Скачать 284.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Литература народов зарубежных стран 032700.68 ФилологияОП Романо-германская филологияОчная форма подготовкиШкола региональных и международных исследований Кафедра романо-германской филологии курс __1_____ семестр _1, 2_______ лекции _18__ (час.) практические занятия __ час. семинарские занятия_ час. лабораторные работы_18 час. Самостоятельная работа – 72 часа. Всего аудиторной нагрузки 36 часов. Реферативные работы не предусмотрены Контрольные работы не предусмотрены зачет __ 2_________ семестр экзамен_1_________семестр Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки №24 от 14.01.10). Рабочая программа дисциплины обсужден на заседании кафедры романо-германской филологии «26» сентября 2011 г. Заведующая кафедрой Морева Н.С «26» сентября 2011. Составитель:___доцент Жук М.И.__ _______ Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «5» февраля 2013 г. № 6______ Заведующий кафедрой _______________________ ____Морева Н.С.______________ (подпись) (и.о. фамилия) Изменения внесены Модиной Г.И. в пп. III, V. II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ Курс «Литература народов зарубежных стран» входит в вариативную часть общенаучного цикла и является обобщающим и углубленным вариантом курса по истории зарубежной литературы по специальности «032700.68 Филология» Программа лекций охватывает литературный процесс ХХ-XXI столетий, главное внимание уделено своеобразию основных этапов литературного процесса, проблемам традиций и новаторства в истории современной литературы. Данный курс связан с предшествующими курсами программы бакалавриата и учитывает знания и навыки, полученные студентами при изучении курса «Истории зарубежной литературы». Целью дисциплины является подготовка магистрантов к научной деятельности путем овладения историей, методологией и теорией литературоведческих исследований. Задачи:
Дисциплина направлена на формирование общекультурных (способ-ность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1) и профессиональных компетенций магистранта способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); владение навыками квали-фицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8). В результате освоения дисциплины магистрант должен: знать: основные концепции, теории, терминологию современного литературоведения; уметь: применять полученные теоретические знания для анализа художественных произведений; выбирать соответствующую методологию в собственной литературоведческой деятельности; использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала; владеть: навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса; знаниями об истории и содержании основных понятий, используемых в современной зарубежной филологии. I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса МОДУЛЬ 1. Зарубежная литература первой половины ХХ века Тема 1. Общие тенденции развития зарубежной литературы в первой половине ХХ века (2 часа) Исторические и художественные координаты новой эпохи. Мировая война 1914г. Общий кризис основополагающих ценностей западной цивилизации. Становление новой эстетики реализма как разновидности традиционалистского мышления в ХХ в. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма. Тема 2. Модернизм как метод и литературное направление: творчество Д. Джойса, М. Пруста, Ф. Кафки, У. Фолкнера (2 часа) Модернизм как культурологическая категория и тип творческого мировидения. Художественная концепция модернизма. Открытие абсурда как качества реальности. Новая концепция личности в эстетике модернизма. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма. Эстетика модернизма и художественная практика Д. Джойса, М. Пруста, Ф. Кафки, У. Фолкнера. Тема 3. Литература «потерянного поколения» в литературе ХХ века: творчество Р. Олдингтона, Э. Ремарка, Э. Хемингуэя (1 час) Литература «потерянного поколения» в литературе Европы и США. Общие для представителей различных стран черты новой литературной генерации: исторические; мировоззренческие (ощущение конца истории и торжества хаоса над космосом, трагизм мироощущения, бытие в «пограничной ситуации»); эстетические (творческий акт как способ противостояния абсурду жизни, интерес к теме самопознания, лиризм прозы). Тема 4. Литература французского экзистенциализма (1 час) Экзистенциализм. Экзистенциальная философия как выражения кризисного состояния духа европейской цивилизации. Философский гносеологический аспект, общественно-исторический план, продуцирующий его своеобразие. Эстетика экзистенциализма. Культ «Я» как основа мироощущения. Предтечи в области философии, литературы. Проблема отчуждения, ангажированности. действия, выбора и др. Концепция личности. Острота нравственно-этической проблематики. Полемика с З. Фрейдом. Философия экзистенциализма и художественная практика Сартра и Камю. Тема 5. Конфликт бюргера и художника в творчестве Т. Манна (от «Будденброков» к «Доктору Фаустусу»). Философский роман Т. Манна («Волшебная гора», «Иосиф и его братья», «Доктор Фаустус») (2 часа) Концепция личности в творчестве Т. Манна. Немецкий интеллектуальный роман как выражение новых потребностей искусства. Роль Т. Манна в введении и осмыслении понятия «интеллектуальный роман». Особенности поэтики интеллектуального романа: многослойность повествования; особое отношение к мифу; специфика хронотопа; особенности психологизма; жанровая наполненность. Интеллектуальный роман в творчестве Т. Манна. Тема 6. Эпический театр Б. Брехта (1 час) Новые тенденции в развитии драмы. Б. Брехт как реформатор сцены и драмы. Влияние экспрессионизма на реалистический социально-политический театр Брехта. Создание Брехтом теории «эпического театра». Цели и основные принципы «эпического театра», его отличие от «аристотелевской» драмы. Тематические циклы пьес Брехта. Жанровое своеобразие драматургии Брехта. Историческая хроника «Мамаша Кураж и ее дети»: идейное содержание и проблематика; особенности создания образов центральных персонажей; воплощение в пьесе принципов «эпического театра». МОДУЛЬ 2. Зарубежная литература второй половины ХХ века Тема 1. Общие тенденции развития зарубежной литературы во второй половине ХХ века (1 час) Исторические и художественные координаты нового периода. Основные тенденции исторического развития во 2-й половине ХХ в. Осмысление послевоенной действительности. Усиление нравственно-философской проблематики. Поливариантность художественного опыта, выдвижение литературы «третьего мира». Последняя волна классического модернизма. «Массовая культура» как важнейшая составная часть «цивилизации потребления». Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Понятие интертекстуальности. Широкое употребление постмодернистских приемов в эпоху поисков универсального художественного языка. Социально-исторические и эстетические предпосылки устойчивости традиционных форм литературы, возвращение к наследию социального романа, «неореализм», «магический реализм», «социалистический реализм», критический реализм, «литература факта». Формирование художественного синтеза, универсального художественного языка. Тема 2. Английский философский роман (А. Мердок, У. Голдинг, Д. Фаулз) (2 часа) Влияние философии экзистенциализма на мировоззренческие и эстетические взгляды А. Мердок. Сочетание интеллектуально-психологического и философского начал в прозе, ориентация на морально-этические нормы христианства, проблема «свободы выбора», аллегоричность фабулы и реалистичность изображения (романы «Под сетью», «Колокол», «Черный принц»). Экзистенциальные мотивы в творчестве У. Голдинга. Роман «Повелитель мух»: проблема «человек и цивилизация», столкновение социального и биологического в человеке, духовное и психологическое перерождение героев, мотив «тьмы», система символов, соотнесенность романного и притчевого пространства и их роль в раскрытии основных идей романа. Творчество Дж. Фаулза. Роман «Любовница французского лейтенанта»: особенности сюжета и характеров, викторианский интертекст и переосмысление традиций викторианского романа XIX века, проблема автора, черты постмодернистской поэтики (размывание границы между художественным текстом и литературоведческим исследованием, система аллюзий, игровое начало, многовариантность финала, возможность многозначных интерпретаций романа). Тема 3. Театр абсурда: истоки, тематика, художественное своеобразие (1 час) Театр абсурда (антидрама). Формирование мировидения (мир как хаос и абсурд) и эстетики антидрамы. Полемика с театром Б. Брехта. Отказ от индивидуализации персонажей и выстраивания причинно-следственных связей. Традиции дадаистско-сюрреалистического театра и способы создания абсурда: нарушение постулатов нормальной коммуникации, использование принципов индетерминизма, отсутствия информативности, употребление избитых фраз, тавтологии, нарушение семантической связности, распад речи на звуки. Тема 4. Новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот) (1 час) «Новый роман» (антироман) и его место в литературе послевоенной Франции. Манифесты «новороманистов», критика позитивистской фактографии, «традиционных» подходов. Отказ от категорий «классической» эстетики: автора, произведения, персонажа, повествования. Открытие новых стилевых возможностей слова, фабулы, жанра в творчестве А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютора. Обращение к другим видам искусства в поисках новых изобразительных средств, замена причинно-следственных связей символическими, метафорическими, парадигматическими. «Развоплощение» персонажей и замена их особыми типами сознания. Кольцевая структура времени и пространства Тема 5. Постмодернизм в западно-европейской литературе (Д. Фаулз, Д. Барнс, П. Зюскинд, Д. Барт, Т. Пинчон) (2 часа) Постмодернизм как мировоззрение и тип художественного мышления. Школа «черного юмора» как переходный этап от модернизма к постмодернизму. Постмодернизм в литературе США и творчество Т. Пинчона. Творчество Д. Барнса. Роман «История мира в 10 ½ главах»: своеобразие концепции истории, миф и проблемы его интерпретации, лейтмотивы как способ организации произведения, роль интермедии и ее место в структуре книги, основные постмодернистские концепции, реализованные в романе. Роман П. Зюскинда «Парфюмер»: обращение к истории как средство осознания проблем современности, Франция XVII в. как царство Разума (пансион мадам Гайар), Жан Батист Гренуй как синтез образов Крошки Цахеса, Квазимодо, Г. Катсторпа, интертекстуальность романа (использование текстов Шамиссо, Новалиса, Гофмана, Гюго, Золя, Т. Манна). Тема 6. Проблема этнического самосознания в литературе ХХ века (Т. Моррисон, З. Смит) (1 час) Мультикультурализм как категория литературы США и Европы. Диалог культур в послевоенной литературе: плюралистичность и многомерность духовного опыта, прошлое и настоящее, настоящее и будущее в культурной традиции. Проблема саоидентификации в творчеве Э. Уокер, Т. Моррисон, З. Смит, С. Рушди. Возрастание значения культуры – константы бытия, носителя подлинных достижений цивилизации, осознание жизненной необходимости ориентации на эти достижения, их сохранения и развития в новых условиях, в «конце века», у порога новой эпохи. Тема 7. Основные тенденции развития зарубежной литературы последней трети ХХ века (У. Эко, И. Кальвино, И. Макюэн, Д. Коупленд, Э. Елинек) (1 час) Сдвиги в осознании статуса художественного произведения и роли художника. Расширение сферы объектов изображения. Маркированная сотворенность художественного мира (наличие автора-творца, фиктивность, интертекстуальность).Его зависимость от конвенций осознаются читателем как необходимый признак современности (постмодернистичности) литературного произведения. (И. Кальвино, Дж. Барт, У. Эко, Дж. Фаулз, Г. Маркес). 1990-е годы – расширение художественного репертуара, возвращение традиционных конвенций в условиях неоспоримого права литературы на фиктивность (И. Макюэн, Д. Коупленд, Э. Елинек). Конец ХХ века – период «мирного сосуществования» большинства ярких тенденций художественной жизни трех последних веков.
Лабораторные занятия (18 часов) Занятие 1. Концепция мира и человека в новелле Франца Кафки «Превращение» (2 часа)
Занятие 2. Принципы эпического театра в пьесе Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (2 часа)
Занятие 3. Особенности метода и поэтики экзистенциализма в повести Альбера Камю «Посторонний» (2 часа)
Занятие 4. Роман Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!» (2 часа)
Занятие 5. Идейно-художественное своеобразие романа Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (2 часа)
Занятие 6. Поэтика романа Джона Фаулза «Женщина французского лейтенанта» (2 часа)
Занятие 7. Концепция мира и человека в антипьесе Эжена Ионеско «Лысая певица» (2 часа)
1) постулат детерминизма; 2) постулат общей памяти; 3) постулат тождества.
Занятие 8. Художественный мир романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (2 часа)
Занятие 9. Постмодернистская поэтика новеллы Томаса Пинчона «Энтропия» (2 часа)
Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины: 1 семестр
2 семестр
Курсовые работы и рефераты учебным планом не предусмотрены.
Основная литература
Дополнительная литература Литература по всем разделам
Литература Великобритании
Литература Германии и Австрии
Литература Франции
Литература США
Интернет-ресурсы
http://www.znanium.com/bookread.php?book=320787
http://www.znanium.com/bookread.php?book=320740
http://www.znanium.com/bookread.php?book=320750 |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |