Школы двфу





Скачать 149.32 Kb.
НазваниеШколы двфу
Дата публикации10.01.2015
Размер149.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа Естественных ДВФУ
133452

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление Экология и природопользование

шифр 022000.68,

Магистерская программа Экологический мониторинг
Форма подготовки (Очная)
Название школы ДВФУ Школа Естественных Наук

Название кафедры Экологии

курс ___1____ семестр __1__

лекции _10_ (час.)

практические занятия 42 час.

семинарские занятия__час.

всего часов аудиторной нагрузки___52_ (час.)

самостоятельная работа ___29__ (час.)

реферативные работы

контрольные работы

экзамен_1__семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.

Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.

Составитель: Фадеева Н.П.


I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

Аннотация

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности и входит в цикл базовых дисциплин общенаучного цикла магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование.

Цель освоения дисциплины: формирование теоретико-методологической компетентности и готовности к проведению экологического исследования и мониторинга естественных и искусственных экосистем в хозяйственных целях у обучающихся в магистратуре.

В соответствии с поставленной целью в программе дисциплины поставлены следующие задачи:

  1. исследовать специфику научной деятельности и значение для общества науки экологии

  2. сформировать у магистрантов навыки организации исследовательской деятельности и выбора необходимых методов и подходов;

Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Дисциплина «Теория и методология научного исследования» входит в цикл базовых дисциплин общенаучного цикла, магистерская программа по направлению 022000.68 - Экология и природопользование. Принципы отбора и содержания данной дисциплины соответствуют значению методологических знаний в сфере экологических дисциплин. Содержательно и методически этот курс связан с другими дисциплинами: "Философские проблемы естествознания", "Биоиндикация и биомониторинг", "Аналитические методы в экологии". Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать предварительными знаниями о базовых положениях фундаментальных разделов экологии, полученных на прtдыдущем уровне образования. Знания и навыки, полученные в курсе «Теория и методология научного исследования», необходимы при изучении других курсов государственного образовательного стандарта: “Методы ремeдиации и биоремидиации окружающей среды», “Мониторинг и охрана млекопитающих», «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» и должны быть использованы магистрами при прохождении научно-исследовательской практики. В результате освоения этой дисциплины учащиеся приобретают знания для обработки и критического анализа научных данных, а также готовность к проведению природоохранных мероприятий, биомониторинга и оценки состояния природной среды.

Отбор содержания дисциплины и организация учебного материала направлены на формирование навыков в области методологии науки и становление готовности магистранта к компетентному решению исследовательских задач и написанию магистерской диссертации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть формированы следующие компетенции:

  • глубоким пониманием философских концепций естествознания и владением основами методологии научного познания при изучение различных уровней организации материи, пространства и времени (ОК-1);

  • знанием современных компьютерных технологий, при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации; способностью самостоятельно использовать современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способностью и готовностью к активному общению в научной производственной и социально-общественной сферах деятельности; способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения; способностью к активной социальной мобильности (ОК-3);

  • владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей (ОК-4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основной специализированный понятийный научный аппарат; принципы написания научных отчетов по результатам проведенных исследований

Уметь: выявлять и формулировать актуальные научные проблемы; применять научно-исследовательский подход к разрешению экологических проблем; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; разрабатывать программу исследования; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.

Владеть: современными экологическими методиками, используемыми в экологических исследованиях; методиками оценки состояния экологических объектов.



  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса


Раздел 1. Основы научного познания (6 час.)

Тема 1. Наука и научное исследование (2 час.)

Знание и наука как способ познания мира. Представления о научном познании. Основные функции науки. Проблема научной фальсификации. Наука и научное исследование, классификация наук (поисковые, фундаментальные и прикладные). Функции науки (эмпирические, теоретические, производственные). Проблема, теория, гипотеза.

Тема 2. Научный метод (2 час.)

Методы естественных наук. Взаимосвязь теории и метода. Стандартная модель научной теории: факты, эмпирические законы, теоретические законы. Гипотетико-дедуктивная модель знания. Научная парадигма. Модели объяснения и классификация основных парадигм в биологии и экологии. Понятие научной школы, нормальной науки, научной революции (Дж.Агасси, Т.Кун). Возможности мультипарадигмального исследования.

Тема 3. Понятие метода и методологии научных исследований (2 час.)

Этапы научно-исследовательской работы. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. Выбор научного исследования. Планирование научно-исследовательской работы. Выделение проблемы исследования как области непознанного. Постановка проблемы как исходный этап исследвоания, как основа выбора исследовательской темы. Соотношение цели и задач исследования. Функции гипотезы. Типы гипотез в научном исследовании. Требования, предъявляемые к гипотезам. Выбор методов, адекватной цели и задачам исследования. Частные и специальные методы научного исследования. Характеристика и функции методов исследования. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Типы экспериментов. Планирование эксперимента и специфика проведения на разных этапах исследования. Особенности экспериментальных исследований в разных областях экологии. Модель и моделирование.

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности (4 час.)

Тема 4. Сбор научной информации. Основные источники информации (2час.)

Основные источники научной информации. Изучение литературы. Основные журналы по экологии. Интернет. Основные сервисы. Основные виды поиска. Информационно-поисковые системы. Электронные ресурсы: отечественные и зарубежные базы данных. Импакт-фактор.

Тема 5. Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных (2 час.)

Требования к различным формам научных работ. Написание и оформление научных работ. Оформление магистерской диссертации. Композиционная структура. Рубрикация. Оформление таблиц. Графический способ изложения материала.

  1. содержание практической части курса

Семинарские занятия (42 часа)

Занятие 1. Роль науки в обществе (8 час.)

Содержание семинарских занятий

  1. Наука и научное исследование. Определение содержания основных понятий (наука, знание, теория, методология, метод, методика и др.) – групповая работа с последующей дискуссией и уточнением понятий.

  2. Функции науки.

Групповая работа с последующей дискуссией и уточнением понятий.
Занятие 2. Особенности научного метода познания окружающей среды (8 час.)

Содержание семинарских занятий

  1. Понятия теории, парадигмы, научной революции. Природа научных революций.

  2. Эволюция научных парадигм в науках о земле и биологических науках. Научная абстракция. Переход к новой парадигме и научные открытия.

  1. Анализ ключевых концепций. Понятие научной школы, нормальной науки, научной революции.

  2. Фундаментальные и прикладные научные исследования: роль в современном мире. Сферы применения прикладных исследований.

  3. Этика науки.

Групповая работа с последующей дискуссией и уточнением понятий.

Занятие 3. Формирование и развитие методологии научных исследований (10 час.)

Содержание семинарских занятий

  1. Выбор научного исследования. Актуальность научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы. Соотношение цели и задач исследования.

  2. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Типы экспериментов.

  3. Планирование эксперимента и специфика проведения на разных этапах исследования. Особенности экспериментальных исследований в разных областях экологии.

  4. Методологический и методический инструментарий прикладных исследований.

  5. Спецификация количественных и качественных методов в экологических исследованиях. Особенности применения методов.

  6. Методы обработки и анализа данных при использовании количественных методов исследования.

  7. Качественные методы научного исследования. Методы обработки и анализа данных при использовании качественных методов исследования.

  8. Модель и моделирование.

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: дискуссии, фронтальный опрос, творческое проектирование по выбранному магистрантом направлению исследований.

Занятие 4. Организация науки и образования: зарубежный и отечественный опыт (8 час.)

Содержание семинарских занятий

  1. Особенности организации научных исследований в области экологии в развитых странах (США, Японии, Германии, Великобритании). Роль государства в организации исследований и разработок. Организация научных исследований в России.

  2. Организация фундаментальных исследований.

  3. Организация прикладных исследований.

  4. Организация исследовательской деятельности магистра.

Занятие 5. Сбор научной информации. Основные источники информации (8 час.)

Содержание семинарских занятий

  1. Специфика сбора, обработка и анализа научной информации.

  2. Информационно-поисковые системы. Электронные ресурсы: отечественные и зарубежные базы данных.

  3. Полнотекстовые базы данных отечественных и зарубежных научных периодических изданий по экологии. Импакт-фактор.




  1. контроль достижения целей курса

Тематика заданий текущего контроля


Вопросы к зачету

  1. Наука как способ познания мира. Наука и научное исследование Основные этапы генезиса научного познания.

  2. Основные функции науки. Проблема научной фальсификации.

  3. Классификация наук.

  4. Стандартная модель научной теории. Взаимосвязь теории и метода.

  5. Понятие методологии, методики и техники научного исследования.

  6. Понятия теории, парадигмы, научной революции. Теория научных революций (Т. Кун).

  7. Методология исследовательских программ. Выбор научного исследования. Актуальность научного исследования. Этапы научно-исследовательской работы. Соотношение цели и задач исследования.

  8. Эксперимент, его сущность и значение в получении новых знаний. Типы экспериментов. Теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные исследования. Основные этапы исследования.

  9. Количественные методы научного исследования: общая характеристика. Методы обработки и анализа данных при использовании количественных методов исследования.

  10. Качественные методы научного исследования. Методы обработки и анализа данных при использовании качественных методов исследования.

  11. Специфика сбора, обработка и анализа научной информации.

  12. Информационно-поисковые системы. Электронные ресурсы: отечественные и зарубежные базы данных. Импакт-фактор.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Рефераты

  1. Стандартная модель научной теории. Взаимосвязь теории и метода.

  2. Понятие методологии, методики и техники научного исследования.

  3. Понятия теории, парадигмы, научной революции. Теория научных революций (Т. Кун).




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. С. Н. Бычков, В. В. Миронов, В. Я. Петренко [и др.]; под ред. В. В. Миронова. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для послевузовского профессионального образования. Москва : Гардарики , 2007. 639 с.

  2. Е. Н. Фетисова; науч. ред. Э. О. Леонтьева. Эволюция философских представлений о природе : Учебное. Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского университета , 2007. 58 с. : табл

  3. В. А. Светлов. История научного метода : Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга Москва : Академический проект , 2008. 700 с.: табл., ил.

  4. С. А. Лебедев, В. Г. Борзенков, Э. В. Гирусов [и др.] ; под общ. ред. С. А. Лебедева; Философия естественных наук : учебное пособие для вузов.Москва : Академический проект , 2006. 556 с.: табл., ил.

  5. А. В. Павлов. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы : Учебное пособие. Москва : Флинта : Наука , 2010. 343 с. : ил.

  6. Бурковский И.В. Морская биоценология. Организация сообществ и экосистем. М.: Т-во научных изданий КМК. 2006. 285 с.

  7. Розенберг Г.С., Рянский Ф.Н.Теоретическая и прикладная экология: Учебное пособие. 2-е изд. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2005. 292 с.

  8. Рянский Ф.Н. Социальная и этническая экология: региональный компонент. Тюмень, 2003. 640 с.

  9. Шитиков В.К., Розенберг Г.С., Зинченко Т.Д. Количественная гидроэкология: методы системной идентификации. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003. 463 с.


Дополнительная литература

  1. Бигон М., Харпер Док., Таунсенд К Экология: Особи, популяции, сообщества: В 2 т. М., 1989. Т. 1. 667 с; Т. 2.477 с.

  2. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Экология в законе: (теоретические конструкции современной экологии в цитатах и афоризмах). Тольятти, 2002. 250 с.

  3. Маргалеф Р. Облик биосферы. М, 1992.214 с.

  4. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975. 740 с.

  5. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. СПб., 1998. 352 с.

  6. Рамад Ф. Основы прикладной экологии: Воздействие человека на биосферу. Л., 1981. 543 с.

  7. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990. 637 с.

  8. Реймерс Н.Ф. Экология: (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994. 367 с.

  9. Риклефс Р. Основы общей экологии. М., 1979. 424 с.

  10. Розенберг Г.С, Мозговой Д.П., Гелашвили Д.Б. Экология: (элементы теоретических конструкций современной экологии). Самара, 1999. 396 с.

  11. Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. М, 1980. 328 с.

  12. Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М., 1980.464 с.

  13. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. Учеб. Пособие/Челяб. гос. ун-т. 2002. 138 с.

  14. CHARLES A.W., WYNN Ch. The five biggest unsolved problems in science. With Cartoon Commentary by Sidney Harris John Wiley & Sons, Inc.


Интернет ресурсы

  1. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. Учеб. пособие. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/200759/

  2. Севриков В.В. Методология и организация научных исследований: учебное пособие. Минск: Мисанта, 2011. - 371 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1102720/

  3. Косинова И.И., Кустова Н.Р. Теория и методология геоэкологических рисков. Статья. Опубликована в журнале Вестник ВГУ, серия: Геология, 2008, № 2 Доступно из: http://www.twirpx.com/file/369741/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школы двфу iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconЛичная жизнь и семья Происхождение
Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу
Школы двфу iconСтрахи детей младшего школьного возраста
Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconО кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Школы двфу iconТрадиционная корейская система семейных ценностей
...
Школы двфу iconШколы двфу
Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск