Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.
страница1/5
Дата публикации15.11.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

Направление подготовки 030100.68 Философия
Форма подготовки очная

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс ___1, 2____ семестры ___1-3 _____

лекции __52_ (час.)

практические занятия____52___час.

лабораторные работы___-____час.

всего часов аудиторной нагрузки___104_____ (час.)

самостоятельная работа ___148____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ___________ семестр

экзамен___1-3_____семестр

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»)).

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теологии и религиоведения 26 сентября 2012 г. (протокол № 1)

Заведующий  кафедрой: Пушкарь Б.Н. 26 сентября 2012г.

Составители: к.филос.н., доцент Секретарев Р.В., ст.преп. Сапожникова Л.Ф., асс. Сулема А.А.




Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

Дисциплина относится к вариативной части общенаучного цикла (раздел «Обязательные дисциплины). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 252 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (52 часа, в том числе 22 часа в интерактивной форме), семинары (52 часа, в том числе 22 часа в интерактивной форме), самостоятельная работа студента (148 часов). Дисциплина реализуется на 1 и 2 курсах в 1-3 семестрах.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История религий» является уяснение логики развития религиозных систем, анализ основных этапов исторического развития религиозных воззрений в контексте истории цивилизации; рассмотрение роли религии в истории интеллектуальной культуры, что необходимо для формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Задачи освоения дисциплины:

- дать студентам систематические знания об истории и основных моментах эволюции религий мира (племенных, политеистических, национально-государственных, мировых и «региональных»);

-научить студентов навыкам сравнительно-религиоведческого, антропологического и культурологического анализа религий.

- научить студентов ориентироваться в специфической терминологии разных религиозных систем;

- сформировать у студентов навык работы с сакральными каноническими текстами различных традиций.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «История религий» относится к вариативной части обязательных дисциплин общенаучного цикла.

Изучение курса «История религий» помогает студентам закрепить и углубить знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Сравнительное религиоведение», «Современная философия религии», «Современная религиозная антропология», «История религиозной философии», «Традиции религиозной педагогики», а также при работе в рамках научно-исследовательского семинара по философии религии и методологии религиоведческих исследований и практикума по изучению религиозной и религиоведческой литературы и на иностранном языке.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4).

По завершении обучения дисциплине магистрант должен:

  • знать основные этапы исторической эволюции религии, содержание и формы религиозных представлений, культов, институтов, формирование и эволюцию родоплеменных, народностно-национальных, мировых и «региональных» религий;

  • знать сакральные канонические тексты религиозных традиций, историю их появления, оформление их состава, содержания, способы фиксации, интерпретации и толкования;

  • иметь представление о месте религии в системе культуры;

  • уметь анализировать вероучительные тексты религий мира;

  • владеть методами и приемами интерпретации религиозных представлений с позиций современного религиоведения;

  • владеть навыками анализа эволюции религии в контексте социокультурных изменений.


Ι. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(52 часа)

Раздел I. История религий Востока (18 часов)

Тема 1.Введение в курс «История религии» (1 час)

Введение в историю религии. Религия: определение, функции, структура. Цицерон и Лактанций о смысле слова «религия» (объяснение религии от термина “relegere” Цицероном и от термина “religare” Лактанцием, преимущества и недостатки данных объяснений). Проблема соотношения религии и религиозности. Характеристика религиозных традиций мира, их классификация. Роль религии в развитии культуры и истории. Современная география религий. Источниковедческая база истории религии.

Тема 2. История становления и развития индуизма (2 часа, в интерактивной форме, лекция-дискуссия)

Религия в Индии в ведический период: религиозные особенности доарийской Индии, арийское завоевание, его значение. Понятия кармы, перерождения, идеал освобождения, путь нравственной жизни, мифологические представления о происхождении мира и человека. Классификация корпуса ведийской литературы. Шрути – тексты откровения. Смрити – тексты предания.

Реформированный брахманизм. Вишнуизм: учение об аватарах. Учение Бхагават-Гиты, явление трансцендентного божества, заповедь бхакти. Шиваизм: культ Шивы. Формы индуистского культа.

Индуистская этика, ритуалы, церемонии. Реформация индуизма в XIX-XX в. Религиозный синкретизм в Индии. Индуизм в жизни современного индийца.

Тема 3. История становления и развития конфуцианства (2 часа, в интерактивной форме, лекция-беседа)

Религиозные представления, мифология в древнейшем Китае. Исторические предпосылки возникновения конфуцианства. Личность Конфуция. Вопрос о правомерности определения конфуцианства как религии. Этико-политический характер взглядов Конфуция. Идеал гармонии, самосовершенствования и упорядочивания государства. Идеал «гуманного правления»; этические нормы конфуцианства; конфуцианское понятие «цивилизованности». Учение о природе человека. Неоконфуцианство.

Тема 4. История становления и развития даосизма (2 часа, в интерактивной форме, лекция-дискуссия)

Историческое развитие даоских школ. Понятие ''дао'', ''дэ'' как его проявления, концепции ''цзы жань'' (спонтанность) и ''у вей'' (недеяние), учение о ''следовании дао''. Даоская доктрина бессмертия, алхимия и ''йога'' даосизма, космогония. Даосская практика внешней (вай дань) и внутренней (нэй дань) алхимии. Даосизм и наука в традиционном Китае.

Тема 5. История становления и развития синтоизма (1 час)

Социально-экономическое развитие Японии в древности. Формирование синтоизма. Культ Аматэрасу, культ императора, культ природы. Влияние синтоизма на культуру Японии. Государственный синтоизм (1868-1945 гг.). Синтоизм в современной Японии: традиции и современность.

Тема 6. История становления и развития буддизма (2 часа, в интерактивной форме, лекция-беседа)

Социально-политические условия возникновения и эволюции буддизма. Личность основателя. Значение личности Будды в учении буддизма. Концепция страдания. Буддийские представления о сансаре, карме, нирване, дхармах. Особенности буддийского учения о богах, человеке, мире. Основные направления буддизма. Социально-политическая ориентация буддизма в современных условиях.

Тема 7.Буддийские направления и школы на Дальнем Востоке (1 час)

Особенности распространения буддизма на Дальнем Востоке. Процесс «китаизации» буддизма. Типологии буддийских школ. Школы хуаянь, чань и цзин ту (Чистая Земля). Роль буддизма в формировании дальневосточного цивилизационного типа. Дальневосточные эзотерические формы тантрического буддизма (ми цзяо, миккё, сингон) и его взаимодействие с даосизмом в Китае и синтоизмом в Японии (ямабуси, сюгендо, рёбу синто).

Тема 8. Буддизм в Тибете, Монголии и России (1 час)

Тибетский буддизм как преемник индийской традиции; появление буддизма в Тибете. Школы тибетского буддизма; роль тантризма. Тантрические направления тибетского буддизма: традиция маха-сиддхов – «шесть форм йоги Наропы» (кагьюпа), махамудра и дзог-чэн (школа ньигма-па). Астролого-космологический мистицизм «Калачакра тантры». Учение о «перерожденцах» (тулку) и формирование теократии, институт Далай-лам. Распространение буддизма в Монголии и на территории России.

Тема 9. История становления и развития иудаизма(2 часа)

Периодизация истории иудаизма. Становление монотеизма: культ Яхве. Иудаисткая обрядность, запреты и предписания. Идея богоизбранности. Иудейское образование (хедер, йешива, семинария). Социально-политическая ориентация иудаистких организаций в современных условиях.

Тема 10. Основные направления в иудаизме (1 час)

Ортодоксальный иудаизм. Реформаторский иудаизм.Консервативный иудаизм. Каббала. Хасидизм. Сионизм.

Тема 11. История становления и развития ислама (1 час)

Общественно-политические условия возникновения, идейные предпосылки ислама. Личность пророка Мухаммеда. Коран-первоисточник исламской религии. Ислам о происхождении мира. Исламская эсхатология. Особенности вероучения, культа, организации. Исламское право.

Тема 12. Основные направления в исламе (1 час)

Внутриконфессиональные течения в исламе, их возникновение и история. Сунниты, шииты, хариджиты, кадариты, мутазилиты, исмаилиты, нусайриты, друзы, бахаисты, кадьянисты.

Тема 13. Ислам в современном мире (1 час)

Модернизм и фундаментализм в современном исламе. Социально-политические позиции мусульманских организаций. Содержание концепций и практика панисламизма, «исламского национализма», «исламского социализма», «исламской демократии». Ислам в России.
Раздел II. История древней Христианской Церкви. История Русской Православной Церкви. (16 часов)

Тема 1. Проблематика вопроса о происхождении христианства (2 час., в интерактивной форме, лекция-беседа)

Зарождение мифологической школы, связанное с именами деятелей французской революции конца XVIII века  К.Вольнея, Ш.Дюпюи.  Формирование мифологической школы в ХIX в. (Д.Штраус, Б.Бауэр). Современные представители мифологической школы Дж.Робертсон, В.Смит, А. Древс, А. Ранович, А.И. Крывелёв.

Позиция Ф.Энгельса по вопросу происхождения христианства («революция рабов») и ее критика (А. Н. Каждан).

Попытка объяснить первоначальное христианство синкретическим продуктом, ее критика. Противоречивость образования новой мировой религии из таких взаимоисключающих компонентов, как иудейство и римский политеизм, антагонически настроенных по отношению друг к другу.

Начало пересмотра сложившейся традиции российскими исследователями С. И. Ковалевым, (С. Ковалев. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964). Отказ от гиперкритических положений (Е. Штаерман, М. Кубланова, И. Свеницкая, И. Трифонова, С. Аверинцев).

Позиция новой тюбингенской школы (Ф. Овербек, Э. Трокме, Г. Людеманн и Ю. Ролофф) в отношении Деяний святых апостолов как источника по вопросу происхождения христианства. Умеренно-апологетические взгляды на книгу Деяний (М. Хенгель).

Англо-американская библеистика о книге Деяний (Брюс, Маршалл, Р. Бокем, Хемер, серия «Книга Деяний в контексте I в.» и др.). Главная причина скептических оценок книги Деяний.

Тема 2. Теории соотношения древних языческих религий и христианства (1 час)

Учение о Логосе Герактита, развитие идеи стоиками стоики (Логос сокровенный (индиафетос), Логос, проявляющий себя, явленный, (профорикос), Логос осеменяющий (сперматикос). Различия между Логосом-Христом (личностное начало) и стоическим логосом (пантеистический принцип). Понятие Логоса в платонизме, отличие от христианского понимания.

Тема 3. Ереси первых веков христианства (1 час, в интерактивной форме, лекция-консультация)

Еретические течения и полемика с ними. Иудейские заблуждения в Церкви в доникейский период. Гностицизм: источники и литература. Значение, происхождение и характер гностицизма. Содержание гностических богословских систем. Важнейшие гностические системы: Василид, Валентин, Маркион и другие гностические секты. Монтанизм: источники и литература. Происхождение и характер монтанизма. История распространения монтанизма на Востоке и Западе. Учение о св. Троице в доникейский период. Монархианство: динамисты и модалисты. Павел Самосатский и Савеллий. Учение Тертуллиана и Оригена о св.Троице. Христология в доникейский период. Учение св. Иринея, Тертуллиана и Оригена. Опыт системы христианского гнозиса Оригена. Хилиазм. Мани и манихейство. Происхождение и система манихейства.

Тема 4. Александрийская и Антиохийская богословские школы (1 час)

Доникейское богословие. Александрийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др. Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др. Северо-Африканская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Северо-Африканской школы: Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан Карфагенский и др.

Тема 5. Выработка православной догматики в эпоху Вселенских соборов (1 час)

Возникновение арианства. Первый Вселенский собор. Развитие догматической борьбы после Никейского собора. Борьба за Никейский Символ Веры (325-362 гг.). Свт. Афанасий Великий. Борьба за Никейский Символ Веры (362-381 гг.). Царствование Юлиана Отступника и попытка реставрации язычества (361-363). Свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Вторая фаза арианских споров (363-381гг.). Император Феодосии Великий. II Вселенский собор. Ересь духоборцев. Никео-Константипольский Символ веры. Несторианская фаза христологических споров. III-й Вселенский собор. Соглашение 433 г. Монофизитская фаза христологических споров. Ересь Евтихия. "Разбойничий" Эфесский собор. IV Вселенский собор. Томас папы Льва. Христологическое вероопределение Халкидонского Собора. Ересь монофизитства после Халкидонского Собора. Попытки компромисса. "Энциклика" императора Василиска, "Энотикон" императора Зенона. V Вселенский Собор. Осуждение "трех глав". Возникновение монофелитства. Попытка компромисса православия и монофизитства. Моноэнергизм. "Экфесис" императора Ираклия. Латеранский собор 649 г. VI Вселенский собор (680-681 гг.) и его вероопределения. Осуждение еретиков. «Пято-шестой», или Трулльский собор. Богословские предпосылки возникновения иконоборчества. Иконоборческий собор 754 г. История созыва VII Вселенского собора. Определение собора об иконопочитании. Причины возобновления иконоборчества после VII Вселенского собора.

Тема 6. Притязания Римских пап на первенство в первые века христианства (1 час, в интерактивной форме, проблемная лекция)

История разногласий между римскими папами и константинопольскими патриархами. Их причины: политические, канонические, догматические, литургические.

Тема 7. Нарастание противоречий между Римской Церковью и Вселенским Православием в V – XI вв. (1 час, в интерактивной форме, проблемная лекция)

Акакианская схизма 484 – 519 гг. Политические предпосылки. Полемические трактаты. Архиеп. Лев Охридский и Никита Стифат. Личность патриарха Михаила Керулария. Личности папы Льва IX и кардинала Гумберта. События 1054 г., их последствия для Вселенской Церкви. Причины раскола по проф. М.Н. Скобаллановичу (этнографическая, государственно-политическая, религиозная).

Тема 8. Монашество в Русской Православной Церкви (1 час)

Начало распространения монашества на Руси, причины особого значения. Монастыри и монашество в Киевской Руси. Киево-Печерский монастырь и его роль в истории Русской Церкви. Свв. Антоний, Феодосий, Алипий, Нестор, Агапит Киево-Печерские, другие печерские преподобные.

Церковная миссия монастырей, их вовлеченность в национально-политическую и культурную жизнь страны.

Поворотный момент в истории монашества - рубеж XV и XVI вв., спор между «иосифлянами» и «нестяжателями», последствия этого спора. Победа «иосифлянства» и ее решительное воздействие на дальнейшее становление монастырского уклада и иноческого жития на Руси. Собор 1503 г.

Второй период (после 1503 г.), обмирщение монашества, включенность в хозяйственную систему государства.

Начало XVIII в. – третий период, эпоха реформ Петра Великого. Русское старчество XVIII и XIX вв. Влияние старцев как важнейший фактор в развитии монашества двух последних столетий, решающее значение для возрождения истинного иночества.

Тема 9. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви (1 час)

Начало миссионерской деятельности. Стефан Пермский. Миссия среди монголо-татар. Миссионерская деятельность в Сибири. Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей (Лещинский). Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, архимандрит Макарий Глухарев, митрополит Алтайский Макарий (Невский), митрополит Кировоградский Нестор (Анисимов). Зарубежные духовные миссии Русской Православной Церкви. Современное состояние миссионерской деятельности. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Тема 10. Книжная справа (1 час, в интерактивной форме, проблемная лекция)

Причины проведения книжной справы. Деятельность митрополита Киприана. Максим Грек, его участие в книжной справе, последствия. Роль Стоглавого собора 1551 г. в исправлении богослужебных книг.

Тема 11. Книжная справа в XVII. Последствия проведения (1 час)

Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Исправление книг. Собор 1666 – 1667 годов в Москве, его решения. Низложение патриарха Никона. Возникновение старообрядчества. Смысл эволюции обряда. Осуждение раскола на Большом Московском Соборе. Раскольническая деятельность протопопа Аввакума и его последователей. Соловецкий бунт.

Тема 12. Правовое положение Русской Церкви в Х – ХVII вв. (1 час)

Первые митрополиты Русской Православной Церкви. Первые опыты поставления русских в митрополиты. Древние русские епархии. Наиболее выдающиеся архиереи домонгольского времени. Приходское духовенство. Опыт взаимоотношения Церкви и государства в Киевской Руси. Распространение книжного просвещения и Православной веры на Руси при Ярославе Мудром. Церковное законодательство (уставы св. кн Владимира и Ярослава, др. канонические документы).

Тема 13. Правовое положение Русской Церкви в ХVIII – XIX вв. (1 час)

Церковные реформы Петра I. Причины реформы (по акад. Е.Е. Голубинскому). Внешний повод к началу реформы. Проведение реформы и ее содержание. Упразднение Патриаршества и введение синодального управления. Духовная Коллегия. Святейший Правительствующий Синод, его место в системе государственных органов. Соотношение власти между Синодом и Сенатом. Функции высшей церковной власти согласно Духовному Регламенту. Отношение церковных кругов к реформе. Оценка реформы с церковно-правовой точки зрения.

Тема 14. Русская Церковь в эпоху революций и гражданской войны (1 час)

Церковь и общество в начале XX в. Духовно-нравственное состояние русского общества перед революцией 1917 года. Святой Иоанн Кронштадтский. Церковная политика Временного правительства, Поместный Собор 1917 – 1918 гг. Восстановление патриаршества, другие постановления. Октябрьская революция 1917 г. и начало гонений на Церковь. Влияние революционных событий и начала Гражданской войны на ход и решения собора. Значение Поместного собора 1917-1918 гг. для дальнейшего положения Русской Православной Церкви. Борьба большевиков с Церковью. Антицерковное законодательство 20-х годов. Диспуты Введенского и Луначарского.

Церковь и советская власть в первые месяцы после революции. Декрет об отделении Церкви от государства; начало гонений. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне. Его пастырские и обличительные послания. Церковь и белое движение. Первая волна русского православного рассеяния. Первые новомученики в годы революции и гражданской войны. Осквернение и закрытие храмов и монастырей в 1917 – 1921 гг. Вскрытие мощей. Организация Русской Православной Церкви за границей. Карловацкий Собор 1921 г. Изъятие церковных ценностей. Обновленческий раскол. Арест патриарха Тихона. Петроградский процесс. Противостояние обновленческому расколу. Обновленческий собор 1923 г. Кончина патриарха Тихона, его «Завещание».

Тема 15. Русская Церковь в условиях атеистического государства (1 час)

Русская Церковь при местоблюстителе патриаршего престола Петре (1925 – 1936). Активизация методов давления на Церковь. Григорианский раскол. Положение РПЦ при Патриаршем Местоблюстителе митр. Сергии (1936 - 1943). Декларация митрополита Сергия 1927 г. и оппозиция ему. Церковные разделения. Массовые репрессии против Церкви в Советском Союзе. Антицерковный террор в 30-е годы. Церковная жизнь в эмиграции (1918 – 1940). Развитие богословия, христианской философии и православного образования в зарубежных епархиях РПЦ. Русская Церковь во время войны. Церковь на Украине, в Белоруссии и Прибалтике в годы войны. Воссоединение галицийских униатов с Православной Церковью. Причины изменения отношения власти к Церкви к 1943 г. Архиерейский Собор 1943 г. Избрание Патриархом митрополита Сергия. Заботы нового патриарха. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов. Кончина патриарха Сергия. Поместный собор 1945 г., избрание нового Патриарха – Алексия I.

Львовский собор 1946 г. Московское совещание глав и представителей православных Церквей 1948 г. Празднование 500-летия автокефалии РПЦ. Закрытие части православных храмов в 1949 – 1953 гг. Русское православие за рубежом в 40 – 50-е годы. Смерть И. В. Сталина, связанные с ней перемены. Начало гонений на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве. Собор 1961 г.

Положение Церкви при Л. И. Брежневе. Американская автокефалия. Поместный собор 1971 г. Патриарх Пимен. Положение Церкви. Свобода совести в СССР. Празднование 1000-летия крещения Руси. Поместный собор 1990 г. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II. Возрождение веры в России. Московский Поместный Собор 2000 г. и празднование 2000-летия Рождества Христова. Канонизация Новомучеников Русской Православной Церкви. Автокефалистские расколы на Украине. Характерные особенности церковной жизни в постсоветский период.
Раздел III. История западного христианства (18 часов).

Тема 1. Введение (1 час)

Предмет и задачи курса «Истории западного христианства». Место истории западного христианства в системе исторических наук. Необходимость изучения истории западного христианства. Источники изучения истории западного христианства, периодизация.

Тема 2. Особенности распространения христианства на Западе (3 час., в интерактивной форме, лекция-беседа)

Распространение христианства на Западе до середины V в. История пелагианства. Донатизм. Зарождение и развитие западного монашества. Развитие папской власти и церковная жизнь Запада к середине V в. Изменение церковно-политической ситуации на Западе в середине V в. Папство под властью Византии. Папа св.Григорий Великий. Развитие национальной церковной жизни Запада в VI-VII вв.

Тема 3. От политического расхождения с Востоком до расхождения церковного (1 час)

Изменение церковно-политической ситуации на Западе в VIII-IX вв. и его влияние на отношения с Востоком. "Константинов дар". Папство в IX в. "Лжеисидоровы декреталии". Западная миссия в VIII-IX вв. Св.Бонифаций. Западные богословские споры IX столетия. Развитие церковной жизни в государстве Каролингов. Упадок церковной жизни Рима в X в. “Собор с трупом” как яркое проявление этого упадка. Усиление влияния германских императоров в первой половине XI в.

Тема 4. Основные проблемы католической церкви на рубеже тысячелетий и попытки их преодоления (2 час.)

История “Великого раскола”. Попытки обновления церковной жизни, Клюнийское движение. Папа Лев IX и его окружение. Западная миссия в IX-XI вв. и развитие церковной жизни в этот период. Спор об инвеституре и феодальное влияние на жизнь Церкви. Обновление церковной жизни Запада в XI в.

Тема 5. Идея средневекового универсализма и ее развитие (1 час)

Григорий VII, его конфликт с Генрихом IV как проявление принципиального противоречия средневекового универсализма. Разрешение спора об инвеституре. Борьба Римского престола с Германской империей в XII в. Понтификат Иннокентия III как вершина папского могущества.

Тема 6. Крестовые походы. Нищенствующие ордена (1 час)

Крестовые походы. Рыцарские ордена. Тевтонский и ливонский рыцарские ордена. Цистерцианцы. Бернар Клервосский. Нищенствующие ордена.

Тема 7. Предпосылки Реформации (1 час)

Расколы и богословские ереси XI-XIII вв. Инквизиция. Упадок папства во второй половине XIV в. и усиление влияния Франции на жизнь Церкви. Бонифаций VIII. Авиньонское пленение папства и Западная схизма. Соборное движение XV в. Западная Церковь перед Реформацией. Причины Реформации, предреформационные движения. Джон Виклиф и лолларды как предшественники Реформации. Гусизм как движение за реформу церкви, чашники и табориты. Гуманизм и вера. Папство и Возрождение.

Тема 8. Начало Реформации (3 час., в интерактивной форме, лекция-беседа)

Формирование мировоззрения и богословских взглядов Мартина Лютера. Начало Реформации - 95 тезисов Лютера. Превращение богословской реформации в общественное движение. Роль поддержки светских властей в ходе лютеранской реформации. Влияние реформации на социальное движение в Германии. Крестьянская война и реформация как идейное знамя социальных преобразований.

Тема 9. Развитие Реформации (1 час)

Тридентский собор и контрреформация. "Аугсбургское вероисповедание". Распространение Реформации в Германии. Религиозные войны. Реформация в немецкоязычной Швейцарии. Ульрих Цвингли. Богословская доктрина цвинглианства, его распространение в Швейцарии. Разногласия Лютера и Швейцарского реформатора Ульриха Цвингли. Деятельность второго поколения реформаторов. Формирование богословских взглядов Жана Кальвина. Деятельность Кальвина в Женеве. Богословская доктрина кальвинизма, церковно-политический строй в Женеве. Распространение кальвинизма в Европе.

Тема 10. Особенности Английской Реформации (2 час.)

Особенности распространения реформационных идей в Англии. Английская королевская реформация при Генрихе VIII и Эдуарде VI. Католическая реакция в годы правления Марии Тюдор. Английская религиозная эмиграция на континенте. Реформация при королеве Елизавете I. Окончательная победа протестантизма в Англии. Формирование пуританского движения.

Тема 11. Развитие Западного христианства в XVIII-ХХ вв (2 час., в интерактивной форме, лекция-беседа)

Положение церкви во время Французской революции и при Наполеоне. I Ватиканский собор и новые догматы. Старокатоличество. Папа Иоанн XXIII. «Аджорнаменто» и II Ватиканский собор. Создание государства Ватикан. Религиозная война в Северной Ирландии. Церковная политика пап Иоанна Павла II и Бенедикта XVI.
II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (52 часа)
Занятие 1. Индуизм в ведический период развития (2 час., в интерактивной форме, семинар с докладами с последующей дискуссией)

1.Эволюция религиозных взглядов дравидов

2. «Веды» как образец ранней сакральной литературы

3.Пантеон ведийских богов

4.Базовые идеологемы индуизма: карма, дхарма, сансара, мокша

Занятие 2. Реформированный брахманизм (2 час., в интерактивной форме, семинар по принципу «круглого стола»)

1.Причины реформирования ведизма

2.Мифологический комплекс брахманизма

3.Комментарии к ведам: брахманы, араньяки, упанишады

4.Формирование комплекса Брахма-Шива-Вишну

Занятие 3. Индуизм Нового и новейшего времени (2 час., в интерактивной форме, семинар с докладами с последующей дискуссией)

1.Рам Мохан Рой и "Брахмо самадж".

2."Арья Самадж" (1875) (Даянанда Сарасвати).

3.Свами Нарайан (Сахаджананд).

4.Шри Рамакришна (1836-1886).

5.Свами Вивекананда (1856-1902).

6.Шри Ауробиндо Гхош (1872-1950).

7.Шри Парамаханса Йогананда (1893-1952).

8.Религиозные представления Махатмы Ганди.

9.Учение Сатьи Саи Бабы.

10.Международное Общество Сознания Кришны (Свами Прабхупада).

11.Трансцендентальная медитация (Махариши Махеш Йоги).

12.Бхагаван Шри Раджниш (Ошо).

Занятие 4.Религиозные представления, культы и обряды в древнейшем Китае

(2 час., в интерактивной форме, семинар-диспут)

1.Магия и шаманизм в древнем Китае.

2.Демонология древнего Китая.

3.Древнекитайские обряды и жречество.

Занятие 5. Конфуцианство как этико-политическое учение. Конфуцианство как религия (1 час.)

1.Зарождение конфуцианства. Основы учения Конфуция.

2.Канонические тексты конфуцианства: пятикнижие (у цзин) и четверокнижие (сышу). Комментаторская традиция.

3.Конфуцианство – официальная идеология китайской империи. Конфуцианство при династии Хань. Дун Чжуншу и его школа. Борьба между школами «старых» и «новых» текстов. Экзаменационная система.

4.Хань Юй и его критика буддизма и даосизма. Государственный характер средневекового конфуцианства.

Занятие 6. Учение об обретении бессмертия - основа даосской доктрины (1 час)

1.Проблема жизни и смерти в даосизме.

2.Идея физического бессмертия, персонология бессмертных. Методы обретения бессмертия.

3.Даосизм и наука в традиционном Китае.

Занятие 7. Синтоизм – национальная религия Японии (1 час)

1.Формирование синтоизма. Феномен синто.

2.Особенности синтоизма как национальной религии.

3.Синтоистская теология.

4.Синтоизм в современной Японии.

Занятие 8. Буддизм махаяны на Дальнем Востоке (1 час)

1.Взаимодействие буддийских и традиционных китайских представлений о мире.

2.Основные школы китайского буддизма. Амидаизм.

3.Буддизм махаяны во Вьетнаме, Японии и Корее.

Занятие 9. Тибетский буддизм как преемник индийской традиции (1 час)

1.История появления буддизма в Тибете.

2.Школы тибетского буддизма.

3.Распространение тибетского буддизма в Монголии и на территории России.

Занятие 10. Иудаизм: становление монотеизма (1 час)

1.Формирование культа Яхве

2.Библейский период. Особенности иудейской Библии.

3.Талмудический период. Состав Талмуда.

Занятие 11. Основные течения в иудаизме (1 час)

1.Раввинистический период развития иудаизма.

2.Ортодоксальный иудаизм

3.Реформированный иудаизм

4.Каббала, езидизм, хасидизм.

Занятие 12.История формирования и развития мусульманского мира (1 час)

1.Личность пророка Мухаммеда и начало истории ислама.

2.Построение первого исламского государства.

3.Мусульманский мир в средние века, новое и новейшее время.

Занятие 13.История развития исламского вероучения (2 часа)

1.Основные положения вероучения и этапы его развития.

2.Современное состояние и тенденции развития исламского вероучения.

3.Этапы развития исламского права. Основные школы исламского правоведения.

4.История составления Корана как единой книги.

5.Система норм нравственных ценностей в исламе.

Занятие 14. Начальный период истории древней христианской Церкви (2 часа, в интерактивной форме, практикум-беседа)

  1. Причины возникновения христианства

  • религиоведческий подход

  • культурологический подход

  • конфессиональный подход (христианский)

  1. Теории христианских заимствований из религиозных представлений Древнего Египта, из митраизма. Критика теорий заимствований.

Занятие 15. Ереси первых веков христианства (2 часа, в интерактивной форме, практикум-беседа)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск