Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.





Скачать 130.91 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.
Дата публикации05.03.2016
Размер130.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Специальность - 030100.68, философия

Форма подготовки очная

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс ___1____ семестр __1______

лекции _18__ (час.)

практические занятия__18_____(час.)

семинарские занятия___0_____(час.)

лабораторные работы___0____(час.)

консультации_____(час.)

всего часов аудиторной нагрузки___36___ (час.)

самостоятельная работа __36_____ (час.)

реферативные работы (не предусмотрено)

контрольные работы (не предусмотрено)

зачет ___________ семестр

экзамен___1 _____семестр

курсовые работы (не предусмотрено)

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»)).

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры педагогической психологии«03 » сентября 2012_г. (протокол № 1)

Заведующая(ий) кафедрой_____ Михина Г.Б «03 » сентября 2012_г.

Составитель(ли):_Михина Г.Б., к.п.н., доцент кафедры педагогической психологии

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация дисциплины

Дисциплина «Педагогика высшей школы» – основание для развития профессиональной компетентности будущих преподавателей высшей школы. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов, в интерактивной форме 8 часов), практические занятия (18 часов, в интерактивной форме 8 часов), самостоятельная работа студента (36 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Предлагаемая программа построена с учетом требований к обязательному минимуму содержания образовательной подготовки по направлению 030100.68 Философия.

Программа курса «Педагогика высшей школы» позволяет магистрантам получить системные представления о педагогике высшей школы и методике преподавания.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

• преподавательскую;

• научно-методическую;

• социально-педагогическую;

• воспитательную;

• культурно-просветительную;

• развивающую;

• управленческую.

Цель и задачи освоения дисциплины.

Основной целью изучения дисциплины "Педагогика высшей школы" является формирование у слушателей профессиональных компетенций в области высшего профессионального образования.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с государственной политикой в области высшего профессионального образования в России на современном этапе;

- ознакомиться с принципами формирования вуза как педагогической системы;

- ознакомиться с основами теории дидактических систем в высшей школе;

- овладеть методологией разработки основных образовательных программ, компетентностной модели выпускника, аудита качества образовательного процесса в вузе.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса.

В результате освоения дисциплины у магистрантов формируется следующий ряд компетенций:

  • способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы (ОК-7);

  • способность формулировать и решать дидактические и воспитательные задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности и ее организации (ПК-6);

  • способность использовать углубленные специализированные профессиональные знания и умения при проведении занятий по философским дисциплинам в высшей школе (ПК-7);

  • умение использовать в процессе педагогической деятельности современные образовательные технологии (ПК-8);

  • умение учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей (ПК-9).

В результате освоения дисциплины магистранты должны знать:

  • Сущность образования как социокультурного феномена

  • Особенности обучения и педагогической деятельности в высшей школе

  • Требования к образовательным технологиям профессионально-ориентированного обучения

  • Правовые и организационные основы системы высшего образования

  • Особенности обучения и воспитания студентов.

Должны уметь:

  • Разрабатывать дидактические развивающие материалы;

  • Использовать активные методы и приемы обучения;

  • Проектировать интеллектуально обогащающие формы педагогического взаимодействия;

  • Использовать информационные технологии в учебном процессе.

Должны владеть:

  • Основными технологиями в профессионально-ориентированном обучении;

  • Приемами активизации познавательной деятельности студентов;

  • Методами стимуляции мотивации творческой деятельности студента;

  • Приемами развития своего интеллектуального потенциала.
  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(18 часов, в том числе 8 часов в интерактивной форме)


Тема 1. Предмет педагогики высшей школы. (4 часа)

  1. Предмет педагогической науки, ее основные категории.

  2. Структура образовательного процесса вуза.

  3. Сущность, структура и движущая сила процесса обучения.

  4. Особенности организации учебной деятельности в вузе.

Тема 2. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. (6 часов)

  1. Цели образования в высшей школе.

  2. Образовательный стандарт как система основных параметров, применяемых как государственная норма.

  3. Инновации в системе высшего образования.

  4. Факторы профессионального саморазвития преподавателя вуза.

  5. Понятие о профессиональной компетенции преподавателя.

Тема 3. Физиологические и психологические основы обучения. (4 часа) Проводится в форме лекции-беседы.

  1. Физиологические основы обучения.

  2. Ощущение и восприятие как первичные основы познания обучения.

  3. Психологическая характеристика внимания и его роль в организации обучения.

  4. Мнемонические основы процесса обучения.

  5. Мышление и особенности интеллектуального развития в процессе обучения.

  6. Речь и особенности вербального развития в процессе обучения.

  7. Воображение и его роль в творческом становлении личности в процессе обучения.

  8. Мотивация учебной деятельности.

Тема 4. Психолого-педагогические основы учебного процесса. Проводится в форме лекции-дискуссии. (4 часа)

  1. Организация работы преподавателя.

  2. Методика анализа учебных занятий в вузе.

  3. Педагогическое мастерство.

  4. Педагогический такт.

5. Роль и значение языка в педагогическом мастерстве преподавателя.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(18 часов, в том числе 8 часов в интерактивной форме)


Занятие 1. Актуальные проблемы модернизации отечественного высшего образования. (4 часа)

  1. Повышение учебной мотивации студентов.

  2. Развитие творческого мышления в образовательном процессе.

  3. Повышение инициативы и социальной активности в профессиональной подготовке.

  4. Мониторинг качества знаний в вузе.

  5. Лестница роста профессиональной идентификации будущих специалистов.


Занятие 2. Модели образования. (2 часа)

  1. Модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).

  2. Традиционная модель (Ж. Мажо, Д.Равич и др.).

  3. Рационалистическая модель (П.Блум, Б. Скиннер и др.).

  4. Феноменологическая модель (А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

  5. Неинституциональная модель (П.Гудман, Ф. Клейн, Л. Бернар и др.)


Занятие 3. Технологии профессионально-ориентированного обучения. (4 часа) Проводится в форме дискуссии.

  1. Акмеологические требования к технологиям обучения.

  2. Понятие профессионально-ориентированной педагогической технологии.

  3. Модульно-рейтинговая технология.

  4. Профессионально-ориентированная кейс- технология; интерактивные игры-практикумы; технологии проблемного обучения как основа развивающего обучения в высшей школе.

Занятие 4. Формы организации учебного процесса в высшей школе. (4 часа)

  1. Лекция в высшей школе.

  2. Семинарские и практические занятия.

  3. Самостоятельная работа студентов, как развитие и самоорганизация личности обучаемы.

  4. Основы педагогического контроля в высшей школе.


Занятие 5. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. (4 часа). Проводится в форме дискуссии.

  1. Этапы и формы педагогического проектирования.

  2. Классификация технологий обучения в высшей школе.

  3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль.

  4. Интенсификация обучения, проблемное обучение.

  5. Технология дистанционного образования.

  6. Технологи эвристического обучения.

  7. Информационные технологии обучения.

  8. Технологии развивающего обучения.

9. Основы подготовки лекционных курсов и семинарских занятий.

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА


Вопросы к экзамену:

1. Основные положения педагогики как науки об образовании

2. Технологии постановки и достижения образовательных целей

3. Содержание основных понятий, категорий и институтов развития и автономии личности

4. Основные модели педагогической деятельности

5. Проблемы образования в историческом развитии

6. Современное состояние образования в России

7. Современные тенденции и перспективы развития образования

8. Современные образовательные технологии.

9. Методы воспитания в вузе.

10. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.

11. Этика преподавателя в вузе.

12. Способы разрешения конфликтов в образовательном процессе

13. Основы профессионально-педагогической компетентности преподавателя

14. Способы самосовершенствования личности педагога

15. Образовательная среда вуза

16. Основные образовательные практики высшей школы


IV.ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ РЕФЕРАТОВ


Рефераты

  1. Технологии постановки и достижения образовательных целей

  2. Основные модели педагогической деятельности

  3. Проблемы образования в историческом развитии

  4. Современное состояние образования в России

  5. Современные тенденции и перспективы развития образования

  6. Современные образовательные технологии.

  7. Методы воспитания в вузе.

  8. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.

  9. Этика преподавателя в вузе.

  10. Способы разрешения конфликтов в образовательном процессе

  11. Способы самосовершенствования личности педагога

  12. Образовательная среда вуза

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература

  1. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Гриф, 2010. – 160 с.

  2. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В.Г. Храпченков. – Новосибирск : САФБД, 2009. – 260 с.

  3. Шарипов, Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

  4. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы : учеб. пособие : для вузов / Ю. В. Сорокопуд. - Ростов н/Д Феникс, 2011. – 541 c.

  5. Педагогика : учеб. пособие : для вузов / Б. З. Вульфов и др. под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 502 с.


Дополнительная литература

  1. Абдуллина, О.А. Личность студентов в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - №3.

  2. Алейников, В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Брянский гос.пед. ун-т. Брянск: БГПУ, 1998.

  3. Башмаков, А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: "Филин", 2003. – 615 с.

  4. Беспалько, В.П. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  5. Богоявленская, Д.Б. Путь к творчеству. М.: Знание, 1981. – 96 с.

  6. Бочкина, Н.В. Образовательные технологии: особенности развития и значение в подготовке педагога // Подготовка специалиста в области образования. Выпуск 5 (Технологии образования). СПб : РГПУ, -1997. С. 3-17.

  7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

  8. Деркач, А.А. Психология развития профессионала / Деркач, А.А., Зазыкин, В.Г., Маркова, А.К.. М.: РАГС, 2000. – 124 с.

  9. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение. Т.2, М.: ДЕЛО, 2002. – 248 с.

  10. Есарева, З.Д. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1984. – 237 с.

  11. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В.. М.:МГИУ, 2002. – 224 с.

  12. Колин, К.К. Информационная цивилизация, М. ИПИ РАН, 2002. – 310 с.

  13. Образование и ХХI век: Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999. – 348 с.

  14. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы / B.C. Агапов, В.И. Василенко, Н.И. Виноградова и др. / Под науч. ред. А.А. Деркача, М.Изд-во РАГС, 2007. – 383 с.

  15. Рейс, Ф. 500 советов студентам. / Пер. с англ.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.- 160 с.

  16. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко // М., 2005. – 208 с.

  17. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко // М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  18. Сидоренко, Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. – 240 с.

  19. Хуторской, А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

  20. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

  21. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. – 309 с.


Электронные образовательные ресурсы:

1. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с. - http://window.edu.ru/resource/341/63341

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 448 с. - http://znanium.com/bookread.php?book=403199

3. Куликова Т.В. Философия образования как философия понимания, М.: Редакция журнала Высшее образование в России при Московском государственном университете печати, 2009, № 11 - http://elibrary.ru/item.asp?id=12952939

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск