Скачать 158.59 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Направление - 030100.68, философия Форма подготовки очная Школа гуманитарных наук ДВФУ Кафедра философии курс _1_ семестр _1_ лекции _18__ (час.) практические занятия_18_(час.) лабораторные работы_0_(час.) всего часов аудиторной нагрузки_36_ (час.) самостоятельная работа _36_ (час.) зачет _ семестр экзамен_1_семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 751 от 21.12.2009). Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры философии «26» сентября 2012 г. Заведующий кафедрой: Ячин С.Е. Составители: Пчелкина С. Ю. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий (ая) кафедрой _______________________ С.Е. Ячин (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация дисциплины Содержание данного курса будет полезным для слушателей всех гуманитарных и программ, в той или иной степени ориентированных на междисциплинарный подход в науке. В процессе обучения магистры будут знакомиться и практически осваивать основные проблемы гуманитарных наук, историю формирования отрасли, называемой «гуманитарной наукой». На основе методологических учений видных представителей гуманитарных наук, узнают критерии отличия методов гуманитарных наук от наук естественных, в соответствии с которыми в устной и письменной форме магистрами будут проводиться собственные исследования с использованием методов гуманитарных наук. Учебной спецификой курса является знакомство с классическими методами гуманитарных наук, сложившихся за период ХХ века. Вместе с этим уделяется внимание методологическим проблемам в области изучения межкультурной коммуникации как наиболее актуальному направлению в современных гуманитарных дисциплинах. Цели курса Формирование базовых представлений о научной культуре культуре мышления вообще и специфике двух основных ее отраслей (естественно-научных и гуманитарных наук); Показать основные достижения в области гуманитарного познания с точки зрения их методологической значимости; Сформировать первичные навыки проведения теоретического исследования с использованием конкретных методов гуманитарных наук. Задачи курса:
К концу курса дисциплины магистр должен:
Компетенции, формируемые дисциплиной
Образовательные технологии Для интенсификации образовательного процесса внедряются активные и интерактивные технологии обучения, к которым относятся: - учебные дискуссии; - разборы конкретных ситуаций; - групповые обсуждения и др. Образовательный процесс по дисциплине проектируется на основе технологии проблемного и контекстного обучения. Информационные технологии используются: при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедийных технологий при проведении лекционных и практических занятий.
Занятие 1: Понятие и определение научного метода (2 ч.) 1. Исторические и философские предпосылки складывания идеи философского метода 2. Научная истина 3. Значение метода для науки Основные понятия: Наука, метод, философия, критерий научной истины Занятие 2.Трансцендентальные и эмпирические основания научного познания (2 ч.) 1. Трансцендентальный смысл метода 2. Эмпирический смысл метода 3. Теория как продукт научного метода Основные понятия: Теория, опыт, трансцендентальный, эмпирический, система. Занятие 3.История появления идеи и понятия «гуманитарных наук» (2 ч.) 1. Причина разделения наук 2. Обоснование необходимости «наук о культуре» в философии ХХ века Основные понятия: Гуманитарная наука, «науки о духе» Занятие 4. Современные гуманитарные науки (2 ч.) 1. Парадигма гуманитарного познания 2. Основные научные направления в познании человека, культуры и общества. Основные понятия: Гуманитарное познание, Культурология, лингвистика, социальная антропология, социология Занятие 5. Социология и социальная антропология: единство количественной и качественной методологий (2 ч.) 1. Социологический подход в изучении культур 2. Методы естествознания и математики в гуманитаристике 3. Методы сбора фактов и их анализа в исследовании социальных явлений культуры Основные понятия: Социология культуры, количественная и качественная методология, бихевиоризм, операционализм, квантификация, типология культур Занятие 6. Понятие межкультурной коммуникации, научные цели, задачи и основные проблемы МКК (2 ч.) 1. Культура и межкультурная коммуникация 2. Методология межкультурной коммуникации Основные понятия: Коммуникация, диалог культур, культурные различия, культурная идентичность, культурные универсалии Занятие 7. Изучение межкультурных коммуникаций методами философии, культурологии, лингвистики (2 ч.) 1. Философия языка и лингвистическая культурология 2. Аналитика языка как метод аналитики межкультурных различий Основные понятия: Универсальное понимание культуры, порождающая модель культуры, размерность языка, языковая личность, языковая картина мира, базовые концепты культур Основные понятия: Опыт культуры, факт межкультурной коммуникации, знак, символ, миф, области межкультурной коммуникации, методы компаративистики. Занятие 8. Основные идеи наук о культуре Л. Уайта К. Гирца (2 ч.) 1. Об абстрактно-реальной природе объектов гуманитарных наук 2. Механизм создания теории культуры Основные понятия: Символизм культуры, символаты, экстрасоматический контекст, насыщенное описание, этнографическое описание, социальный дискурс, антропологический анализ. Занятие 9. Основные достижения в области гуманитарного познания, нерешенные проблемы и дальнейшие перспективы (2 ч.) 1. Влияние современного гуманитарного познания на человека, культуру и общество 2. Кризис гуманитарного познания и способы его преодоления Основные понятия: Контур самоописания, глобализация, антиномии гуманитарного познания.
