МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»(ДВФУ)
Школа Естественных ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕНаправление
022000.68 - Экология и природопользованиеМагистерская программа «
Экологический мониторинг» Форма подготовки
очнаяНазвание школы ДВФУ
Школа Естественных НаукНазвание кафедры
Экологиикурс ___1____ семестр _2__
лекции __ (час.)
практические занятия 48_
_час.
семинарские занятия____час.
лабораторные работы_______час.
всего часов аудиторной нагрузки___48_ (час.)
самостоятельная работа
___69__ (час.)
подготовка к экзамену
контрольные работы
зачет
экзамен _2_ семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г.
Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А.
Составитель: Христофорова Н.К.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
АННОТАЦИЯРабочая программа дисциплины «Экологическое образование и просвещение» разработана для студентов 1 курса магистратуры по направлению 022000.68 «Экология и природопользование» магистерской программы «Экологический мониторинг» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «Экологическое образование и просвещение» входит в обязательную часть профессионального цикла М2. Общая трудоемкость дисциплины составляет
4 зачетных единиц
144 часа.
Учебным планом предусмотрены семинарские занятия (
48 часов), самостоятельную работу студента (69 часов) и подготовку к экзаменационным испытаниям (27 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре.
Место дисциплины в структуре ОП магистратуры Дисциплина «Экологическое образование и просвещение» относится к профессиональному (специальному) циклу (М2) (обязательные дисциплины) магистерской программы по направлению 022000.68 -- Экология и природопользование. Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать предварительными знаниями о базовых положениях фундаментальных разделов экологии. Содержательно и методически этот курс связан с другими дисциплинами: «Природное и культурное наследие», «Концепция экологии: история и современные проблемы», «Современные проблемы экологии и природопользования», «Теория и методология научного исследования» и др.
Цель курса – дать студентам знания о современном экологическом образовании.
Задачи:
- дать представления об уровнях экологического образования и необходимости соблюдения условий его непрерывности;
- познакомиться со специальностями и направлениями,
- изучить методологические и методические основы освоения и популяризации экологического знания.
Центральное место в данном курсе занимает понятие экологического и нравственного императива - т.е. совокупности условий и морально-нравственных ценностей, выполнение которых обязательно для всех людей, живущих на планете.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
профессиональных (ПК):
способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирический данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований (ПК-1);
глубоким пониманием и творческим использованием в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистпатуры (ПК-2);
владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-3);
использованием современных методов обработки и интерпретции экологической информации при проведении научных и производственных исследований (ПК-4);
умением разработать типовые природоохранные мероприятия (ПК-5);
способностью проводить оценку воздействия планируемых сооружений или иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду (ПК-6);
умением диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-7);
знанием нормативных документов, регламентирующих организацию производственно-технологических экологических работ (ПК-8);
способностью методически грамотно разрабатывать план мероприятий по экологическому аудиту, контролю за соблюдением экологических требований, экологическому управлении производственными процессами (ПК-9);
умением провести экологическую экспертизу различных видов проектного задания, осуществить экологический аудит любого объекта и разрабатывать рекомендации по сохранению природной среды (ПК-10);
готовностью осуществлять организацию и управление научно-исследовательскими и научно-производственными и экспертно-анлитическими работами с использованием углубленных знаний в области управления природопользованием (ПК-11);
обладанием теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах, умением грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию экологического образования и образования для устойчивого развития (ПК-12).
I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСАЛекционные занятия учебным планом не предусмотрены.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСАСеминарские занятия (48 час.).
Занятие 1. Общие принципы экологического образования. Уровни, концепции и методология экологического образования (4 часа).
Определение и суть экологического образования
Принципы экологического образования
Уровни экологического образования
Методология и методы экологического образования
Занятие 2. Экологические знания и семья (4 час.).
Семья и образ жизни
Привитие экологических знаний
Экологическое развитие детей разного возраста
Пример родителей и формирование образа жизни
Занятие 3. Непрерывное экологическое образование: семья, школа, вуз (4 час.).
Экологическое образование в семье и дошкольных учреждениях
Экологическое образование в школе
Экологическое образование в вузах
Необходимость непрерывности экологического образования
Опыт непрерывного экологического образования в РФ и зарубежных странах
Занятие 4. Экологическое просвещение и информатизация общества (4 час.).
Задачи и способы экологического просвещения
Средства массовой информации в современном обществе
Популяризация экологических задач и проблем средствами массовой информации (СМИ)
Положительное и негативное влияние СМИ на общественное мнение
Занятие 5. Экологическое образование и производства (4 час.).
Экологические принципы организации безопасности производств
Значение экологических знаний для внедрений систем экологической политики и экологического менеджмента на предприятиях
Экологические риски предприятий
Рост экологически образованных кадров для производств
Занятие 6. Экологическое образование в техническом вузе (4 час.).
Необходимость базового экологического образования для студентов технических специальностей
Прикладные и фундаментальные разделы экологии
Решение практических задач и постановка практикумов
Занятие 7. Экологическое образование и туризм (4 час.).
Дикий туризм и воздействие на окружающую среду
Основные принципы экологического туризма
Реализация экологического образования путем организации экотуров
Экотуризм и бизнес
Экологическое образование в разных формах ООПТ.
Занятие 8. Экологическое образование и качество жизни (4 час.).
Экологические маркировки
Экологические стандарты и продукты питания
Экологические стандарты и качество жизни человека
Экологическая безграмотность и риски здоровью человека
Экологическое знание и профилактика заболеваний
Занятие 9. Общественные организации и движения (4 час.).
Общественные экологические организации на территории РФ
Международные общественные экологические организации
Программы деятельности экологических общественных организаций
Экологические акции и движения – эффективность и пиар
Занятие 10. Роль экологических форумов и конференций в экологическом образовании (4 час.).
Региональные, всероссийские и международные экологические конференции
Значение научных, научно-методических и научно-практических конференций в решении экологических проблем
Развитие экологического образования путем проведения конференций и форумов
Занятие 11. Экологическое образование и устойчивое развитие (4 час.).
Концепция устойчивого развития
Переход на стратегию устойчивого развития и общественное мнение
Экологизация населения и экологическая сознательность
Устойчивое развитие и социально-экономическая обстановка в странах мира
Занятие 12. Экологическое образование в вузах РФ и зарубежных вузах (4 час.).
Образовательные программы бакалавриата и магистратуры в области экологии в вузах
Аспирантура и научно-исследовательская деятельность
Практики и практикумы
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСАВопросы к экзамену:
Методы экологического образования
Непрерывное экологическое образование: семья, школа,
Общественные организации и движения
Общие принципы экологического образования. Уровни, концепции и методология экологического образования
Развитие экологического образования в России
Региональные особенности экологического образования в РФ
Роль экологических организаций в экологизации общества
Роль экологических форумов и конференций в экологическом образовании
Средства массовой информации и экологическое просвещение
Формирование экологической политики предприятия
Фундаментальные знания экологии для разных областей науки и техники
Экологические знания и семья
Экологические инновации
Экологический и нравственный императив
Экологическое образование в вузах РФ
Экологическое образование в зарубежных странах
Экологическое образование в техническом вузе
Экологическое образование и качество жизни
Экологическое образование и производства
Экологическое образование и туризм
Экологическое образование и устойчивое развитие
Экологическое просвещение и информатизация общества
Экология и семья
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВКурсовые работы и рефераты по дисциплине «ГИС-технологии в экологии» не предусмотрены.
V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Основная литература:
Волобуева Н. Г., Тертицкая И. П. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие. Магадан : [Изд-во Северо-Восточного университета] , 2008. Объем 235 с.
Попов В. А.; под ред. Сластенина В. А. История педагогики и образования : учебное пособие для вузов. Москва : Академия , 2010. 203 с. : табл.
Алташина В. Д., Лукьянец И. В., Полубояринова Л. Н. и др. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения : учебник для вузов. Москва : Академия , 2010. 240 с.: табл.
Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии : учебник для вузов. М. : Академия , 2009. 208c.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для средних педагогических учебных заведений. Москва : Академия , 2005. 222 с. : ил.
Дополнительная литература:
Моисеев Н.Н. Быть или не быть … человечеству? М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 312 с.
Моисеев Н.Н. Мир ХХ1 века и христианская традиция // Экология и жизнь. 2003. № 1. С.6-10.
Моисеев Н.Н. Конфликт глазами математика // Экология и жизнь. 2004. № 3. С. 4-6.
Программа действий. Повестка на 21 век / Сост. Майкл Киттинг. Женева, Швейцария: Центр за наше общее будущее. 1993. 70 с.
Самсонов А.Л. Посеявший ветер пожнет бурю // Экология и жизнь. 2003. № 1. С.30-33.
Врищ А.Э., Христофорова Н.К. Красные книги и их значение для образования и просвещения//Изв. ТИНРО. 2009. Т. 158. С. 212-222.
Врищ А.Э. Урок "Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение" / А.Э. Врищ//Биология в школе. 2011. №2. С. 35-38.
Врищ А.Э., Суховеева М.В. Макрофиты (водоросли и морские травы) морей Дальнего Востока России (плакат и справочное пособие). Фонд «Феникс», ПИГШКРО. Владивосток, 2006. 20 с.
Растения и животные Японского моря: краткий атлас-определитель. / Сост. А.Э. Врищ. Фонд «Феникс», Project AWARE (UK), - ДВГУ. Владивосток, 2007. 488 с.
Баркалов В.Ю., Врищ A3., Крестов П.В., Якубов В.В.. Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель. ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS. Владивосток, ГУН ИГЖ «Дальпресс», 2012. 474 с.
Тигр амурский и биоразнообразие Уссурийской тайги: Учебно-методическое пособие с электронным приложением / Сост. А.Э. Врищ - Владивосток: Изд-во ПКИППКРО, 2010. 158 с.
Уроки леопардоведения: учебное пособие с электронным приложением / Под ред. А.Э. Врища. - Владивосток: ПИГШКРО, 2009. 70 с.
Морские обитатели юга Дальнего Востока России (электронное учебно-
наглядное пособие). [Электронный ресурс]. Сост. А.Э. Врищ «Феникс», ПИППКРО, Владивосток, 2006.
Обитатели Японского моря (электронное учебное пособие для школ, экологических центров, образовательных учреждений ДВР). [Электронный ресурс]. Сост. А.Э. Врищ AWARE, Фонд «Феникс», НОЦ ДВГУ, № 0320400630, 2004.
Хрестоматия по биологическому разнообразию Приморского края (зоология) (электронное учебно-наглядное пособие). [Электронный ресурс]. Сост. А.Э. Врищ Фонд «Феникс», ПИППКРО, Владивосток, 2006.
Интернет-ресурсы:
Захаров В.М. (ред.) Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. - 340 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/644381/
Назаренко В.М. (ред.). XVII Международная конференция Экологическое образование в интересах устойчивого развития. Российская конференция Образование в области изменения климата и альтернативной энергетики. Москва, 29-30 июня 2011: материалы и доклады / Зелёный крест, сост. А.В. Фёдоров. – М.: Изд-во Зелёного креста, 2011. – 338 с., ил. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1034651/
Казанцева Д.Б., Солоха Д.В. (ред.) Экологическое образование и экологическая культура населения. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 – 191 с. Доступно из: http://www.twirpx.com/file/1127615/