Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.





Скачать 363.75 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер363.75 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


СРАВНИТЕЛЬНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Направление подготовки 030100.68 Философия
Форма подготовки очная

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс ___1, 2____ семестры ___1, 2, 3_____

лекции __52_ (час.)

практические занятия____52__час.

лабораторные работы___-____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки___104_____ (час.)

самостоятельная работа ___112____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ___________ семестр

экзамен___1, 2, 3_____семестр

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»).

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теологии и религиоведения «26» сентября 2012 г. (протокол № 1)

Заведующий  кафедрой: канд. богословия, проф. Пушкарь Б.Н. «26» сентября 2012 г.

Составитель (ли): асс. Мезенцев И. В.
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Сравнительное религиоведение» адресована магистрантам, обучающимся по направлению 030100.68 «Философия» (программа «Философия религии и религиозная философия»). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единицы, 216 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (52 часа, в том числе 22 часа в интерактивной форме), практические занятия (52 часа, в том числе 22 часа в интерактивной форме), самостоятельная работа магистранта (112 часов). Дисциплина реализуется на 1 и 2 курсах в 1, 2 и 3 семестрах.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Сравнительное религиоведение» является овладение магистрантами навыками компаративного анализа феноменов различных религиозных традиций, что необходимо для формирования профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Задачи освоения дисциплины:

  • научить магистрантов принципам корректного сопоставления феноменов различных религиозных традиций;

  • научить магистрантов выявлять общее и особенное в различных религиозных традициях;

  • дать магистрантам понимание практической значимости компаративного анализа религиозных феноменов.

Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Дисциплина «Сравнительное религиоведение» относится к профессиональному циклу (вариативная часть, обязательные дисциплины). Она находится в содержательной корреляции с курсами «История религий», «Современная восточная философия», «История религиозной философии».

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

  • способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4);

  • готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать проблемное поле религиоведческой компаративистики;

  • знать практическую значимость религиоведческой компаративистики;

  • уметь осуществлять компаративный анализ различных религиозных традиций в соответствии с выбранным критерием сопоставления;

  • владеть навыками работы с сакральными текстами и памятниками религиозно-философской мысли;

  • владеть компаративным дискурсом по отношению к религиозной действительности.


Ι. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(52 часа, в том числе 22 часа в интерактивной форме)
МОДУЛЬ 1. Сравнительное изучение религиозных традиций Древней Индии и Древнего Китая (18 час.)
Раздел I. Исторические и текстологические аспекты сравнительного изучения религий Древней Индии и Древнего Китая (6 час.)
Тема 1. Предмет, задачи, методология и проблематика сравнительного религиоведения (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Предмет, задачи, методология и научная значимость дисциплины «сравнительное религиоведение». История сравнительного религиоведения: краткий очерк. Становление сравнительного религиоведения и его современное состояние. Проблематика дисциплины. Место сравнительного религиоведения в системе наук о религии, взаимосвязь с иными религиоведческими дисциплинами. Сравнительное религиоведение и феноменология религии. Сравнительное религиоведение и компаративная теология. Проблема европоцентризма в компаративном религиоведческом дискурсе. Частные проблемы компаративного дискурса в религиоведении.
Тема 2. Исторические аспекты сравнения (2 час.)

Истоки религиозных традиций и предпосылки возникновения. Проблема основателя: религиозный миф и данные исторической науки. Начальный период в истории религиозной традиции. Специфика исторического развития религий. Религиозное единство как историческая проблема.

Тема 3. Сравнительное изучение религиозных текстов (2 час.)

Устный и письменный способы передачи сакрального учения. Письменная фиксация религиозного учения как проблема. Формирование канона сакральных текстов. Сакральный статус канонических текстов в религиях. Традиция комментирования и дополнительные тексты. Стилистическая специфика сакральных текстов.
Раздел IΙ. Доктринально-ритуальные аспекты сравнительного изучения религий Древней Индии и Древнего Китая (8 час.)
Тема 1. Доктринальный аспект сравнения (6 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Специфика религиозно-философских парадигм. Структурный полиморфизм. Представления об Абсолютном. Соотношение Абсолютного и неабсолютного. Абсолютное как предельный смысл сущего. Проявление Абсолютного в мире. Проблема вербализации знания об Абсолютном. Космогония и космология. Происхождение мира, смысл его бытия и перспективы развития. Положение человека в мировой системе. Взаимосвязь человека и мира. Смысл жизни человека. Начальное, наличное и идеальное состояние человеческой природы. Сотериологические и этические принципы.
Тема 2. Ритуально-практический аспект сравнения (2 час.)

Место и значение ритуала в религиозной жизни. Виды ритуальных практик. Психофизическая сторона религиозного праксиса. Сакральная значимость священных сооружений и ритуальной атрибутики.
Раздел ΙΙΙ. Социально-институциональные аспекты сравнительного изучения религий Древней Индии и Древнего Китая (4 час.)
Тема 1. Организация общинной жизни (2 час.)

Общинная жизнь. Сакральный статус общины. Священнослужители и духовное руководство. Индивидуальное и социальное в религиозной жизни человека. Восприятие отшельничества. Проблема религиозной идентификации. Отношение к альтернативной общинности.
Тема 2. Религиозная традиция и внешняя социальная среда (2 час.)

Отношение к иным религиозным традициям. Вопрос миссионерства. Религия и семья. Смысл брака. Отношение к деторождению. Религия и государство. Религия и война.

МОДУЛЬ 2. Сравнительное изучение авраамических религий

(16 час.)

Раздел Ι. Историко-текстологические аспекты сравнительного изучения религий авраамической традиции (4 час.)
Тема 1. Исторические аспекты сравнения (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Истоки религиозных традиций и предпосылки возникновения. Личность основателя: история жизни, характеристика, сакральный статус. Предание об основателе и данные исторической науки. Начальный период в истории религии. Специфика исторического развития. Религиозное единство как историческая проблема.
Тема 2. Сравнительное изучение религиозных текстов

(2 час.)

Письменная фиксация религиозного учения как проблема. Формирование канона сакральных текстов. Соотношение Писания и внеканонического корпуса литературы. Традиция комментирования и дополнительные тексты. Статус священных книг в авраамических религиях. Стилистическая специфика сакральных текстов.
Раздел ΙΙ. Доктринально-ритуальные аспекты сравнительного изучения религий авраамической традиции (8 час.)
Тема 1. Доктринальные аспекты сравнения (6 час., из них 2 час. с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Специфика религиозно-философских парадигм. Представления об Абсолюте в Себе Самом. Абсолют в его отношении к тварному бытию. Абсолют как предельный смысл сущего. Проблема познаваемости Абсолютного и вербализации знания о Нем. Гносеологический апофатизм и катафатизм в постижении Абсолюта. Бытие Бога и происхождение мира, его онтологический статус. Начальное, нынешнее и идеальное состояние мира. Восприятие истории. Конечные судьбы мира. Положение человека в мировой системе. Взаимосвязь человека и мира. Смысл жизни человека. Начальное, наличное и идеальное состояние человеческой природы. Сотериологические принципы.
Тема 2. Ритуально-практические аспекты сравнения (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Место и значение ритуала в религиозной жизни. Виды ритуальных практик. Психофизическая сторона религиозного праксиса. Феномен молитвы. Проблема мистицизма. Сакральная значимость священных сооружений и ритуальной атрибутики. Священные изображения как проблема.

Раздел ΙΙΙ. Социально-институциональные аспекты сравнительного изучения религий авраамической традиции (4 час.)

Тема 1. Организация общинной жизни (2 час.)

Общинная жизнь. Сакральный статус общины. Священнослужители и духовное руководство. Индивидуальное и социальное в религиозной жизни человека. Восприятие отшельничества. Проблема религиозной идентификации. Отношение к альтернативной общинности.
Тема 2. Религиозная традиция и внешняя социальная среда (2 час.)

Отношение к иным религиозным традициям. Вопрос миссионерства. Религия и семья. Смысл брака. Отношение к деторождению. Религия и государство. Религия и война.
МОДУЛЬ 3. Сравнительное изучение авраамических и неавраамических религий (18 час.)
Раздел Ι. Историко-текстологические аспекты сравнительного изучения авраамических и неавраамических религий (6 час.)
Тема 1. Исторический аспект сравнения (4 час., из них 2 час. с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Специфика возникновения религиозных традиций: истоки и предпосылки к появлению. Проблема основателя: сакральное предание и данные исторической науки. Начальный период в истории религии. Специфика исторического развития. Религиозное единство как историческая проблема.

Тема 2. Текстуальные аспекты сравнения (2 час., с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Устный и письменный способы передачи сакрального учения. Письменная фиксация религиозного учения как проблема. Формирование канона сакральных текстов. Сакральный статус канонических текстов. Традиция комментирования и дополнительные тексты. Стилистическая специфика сакральных текстов.
Раздел ΙΙ. Доктринально-ритуальные аспекты сравнительного изучения авраамических и неавраамических религий (8 час.)
Тема 1. Доктринальный аспект сравнения (6 час., из них 4 час. с использованием метода активного обучения - лекция-дискуссия)

Специфика религиозно-философских парадигм. Представления об Абсолютном. Соотношение Абсолютного и неабсолютного. Абсолют как предельный смысл сущего. Проявление Абсолютного в мире. Проблема вербализации знания об Абсолютном. Гносеологический апофатизм и катафатизм в постижении Абсолютного. Космология. Происхождение мира, смысл его бытия и перспективы развития. Положение человека в мировой системе. Взаимосвязь человека и мира. Смысл жизни человека. Начальное, наличное и идеальное состояние человеческой природы. Сотериологические и этические принципы. Посмертная участь человека.
Тема 2. Ритуально-практический аспект сравнения (2 час.)

Место и значение ритуала в религиозной жизни. Виды ритуальных практик. Психофизическая сторона религиозного праксиса. Сакральная значимость священных сооружений и ритуальной атрибутики.
Раздел ΙΙΙ. Социально-институциональные аспекты сравнительного изучения авраамических и неавраамических религий

(4 час.)

Тема 1. Организация общинной жизни (2 час.)

Общинная жизнь. Сакральный статус общины. Священнослужители и духовное руководство. Индивидуальное и социальное в религиозной жизни человека. Восприятие отшельничества. Проблема религиозной идентификации. Отношение к альтернативной общинности.
Тема 2. Религиозная традиция и внешняя социальная среда (2 час.)

Отношение к иным религиозным традициям. Вопрос миссионерства. Религия и семья. Смысл брака. Отношение к деторождению. Религия и государство. Религия и война.

II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Практические занятия (52 часа, в том числе 22 часа в интерактивной форме)

Занятие 1. Религиоведческая компаративистика как наука (2 час., с использованием метода активного обучения - семинар-консультация)

  1. Предмет, метод, научная значимость дисциплины «Сравнительное религиоведение».

  2. Проблематика сравнительного религиоведения: различие между сравнительным религиоведением и феноменологией религии.

  3. Проблематика сравнительного религиоведения: принципы корректного сопоставления религиозных традиций

Занятие 2. Исторический аспект сравнения религий Древней Индии и Древнего Китая (2 час., с использованием метода активного обучения семинар-консультация)

  1. Исторические обстоятельства возникновения индуизма, буддизма и даосизма.

  2. Проблема основателя: сакральное предание и данные исторической науки


Занятие 3. Текстуальный аспект сравнения религиозных традиций Древней Индии и Древнего Китая (2 час.)

  1. Проблема письменной фиксации учения.

  2. Формирование канона священных текстов, их сакральный статус.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск