Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География»





Скачать 314.78 Kb.
НазваниеРабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География»
страница1/2
Дата публикации06.11.2014
Размер314.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ
Декан

геолого-географического факультета

___________________Г.М. Татьянин

«____»__________2011 г.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Программа практики

Направление подготовки 021000 География

Магистерская программа

021000.68.01 Физическая география

021000.68.05 Геоморфология


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Форма обучения

Очная
Томск 2011

Одобрено кафедрой географии

Протокол № ____ от «____» _________ 2011 г.
Зав. кафедрой,

доктор геогр. наук _______________ Н.С.Евсеева
Рекомендовано методической комиссией

геолого-географического факультета

председатель комиссии,

доцент _______________________ Н.И. Савина

«____» _____________2011 г.


Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000.68 «География» (квалификация «магистр») (приказ Минобрнауки России N 201 от 22 марта 2010 г.).


Общий объём курса – 216 часов: работа с преподавателем – 26 часов, самостоятельная работа студентов – 190.

Зачёт – в третьем семестре магистратуры.

Общая трудоёмкость курса – 6 зачётных единиц.

Составители:

Ромашова Татьяна Владимировна - к.г.н., доцент кафедры географии,

Каширо Маргарита Александровна

Рецензент:

Евсеева Нина Степановна – д.г.н., профессор, зав. кафедрой географии


  1. ЦЕЛИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Научно-педагогическая практика (НПП) – важнейший компонент и составная часть учебного процесса магистрантов. Цель научно-педагогической практики – овладение магистранта навыками педагогической практической работы. Данный вид практики предполагает приобретение опыта профессионально-педагогической деятельности и готовности к учебно-методической деятельности по планированию географического образования и педагогической работе в вузе.
2. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Основными задачами НПП магистрантов являются:

  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;

  • формирование представления о современных образовательных технологиях;

  • овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий;

  • овладение методикой анализа учебных занятий;

  • формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты своего труда;

  • привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистров.




  1. МЕСТО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП


Программа научно-педагогической практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования по направлению 021000 «География».

Общее руководство и контроль над прохождением НПП магистрантов осуществляет руководитель магистерской программы. Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики осуществляет научный руководитель магистранта.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится с учетом научных интересов магистратов и предусматривает проведение занятей по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов. В связи с разнообразием тем магистерских исследований, научным руководителем, совместно с обучающимся, составляется индивидуальная программа научно-педагогической практики (Приложение 1), которая утверждается заведующим кафедрой.

Научный руководитель:

  • согласовывает программу научно-педагогической практики и календарные сроки ее проведения с руководителем программы подготовки магистрантов;

  • проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы НПП;

  • осуществляет постановку задач по самостоятельной работе студентов в период НПП, оказывает консультационную помощь.


4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Формы проведения научно-педагогической практики магистранта разнообразны – это лекция, семинар, практическое занятие, руководство курсовой работой, самообучение в библиотеках.
5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Место проведения практики может быть различным – кафедра географии Томского государственного.

Прохождение практики возможно на базе образовательных учреждений, предлагаемых магистрантом в порядке его личной инициативы, но согласовано с выпускающей кафедрой.

Время проведения практики установлены в соответствии с учебными планами и календарным графиком учебного процесса: февраль – 2 недели, октябрь – 2 недели.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Выпускник по направлению подготовки « География» со степенью «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • развить и закрепить социально-личностные компетенции, например, компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера; любой вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности, поэтому магистр должен уметь не только сам вписаться в эту среду, но и помочь это сделать студентам младших курсов;

  • уметь проектировать и осуществлять профессиональное самообразование;
  • отработать стратегию и приемы развития и ведения дискуссии, умение задавать вопросы


б) профессиональными (ПК):

  • обладать теоретическими знаниями и практическими навыками для педагогической работы в вузах; уметь грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию географического образования и образования для устойчивого развития (ПК-21).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести опыт профессионально-педагогической деятельности и следующие навыки:

  • ориентироваться в теоретических основах науки преподаваемого предмета;

  • овладеть методами и формами педагогической работы в сфере географического образования.

  • дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;

  • самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;

  • использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;

  • овладеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя;

  • строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;

  • овладеть культурой речи, общения.



7.  СТРУКТУРА, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
7.1. СТРУКТУРА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

п/п


Разделы (этапы) практики

Виды НПП и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля


с преп.

самост

2 семестр магистратуры

1

Ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий

2

40

Собеседование

2

Изучение методической литературы

3

10

Реферат

3

Руководство курсовой работой студентов первого курса

2

20

Собеседование

4

Подготовка тезисов или статьи совместно с курируемым студентом первого курса

1

20

Тезисы (статья)

5

Проверка рефератов у студентов по профильным дисциплинам




10

Собеседование




Итого

108




3 семестр магистратуры

6

Подготовка планов-конспектов занятий (фрагментов занятий)

6

45

Планы-конспекты занятий

7

Проведение и анализ лекционного занятия

2

2

Анализ занятий (по приложению 2)




Проведение и анализ практического занятия

2

2

Анализ занятий (по приложению 2)

8

Взаимопосещение учебных занятий, проводимых магистрантами и их анализ

4

10

Анализ занятий (по приложению 3,4)

9

Разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения

4

20

Тесты для контроля знаний обучающихся

10.

Подготовка отчета по практике




10

Отчет по НПП




Итого

107




Промежуточная аттестация

1

Зачет

ИТОГО:

216




7.2. СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
НПП включает в себя проведение следующих форм работы:

  • ознакомление с программой и содержанием читаемых курсов;

  • ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;

  • самостоятельная подготовка планов-конспектов занятий (Приложение 2) по учебным дисциплинам;

  • подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

  • разработка содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;

  • методически правильное проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия);

  • разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения;

  • взаимопосещение учебных занятий проводимых другими магистрантами и осуществление научно-методического анализа занятий (Приложение 3, 4);

  • проверка рефератов, написанных студентами по профильным дисциплинам, соответствующим специализации магистранта;

  • руководство курсовыми проектами студентов первого курса, подготовка тезисов или статьи со студентами в период консультационных работ.

Конкретное содержание НПП планируется научным руководителем студента-магистранта, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в индивидуальном плане и отчете магистранта по НПП.
На первом этапе НПП с магистрантом проводится собеседование, в ходе которого обучающийся знакомится с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. На этом этапе предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомству с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Для опробации своих ораторских и психолого-коммуникативных способностей, а также возможностей публичного выступления магистранту необходим опыт проведения практических, семинарских и лекционных занятий. Рекомендуется проводить занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области ландшафтоведения. На данном этапе НПП магистрант знакомится с методикой проведения различных видов учебных занятий (лекции, практические и семинарские занятия); в соответствии с тематикой и целями занятий производит подбор и анализ основной и дополнительной литературы, обеспечивающей разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне, а так же осуществляет самостоятельную планов-конспектов занятий (Приложение 2) по учебным дисциплинам.

С целью формирования и развития профессиональных навыков, а также учитывая реализацию компетентностного подхода в высшем образовании, при проведении магистрантом занятий возможно использование активных и интерактивных форм проведения занятий (дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с. Это поможет магистранту не только развить навыки межличностной коммуникации, но и навыки принятия решений, а также лидерские качества.

Руководители практики присутствуют на занятиях, проводимых магистрантами с последующим обсуждением организационных, содержательных, методических и других психолого-педагогических особенностей.

Для овладения методикой анализа учебных занятий, а так же для формирования адекватной самооценки и ответственности за результаты своего труда, в рамках НПП предусматривается посещение обучающимся занятий, проводимых другими магистрантами. В ходе взаимопосещения, производится анализ лекционных, семинарский и практических занятий (Приложение 3, 4).

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Первостепенное внимание при оценке качества лекций должно быть обращено на следующее:

  • научность содержания;

  • логика изложения

  • выразительность и доступность речи;

  • соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей;

  • правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе;

  • соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории;

  • воздействие личности лектора на аудиторию.


При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.

Анализ семинарского (практического занятия) может проводиться по аналогичной схеме. При этом следует учитывать некоторые особенности данной формы обучения, направленные на эффективное достижение учебных целей занятия:

  • наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности;

  • использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности студента;

  • осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала;

  • система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).

  • методически обоснованное применение демонстрационного и раздаточного материала;

  • педагогическая техника преподавателя.

Результатом анализа любого занятия являются общие выводы об эффективности проведенного занятия.

Для привития навыков оценки студенческих научно-исследовательских работ, и контроля знаний учащихся, магистрантам необходима работа по проверке рефератов по профильным дисциплинам и опыт разработки тестовых заданий для оценивания процесса обучения.

Полученные знания и умения магистрант должен уметь передавать другим, что подтвердит его педагогические способности. С этой целью, а так же для формирования умения педагогически правильно строить отношения с обучающимися магистрантам предлагается руководство курсовой работой у студентов первого курса. Подобная деятельность допустима, поскольку магистрант:

  • может помочь с выбором и раскрытием темы, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные универсальные и профессиональные компетенции;

  • знает содержание профессиональной литературы в выбранной области исследования, в том числе зарубежную информацию по теме работы, а также российские нормативные документы;

  • умеет самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности,

  • умеет профессионально излагать специальную информацию,

  • умеет научно аргументировать и защищать свою точку зрения,

  • может оценивать степень достоверности фактов, гипотез, выводов.

По результатам работы со студентом – первокурсником в ходе написания и защиты курсовой работы, магистрантом должны быть написаны тезисы или статья по научной тематике, связанной с темой диссертационного исследования магистранта.

Последним этапом НПП магистрантов является написание отчета по результатам проделанной в период практики работы. По итогам практики магистрант предоставляет на кафедру следующие материалы:

  • планы-конспекты проведенных занятий (Приложение 2);

  • методический анализ занятий, проведенных другими магистрантами (Приложение 3, 4)

  • отчёт магистранта по научно-педагогической практике (Приложение 5).

Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу студента-магистранта во время практики. Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом. Структура отчета определяется формой отчета. Требования к структуре отчета приведены в Приложении 5.

8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Основными формами обучения в вузе являются лекции, практические и лабораторные занятия, производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

Лекция – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем учебного материала. Лекция как способ сообщения знаний имеет большое количество достоинств.

1. Лекция – это путеводитель студентов в дальнейшей самостоятельной учебной и научной работе. Она позволяет сориентировать студентов по рассматриваемой научной проблеме, раскрыть наиболее существенные стороны, дать анализ различных взглядов, указать наиболее значительные научные работы, посвященные данной проблеме.

2. Лекция является не только источником новой научной информации, но и средством формирования научного мышления.

3. Лекция влияет на все остальные формы учебной работы в вузе. В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий она знакомит студентов с предстоящей познавательной деятельностью по усвоению учебного материала, дает обучаемому необходимые для этого ориентиры и является первой в иерархической системе других организационных форм обучения в вузе.

4. В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации (при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым курсам). В таких ситуациях только лектор может методически помочь студентам в освоении учебной дисциплины.

5. Лекция является способом передачи не только когнитивных (набора теорий и фактов), но и аффективных знаний (эмоций). Эмоциональный контакт способствует повышению у студентов мотивации к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками в данной предметной области.

6. Реализация на лекции обратной связи слушатель – лектор способствует выявлению характерных ошибок в восприятии студентами научных знаний (интерактивные компьютерные обучающие программы).

Основные требования к лекции: научность, доступность, системность, наглядность, эмоциональность, обратная связь с аудиторией, связь с другими организационными формами обучения.
Цель практических (семинарских) занятий – закрепление знаний путем вовлечения студентов в решения различного рода учебно-практических задач, выработки навыков пользования картографическим материалом и методами научных исследований, научной и справочной литературой. Практические занятия должны охватывать наиболее важные разделы курса, предусматривающие формирование умений и навыков. На них студенты должны освоить те вопросы, с которыми им придется столкнуться в профессиональной деятельности. Подготовка практического (семинарского) занятия включает подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов, методических материалов, проверку готовности аудиторий, технических средств обучения. Сложность практических занятий рекомендуется наращивать постепенно, но постоянно.

На семинарские занятия, как правило, выносятся самые сложные и спорные вопросы учебного курса. В ходе семинаров могут использоваться активные и интерактивные формы обучения (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных разделов дисциплины, научная дискуссия в форме «круглого стола» и пр.).

При проведении практических (семинарских) занятий студентам надо дать полную самостоятельность, прибегая к разъяснению спорных вопросов только в тех случаях, когда возникают общие для всей аудитории затруднения.
Консультации предназначены для оказания студентам педагогически целесообразной помощи в самостоятельной работе по конкретной дисциплине учебного плана. Они помогают не только студентам, но и преподавателям, являясь своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить степень усвоения студентами программного материала. Студенты должны тщательно готовиться к консультациям, прорабатывать конспект, научно-техническую литературу, чтобы задавать вопросы по существу.

Особое значение имеет консультация лектора перед экзаменом. Она может быть использована для достижения следующих целей: систематизации пройденного материала; разбора наиболее сложных вопросов; анализа наиболее часто встречающихся ошибок; ответов на вопросы студентов по курсу; решения задач экзаменационного типа; информации преподавателя о методике проведения экзамена; решения организационных вопросов, связанных с явкой студентов на экзамен, их поведением на экзамене и т.д.
Курсовое проектирование (КП) – важнейшая составляющая учебного процесса в вузе, как правило, завершающая изучение ряда специальных дисциплин. В ходе КП закрепляются навыки самостоятельного подхода к решению некоторых вопросов, совершенствуются умение, полученные на практических занятиях. Тематика курсового проектирования вытекает из актуальных задач современной науки. Студент должен разработать текстовую часть и графическую документацию, позволяющую создать полное представление об изучаемом объекте проектирования. Законченный КП студент защищает на кафедре перед комиссией из нескольких преподавателей, включая руководителя проектирования. При защите КП студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые решения и результаты проектирования.
Разработка тестовых заданий – творческая и диагностическая деятельность педагога, необходимая для проверки знаний усваиваемых студентами в процессе обучения. Тест – это объективное и стандартизированное измерение, предназначенное для установления количественных и качественных психофизиологических характеристик, а также знаний, умений и навыков испытуемого.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к тестам, являются валидность, надежность, релевантность объективность, дифференциация.

  • Валидность – требование соответствия содержания теста целям обучения, проверяемому признаку или качеству знания.

  • Надежность – требование стабильности показателей при повторных испытаниях равноценными вариантами теста.

  • Релевантность – соблюдение взаимосвязи между содержанием теста и тем, что давалось в процессе обучения.

  • Дифференциация – распределение обучаемых по результатам тестирования на подгруппы в соответствии с уровнем знаний.

  • Объективность – оценки должны быть одинаковы у всех проверяющих преподавателей.

Последовательность вопросов в тестах должна определяться логикой науки и целями тестирования. Оптимальными по объему считаются тестовые задания, состоящие из 10 – 12 вопросов. Обучающая функция контроля значительно увеличивается, если вопросы в задании связываются в логические линии.
9.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
Для успешного проведения практики необходимо усвоение основных методов и приемов проведения научно-исследовательских работ, описанных в литературных источниках, приведенных в пункте 11.
10. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ)
Научно-педагогическая деятельность магистрантов оценивается комплексно, с учетом всей совокупности характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению функций преподавателя вуза. При этом учитываются следующие показатели:

  1. психолого-педагогические и методические знания;

  2. педагогические умения (готовность к выполнению организаторских, коммуникативных, воспитательных функций);

  3. мотивация и интерес к преподаванию профессиональных дисциплин;

  4. степень ответственности и самостоятельности;

  5. качество научно-педагогической и методической работы;

  6. навыки самоанализа и самооценки.


Аттестация по итогам научно-педагогической практики проводится комиссией на основании оформленного отчета, включающего все необходимые приложения, научным руководителем магистранта. По итогам положительной аттестации магистранту выставляется зачет, который заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку.
11. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.К.Бабанский. М., 1977. 282 с.

  2. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате. - М.: ИЦ ПКПС, 2004.

  3. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Логос, 2006. 183 с.

  4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.- М.: Совершенство, 1997. 208 с.

  6. Загашев И.О. , Заир-Бек С.И.  Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 284 с.

  7. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.И.Змеев. М., 2002. 128 с.

  8. Кларин М.В. Технолгии обучения. Идеалы и реальность. Рига: Эксперимент, 1999. 180 с.

  9. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ, 2003. 46 с.

  10. Мкртчян М.А. и др. Теория и технология коллективных учебных занятий. Красноярск: Гротеск, 2005. 183 с. http://www.pedlib.ru/Books/2/0251/2_0251-52.shtml

  11. Психология и педагогика. / Под ред. В.Н.Николаенко, Г.Н. Залесова, Т.В.Андрюшиной и др. М. Новосибирск, 2000. 175 с.

  12. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. Алма-Ата., 1991. 16 с.

  13. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. В.И. Матирко М.: Высшая школа, 1991. 256 с.

  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование. 1998. 256 с.

  15. Современный студент в поле информации и коммуникации // Т.А. Галактионова [и др.]. СПб., 1999. 74 с.

  16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ-ов пед. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. М., 2001. 304 с.


12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Средства обучения – это материальные объекты, при помощи которых преподаватель и студент, используя содержание, методы и организационные формы обучения, достигают поставленные перед ними цели. К средствам обучения относятся учебная книга (учебник, пособие), научное и учебное оборудование лабораторного практикума, демонстрационные модели и устройства, технические средства обучения и т.д.

Важнейшим средством обучения географических дисциплин являются картографические материалы. В связи с этим в процессе обучения специальным дисциплинам должны использоваться топографические карты на территорию России, составляющие часть материальной базы Томского госуниверситета и различные атласы:

  1. Атлас мира. М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

  2. Большой географический атлас мира / Пер. с исп. И. М. Вершининой, И. А. Врублевской. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2004. .

  3. Большой географический атлас школьника. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2001.

  4. Географический атлас. Для учителей средней школы / Гл. ред. Н. И. Блинова. - М.: ГУГК, 1969, 1980..

  5. География материков и океанов. Природа, население, хозяйство. Атлас для 7 класса общеобразовательных учреждений / Отв. ред. Н. Н. Тальская. - Омск: Омская картографическая фабрика, 2004.

Одна из важнейших черт современного образования – применение технических средств обучения (ТСО), предназначенных для улучшения условий педагогического труда, повышения наглядности в обучении. ТСО представляет собой совокупность дидактических материалов и технических устройств, используемых для передачи информации, контроля и обучения. Применение ТСО улучшает дидактические условия учебно-познавательной деятельности, расширяет дидактический инструмент, с помощью которого преподаватель управляет процессом обучения, усиливает информативность изучаемого материала.

Студенты кафедры географии ГГФ ТГУ имеют доступ к персональным компьютерам, аудитории кафедры обеспечены мультимедийным оборудованием, что дает возможность использовать в процессе обучения дидактические средства различного назначения: презентации, электронные учебники, тренажеры, виртуальных лабораторные практикумы

Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Томский государственный университет

Геолого-географический факультет

Кафедра географии»


УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

______________ Н.С.Евсеева

«____»_____________20__ г.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа по дисциплине «География Томской области» является...
Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconСамостоятельная работа 72 час экзамен 2 семестр рабочая программа...
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа дисциплины составлен в соответствии с требованиями...
Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа история направление подготовки «менеджмент»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа психодиагностика направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа этнопсихология направление подготовки «психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа управление проектами направление подготовки «менеджмент»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа транспортное право направление подготовки «юриспруденция»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000. 68 «География» iconРабочая программа история востока направление подготовки «менеджмент»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск