Скачать 149.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа Естественных ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Направление Экология и природопользование шифр 022000.68, Магистерская программа Экологический мониторинг Форма подготовки (Очная) Название школы ДВФУ Школа Естественных Наук Название кафедры Экологии курс ___1____ семестр __1__ лекции _10_ (час.) практические занятия 42 час. семинарские занятия__час. всего часов аудиторной нагрузки___52_ (час.) самостоятельная работа ___29__ (час.) реферативные работы контрольные работы экзамен_1__семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г. Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А. Составитель: Фадеева Н.П. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и входит в цикл базовых дисциплин общенаучного цикла магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование. Цель освоения дисциплины: формирование теоретико-методологической компетентности и готовности к проведению экологического исследования и мониторинга естественных и искусственных экосистем в хозяйственных целях у обучающихся в магистратуре. В соответствии с поставленной целью в программе дисциплины поставлены следующие задачи:
Место дисциплины в структуре ОП магистратуры Дисциплина «Теория и методология научного исследования» входит в цикл базовых дисциплин общенаучного цикла, магистерская программа по направлению 022000.68 - Экология и природопользование. Принципы отбора и содержания данной дисциплины соответствуют значению методологических знаний в сфере экологических дисциплин. Содержательно и методически этот курс связан с другими дисциплинами: "Философские проблемы естествознания", "Биоиндикация и биомониторинг", "Аналитические методы в экологии". Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать предварительными знаниями о базовых положениях фундаментальных разделов экологии, полученных на прtдыдущем уровне образования. Знания и навыки, полученные в курсе «Теория и методология научного исследования», необходимы при изучении других курсов государственного образовательного стандарта: “Методы ремeдиации и биоремидиации окружающей среды», “Мониторинг и охрана млекопитающих», «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» и должны быть использованы магистрами при прохождении научно-исследовательской практики. В результате освоения этой дисциплины учащиеся приобретают знания для обработки и критического анализа научных данных, а также готовность к проведению природоохранных мероприятий, биомониторинга и оценки состояния природной среды. Отбор содержания дисциплины и организация учебного материала направлены на формирование навыков в области методологии науки и становление готовности магистранта к компетентному решению исследовательских задач и написанию магистерской диссертации. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть формированы следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основной специализированный понятийный научный аппарат; принципы написания научных отчетов по результатам проведенных исследований Уметь: выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; применять научно-исследовательский подход к разрешению экологических проблем; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; разрабатывать программу исследования; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования. Владеть: современными экологическими методиками, используемыми в экологических исследованиях; методиками оценки состояния экологических объектов.
Раздел 1. Основы научного познания (6 час.) Тема 1. Наука и научное исследование (2 час.) Знание и наука как способ познания мира. Представления о научном познании. Основные функции науки. Проблема научной фальсификации. Наука и научное исследование, классификация наук (поисковые, фундаментальные и прикладные). Функции науки (эмпирические, теоретические, производственные). Проблема, теория, гипотеза. Тема 2. Научный метод (2 час.) Методы естественных наук. Взаимосвязь теории и метода. Стандартная модель научной теории: факты, эмпирические законы, теоретические законы. Гипотетико-дедуктивная модель знания. Научная парадигма. Модели объяснения и классификация основных парадигм в биологии и экологии. Понятие научной школы, нормальной науки, научной революции (Дж.Агасси, Т.Кун). Возможности мультипарадигмального исследования. Тема 3. Понятие метода и методологии научных исследований (2 час.) Этапы научно-исследовательской работы. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. Выбор научного исследования. Планирование научно-исследовательской работы. Выделение проблемы исследования как области непознанного. Постановка проблемы как исходный этап исследвоания, как основа выбора исследовательской темы. Соотношение цели и задач исследования. Функции гипотезы. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Выбор методов, адекватной цели и задачам исследования. Частные и специальные методы научного исследования. Характеристика и функции методов исследования. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Типы экспериментов. Планирование эксперимента и специфика проведения на разных этапах исследования. Особенности экспериментальных исследований в разных областях экологии. Модель и моделирование. Раздел 2. Организация исследовательской деятельности (4 час.) Тема 4. Сбор научной информации. Основные источники информации (2час.) Основные источники научной информации. Изучение литературы. Основные журналы по экологии. Интернет. Основные сервисы. Основные виды поиска. Информационно-поисковые системы. Электронные ресурсы: отечественные и зарубежные базы данных. Импакт-фактор. Тема 5. Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных (2 час.) Требования к различным формам научных работ. Написание и оформление научных работ. Оформление магистерской диссертации. Композиционная структура. Рубрикация. Оформление таблиц. Графический способ изложения материала.
Семинарские занятия (42 часа) Занятие 1. Роль науки в обществе (8 час.) Содержание семинарских занятий
Групповая работа с последующей дискуссией и уточнением понятий. Занятие 2. Особенности научного метода познания окружающей среды (8 час.) Содержание семинарских занятий
Групповая работа с последующей дискуссией и уточнением понятий. Занятие 3. Формирование и развитие методологии научных исследований (10 час.) Содержание семинарских занятий
Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: дискуссии, фронтальный опрос, творческое проектирование по выбранному магистрантом направлению исследований. Занятие 4. Организация науки и образования: зарубежный и отечественный опыт (8 час.) Содержание семинарских занятий
Занятие 5. Сбор научной информации. Основные источники информации (8 час.) Содержание семинарских занятий
Тематика заданий текущего контроляВопросы к зачету
Рефераты
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет ресурсы
|
Турции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности... Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу | Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Школы двфу школа биомедицины Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем | ||
Школы двфу школа биомедицины Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Школы двфу Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки... | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Личная жизнь и семья Происхождение Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу | Страхи детей младшего школьного возраста Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна | ||
Школы двфу шикс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Школы двфу шикс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
О кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья... Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного... | Традиционная корейская система семейных ценностей ... | ||
Школы двфу Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Школы двфу Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... |