Школы двфу





Скачать 203.57 Kb.
НазваниеШколы двфу
Дата публикации15.01.2015
Размер203.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы

лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)



ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСТВА
Направление– 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании
Форма подготовки (очная)


Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс 1, 2 семестры 1, 3

лекции

практические занятия - 30 (час.)

лабораторные работы - 36 (час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки - 66 (час.)

самостоятельная работа - 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет 1 семестр

экзамен 3 семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования: протокол №12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. ____________________2012 г.

Составитель: Боровкова Т.И.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Данный учебный курс входит в вариативную часть профессионального цикла регионального (вузовского) компонента образовательной программы магистратуры «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» профессиональной подготовки по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование».

Дисциплина «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» логически и содержательно связана с профессиональным (специальным) циклом – с дисциплинами «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». В общенаучном цикле осуществляется связь с дисциплиной «Философия образования и науки».

Дисциплина «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства» читается в первом семестре первого курса и третьем семестре второго курса. Дисциплина состоит из курса практических и лабораторных занятий. Итоговой контроль предполагает зачет, проводимый в первом семестре и экзамен в третьем семестре.

Цель освоения дисциплины: формирование представлений об основаниях индивидуального образования в современном мире как глубокой философской и исторической педагогической практики, построения опор деятельности тьютора в современных тенденциях открытого.

Задачи дисциплины:

  1. Сравнить различные точки зрения в истории культур на восприятие образа ребенка и взрослого, ребенка и педагога социумом.

  2. Рассмотреть идею тьюторства через призму истории индивидуального образования.

  3. Сформировать представление о философских и исторических основаниях развития современных образовательных практик, основанных на идеях наставничества и взаимообучения.

  4. Работать с личным опытом магистрантов в целях определения их оснований интериоризации позиции тьютора.

  5. Раскрыть основное значение тьюторской деятельности в современном образовании, опираясь на анализ вызовов современного общества к практикам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

  6. Рассмотреть тенденции развития образования к открытости и индивидуализации и актуальные принципы построения современных образовательных практик.

  7. Актуализировать известные ранее философские, педагогические и психолого-педагогические понятия, входящие в основания теоретической подготовки тьютора.

  8. Развить у магистрантов готовность различать в практике взаимодействия субъектов образовательного процесса ситуации, требующие подключения тьюторской педагогической позиции.

  9. Оптимизировать стремление магистрантов к профессиональному росту и личностному самосовершенствованию.

Дисциплина взаимосвязана с профессиональным (специальным) циклом: внутри цикла – с дисциплиной «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании» и «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». В общенаучном цикле осуществляется связь с дисциплиной «Философия образования и науки». В вариативной части осуществляется связь с дисциплиной «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные социально-экономические и философские предпосылки появления и закрепления на разных исторических этапах идеи индивидуального образования;

  • цели и задачи образовательных учреждений и организаций в ходе процессов модернизации отечественного образования;

  • основные теоретические основания тьюторской деятельности;

  • принципиальные схемы и способы тьюторского действия;

  • методы тьюторского сопровождения;

  • общие способы оценки эффективности тьюторского действия;

уметь:

  • анализировать и сравнивать исторические контексты различных социально-педагогических теорий и практик;

  • актуализировать личные основания для решения задач тьюторского целеполагания и планирования;

  • выявлять проблемы индивидуального развития и освоения, требующие разворачивания тьюторского сопровождения;

  • анализировать потенциальные возможности образовательного пространства для решения задач тьюторского сопровождения на разных ступенях системы образования;

  • решать задачи тьюторского целеполагания и планирования;

  • использовать полученные знания в принятии решения о выборе той или иной модели тьюторского сопровождения для реализации в практике образования;

  • вырабатывать критерии эффективности тьюторского сопровождения и на их основе оценивать качество реализуемых тьюторских проектов;

  • умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

владеть:

  • способами анализа проблем научной и образовательной деятельности;

  • основными методами решения проблем развития науки;

  • основными методами решения проблем развития современного образования;

  • способами работы с различными источниками педагогических знаний;

  • основными видами образовательной деятельности;

  • способами и методами решения задач инновационного развития образовательного учреждения;

  • основными способами прогнозирования, проектирования и моделирования.

В результате изучения дисциплины студент должен будет обладать следующими компетенциями:

готовностью:

  • использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);

  • к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);

способностью:

  • ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);

  • выполнять супервизию «молодого специалиста» (ПКНМ-9);

  • превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10);

  • организовывать рефлексию профессионального опыта (собственного и других специалистов) (ПКНМ-8).


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Теоретический курс не предусмотрен учебным планом.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лабораторные работы (36 час.)

Занятие 1-3.

Тема. Становление университета как нового социокультурного института (6 час.), с использованием методов активного обучения – прием технологии развития критического мышления «Чтение с остановкой», построение кластерной схемы и составление интеллект-карты.

Занятие 4-6.

Тема. Выявление собственного вопроса (образовательного запроса) изучения дисциплины «Исторические истоки тьюторства» (6 час.), с использованием методов активного обучения – контент-анализ текстов, отобранных для составления мини-учебника по выбранному вопросу истории тьюторства.

Занятие 7-9.

Тема. Обобщение результатов поиска литературы и электронных ресурсов по теме своего исследования (вопроса) (6 час.), с использованием методов активного обучения – составление электронного портфолио, интеллект-карт по изученным источникам.

Занятие 10-12.

Тема. Составление тезауруса, библиографии и аннотаций к библиотечным ресурсам по своей теме изучения истории тьюторства (6 час.), с использованием методов активного обучения – обработка и интерпретация результатов работы с текстами.

Занятие 13-15.

Тема. Исторические истоки тьюторства (6 час.), с применением методов активного обучения – выполнение творческого задания по созданию электронной мини-хрестоматии по курсу с обсуждением продуктов в сети Интернет.

Занятие 16-18.

Тема. Определение критериев и показателей качества тьюторского сопровождения (6 час.), с применением методов активного обучениядискуссия (как технология группового взаимодействия) на тему «Показатели индивидуального прогресса и показатели оценивания результатов процесса индивидуализации в ходе тьюторского сопровождения».

Практические занятия (30 час.)

Занятие 1-3.

Тема. История педагогики как история отношений становящегося человека и его наставника (6 час.)

Вопросы для подготовки семинара.

  1. Ребенок в истории человеческой цивилизации объект или субъект?

  2. Тьюторство как основа любой педагогической деятельности.

  3. История педагогики как история отношений становящегося человека и его наставника.

Занятие 4-6.

Тема. Тьюторство как эффективный ресурс развития образования

(4 час.).

Вопросы для подготовки конференции.

1.Взаимосвязь вызовов к современному образованию, тенденций открытости и индивидуализации образования и направлений модернизации образования, заявленных образовательной политикой государства.

2.Понятие Индивидуальной образовательной программы (ИОП). Анализ структуры и содержания индивидуальной образовательной программы.

Занятие 7-8.

Тема. Тьютор как новая педагогическая позиция (4 час.)

Вопросы для дискуссии.

1.Позиции учителя и тьютора: различия ценностных ориентиров, функционала, способа действия. Выявление видов профессиональной деятельности тьютора на материале художественного описания жизни героя.

2.Особенности целеполагания тьютора, пробно-продуктивный характер его действий.

3.Проектирование и сопровождение – два основных режима работы тьютора.

Занятие 9-10.

Тема. Тьюторское сопровождение как основной вид тьюторской деятельности (4 час.).

Вопросы для раскрытия темы.

  1. Образовательное пространство: общее понятие и специфические характеристики.

  2. Индивидуальные образовательные движение, программа и траектория. Анализ образца педагогического действия как примера тьюторского сопровождения.

  3. Деловая коммуникация участников образовательного процесса: роль и значение тьюторского действия. Описание образовательного движения обучающегося.

Занятие 11-13.

Тема. Основы тьюторской деятельности (6 час.).

Вопросы для раскрытия темы.

  1. Модели тьюторской деятельности и масштаб тьюторского действия.

  2. Образовательный опыт и ресурсное обеспечение процесса образования. Возрастная периодизация и работа тьютора на разных ступенях общего образования.

  3. Планирование и организация группового образовательного события. Специфика планирования работы тьютора в ходе сопровождения образующегося.

Занятие 14-16.

Тема. Результаты тьюторской деятельности (6 час.).

Вопросы для раскрытия темы.

  1. Оценка результативности тьютора в разных линиях его работы. Определение и прорисовка «рабочего профиля» тьютора.

  2. Мониторинг образовательной деятельности. Составление карты собственного образовательного движения.


Ш. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к зачету:

  1. Исторический контекст возникновения тьюторства.

  2. Философско-методологические основания индивидуального образования.

  3. Концепции воспитания и идея тьюторства в них.

  4. Образы ребенка в истории разных цивилизаций.

  5. Современный опыт тьюторства в образовании.

  6. В чем состоит педагогическая миссия тьютора?

  7. Тьюторство как возможность обновления современного образования.

  8. Идея тьюторства как ресурс развития образования на разных исторических этапах и в разных культурах.

  9. Взгляд на ребенка с позиции социально-педагогического детерменизма и утопически-гуманистических идей.

  10. Педагогические концепции XX в.

  11. Традиции гуманистического воспитания в России.

  12. Реализация идеи наставничества и взаимообучения в истории образования.

  13. Современный опыт тьюторства в образовании.

Вопросы к экзамену

  1. Типология педагогических средств тьютора.

  2. Принципиальные схемы тьюторского действия.

  3. Модели тьюторского сопровождения в общем образовании.

  4. Что такое индивидуальная образовательная траектория?

  5. Характеристики образовательного пространства.

  6. Образовательное событие: его значение, особенности планирования и проведения.

  7. Условия и источники получения образовательного опыта.

  8. Картирование как прием работы тьютора.

  9. Сценирование как прием работы тьютора.

  10. Различие эффектов и результатов в поле образования.

  11. Мониторинг образовательной деятельности детей, приемы фиксации образовательных достижений.

  12. Критерии успешности и возможности оценки качества тьюторского сопровождения.

  13. Оценка результативности тьюторской деятельности в разных линиях его работы.

  14. Квалификационные характеристики тьютора.

  15. Каковы возможные направления самосовершенствования тьютора?

  16. Общий способ тьюторской деятельности и три направления работы тьютора.

  17. Методы поддержки и сопровождения индивидуального образовательного движения.

  18. Уместность педагогического действия тьютора, его приоритеты в поле образования.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Наличие каких проблем современного массового образования вызывают необходимость реализации идеи тьюторства?

  2. В чем суть и взаимосвязь тенденций открытости и индивидуализации?

  3. Понятие открытого образования. Индивидуальная образовательная программа как способ существования в открытом образовании.

  4. Тьюторское сопровождение и идея развития в образовании.

  5. Как введение позиции тьютора может изменить работу образовательного учреждения?

  6. В чем состоит педагогическая миссия тьютора?

  7. Какие образцы успешного тьюторского сопровождения Вы можете привести в качестве примера?

  8. В чем различие педагогической позиции тьютора и учителя (психолога, воспитателя, социального педагога)?

  9. Как проявляется пробно-продуктивный характер педагогических действий тьютора?

  10. Цель и задачи тьюторского сопровождения.

  11. Каковы виды профессиональной деятельности тьютора?

  12. Проектирование индивидуальной образовательной программы.

  13. Сопровождение индивидуальной образовательной программы.

  14. Планирование и организация групповых образовательных событий.

  15. Как организовать сотрудничество субъектов образовательного процесса в ходе реализации тьюторского проекта?

  16. Проектирование образовательной среды и пространства.

  17. Особенности целеполагания и планирования тьюторского действия.

  18. Как рождается тьюторский проект?

  19. Проблема оценки участия в тьюторском проекте различных субъектов образовательного процесса.

  20. Понятие «тьюторского концепта». Почему возникает необходимость самоопределения тьютора?




  1. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература

  1. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков / В.Г. Васильевский; отв. ред.: Г. Е. Лебедева, С. Е. Федоров. - Санкт-Петербург: Алетей, 2008. – 646 с.

  2. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса / [Ф.Дж. Альтбах, А.Бернаскони, И. Фрумин и др.]; под ред. Филиппа Дж. Альтбаха и Джамиля Салми; [пер. Н. Шульгина]. Москва : Весь мир , 2012. – 382 с.

  3. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: в 2 т. : т. 1 : Языческий эпос. Клерикальная литература. Национальный героический эпос. Рыцарская литература / Уральский государственный университет; [сост. : Л. А. Назарова, О. Н. Турышева]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета , 2008. – 447 с.

  4. Зарубежная литература средних веков: хрестоматия: в 2 т. : т. 2 : Городская литература. Ученая литература. Литература предвозрождения / Уральский государственный университет; [сост.: Л. А. Назарова, О. Н. Турышева]. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета , 2008. – 259 с.

  5. История Средних веков : учебник для вузов : [в 2 т.] : т. 1 / [ред. кол. : М. А. Бойцов, Л. М. Брагина, С. П. Карпов и др.] ; под ред. С. П. Карпова ; Московский государственный университет. [Москва]: Изд-во Московского университета , 2010. – 680 с.

  6. История западноевропейской литературы средних веков: идеограммы, схемы, графики: учебник-хрестоматия /О. И. Федотов. Москва: Флинта: Наука , 2011. – 159 с.

  7. История зарубежной психологии конца XIX - начала XX века: хрестоматия: учебное пособие /Российская академия образования, Московский психолого-социальный институт. Москва: Флинта: Изд-во Московского психолого-социального института , 2009. – 131 с.

  8. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. С-Петербург, 2008.

  9. Лозинг В.Р. Основы гуманитарного образования. Кемерово, 2008.

  10. Попов А.А. Философия открытого образования. Социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.

  11. Попов В. А. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов /В. А. Попов; под ред. В. А. Сластенина. Москва: Академия , 2010. – 203 с.

  12. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевыепонятия и тексты /Вадим Руднев. Москва: Аграф , 2009. – 543 с.

  13. Румянцева Н.Л. Человек развивающийся. Путь к единой культуре). Системно-диалектический подход /Н. Л. Румянцева. Москва: URSS: [Либроком] , 2009. – 220 с.

  14. Сазонова Л.И. Память культуры. Наследие Средневековья и барокко в русской литературе Нового времени /Л. И. Сазонова; [отв. ред. А. Л. Топорков]; Учреждение Российской академии наук, Институт мировой литературы. Москва: Рукописные памятники Древней Руси , 2012. – 471 с.

  15. Стадников Г.В. Зарубежная литература и культура Средних веков, Возрождения, XVII века: учебник для вузов / Г. В. Стадников. Москва: Академия , 2009. – 168 с.

  16. Учебно-методический комплекс по истории Средних веков: учебное пособие для исторических факультетов университетов: [в 5 кн.]: кн. 2: Лекции по раннему Средневековью / С. А. Васютин /Российская академия наук, Институт всеобщей истории, Государственный университет гуманитарных наук, Научно-образовательный центр по истории; под ред. С. А. Васютина. - Москва: Университет , 2008. – 407 с.

Дополнительная литература:

  1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М., 1986.

  2. Бахшян З. Шефство и тьюторство: точки пересечения. История одного школьного проекта // Лицейское и гимназическое образование. – 2009. – № 4. – С. 14-18.

  3. Беспалова Г. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы. – 2007. – № 7. – С. 51-58.

  4. Барбагира А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. – М: Высшая школа, 1979.

  5. Бочкарева С. М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 9-11.

  6. Бочкарёва С.М. История тьюторства // Российский научный журнал. – 2009. – № 3. – С. 124-129.

  7. Вилл Н.И. Взгляд на систему образования Великобритании / Н.И. Вилл, А.В. Леонтович, А.С. Саввичев // Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 145-150. О практике организации продуктивного обучения в системе среднего и высшего образования Англии.

  8. Волошина Е.А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов / Е. А. Волошина // Перемены. – 2009. – № 3. – С. 61-75.

  9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6-ти томах, Т.2, М.: педагогика, 1982.

  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

  11. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ! века. Новые ценности образовании, М., 1996, вып.6.

  12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

  13. Григорьев Д. Сетевой клуб тьюторов в сфере воспитания / Д. Григорьев, П. Степанов // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 6. – С. 39-52.

  14. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2001.

  15. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения М., 1989.

  16. Жураковский Г.Е. Очерки по античной истории педагогики. М.,1963.

  17. Иванов А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика // Школьные технологии. – 2009. – № 3. – С. 109-116.

  18. Игнатович Ю.В. История английских университетов. – СПб, 1861.

  19. Иллич И. Освобождение от школ. М., Просвещение, 2007.

  20. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.,1991.

  21. Ковалёва Т. Метафора открытости: [о тьюторстве в школе] // Лицейское и гимназическое образование. – 2008. – № 4. – С. 23-28.

  22. Колосова Е. Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. – М.: Чистые пруды, 2008. – 30 с.

  23. Крылова Н. Б. Тьютор – новый тип педагога в условиях индивидуализации образования // Управление современной школой. Завуч. – 2009. – № 5. – С. 61-70.

  24. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века [Текст]/ Ж. Ле Гофф. – Долгопрудный, 1997г.

  25. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

  26. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.,1992.

  27. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

  28. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для чтения. М., 1991.

  29. Открытое образование и региональное развитие: концепции и практики индивидуализации. Томск, 2000.

  30. Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения [Тескт]/ А. А. Попов. – Томск, 1996. – C. 49-57.

  31. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов). Вестник Томского гос. ун-та №2(6). – 2009.

  32. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.

  33. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.

  34. Слободчиков В.И., Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Учебное пособие для вузов. М., 2000.

  35. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. – 328с.

  36. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. Томск, 2001.

  37. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Томск, 2005.

  38. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения М., 1990.

  39. Фрумин И.Д. Тайны школы. Красноярск: КГУ, 1999.

  40. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования. Вестник № 11, 2003.

Электронные ресурсы

  1. Афанасьев Ю. Н. Западная рационалистическая традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция. – М., 1999. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yuri-afanasiev.ru/articles/books_1999_11.htm

  2. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр./ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 376 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/index.php

  3. Гофф Ле Ж. Интеллектуалы в средние века Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff_Int/index.php

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школы двфу iconТурции Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности...
Подготовила Колоколова Ирина, студентка 4 курса специальности «Социология» Школы гуманитарных наук (УФ) двфу
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Направление / специальность — 071401. 65, Социально-культурная деятельность Форма подготовки очная
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Название кафедры – Продукты питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу школа биомедицины
Заведующий кафедрой продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Психология управления образованием Форма подготовки...
Школы двфу iconШколы двфу
Направление– 050400. 68. Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Тьюторское сопровождение в образовании Форма...
Школы двфу iconЛичная жизнь и семья Происхождение
Подготовила Литовченко Любовь, студентка бакалавриата 3 курса специальности «История и Обществознание» Школы педагогики двфу
Школы двфу iconСтрахи детей младшего школьного возраста
Подготовила студентка II курса, специальности «Педагогика и психология» Высшей школы педагогики двфу заводиленко Алёна
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу шикс
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconО кафедре в 2011 году в рамках слияния крупнейших вузов Приморья...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Школы двфу iconТрадиционная корейская система семейных ценностей
...
Школы двфу iconШколы двфу
Рабочая программ составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Школы двфу iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...
Школы двфу iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск