Скачать 194.94 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Учебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики: Мордухович В.В. Идентификационный номер: УМКД.12. (111)-022000-М2.Б.3-2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре экологии ШЕН Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа Естественных ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)Устойчивое развитие 022000.68 «Экология и природопользование» Магистерская программа «Экологический мониторинг» Школа естественных наук ДВФУ Кафедра экологии курс 1 семестр 1 лекции 10 (час.) практические занятия 36 (час.) семинарские занятия________час. лабораторные работы_______час. всего часов аудиторной нагрузки 46 (час.) самостоятельная работа 26 (час.) контрольные работы (количество) зачет 1 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Экология и природопользования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №243 от 29.03.2010 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экологии «_21_» _мая__2012г. Заведующая кафедрой: Галышева Ю.А. Составитель: Мордухович В.В. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Рабочая программа учебной дисциплины «Устойчивое развитие» разработана для студентов 1 курса по направлению 022000.68 «Экология и природопользование» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87). Дисциплина «Устойчивое развитие» является элементом базовой части профессионального цикла. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (10 часов), практические занятия (36 часов), самостоятельная работа студента (26 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в осеннем семестре. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов связанных с взаимодействием Человека и Природы. В ходе изучения дисциплины студенты получают теоретические знания о концепции устойчивого развития (КУР) и практические навыки приложения КУР в научно-исследовательской деятельности, в сфере природопользования и охраны окружающей среды . Содержательно и методически курс «Устойчивое развитие» является логическим продолжением таких дисциплин как «Современные проблемы природопользования», «Философские проблемы естествознания», «История и методология экологии и природопользования» и др. Для полноценного освоения содержания дисциплины студенты должны обладать базовыми знаниями о ландшафтоведении, теоретических основах общей экологии, учения о гидросфере, учении об атмосфере; иметь профессионально профилированные знания фундаментальных разделов общей геологии, теоретической и практической географии и способность их использовать в области устойчивого развития. Знания и навыки, полученные в курсе «Устойчивое развитие», необходимы при изучении других курсов государственного образовательного стандарта: «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» «Экологическое прогнозирование» и других. Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника: профессиональные (ПК):
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- Владеть: навыками практической работы с использованием информационных технологий в области Устойчивого развития. I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Раздел 1. История, проблематика и научные основы устойчивого развития (4 час.) Тема 1. Биологическая и социокультурная эволюция человека; катастрофы и кризисы в историческом прошлом Человечества (2 час.) Эволюция гоминид, биологические и экологические трансформации. Человек разумный, появление, становление, распространение, зарождение культуры, расы человека. Человек разумный как биологический вид – экологические и этологические аспекты. Кризисы и катастрофы в прошлом человечества, социокультурные трансформации, эволюционные векторы развития общества, социокультурная эволюция. Тема 2. Взаимозависимость Человека и Природы, характеристика современного этапа развития общества (2 час.) «Эпохальный» кризис цивилизации, глобализация и обострение социальных, экономических, экологических проблем. Сценарии развития системы Человек-Природа. Алармизм, консервационизм, сциентизм. История формирования концепции устойчивого развития. Сценарии перехода к УР. Повестка 21. Раздел 2. Экологический, экономический, социальный, политический императивы УР (2 час.) Тема 3. Социальные, экономические и экологические факторы нестабильности в системе Человек-Природа (1 час.) Интеграция социальных, экономических и экологических аспектов в ключевых видах деятельности. Экономический кризис и системы потребления/производства. Инвестирование для УР, социально ответственные инвестиции, проектное финансирование, частные прямые инвестиции и венчурный капитал, микрофинансирование. Социальное предпринимательство. Проблемы управления, особенности принятия решения при переходе к УР. Целостный межсекторальный подход в принятии решений. Тема 4. Международное сотрудничество в области УР. Основы международного права в области УР (1 час.) Раздел 3. Индикация УР (2 час.) Тема 5. Методы и процедуры разработки индикаторов (1 час.) Тема 6. Индикаторы УР, используемые в международной и отечественной практике (1 час.) Раздел 4. Проблемы УР России (1 час.) Тема 7. История развития природоохранного движения в России (0,5 час.) Тема 8. Внедрение идей КУР в РФ (0,5 час.) Эколого-социо-экономоические факторы нестабильности в РФ и их преодоление. Местная повестка 21. Перспективы продвижения идей КУР в РФ. Раздел 5. Образование для УР (1 час.) Тема 9. Роль и функции образования (0,5 час.) Форма и содержание образовательного процесса. Образование в современном обществе. Проблема качества образования. Тема 10. Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития (0,5 час.) II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА Семинарские занятия (36 час.) Занятие 1. Биологическая и социокультурная эволюция человека; катастрофы и кризисы в историческом прошлом Человечества (4 час.)
Занятие 2. Особенности взаимодействия Общества и Природы в рамках отдельных технико-экономических укладов (4 час.)
Занятие 3. Разработка Местной повестки дня на 21 век (6 час.)
Занятие 4. Международное сотрудничество в области УР. Основы международного права в области УР (4 час.)
Занятие 5. Индикаторы устойчивого развития (6 час.)
Занятие 6. История развития природоохранного движения в РФ (2 час.)
Занятие 7. Оценка развития РФ и ее отдельных регионов с точки зрения КУР (6 часов.)
Занятие 8. Образование для устойчивого развития (4 час.)
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Контрольные работы: Тема 2. Взаимозависимость Человека и Природы, характеристика современного состояния общества Темы 3-4. Экологический, экономический, социальный, политический императивы УР Темы 5-6. Индикация УР. Темы 9-10. Образование для УР. Вопросы к зачету:
IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ Рефераты Тема 1. Биологическая и социокультурная эволюция человека; катастрофы и кризисы в историческом прошлом Человечества 1. Эволюция гоминид, биологические и экологические трансформации. 2. Человек разумный, появление, становление, распространение, зарождение культуры, расы человека. 3. Человек разумный как биологический вид – экологические и этологические аспекты. 4. Кризисы и катастрофы в прошлом человечества, социокультурные трансформации, эволюционные векторы развития общества, социокультурная эволюция. Тема 2. Взаимозависимость Человека и Природы, характеристика современного этапа развития общества 1. Глобализация и обострение социальных, экономических, экологических проблем, их взаимозависимость и взаимообусловленность. 2. Сценарии развития системы Человек-Природа. Алармизм, консервационизм, сциентизм. История формирования концепции устойчивого развития. Сценарии перехода к УР. Повестка 21. Тема 3. Социальные, экономические и экологические факторы нестабильности в системе Человек-Природа 1. Экономический кризисы в историческом прошлом и настоящем. 2. Инвестирование для УР 3. Социальное предпринимательство. Тема 6. Индикаторы УР, используемые в международной и отечественной практике 1. Индикаторы в странах в Европейского Союза 2. Индикаторы в США 3. Индикаторы в странах Балтийского региона Тема 7. История развития природоохранного движения в России 1. Природоохранное движение в Российской империи 2. Советский период 3. Природоохранное движение в РФ Тема 9. Роль и функции образования 1. Форма и содержание образовательного процесса 2. Образование в современном обществе 3. Высшее образование в РФ и мире V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная литература: Тема 1. Биологическая и социокультурная эволюция человека; катастрофы и кризисы в историческом прошлом Человечества
Тема 2. Взаимозависимость Человека и Природы, характеристика современного этапа развития общества
Тема 3. Социальные, экономические и экологические факторы нестабильности в системе Человек-Природа
Тема 4. Международное сотрудничество в области УР. Основы международного права в области УР
Тема 5. Методы и процедуры разработки индикаторов Тема 6. Индикаторы УР, используемые в международной и отечественной практике
Тема 7. История развития природоохранного движения в России
Тема 8. Внедрение идей КУР в РФ
Тема 9. Роль и функции образования
Тема 10. Десятилетие ООН по образованию в интересах устойчивого развития
Интернет-ресурсы:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество... Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии» | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Томилов В. А. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д. В. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Иващенко В. И. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В.... Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В.... Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А.... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В.... Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д.... Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Пишун С. В.,... Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Калиниченко О. В. Идентификационный номер Направление 050100. 68 Педагогическое образование, программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Веб-дизайн» Разработчик:... Контрольный экземпляр находится на кафедре информатики, математического и компьютерного моделирования шен двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные методы химической... Контрольный экземпляр находится на кафедре общей, неорганической и элементоорганической химии |