Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.





Скачать 394.94 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21.
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер394.94 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПУД)


РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Направление подготовки 030100.68 Философия
Форма подготовки (Очная)

Школа гуманитарных наук

Кафедра философии

курс ___1____ семестр ___1_____

лекции _18__ (час.)

практические занятия - не предусмотрены

семинарские занятия - не предусмотрены

лабораторные работы___-____час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки___18_____ (час.)

самостоятельная работа ___54____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет _____1______ семестр

экзамен- не предусмотрен

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 751 от 21.12.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030100.68 Философия (квалификация (степень) «магистр»).

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теологии и религиоведения «26» сентября 2012 г. (протокол № 1)

Заведующий  кафедрой: канд. богословия, проф. Пушкарь Б.Н. «26» сентября 2012 г. Составитель (ли): к.филос. н., доц. Здор А.В.


Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая программа учебной дисциплины пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Религия и культура» входит в раздел «Дисциплины по выбору» профессионального цикла учебного плана направления 030100.68 «Философия» (программа «Философия религии и религиозная философия»). Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов, в том числе 8 часов в интерактивной форме), самостоятельная работа студента (54 часа). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре.

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью курса является ориентация магистрантов в проблемном поле философии культуры, а также рассмотрение форм соотношения религии и культуры в аспекте их исторического многообразия, что необходимо для формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Задачи освоения дисциплины:

  • дать магистрантам систематические знания об основных формах взаимодействия религии и культуры в мировой истории;

  • сформировать у магистрантов понимание специфики различных религиозных культур в соотнесении с соответствующими религиозными традициями;

  • дать магистрантам представление о влиянии религиозных традиций мира на такие сферы культуры, как нравственность, право, философия, наука, искусство;

  • научить магистрантов видеть влияние различных обстоятельств социокультурной жизни общества на религиозные традиции.

Место дисциплины в структуре подготовки магистрантов

Дисциплина «Религия и культура» входит в цикл профессиональных дисциплин (раздел «Дисциплины по выбору»).

Изучение проблем взаимодействия религии и культуры не только является неотъемлемым элементом гуманитарного образования, но и представляет собой важное звено в общефилософской и специально религиоведческой подготовке. Культура имеет культовые истоки и продолжает сохранять - явно или неявно - связь с религией на всем протяжении истории человечества. Поэтому учебный план магистерской программы «Философия религии и религиозная философия» включает целый ряд дисциплин, связанных с проблематикой культуры – «История религий», «Религиозно-философская проблематика в мировой литературе», «Сравнительное религиоведение», «Современная религиозная антропология». Преподавание курса «Религия и культура» учитывает содержание всех этих дисциплин и призвано помочь магистрантам обобщить и систематизировать полученные ими в ходе обучения знания относительно сущности культуры, ее функций, а также форм взаимодействия религии и культуры.

Курс «Религия и культура» строится с учетом необходимости решения как общеобразовательных, так и специально профессиональных задач. Он предполагает изучение как общетеоретических проблем взаимосвязи религии и культуры, так и конкретно-исторических форм их взаимодействия в культурах Запада и Востока. Это позволяет увидеть соотношение культуры и религии в их генезисе и истории.

Знакомство с первоисточниками (трудами по философии и истории религиозных культур) призвано помочь магистрантам ориентироваться не только в истории культуры, но и в современных социокультурных процессах.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие компетенции:

а) общекультурные:

1) способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1).

б) профессиональные:

- в области научно-исследовательской деятельности

2) знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (ПК-1)

3) владение методами научного исследования, способностью формулировать новые цели и достигать новых результатов в соответствующей предметной области (ПК-3)

4)способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представлять ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • владеть категориальным аппаратом философии культуры;

  • иметь представление о фундаментальных теоретических проблемах изучения исторических форм взаимодействия религии и культуры;

  • иметь представление об основных подходах к трактовке соотношения религии и культуры;

  • овладеть системой знаний об отличительных особенностях восточных и западных типов культур в контексте их связи с религиозными традициями;

  • представлять специфику этнических и национальных культур;

  • овладеть системой знаний об основных формах функционирования элитарного и массового в религиозных культурах;

  • иметь представление о месте и роли России в мировой культуре;

  • владеть навыками работы с философскими текстами, посвященными проблемам взаимодействия религии и культуры;

  • владеть приемами сопоставительного анализа светских и религиозных культурологических концепций;

  • уметь устанавливать связь различных форм культуры, типов менталитета, путей инкультурации и социализации с религиозными традициями, видеть зависимость нравственного, художественно-эстетического, философского, научного, исторического сознания от определенного типа духовной практики и историко-цивилизационного контекста;

  • владеть навыками религиоведческого и культурологического анализа глобальных проблем современности, тенденций культурной универсализации в мировом современном процессе.


Ι. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

(18 часов лекций, в том числе 8 часов в интерактивной форме)
Тема 1. Проблема соотношения религии и культуры в современной гуманитаристике

(1 ч. интерактивная форма: проблемная лекция)

    1. Понятие «культура» в современном гуманитарном знании.

Основные подходы к определению понятия «культура». Основные подходы к исследованию соотношения религии и культуры. Трактовка культуры как совокупности смыслов. Религия как система сакральных смыслов.

    1. Важнейшие формы прямого воздействия религии на культуру.

Вариативность степени влияния религии на культуру в разные исторические эпохи и у разных народов.

3. Религия и генезис культуры. Концепции П.А. Флоренского, А. Тойнби, Ж. Маритена, К. Доусона.

Сложный характер связи между религией и культурой. Влияние религии на конструирование образа мира, представлений о пространстве и времени. Влияние культуры на формы религиозной жизни.

    1. Понятие «религиозная культура».

Религиозная культура (христианская, буддийская, конфуцианская) и культура христианского, буддийского, конфуцианского (и т.п.) типа. Современные культурные типологии, построенные по религиозным основаниям.
Тема 2. Религия и основные формы культуры

(2 ч. интерактивная форма: проблемная лекция)

1. Религия и миф.

Синкретичность мифа. «Архаические формы религии» и мифологический синкретизм. Целостность, нерасчлененность мифологического мира и разделенность естественного и сверхчувственного в религии.

Особенности мифологического сознания в эпоху древних цивилизаций. Начало процесса автономизации культурных форм. Функции мифологии в религиозных традициях. Миф в современной культуре.

2.Религия и философия.

Элементы веры в философии и рациональные элементы в религии. Проблема соотношения веры и разума в истории культуры. Тертуллиан, Августин, Максим Исповедник, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Процесс обретения знания в религии и философии. Основные типы взаимоотношения философии и религии.

    1. Религия и наука.

Рождение науки в процессе преодоления мифологии. Зачатки науки в древней Греции в контексте особенностей греческой религиозности. Христианство и научная революция. Возможности диалога науки и религии в современной культуре.

5. Религия и искусство.

Единство религии и искусства в мифолого-обрядовом синкретизме. Использование религиями художественных образов для выражения своих идей. Религиозные трактовки искусства как аналога божественного творчества. Символ в религии и искусстве. Канон в религии и искусстве.
Тема 3. Индо-буддийская культурная традиция (2 ч.)

1. Значения понятия «Восток» в современных социогуманитарных исследованиях.

Восток как индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. «Восток» как незападный мир. Проблема отнесения арабо-мусульманской цивилизации к Востоку. Классификации религий и типология культур.

2. Влияние индуизма на формирование отличительных черт индийской цивилизации.

Консерватизм. Слияние религии и мирской жизни. Отсутствие в индуизме прямой связи с моралью. Конгломератность и инклузивизм. Сочетание разнородных религиозных доктрин и культурных традиций.

3.Характерные черты индийской религиозной культуры.

Десакрализованность космоса и онтологический пессимизм. Негативная трактовка сотериологического идеала. Нонперсонализм и антикреационизм индийского религиозного сознания. Циклическое понимание времени. Натуралистически-детерминистская трактовка происхождения зла.

    1. Место буддизма в системе традиционной индийской культуры и его роль в ее развитии.

Социально-этические новации буддизма. Отрицание брахманистского учения о сакральном характере сословного деления индийского общества. Переосмысление этнических и сословных понятий в этическом духе. Буддийская доктрина социогенеза.

Роль буддизма в нравственном развитии индийского общества. Смещение акцента с принципов ритуальной чистоты и сакрального действия на принципы личной нравственности, базирующейся на нормах ненасилия (ахимса) и сострадания.

Буддизм как форма древнеиндийского атеизма. Принцип причинно-зависимого происхождения явлений-событий.

Роль буддизма в развитии индийской философии. Вклад буддийских мыслителей в развитие эвристики и логики.

    1. Культурная миссия буддизма махаяны за пределами Индии.

Китайские школы буддизма как продукт межкультурного взаимодействия. Буддизм как проводник китайской культурной традиции за пределами Китая. Роль буддизма в формировании восточноазиатской историко-культурной общности.

Вклад буддизма в культуру Тибета. Распространение буддийской образованности среди монголов, калмыков, бурят, тувинцев.
Тема 4. Китайско-конфуцианская культурная традиция (2 ч.)

1. Влияние конфуцианства на формирование отличительных черт китайской цивилизации.

Традиционализм, ритуальность, каноничность древней культуры Китая. Китаецентризм как особенность древнекитайского менталитета.

Роль конфуцианства в устроении социальных и государственных оснований китайской цивилизации

2. Особенности религиозной культуры Китая в контексте истории китайской цивилизации.

Духовные идеал конфуцианства, даосизма и буддизма. Китаизация буддизма в сторону «обмирщения». Влияние на культуру Китая параллельного существования конфуцианства, даосизма и буддизма. Отличительные особенности китайской религиозной культуры.

3. Влияние религии на традиционную китайскую картину мира и китайскую культуру.

Чувственный космос как высший сакральный объект. Отсутствие представлений о трансцендентном Боге и творении мира. Онтологический оптимизм. Циклические представления о времени. Виталистический натуралистический холизм. Ци как важнейшая категория китайской культуры. Органицизм китайского представления о космосе и магичность китайской картины мира. Восприятие универсума с эстетической точки зрения.

Влияние даосизма на культуру Китая. Влияние буддизма на традиционную китайскую культуру.
Тема 5. Арабо-мусульманская культурная традиция (2 ч.)

1. Понятие арабо-мусульманской цивилизации и периодизация ее развития

Факторы, определившие формирование арабо-мусульманской цивилизации: ислам; культурное наследие народов Аравийского полуострова; античное культурное наследие; местные традиции.

Изменение значения понятия «арабы» и «арабская культура» на протяжении истории народов Ближнего Востока. Периодизация развития арабо-мусульманской культуры. Вариативность степени исламизации и арабизации на территориях, попадавших под политическую власть арабов.

2.Базовые ценности мусульманской культуры.

Мусульманская религия как тотальная система социокультурной регуляции. Отсутствие принципиального различия между «священным» и «светским». Ислам как «номократия». Принцип тождественности политической и религиозной общин. Тенденция мусульманской культуры к универсализму. Представление об исламе как о самодостаточной абсолютной истине. Высокий ценностный статус знания.

3. Значение Корана и Сунны в истории арабо-мусульманской культуры

Роль Корана в развитии исламской философии. Калам как попытка рационального осмысления истин Откровения и первая форма исламской философии. Особенности стиля Корана. Влияние Корана на литературный арабский язык и на развитие арабской литературы.

Хадисы как самая ранняя арабская проза. Хадисы как основа исламского законодательства. Влияние литературной формы хадисов на содержание и форму последующих религиозных, литературных и исторических произведений. Биографические словари.

Влияние Корана на формирование в арабо-исламской культуре культа книги. Библиотеки. Медресе. Адабная литература.

Каллиграфия и орнамент как основные формы развития пластического творчества в мусульманской культуре.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований...
Практикум по изучению религиозной и религиоведческой литературы на иностранном языке
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconУчебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ №751 от 21. iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск