Скачать 147.8 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТАНаправление— 050400.68. Психолого-педагогическое образованиеМагистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованиемФорма подготовки (очная)Название школы ДВФУ: Школа педагогики Название кафедры: Теории и методики профессионального образования курс - 1 семестр - 2 лекции - 12 (час.) практические занятия - 18 (час.) лабораторные работы консультации всего часов аудиторной нагрузки - 30 (час.) самостоятельная работа - 42 (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет экзамен – 2 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 апреля 2010 г. N 376). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № 12 от «13» июня 2012 г. Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. 2012 г. Составитель: Невзорова М.А. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Дисциплина «Психология интеллекта» рассчитана на студентов магистратуры, имеющих базовую подготовку бакалавра или специалиста в области педагогики или психологииЦелью освоения дисциплины является развитие личностной (интеллектуальной) компетентности студента магистратуры через теоретическое и практическое погружение в проблематику феномена развития интеллекта, основных концепций и подходов по его изучению; рассмотрение сущности интеллектуальной продуктивности и интеллектуальных стилей; а также, через освоение диагностического инструментария по данному разделу психологии. Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины магистрант должен знать:
уметь:
владеть:
В результате изучения дисциплины студент должен будет овладеть следующими компетенциями:
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса Раздел 1. Подходы и основные определения интеллекта (4 час.) Тема 1.1. Объяснительные подходы к проблеме интеллекта (2 час.) Феноменологический подход. Генетический подход. Социокультурный, подход. Процессуально - деятельностный подход. Образовательный подход. Информационный подход. Функционально - уровневый подход. Регуляционный подход. Тема 1.2. Интеллект как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (2 час.) Интеллект - в широком смысле - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле – мышление. Интеллект - форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Раздел 2. Интеллект как особая форма организации ментального опыта личности (4 час.) Тема 2.1. Ментальный опыт, ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации (2 час.) Ментальный опыт – это система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности. В ментальном опыте выделяются три типа элементов различной природы: метальные структуры, ментальные пространства и ментальные репрезентации. Также, в данном модуле рассматриваются интеллектуальные возможности личности, как базовый психологический ресурс, лежащий в основе самодостаточной, продуктивной жизнедеятельности. Согласно современным теориям интеллекта, принято понимание интеллекта как особой формы организации ментального опыта личности. Тема 2.2. Интеллектуальное воспитание и интеллектуальные возможности личности, психологическая целостность; индивидуальный познавательный стиль (2 час.) Интеллект - комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре. Интеллект - интегральное проявление способностей знаний, умений. Интеллект - а) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; б) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; в) способность к решению проблем без проб и ошибок в «уме». Раздел 3. Когнитивные стили (4 час.). Тема 3.1. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей (2 час.) Природа когнитивных стилей, под которыми принято понимать присущие человеку индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении. Полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, узость/широта категории, ригидный/гибкий познавательный контроль, толерантность к нереалистическому опыту, фокусирующий/сканирующий контроль, сглаживание/заострение, импульсивность/рефлективность, конкретная/абстрактная концептуализация, когнитивная простота/сложность; соотношение стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности. Тема 3.2. Интеллектуальные способности (2 час.) Классификация и содержание интеллектуальных способностей и сущность их психических процессов по М.А. Холодной. Интеллектуальные возможности личности, как базовый психологический ресурс, лежащий в основе самодостаточной, продуктивной жизнедеятельности. II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса Практические занятия (18 час.) Занятие 1. Классификация интеллектуальный способностей (2 час.) Вопросы для обсуждения:
Занятие 2. Подбор методик для выявления интеллектуальных способностей (2 час.)
Занятие 3. Подбор методик для выявления интеллектуальных способностей (2 час.) Подобрать и провести обследование на выявление когнитивного опыта в рамках своей профессиональной деятельности
Занятие 4. Индивидуальный познавательный стиль (2 час.)
Занятие 5. Когнитивное развитие (2 час.)
Занятие 6. Типы интеллектуальных стилей (2 час.) Раскрыть содержание диагностик индивидуальных способов постановки и решения проблем. 1. Рассмотреть три типа интеллектуальных стилей (по Р. Стернбергу), которые проявляются в выборе профессиональной деятельности и в способах решения профессиональных задач. 2.Презентация выбранных стилей 3.Составление аннотированного каталога типов интеллектуальных стилей, которые проявляются в выборе профессиональной деятельности и в способах решения профессиональных задач; обоснованный подбор к ним 2-3 диагностик. 4.Представление результатов работы в форме ментальной карты Занятие 7. Модели интеллекта (2 час.) Вопросы для обсуждения 1.Рассмотрите: модель Ч. Спирмена; модель Л. Терстоуна; модель Дж. Гилфорда; модель Р.Б. Кеттелла 2.Постройте интеллект карты, указав как можно больше логических связей между представленными моделями 3.Презентуйте составленные карты 4.Сравните с другими картами 5. По итогам составьте небольшое суждение по вопросам модели интеллекта 6.Составление SWAT-анализа по каждой модели. Занятие 8. Особенности организации когнитивного опыта (2 час.) Провести обследование по выявлению особенностей организации когнитивного опыта, используя следующие методики: 2.Представить результаты Занятие 9. Функция в регуляции поведения как основной критерий выделения интеллекта как психологического конструкта (2 час.) Определить основные критерии для выделения конструкта интеллекта (по М.А. Холодной) Проведение диагностики интеллектуального стиля на любой экспериментальной группе взрослых в рамках своей профессиональной деятельности. III. контроль достижения целей курса Работа студентов в семестре предполагает текущий контроль успеваемости, позволяющий вести мониторинг знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами: вопросы и задания для самопроверки, тестовые задания по содержанию (см. «Контрольно-измерительные материалы»). По итогам семестра предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена. Вопросы к экзамену:
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Электронные ресурсы 1. http://www.alleng.ru/d/psy/psy166.htm Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. - М., 2008. – 352 с. 2. http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm Возрастная психология. Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С. – М., 2010. – 194 с. 3. http://www.alleng.ru/d/psy/psy070.htm Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с. Дополнительная литература
|
Турции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности... Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу | Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | ||
Школы двфу шикс Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная | Школы двфу школа биомедицины Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем | ||
Школы двфу школа биомедицины Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Школы двфу Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки... | Школы двфу Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма... | ||
Личная жизнь и семья Происхождение Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу | Страхи детей младшего школьного возраста Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна | ||
Школы двфу шикс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Школы двфу шикс Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
О кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья... Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного... | Традиционная корейская система семейных ценностей ... | ||
Школы двфу Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Школы двфу Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные... |