МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСТВА
Направление– 050400.68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма подготовки (очная)
Название школы ДВФУ: Школа педагогики
Название кафедры: Теории и методики профессионального образования
курс 1, 2 семестры 1, 3
лекции
практические занятия - 30 (час.)
лабораторные работы - 36 (час.)
консультации
всего часов аудиторной нагрузки - 66 (час.)
самостоятельная работа - 78 (час.)
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет 1 семестр
экзамен 3 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол №12 от «13» июня 2012 г. Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. ____________________2012 г.
Составитель: Боровкова Т.И.
Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯ
Данный учебный курс входит в вариативную часть профессионального цикла регионального (вузовского) компонента образовательной программы магистратуры «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» профессиональной подготовки по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование».
Дисциплина «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» логически и содержательно связана с профессиональным (специальным) циклом – с дисциплинами «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». В общенаучном цикле осуществляется связь с дисциплиной «Философия образования и науки».
Дисциплина «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» читается в первом семестре первого курса и третьем семестре второго курса. Дисциплина состоит из курса практических и лабораторных занятий. Итоговой контроль предполагает зачет, проводимый в первом семестре и экзамен в третьем семестре.
Цель освоения дисциплины: формирование представлений об основаниях индивидуального образования в современном мире как глубокой философской и исторической педагогической практики, построения опор деятельности тьютора в современных тенденциях открытого.
Задачи дисциплины:
Сравнить различные точки зрения в истории культур на восприятие образа ребенка и взрослого, ребенка и педагога социумом.
Рассмотреть идею тьюторства через призму истории индивидуального образования.
Сформировать представление о философских и исторических основаниях развития современных образовательных практик, основанных на идеях наставничества и взаимообучения.
Работать с личным опытом магистрантов в целях определения их оснований интериоризации позиции тьютора.
Раскрыть основное значение тьюторской деятельности в современном образовании, опираясь на анализ вызовов современного общества к практикам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Рассмотреть тенденции развития образования к открытости и индивидуализации и актуальные принципы построения современных образовательных практик.
Актуализировать известные ранее философские, педагогические и психолого-педагогические понятия, входящие в основания теоретической подготовки тьютора.
Развить у магистрантов готовность различать в практике взаимодействия субъектов образовательного процесса ситуации, требующие подключения тьюторской педагогической позиции.
Оптимизировать стремление магистрантов к профессиональному росту и личностному самосовершенствованию.
Дисциплина взаимосвязана с профессиональным (специальным) циклом: внутри цикла – с дисциплиной «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». В общенаучном цикле осуществляется связь с дисциплиной «Философия образования и науки». В вариативной части осуществляется связь с дисциплиной «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные социально-экономические и философские предпосылки появления и закрепления на разных исторических этапах идеи индивидуального образования;
цели и задачи образовательных учреждений и организаций в ходе процессов модернизации отечественного образования;
основные теоретические основания тьюторской деятельности;
принципиальные схемы и способы тьюторского действия;
методы тьюторского сопровождения;
общие способы оценки эффективности тьюторского действия;
уметь:
анализировать и сравнивать исторические контексты различных социально-педагогических теорий и практик;
актуализировать личные основания для решения задач тьюторского целеполагания и планирования;
выявлять проблемы индивидуального развития и освоения, требующие разворачивания тьюторского сопровождения;
анализировать потенциальные возможности образовательного пространства для решения задач тьюторского сопровождения на разных ступенях системы образования;
решать задачи тьюторского целеполагания и планирования;
использовать полученные знания в принятии решения о выборе той или иной модели тьюторского сопровождения для реализации в практике образования;
вырабатывать критерии эффективности тьюторского сопровождения и на их основе оценивать качество реализуемых тьюторских проектов;
умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);
владеть:
способами анализа проблем научной и образовательной деятельности;
основными методами решения проблем развития науки;
основными методами решения проблем развития современного образования;
способами работы с различными источниками педагогических знаний;
основными видами образовательной деятельности;
способами и методами решения задач инновационного развития образовательного учреждения;
основными способами прогнозирования, проектирования и моделирования.
В результате изучения дисциплины студент должен будет обладать следующими компетенциями:
готовностью:
использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);
способностью:
ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);
выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПКНМ-9);
превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10);
организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8).
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Теоретический курс не предусмотрен учебным планом.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Лабораторные работы (36 час.)
Занятие 1-3.
Тема. Становление университета как нового социокультурного института (6 час.), с использованием методов активного обучения – прием технологии развития критического мышления «Чтение с остановкой», построение кластерной схемы и составление интеллект-карты.
Занятие 4-6.
Тема. Выявление собственного вопроса (образовательного запроса) изучения дисциплины «Исторические истоки тьюторства» (6 час.), с использованием методов активного обучения – контент-анализ текстов, отобранных для составления мини-учебника по выбранному вопросу истории тьюторства.
Занятие 7-9.
Тема. Обобщение результатов поиска литературы и электронных ресурсов по теме своего исследования (вопроса) (6 час.), с использованием методов активного обучения – составление электронного портфолио, интеллект-карт по изученным источникам.
Занятие 10-12.
Тема. Составление тезауруса, библиографии и аннотаций к библиотечным ресурсам по своей теме изучения истории тьюторства (6 час.), с использованием методов активного обучения – обработка и интерпретация результатов работы с текстами.
Занятие 13-15.
Тема. Исторические истоки тьюторства (6 час.), с применением методов активного обучения – выполнение творческого задания по созданию электронной мини-хрестоматии по курсу с обсуждением продуктов в сети Интернет.
Занятие 16-18.
Тема. Определение критериев и показателей качества тьюторского сопровождения (6 час.), с применением методов активного обучения – дискуссия (как технология группового взаимодействия) на тему «Показатели индивидуального прогресса и показатели оценивания результатов процесса индивидуализации в ходе тьюторского сопровождения».
Практические занятия (30 час.)
Занятие 1-3.
Тема. История педагогики как история отношений становящегося человека и его наставника (6 час.)
Вопросы для подготовки семинара.
Ребенок в истории человеческой цивилизации объект или субъект?
Тьюторство как основа любой педагогической деятельности.
История педагогики как история отношений становящегося человека и его наставника.
Занятие 4-6.
Тема. Тьюторство как эффективный ресурс развития образования
(4 час.).
Вопросы для подготовки конференции.
1.Взаимосвязь вызовов к современному образованию, тенденций открытости и индивидуализации образования и направлений модернизации образования, заявленных образовательной политикой государства.
2.Понятие Индивидуальной образовательной программы (ИОП). Анализ структуры и содержания индивидуальной образовательной программы.
Занятие 7-8.
Тема. Тьютор как новая педагогическая позиция (4 час.)
Вопросы для дискуссии.
1.Позиции учителя и тьютора: различия ценностных ориентиров, функционала, способа действия. Выявление видов профессиональной деятельности тьютора на материале художественного описания жизни героя.
2.Особенности целеполагания тьютора, пробно-продуктивный характер его действий.
3.Проектирование и сопровождение – два основных режима работы тьютора.
Занятие 9-10.
Тема. Тьюторское сопровождение как основной вид тьюторской деятельности (4 час.).
Вопросы для раскрытия темы.
Образовательное пространство: общее понятие и специфические характеристики.
Индивидуальные образовательные движение, программа и траектория. Анализ образца педагогического действия как примера тьюторского сопровождения.
Деловая коммуникация участников образовательного процесса: роль и значение тьюторского действия. Описание образовательного движения обучающегося.
Занятие 11-13.
Тема. Основы тьюторской деятельности (6 час.).
Вопросы для раскрытия темы.
Модели тьюторской деятельности и масштаб тьюторского действия.
Образовательный опыт и ресурсное обеспечение процесса образования. Возрастная периодизация и работа тьютора на разных ступенях общего образования.
Планирование и организация группового образовательного события. Специфика планирования работы тьютора в ходе сопровождения образующегося.
Занятие 14-16.
Тема. Результаты тьюторской деятельности (6 час.).
Вопросы для раскрытия темы.
Оценка результативности тьютора в разных линиях его работы. Определение и прорисовка «рабочего профиля» тьютора.
Мониторинг образовательной деятельности. Составление карты собственного образовательного движения.
Ш. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА
Вопросы к зачету:
Исторический контекст возникновения тьюторства.
Философско-методологические основания индивидуального образования.
Концепции воспитания и идея тьюторства в них.
Образы ребенка в истории разных цивилизаций.
Современный опыт тьюторства в образовании.
В чем состоит педагогическая миссия тьютора?
Тьюторство как возможность обновления современного образования.
Идея тьюторства как ресурс развития образования на разных исторических этапах и в разных культурах.
Взгляд на ребенка с позиции социально-педагогического детерменизма и утопически-гуманистических идей.
Педагогические концепции XX в.
Традиции гуманистического воспитания в России.
Реализация идеи наставничества и взаимообучения в истории образования.
Современный опыт тьюторства в образовании.
Вопросы к экзамену
Типология педагогических средств тьютора.
Принципиальные схемы тьюторского действия.
Модели тьюторского сопровождения в общем образовании.
Что такое индивидуальная образовательная траектория?
Характеристики образовательного пространства.
Образовательное событие: его значение, особенности планирования и проведения.
Условия и источники получения образовательного опыта.
Картирование как прием работы тьютора.
Сценирование как прием работы тьютора.
Различие эффектов и результатов в поле образования.
Мониторинг образовательной деятельности детей, приемы фиксации образовательных достижений.
Критерии успешности и возможности оценки качества тьюторского сопровождения.
Оценка результативности тьюторской деятельности в разных линиях его работы.
Квалификационные характеристики тьютора.
Каковы возможные направления самосовершенствования тьютора?
Общий способ тьюторской деятельности и три направления работы тьютора.
Методы поддержки и сопровождения индивидуального образовательного движения.
Уместность педагогического действия тьютора, его приоритеты в поле образования.
Вопросы для самоконтроля:
Наличие каких проблем современного массового образования вызывают необходимость реализации идеи тьюторства?
В чем суть и взаимосвязь тенденций открытости и индивидуализации?
Понятие открытого образования. Индивидуальная образовательная программа как способ существования в открытом образовании.
Тьюторское сопровождение и идея развития в образовании.
Как введение позиции тьютора может изменить работу образовательного учреждения?
В чем состоит педагогическая миссия тьютора?
Какие образцы успешного тьюторского сопровождения Вы можете привести в качестве примера?
В чем различие педагогической позиции тьютора и учителя (психолога, воспитателя, социального педагога)?
Как проявляется пробно-продуктивный характер педагогических действий тьютора?
Цель и задачи тьюторского сопровождения.
Каковы виды профессиональной деятельности тьютора?
Проектирование индивидуальной образовательной программы.
Сопровождение индивидуальной образовательной программы.
Планирование и организация групповых образовательных событий.
Как организовать сотрудничество субъектов образовательного процесса в ходе реализации тьюторского проекта?
Проектирование образовательной среды и пространства.
Особенности целеполагания и планирования тьюторского действия.
Как рождается тьюторский проект?
Проблема оценки участия в тьюторском проекте различных субъектов образовательного процесса.
Понятие «тьюторского концепта». Почему возникает необходимость самоопределения тьютора?
ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков / В.Г. Васильевский; отв. ред.: Г. Е. Лебедева, С. Е. Федоров. - Санкт-Петербург: Алетей, 2008. – 646 с.
Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса / [Ф.Дж. Альтбах, А.Бернаскони, И. Фрумин и др.]; под ред. Филиппа Дж. Альтбаха и Джамиля Салми; [пер. Н. Шульгина]. Москва : Весь мир , 2012. – 382 с.
Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: в 2 т. : т. 1 : Языческий эпос. Клерикальная литература. Национальный героический эпос. Рыцарская литература / Уральский государственный университет; [сост. : Л. А. Назарова, О. Н. Турышева]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета , 2008. – 447 с.
Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: в 2 т. : т. 2 : Городская литература. Ученая литература. Литература предвозрождения / Уральский государственный университет; [сост.: Л. А. Назарова, О. Н. Турышева]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета , 2008. – 259 с.
История Средних веков : учебник для вузов : [в 2 т.] : т. 1 / [ред. кол. : М. А. Бойцов, Л. М. Брагина, С. П. Карпов и др.] ; под ред. С. П. Карпова ; Московский государственный университет. [Москва]: Изд-во Московского университета , 2010. – 680 с.
История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия /О. И. Федотов. Москва: Флинта: Наука , 2011. – 159 с.
История зарубежной психологии конца XIX - начала XX века: хрестоматия: учебное пособие /Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. Москва: Флинта: Изд-во Московского психолого-социального института , 2009. – 131 с.
Ле Гофф Ж. Рождение Европы. С-Петербург, 2008.
Лозинг В.Р. Основы гуманитарного образования. Кемерово, 2008.
Попов А.А. Философия открытого образования. Социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.
Попов В. А. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия , 2010. – 203 с.
Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевыепонятия и тексты /Вадим Руднев. Москва: Аграф , 2009. – 543 с.
Румянцева Н.Л. Человек развивающийся. Путь к единой культуре). Системно-диалектический подход /Н. Л. Румянцева. Москва: URSS: [Либроком] , 2009. – 220 с.
Сазонова Л.И. Память культуры. Наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени /Л. И. Сазонова; [отв. ред. А. Л. Топорков]; Учреждение Российской академии наук, Институт мировой литературы. Москва: Рукописные памятники Древней Руси , 2012. – 471 с.
Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для вузов / Г. В. Стадников. Москва: Академия , 2009. – 168 с.
Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учебное пособие для исторических факультетов университетов: [в 5 кн.]: кн. 2: Лекции по раннему Средневековью / С. А. Васютин /Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Государственный университет гуманитарных наук, Научно-образовательный центр по истории; под ред. С. А. Васютина. - Москва: Университет , 2008. – 407 с.
Дополнительная литература:
Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986.
Бахшян З. Шефство и тьюторство: точки пересечения. История одного школьного проекта // Лицейское и гимназическое образование. – 2009. – № 4. – С. 14-18.
Беспалова Г. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы. – 2007. – № 7. – С. 51-58.
Барбагира А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. – М: Высшая школа, 1979.
Бочкарева С. М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 9-11.
Бочкарёва С.М. История тьюторства // Российский научный журнал. – 2009. – № 3. – С. 124-129.
Вилл Н.И. Взгляд на систему образования Великобритании / Н.И. Вилл, А.В. Леонтович, А.С. Саввичев // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 145-150. О практике организации продуктивного обучения в системе среднего и высшего образования Англии.
Волошина Е.А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов / Е. А. Волошина // Перемены. – 2009. – № 3. – С. 61-75.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6-ти томах, Т.2, М.: педагогика, 1982.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ! века. Новые ценности образовании, М., 1996, вып.6.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Григорьев Д. Сетевой клуб тьюторов в сфере воспитания / Д. Григорьев, П. Степанов // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 6. – С. 39-52.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2001.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения М., 1989.
Жураковский Г.Е. Очерки по античной истории педагогики. М.,1963.
Иванов А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика // Школьные технологии. – 2009. – № 3. – С. 109-116.
Игнатович Ю.В. История английских университетов. – СПб, 1861.
Иллич И. Освобождение от школ. М., Просвещение, 2007.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.
Ковалёва Т. Метафора открытости: [о тьюторстве в школе] // Лицейское и гимназическое образование. – 2008. – № 4. – С. 23-28.
Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. – М.: Чистые пруды, 2008. – 30 с.
Крылова Н. Б. Тьютор – новый тип педагога в условиях индивидуализации образования // Управление современной школой. Завуч. – 2009. – № 5. – С. 61-70.
Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века [Текст]/ Ж. Ле Гофф. – Долгопрудный, 1997г.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.
Поппер К. Открытое общество и его враги. М.,1992.
Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для чтения. М., 1991.
Открытое образование и региональное развитие: концепции и практики индивидуализации. Томск, 2000.
Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. – C. 49-57.
Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов). Вестник Томского гос. ун-та №2(6). – 2009.
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
Слободчиков В.И., Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. – 328с.
Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. Томск, 2001.
Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения М., 1990.
Фрумин И.Д. Тайны школы. Красноярск: КГУ, 1999.
Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования. Вестник № 11, 2003.
Электронные ресурсы
Афанасьев Ю. Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция. – М., 1999. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yuri-afanasiev.ru/articles/books_1999_11.htm
Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 376 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/index.php
Гофф Ле Ж. Интеллектуалы в средние века Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff_Int/index.php
|