Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.04.2014
Размер128.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УМКД дисциплины Экологическое образование и просвещение

Разработчики:

Христофорова Н.К.

Идентификационный номер: УМКД17 (111)-022000- М2.ОД.В.5-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре экологии ШЕН

Лист из



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа Естественных ДВФУ

133452

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Направление 022000.68 - Экология и природопользование

Магистерская программа «Экологический мониторинг»

Форма подготовки очная

Название школы ДВФУ Школа Естественных Наук

Название кафедры Экологии

курс ___1____ семестр _2__

лекции __ (час.)

практические занятия 48__час.

семинарские занятия____час.

лабораторные работы_______час.

всего часов аудиторной нагрузки___48_ (час.)

самостоятельная работа ___69__ (час.)

подготовка к экзамену

контрольные работы

зачет

экзамен _2_ семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.

Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.

Составитель: Христофорова Н.К.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа дисциплины «Экологическое образование и просвещение» разработана для студентов 1 курса магистратуры по направлению 022000.68 «Экология и природопользование» магистерской программы «Экологический мониторинг» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Экологическое образование и просвещение» входит в обязательную часть профессионального цикла М2. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.

Учебным планом предусмотрены семинарские занятия (48 часов), самостоятельную работу студента (69 часов) и подготовку к экзаменационным испытаниям (27 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре.
Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Дисциплина «Экологическое образование и просвещение» относится к профессиональному (специальному) циклу (М2) (обязательные дисциплины) магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование. Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать предварительными знаниями о базовых положениях фундаментальных разделов экологии. Содержательно и методически этот курс связан с другими дисциплинами: «Природное и культурное наследие», «Концепция экологии: история и современные проблемы», «Современные проблемы экологии и природопользования», «Теория и методология научного исследования» и др.

Цель курса – дать студентам знания о современном экологическом образовании.

Задачи:

- дать представления об уровнях экологического образования и необходимости соблюдения условий его непрерывности;

- познакомиться со специальностями и направлениями,

- изучить методологические и методические основы освоения и популяризации экологического знания.

Центральное место в данном курсе занимает понятие экологического и нравственного императива - т.е. совокупности условий и морально-нравственных ценностей, выполнение которых обязательно для всех людей, живущих на планете.

Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:

профессиональных (ПК):

  • способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирический данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований (ПК-1);

  • глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистпатуры (ПК-2);

  • владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);

  • использованием современных методов обработки и интерпретции экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);

  • умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);

  • способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);

  • умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);

  • знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);

  • способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлении производственными процессами (ПК-9);

  • умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);

  • готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-анлитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);

  • обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).


I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Лекционные занятия учебным планом не предусмотрены.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Семинарские занятия (48 час.).
Занятие 1. Общие принципы экологического образования. Уровни, концепции и методология экологического образования (4 часа).

  1. Определение и суть экологического образования

  2. Принципы экологического образования

  3. Уровни экологического образования

  4. Методология и методы экологического образования

Занятие 2. Экологические знания и семья (4 час.).

  1. Семья и образ жизни

  2. Привитие экологических знаний

  3. Экологическое развитие детей разного возраста

  4. Пример родителей и формирование образа жизни


Занятие 3. Непрерывное экологическое образование: семья, школа, вуз (4 час.).

  1. Экологическое образование в семье и дошкольных учреждениях

  2. Экологическое образование в школе

  3. Экологическое образование в вузах

  4. Необходимость непрерывности экологического образования

  5. Опыт непрерывного экологического образования в РФ и зарубежных странах

Занятие 4. Экологическое просвещение и информатизация общества (4 час.).

  1. Задачи и способы экологического просвещения

  2. Средства массовой информации в современном обществе

  3. Популяризация экологических задач и проблем средствами массовой информации (СМИ)

  4. Положительное и негативное влияние СМИ на общественное мнение

Занятие 5. Экологическое образование и производства (4 час.).

  1. Экологические принципы организации безопасности производств

  2. Значение экологических знаний для внедрений систем экологической политики и экологического менеджмента на предприятиях

  3. Экологические риски предприятий

  4. Рост экологически образованных кадров для производств

Занятие 6. Экологическое образование в техническом вузе (4 час.).

  1. Необходимость базового экологического образования для студентов технических специальностей

  2. Прикладные и фундаментальные разделы экологии

  3. Решение практических задач и постановка практикумов


Занятие 7. Экологическое образование и туризм (4 час.).

  1. Дикий туризм и воздействие на окружающую среду

  2. Основные принципы экологического туризма

  3. Реализация экологического образования путем организации экотуров

  4. Экотуризм и бизнес

  5. Экологическое образование в разных формах ООПТ.

Занятие 8. Экологическое образование и качество жизни (4 час.).

  1. Экологические маркировки

  2. Экологические стандарты и продукты питания

  3. Экологические стандарты и качество жизни человека

  4. Экологическая безграмотность и риски здоровью человека

  5. Экологическое знание и профилактика заболеваний

Занятие 9. Общественные организации и движения (4 час.).

  1. Общественные экологические организации на территории РФ

  2. Международные общественные экологические организации

  3. Программы деятельности экологических общественных организаций

  4. Экологические акции и движения – эффективность и пиар

Занятие 10. Роль экологических форумов и конференций в экологическом образовании (4 час.).

  1. Региональные, всероссийские и международные экологические конференции

  2. Значение научных, научно-методических и научно-практических конференций в решении экологических проблем

  3. Развитие экологического образования путем проведения конференций и форумов

Занятие 11. Экологическое образование и устойчивое развитие (4 час.).

  1. Концепция устойчивого развития

  2. Переход на стратегию устойчивого развития и общественное мнение

  3. Экологизация населения и экологическая сознательность

  4. Устойчивое развитие и социально-экономическая обстановка в странах мира

Занятие 12. Экологическое образование в вузах РФ и зарубежных вузах (4 час.).

  1. Образовательные программы бакалавриата и магистратуры в области экологии в вузах

  2. Аспирантура и научно-исследовательская деятельность

  3. Практики и практикумы

III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к экзамену:

  1. Методы экологического образования

  2. Непрерывное экологическое образование: семья, школа,

  3. Общественные организации и движения

  4. Общие принципы экологического образования. Уровни, концепции и методология экологического образования

  5. Развитие экологического образования в России

  6. Региональные особенности экологического образования в РФ

  7. Роль экологических организаций в экологизации общества

  8. Роль экологических форумов и конференций в экологическом образовании

  9. Средства массовой информации и экологическое просвещение

  10. Формирование экологической политики предприятия

  11. Фундаментальные знания экологии для разных областей науки и техники

  12. Экологические знания и семья

  13. Экологические инновации

  14. Экологический и нравственный императив

  15. Экологическое образование в вузах РФ

  16. Экологическое образование в зарубежных странах

  17. Экологическое образование в техническом вузе

  18. Экологическое образование и качество жизни

  19. Экологическое образование и производства

  20. Экологическое образование и туризм

  21. Экологическое образование и устойчивое развитие

  22. Экологическое просвещение и информатизация общества

  23. Экология и семья


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ

Курсовые работы и рефераты по дисциплине «ГИС-технологии в экологии» не предусмотрены.
V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

  1. Волобуева Н. Г., Тертицкая И. П. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие. Магадан : [Изд-во Северо-Восточного университета] , 2008. Объем 235 с.

  2. Попов В. А.; под ред. Сластенина В. А. История педагогики и образования : учебное пособие для вузов. Москва : Академия , 2010. 203 с. : табл.

  3. Алташина В. Д., Лукьянец И. В., Полубояринова Л. Н. и др. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения : учебник для вузов. Москва : Академия , 2010. 240 с.: табл.

  4. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии : учебник для вузов. М. : Академия , 2009. 208c.

  5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. Москва : Академия , 2005. 222 с. : ил.

Дополнительная литература:

  1. Моисеев Н.Н. Быть или не быть … человечеству? М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 312 с.

  2. Моисеев Н.Н. Мир ХХ1 века и христианская традиция // Экология и жизнь. 2003. № 1. С.6-10.

  3. Моисеев Н.Н. Конфликт глазами математика // Экология и жизнь. 2004. № 3. С. 4-6.

  4. Программа действий. Повестка на 21 век / Сост. Майкл Киттинг. Женева, Швейцария: Центр за наше общее будущее. 1993. 70 с.

  5. Самсонов А.Л. Посеявший ветер пожнет бурю // Экология и жизнь. 2003. № 1. С.30-33.

  6. Врищ А.Э., Христофорова Н.К. Красные книги и их значение для образования и просвещения//Изв. ТИНРО. 2009. Т. 158. С. 212-222.

  7. Врищ А.Э. Урок "Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение" / А.Э. Врищ//Биология в школе. 2011. №2. С. 35-38.

  8. Врищ А.Э., Суховеева М.В. Макрофиты (водоросли и морские травы) морей Дальнего Востока России (плакат и справочное пособие). Фонд «Феникс», ПИГШКРО. Владивосток, 2006. 20 с.

  9. Растения и животные Японского моря: краткий атлас-определитель. / Сост. А.Э. Врищ. Фонд «Феникс», Project AWARE (UK), - ДВГУ. Владивосток, 2007. 488 с.

  10. Баркалов В.Ю., Врищ A3., Крестов П.В., Якубов В.В.. Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель. ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS. Владивосток, ГУН ИГЖ «Дальпресс», 2012. 474 с.

  11. Тигр амурский и биоразнообразие Уссурийской тайги: Учебно-методическое пособие с электронным приложением / Сост. А.Э. Врищ - Владивосток: Изд-во ПКИППКРО, 2010. 158 с.

  12. Уроки леопардоведения: учебное пособие с электронным приложением / Под ред. А.Э. Врища. - Владивосток: ПИГШКРО, 2009. 70 с.

  13. Морские обитатели юга Дальнего Востока России (электронное учебно-

  14. наглядное пособие). [Электронный ресурс]. Сост. А.Э. Врищ «Феникс», ПИППКРО, Владивосток, 2006.

  15. Обитатели Японского моря (электронное учебное пособие для школ, экологических центров, образовательных учреждений ДВР). [Электронный ресурс]. Сост. А.Э. Врищ AWARE, Фонд «Феникс», НОЦ ДВГУ, № 0320400630, 2004.

  16. Хрестоматия по биологическому разнообразию Приморского края (зоология) (электронное учебно-наглядное пособие). [Электронный ресурс]. Сост. А.Э. Врищ Фонд «Феникс», ПИППКРО, Владивосток, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Захаров В.М. (ред.) Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. - 340 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/644381/

  2. Назаренко В.М. (ред.). XVII Международная конференция Экологическое образование в интересах устойчивого развития. Российская конференция Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики. Москва, 29-30 июня 2011: материалы и доклады / Зелёный крест, сост. А.В. Фёдоров. – М.: Изд-во Зелёного креста, 2011. – 338 с., ил. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1034651/

  3. Казанцева Д.Б., Солоха Д.В. (ред.) Экологическое образование и экологическая культура населения. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 – 191 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1127615/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск