Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 158.59 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации21.11.2014
Размер158.59 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Направление - 030100.68, философия

Форма подготовки очная
Школа гуманитарных наук ДВФУ

Кафедра философии

курс _1_ семестр _1_

лекции _18__ (час.)

практические занятия_18_(час.)

лабораторные работы_0_(час.)

всего часов аудиторной нагрузки_36_ (час.)

самостоятельная работа _36_ (час.)

зачет _ семестр

экзамен_1_семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009).
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры

философии «26» сентября 2012 г.
Заведующий кафедрой: Ячин С.Е.
Составители: Пчелкина С. Ю.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин

(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация дисциплины

Содержание данного курса будет полезным для слушателей всех гуманитарных и программ, в той или иной степени ориентированных на междисциплинарный подход в науке. В процессе обучения магистры будут знакомиться и практически осваивать основные проблемы гуманитарных наук, историю формирования отрасли, называемой «гуманитарной наукой». На основе методологических учений видных представителей гуманитарных наук, узнают критерии отличия методов гуманитарных наук от наук естественных, в соответствии с которыми в устной и письменной форме магистрами будут проводиться собственные исследования с использованием методов гуманитарных наук.

Учебной спецификой курса является знакомство с классическими методами гуманитарных наук, сложившихся за период ХХ века. Вместе с этим уделяется внимание методологическим проблемам в области изучения межкультурной коммуникации как наиболее актуальному направлению в современных гуманитарных дисциплинах.

Цели курса

Формирование базовых представлений о научной культуре культуре мышления вообще и специфике двух основных ее отраслей (естественно-научных и гуманитарных наук); Показать основные достижения в области гуманитарного познания с точки зрения их методологической значимости; Сформировать первичные навыки проведения теоретического исследования с использованием конкретных методов гуманитарных наук.

Задачи курса:

  • раскрыть принципы научного познания;

  • разобрать смысл и содержание основных понятий курса: «наука», «научный метод», «гуманитарная наука»;

  • познакомить с основными областями гуманитарных наук и их методологическими подходами;

  • сформировать понимание, как можно использовать методы различных гуманитарных наук в собственных исследованиях;

  • познакомить с концептуальными основами мета-культурной концепции межкультурной коммуникации, методология которой основана на соединении методов современных социально-гуманитарных наук.

К концу курса дисциплины магистр должен:

  • знать основные понятия курса

  • знать основные проблемы гуманитарных наук

  • знать историю формирования отрасли, называемой «гуманитарной наукой»

  • знать критерий отличия методов гуманитарных наук от наук естественных

  • знать основные отрасли гуманитарной науки и их методы

  • знать методологические учения видных представителей гуманитарных наук

  • уметь анализировать научные тексты

  • уметь проводить сравнительный анализ различных методологических подходов в гуманитарных исследованиях

  • уметь в устной форме излагать основные положения из лекционного блока тем и блока самостоятельного чтения

  • уметь в письменной форме проводить собственные исследования с использованием методов гуманитарных наук.

Компетенции, формируемые дисциплиной

  • знание современных проблем философии, умение предлагать и аргументировано обосновывать способы их решения (пк – 1);

  • способность самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (пк-2);

  • владение методами научного исследования, способность формулировать новые цели и результаты соответствующей предметной области (пк – 3);

  • способность вести экспертную работу по профилю своей специальности и представить ее итоги в виде отчетов, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями (ПК – 4).

Образовательные технологии

Для интенсификации образовательного процесса внедряются активные и интерактивные технологии обучения, к которым относятся:

- учебные дискуссии;

- разборы конкретных ситуаций;

- групповые обсуждения и др.

Образовательный процесс по дисциплине проектируется на основе технологии проблемного и контекстного обучения.

Информационные технологии используются: при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедийных технологий при проведении лекционных и практических занятий.


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Занятие 1: Понятие и определение научного метода (2 ч.)

1. Исторические и философские предпосылки складывания идеи философского метода

2. Научная истина

3. Значение метода для науки

Основные понятия: Наука, метод, философия, критерий научной истины
Занятие 2.Трансцендентальные и эмпирические основания научного познания (2 ч.)

1. Трансцендентальный смысл метода

2. Эмпирический смысл метода

3. Теория как продукт научного метода

Основные понятия: Теория, опыт, трансцендентальный, эмпирический, система.
Занятие 3.История появления идеи и понятия «гуманитарных наук» (2 ч.)

1. Причина разделения наук

2. Обоснование необходимости «наук о культуре» в философии ХХ века

Основные понятия: Гуманитарная наука, «науки о духе»
Занятие 4. Современные гуманитарные науки (2 ч.)

1. Парадигма гуманитарного познания

2. Основные научные направления в познании человека, культуры и общества.

Основные понятия: Гуманитарное познание, Культурология, лингвистика, социальная антропология, социология
Занятие 5. Социология и социальная антропология: единство количественной и качественной методологий (2 ч.)

1. Социологический подход в изучении культур

2. Методы естествознания и математики в гуманитаристике

3. Методы сбора фактов и их анализа в исследовании социальных явлений культуры

Основные понятия: Социология культуры, количественная и качественная методология, бихевиоризм, операционализм, квантификация, типология культур
Занятие 6. Понятие межкультурной коммуникации, научные цели, задачи и основные проблемы МКК (2 ч.)

1. Культура и межкультурная коммуникация

2. Методология межкультурной коммуникации

Основные понятия: Коммуникация, диалог культур, культурные различия, культурная идентичность, культурные универсалии
Занятие 7. Изучение межкультурных коммуникаций методами философии, культурологии, лингвистики (2 ч.)

1. Философия языка и лингвистическая культурология

2. Аналитика языка как метод аналитики межкультурных различий

Основные понятия: Универсальное понимание культуры, порождающая модель культуры, размерность языка, языковая личность, языковая картина мира, базовые концепты культур

Основные понятия: Опыт культуры, факт межкультурной коммуникации, знак, символ, миф, области межкультурной коммуникации, методы компаративистики.
Занятие 8. Основные идеи наук о культуре Л. Уайта К. Гирца (2 ч.)

1. Об абстрактно-реальной природе объектов гуманитарных наук

2. Механизм создания теории культуры

Основные понятия: Символизм культуры, символаты, экстрасоматический контекст, насыщенное описание, этнографическое описание, социальный дискурс, антропологический анализ.
Занятие 9. Основные достижения в области гуманитарного познания, нерешенные проблемы и дальнейшие перспективы (2 ч.)

1. Влияние современного гуманитарного познания на человека, культуру и общество

2. Кризис гуманитарного познания и способы его преодоления

Основные понятия: Контур самоописания, глобализация, антиномии гуманитарного познания.


  1. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Содержание научного метода (2 ч.)

1. Структура научного метода

2. Элементы научного метода

Основные понятия: Субъект, Объект, предмет, Теория, опыт, гипотеза, понятия, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, формализация, аналогия, ограничение, моделирование.
Занятие 2. Современные дискуссии о научной методологии (2 ч.)

1. Современная философия науки

2. Основные идеи философии науки ХХ века

Основные понятия: Фальсификации, парадигма, верификация, научно-исследовательская программа, научное сообщество, рациональность, эпистемология.
Занятие 3. Принципы гуманитарных наук (2 ч.)

1. Специфика научного изучения культуры (критерий научной истины, научные цели исследования)

2. Объект гуманитарных наук

Основные понятия: Историзм, психологизм, социологизм, персонализм, типологизм.
Занятие 4. Философия, культурология, лингвистика: гуманитарные исследования на основе формальных принципов языка (2 ч.)

1. Гуманитаристика и философия языка

2. Законы языка в методах гуманитарных исследований

Основные понятия: Философия языка, язык, формальная школа языковедения, структурализм, бинарные противоречия.
Занятие 5. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук (2 ч.)

1. Что такое герменевтика?

2. Культура и герменевтика

3. Понимание и метод интерпретации

Основные понятия: Герменевтика, понимание, смысл, интерпретация, герменевтический круг.
Занятие 6. Человекоразмерная матрица культуры как рациональная схема аналитики культуры и методологический прием кросс-культурных исследований (2 ч.)

1. Антропологический подход в исследованиях межкультурной коммуникации

2. Систематизация исследований межкультурной коммуникации по четырем модусам культуры

Основные понятия: Сравнительная методология, интерпретационный конфликт, типологическое измерение культурных различий, модус культуры, взаимодополнительность культур.
Занятие 7. Изучение межкультурных коммуникаций методами социологии и социальной антропологии (2 ч.)

1. О необходимости социологического и социально-антропологического подходов в исследовании межкультурной коммуникации

2. Методы количественной и качественной методологий в коммуникативистике

Основные понятия: Опыт культуры, факт межкультурной коммуникации, знак, символ, миф, области межкультурной коммуникации, методы компаративистики.
Занятие 8. Принципы метакультурного подхода к пониманию межкультурной коммуникации (4 ч.)

1. Метакультура в межкультурной коммуникации

2. Рефлексивное отношение к культурным различиям

Основные понятия: Метакультура, дар, граница (культурная), личность, рефлексивность, творчество.


  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к экзамену

  1. Каковы предпосылки появления идеи и понятия метода?

  2. Каково определение научной истины?

  3. Каково значение метода для научного познания?

  4. Из чего складывается структура научного метода?

  5. Из каких элементов состоит теоретическая составляющая метода?

  6. В чем состоит трансцендентальный, а в чем эмпирический смысл научного метода?

  7. Что такое теория, и какую роль она играет в научном познании?

  8. Как рассматривается идея метода в философии науки ХХ века?

  9. Что означает понятие «гуманитарная наука»?

  10. Какая идея лежит в основе гуманитарных наук и кто из философов ХХ века ее выразил?

  11. Из чего складывается специфика гуманитарных наук?

  12. Что является объектом гуманитарного познания?

  13. Какова парадигма гуманитарного познания?

  14. На какие отрасли делится современная гуманитарная наука?

  15. Что в методологическом отношении объединяет такие гуманитарные дисциплины как философия, культурология, лингвистика?

  16. Какова общая методологическая специфика социологии и социальной антропологии?

  17. Что такое герменевтика и каков ее методологический смысл?

  18. Что такое метод интерпретации и как он используется в гуманитарных исследованиях?

  19. Что исследует наука межкультурной коммуникации?

  20. Из чего складывается рациональная схема исследований межкультурной коммуникации?

  21. Какое значение имеет для исследований межкультурной коммуникации формальное языкознание?

  22. Какими понятиями оперирует лингвистическая аналитика культурных различий?

  23. В чем состоит специфика использования социологического и социально-антропологического подходов в исследовании межкультурной коммуникации?

  24. Каковы исходные принципы компаративистики как методологии межкультурной коммуникации?

  25. Какова природа объектов наук о культуре согласно учению Л. Уайта?

  26. Что такое насыщенное описание и что должно быть его содержанием, согласно К. Гирцу?

  27. На каких идеях базируется метакультурная парадигма исследований межкультурной коммуникации?

  28. Как проявляется рефлексивное отношение к культурным различиям с точки зрения метакультуры?

29. В чем проявляется современный кризис гуманитарного познания, и каким образом идея метакультуры может его преодолеть?



  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов


Темы рефератов

1. Значение метода для науки.

2. Основные научные направления в познании человека, культуры и общества.

3. Методы сбора фактов и их анализа в исследовании социальных явлений культуры.

4. Культура и межкультурная коммуникация. Методология межкультурной коммуникации.

5. Философия языка и лингвистическая культурология.

6. Кризис гуманитарного познания и способы его преодоления.

7. Структура научного метода. Элементы научного метода.

8. Специфика научного изучения культуры (критерий научной истины, научные цели исследования).

9. Законы языка в методах гуманитарных исследований.

10. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук.

11. Методы количественной и качественной методологий в коммуникативистике.

12. Метакультура в межкультурной коммуникации.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Микешина, Л. А. Философия познания: Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л. А. Микешина. М.: Канон+Реабилитация, 2009. – 560 с.

2. Никифоров А. Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. – М.: Инфра-М., 2013. – 175 с.

3. Новолодская Т. А., Садовников В. Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: Учебное пособие / Т.А. Новолодская, В.Н. Садовников. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. – 206 с.

Дополнительная литература

  1. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. Санкт-Петербург. — Университетская книга, 2008. 728 с. — (Культурология XX век)

  2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2010.

  3. Гирц К. Интерпретация культур. М., 2008.

  4. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. Пособие. – 4-е изд., М.: Академия, 2009.

  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010.

  6. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск: Социум, 2010.

  7. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999. 2-е изд. М., 2008.

  8. Уайт Л. Избранное: наука о культуре. М., 2008.

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск. Филос. Фонд и др., 1995.

  2. Введение в социальную и культурную антропологию /Орлова Э.А.; Под ред. М.В.Архипенко; РАН.Рос.ин-т культурологии

  3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

  4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

  5. Гайденко П. П. Проблемы рациональности на исходе ХХ века.// Вопросы философии. 1991. №6. С. 3 – 14.

  6. Каган М. С. Системный подход гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

  7. Каган М. С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996.

  8. Карасик В.И., Прохвачёва О.Г. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005.

  9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010.

  10. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное знание. М.: Изд-во МГУ, 1991.

  11. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995.

  12. Культура и развитие человека: Очерк философско-методологических проблем. М., 1992.

  13. Культурология ХХ век: Антология – М.: Юрист, 1995.

  14. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин: Александра, 1993 – Т.3: Механизмы культуры.

  15. Новейший философский словарь. Минск, 2001.

  16. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерк о герменевтики. М.: Медиум, 1995.

  17. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988.

  18. Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат. 1991.

  19. Современный философский словарь. Москва. Бишкек. Екатеринбург. 1996.

  20. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.

  21. Тхорик В. И., Фанян Н. Ю. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. М.: ГИС, 2006.

  22. Философия культуры. Становление и развитие. СПб: Лань, 1995.

  23. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

  24. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток: Дальнаука, 2001.

Электронные ресурсы

  1. Иконникова Н. К. Социология культуры. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/936/889/1216/005Ikonnikova.pdf

  2. Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=394159

  3. Шендрик, А. И. Социология культуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология» / А. И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. URL: http://znanium.com/bookread.php?book=394318

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск