен 01.07.2000 //Стандарты по библиотечно-библиографической деятельности. – СПб.: Изд-во Профессия, 2003. – С. 11– 38.
Государственные и общественные музеи Приморского края: справочник – Владивосток, 2001. – 52 с.
Дальневосточный государственный университет (1899–1999). – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. – 704 с.
Дальневосточный государственный университет (1899–2009), 110 лет. – М.: «ФИРС», 2009. – 374 с.
Дальневосточный государственный университет в документах и материалах. 1899 – 1939 гг. 2-е изд испр. – Владивосток: Дальнаука, 2004. – 617 с.
Еланцева, О.П. Библиотека ДВГУ // Дальневосточный университет. - 2007. - Июнь-июль.- С. 48-49.
Еланцева, О.П. Библиотеки Приморья в годы Великой Отечественной войны // Вторая мировая война в ХХ в. : материалы регион. конф. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. - С. 158-162. -
Еланцева, О.П. Научная библиотека ДВФУ : опыт и перспективы работы с российскими и иностранными студентами, аспирантами и молодыми учеными // Материалы Международной молодежной конференции «Наука и творчество : взгляд молодых профессионалов». Владивосток, 14-15 июля 2012 г. - Владивосток : Изд. дом Дальневост. фед. ун-та, 2012. – С. 18-20.
Еланцева, О.П. Чтение студенческой молодежи : предмет раздумий, предмет исследований и направление активной деятельности // Книга. Читатель. Культура: материалы межвуз. науч.-практ. конф. - Владивосток, 2003. - С. 4-9.
Еланцева, О.П. Спальвин Е.Г. Библиотекарь Восточного института // Первый профессиональный японовед России. Опыт латвийско-российско-японского исследования жизни и деятельности Е.Г. Спальвина. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. - С 100-114.
Еланцева, О.П.Библиотека вуза - среда сохранения духовности и культуры // Культура и культурология на Дальнем Востоке : материалы регион. науч. семинара, посвящ. 15-летию кафедры культурологии. - Владивосток, 2004. - С. 11-15..
Еланцева, О.П.Времен связующая нить: К истории библиотеки Восточного института во Владивостоке // Восточные языки и культуры: материалы II Международной конференции, 20-21 ноября 2008 г. - М.: Издательский центр РГГУ, 2008. – С. 248-253.
Еланцева, О.П.Культурное наследие и историческая информация: Изменяющаяся перспектива сотрудничества вузовских библиотек, архивов и музеев // Дальневосточные архивы: прошлое - будущему. - Владивосток, 2003. - С. 65-69.
Еланцева, О.П.Опыт первой вузовской библиотеки Дальнего Востока России в контексте современной библиотечной практики // Современные подходы к библиотечному обслуживанию в образовательных учреждениях : материалы науч.-практич. конференции, посвященной 75-летию НБ БГУ, 7-8 сент. 2007 г. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского ун-та, 2007. - С. 4-8.
Имя Н.В.Гоголя в истории библиотеки и культурных процессах Приморского края /ПГПБ им.А.М. Горького; сост. Л.Г. Осадчук. – Владивосток, 2009. – 238 с.
История культуры Дальнего Востока России (XIX в. – 1917 г.). – Владивосток: Дальнаука, 2011. – 300 с.
Кандыба, В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858 –1939 гг.) . / В.И. Кандыба– Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. –176 с.
Корнев, Л.В. История музейного дела на Дальнем Востоке России: учеб. пособие. / Л.В.Корнева– Хабаровск: изд-во ХГИИК, 2006. – 260 с.
Леонов, В.П. Пространство библиотеки: Библиотечная симфония. /В.П.Леонов– М.: Наука, 2003. –123 с.
Леонов, В.П. Судьба библиотеки в России. Роман-исследование./В.П.Леонов – СПб.: Изд.отдел Библиотеки РАН, 2001. – 416 с.
Любимый город. Времена года: фотоальбом. – Владивосток: Изд-во «Владиздат», 2006. – 120 с.
Матвеев, Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока./ Н.П. Матвеев – Владивосток: Альманах «Рубеж», 2010. – 480 с.
Музейная сеть Приморского края: справочник /Сост.И.И. Бабцева. – Владивосток, 2008.- 90 с.
От Морзе до Интернет: ООО «Дальневосточная компания электросвязи». Исторический очерк. – Владивосток, 2002. – 208 с.
Памятники истории и культуры Приморского края: материалы к Своду / Под ред. А.И. Крушанова. – Владивосток: Внешторгиздат, 1991. – 268 с.
Приморский край: краткий энциклопедический справочник. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. – 596 с.
Рубан, Н. И. Музеология История музейного дела. Основные направления и формы музейной деятельности. Музейное дело на Дальнем Востоке России: учебное пособие / Н. И. Рубан. Хабаровск: Хабаровский гос. пед. ун-т, 2004. – 300 с.
Стрюченко, И.Г. Культура и исторический процесс: этюды истории./И.Г.Стрюмченко – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. –117 с.
Турмов, Г.П., Калинин, В.И., Аюшин, Н.Б. По следам старых фотографий./Г.П.Турмов,В.И.Калинин, Н.Б.Аюшин – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2011. – 192 с.
Элеонора Лорд Прей. Письма из Владивосток (1894-1930) /Под ред. Биргитты Ингемансон. Пер. с англ. А.А. Сапелкина. – 2-е доп. И испр. изд. – Владивосток: Альманах «Рубеж», 2010. – 464 с.
Юренева, Т.Ю. Музееведение: Учебник для гуманитарных специальностей вузов /Т.Ю. Юренева. М.: Академический проект, 2006. – 560 с.
Янчева, Т.И. Имена героев Великой Отечественной войны на карте Владивостока: краеведческий справочник. – 2-е изд., испр. и доп. / Т.И.Янчева – Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2005. – 122 с.: фото.
Интернет-ресурсы
Информационно-библиографическая культура: учебно-методическое пособие / сост. В. П. Володина. – Тюмень: Нефтегазовый университет, 2007. – 114 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/924/62924/files/posobie.pdf
Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации: Статьи и выступления / Г.П. Ивлиев. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 208 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=312288
Мандель, Б. Р. Книжное дело: Учебн. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 634 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=403672
Музееведение: учеб. пособие / Л. Г. Гужова и др. ; под. ред. Н. В. Мягтиной. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. – 116 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/348/77348/files/Uchebnoe-posobie-MUSEEVEDEIE.pdf
Пиотровский, М.Б. Философия музея: Учебное пособие / М.Б. Пиотровский, О.В. Беззубова, А.С. Дриккер; Под ред. М.Б. Пиотровского - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 192 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=366628
Рассадин, А. П. История русского библиофильства: методическое пособие /А.П. Рассадин. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 52 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/185/45185/files/52.pdf
Сергеева, Ю.С. Библиотечное дело и библиотековедение: Конспект лекций /Ю.С. Сергеева. — М.: Приор-издат,2009. - 170 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uchebnikfree.com/bibliotekovedenie-delo-bibliotechnoe/bibliotechnoe-delo-bibliotekovedenie-konspekt.html
|