Занятие 1. Содержание научного метода (2 ч.) 1. Структура научного метода 2. Элементы научного метода Основные понятия: Субъект, Объект, предмет, Теория, опыт, гипотеза, понятия, анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, формализация, аналогия, ограничение, моделирование. Занятие 2. Современные дискуссии о научной методологии (2 ч.) 1. Современная философия науки 2. Основные идеи философии науки ХХ века Основные понятия: Фальсификации, парадигма, верификация, научно-исследовательская программа, научное сообщество, рациональность, эпистемология. Занятие 3. Принципы гуманитарных наук (2 ч.) 1. Специфика научного изучения культуры (критерий научной истины, научные цели исследования) 2. Объект гуманитарных наук Основные понятия: Историзм, психологизм, социологизм, персонализм, типологизм. Занятие 4. Философия, культурология, лингвистика: гуманитарные исследования на основе формальных принципов языка (2 ч.) 1. Гуманитаристика и философия языка 2. Законы языка в методах гуманитарных исследований Основные понятия: Философия языка, язык, формальная школа языковедения, структурализм, бинарные противоречия. Занятие 5. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук (2 ч.) 1. Что такое герменевтика? 2. Культура и герменевтика 3. Понимание и метод интерпретации Основные понятия: Герменевтика, понимание, смысл, интерпретация, герменевтический круг. Занятие 6. Человекоразмерная матрица культуры как рациональная схема аналитики культуры и методологический прием кросс-культурных исследований (2 ч.) 1. Антропологический подход в исследованиях межкультурной коммуникации 2. Систематизация исследований межкультурной коммуникации по четырем модусам культуры Основные понятия: Сравнительная методология, интерпретационный конфликт, типологическое измерение культурных различий, модус культуры, взаимодополнительность культур. Занятие 7. Изучение межкультурных коммуникаций методами социологии и социальной антропологии (2 ч.) 1. О необходимости социологического и социально-антропологического подходов в исследовании межкультурной коммуникации 2. Методы количественной и качественной методологий в коммуникативистике Основные понятия: Опыт культуры, факт межкультурной коммуникации, знак, символ, миф, области межкультурной коммуникации, методы компаративистики. Занятие 8. Принципы метакультурного подхода к пониманию межкультурной коммуникации (4 ч.) 1. Метакультура в межкультурной коммуникации 2. Рефлексивное отношение к культурным различиям Основные понятия: Метакультура, дар, граница (культурная), личность, рефлексивность, творчество.
Вопросы к экзамену
29. В чем проявляется современный кризис гуманитарного познания, и каким образом идея метакультуры может его преодолеть? Темы рефератов 1. Значение метода для науки. 2. Основные научные направления в познании человека, культуры и общества. 3. Методы сбора фактов и их анализа в исследовании социальных явлений культуры. 4. Культура и межкультурная коммуникация. Методология межкультурной коммуникации. 5. Философия языка и лингвистическая культурология. 6. Кризис гуманитарного познания и способы его преодоления. 7. Структура научного метода. Элементы научного метода. 8. Специфика научного изучения культуры (критерий научной истины, научные цели исследования). 9. Законы языка в методах гуманитарных исследований. 10. Герменевтика как основной метод гуманитарных наук. 11. Методы количественной и качественной методологий в коммуникативистике. 12. Метакультура в межкультурной коммуникации.
Основная литература 1. Микешина, Л. А. Философия познания: Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л. А. Микешина. М.: Канон+Реабилитация, 2009. – 560 с. 2. Никифоров А. Л. Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. – М.: Инфра-М., 2013. – 175 с. 3. Новолодская Т. А., Садовников В. Н. Философские проблемы социально-гуманитарного знания: Учебное пособие / Т.А. Новолодская, В.Н. Садовников. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. – 206 с. Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |