Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер





Скачать 461.27 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер
страница1/2
Дата публикации28.04.2015
Размер461.27 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Разработчики: Бочкарёва А.Г., Лавриненко Т.Д.

Идентификационный номер:
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Направление - 050400.68. Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа: Психология управления образованием
Форма подготовки (очная)


Название школы ДВФУ Школа педагогики

Название кафедры Теории и методика профессионального образования

курс 1, 2 семестр 1, 3

лекции

практические занятия 30 час.

лабораторные работы 36 час.

всего часов аудиторной нагрузки 66 (час.)

самостоятельная работа 78 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет 1 семестр

экзамен 3 семестр
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г.).

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № 12 от « 13 » июня 2012 г.

Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. __ 2012г.

Составители : Бочкарева А.Г., Лавриненко Т.Д.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ
Рабочая программа дисциплины «Управление образовательными системами» разработан для студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология управления образованием».

Дисциплина «Управление образовательными системами» входит в профессиональный цикл вариативной части дисциплины. Логически и содержательно связана с общенаучными дисциплинами «Философия образования и науки», «Проектирование и экспертиза образовательных систем», с дисциплинами базовой части профессионального цикла «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», вариативной части профессионального цикла «Теория и практика организации и управления в образовании», а также с производственной и научно-исследовательской практиками.

Цель курса: ознакомление студентов с сущностью и методологическими основами теории управления образовательными системами, с организационными формами и структурой управления системами; процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и  коммуникативными процессами в управлении; формирование у студентов ориентации на управление образовательными учреждениями через управление системными процессами в этих учреждениях; формирование практических навыков применения теории управления образовательных систем.

Задачи:

  1. Познакомить студентов с теоретико-методологическими подходами к управлению системами образования (различными концепциями, основными понятиями, закономерностями психологии управления).

  2. Раскрыть основные социально-психологические проблемы управления образовательными системами и стратегиями их разрешения.

  3. Познакомить с методами изучения социально - психологических характеристик личности и коллектива, профессиональных, межличностных и внутриличностных проблем.

  4. Привить теоретические и практические навыки управления посредством социально-психологических методов управленческого воздействия.

  5. Раскрыть смысл управления образовательными системами, направленный на развитие и повышение их потенциала.

  6. Выявить внесистемные и внутрисистемные факторы, определяющие потенциал системы образования, сложности управления ею.

  7. Изучить методы исследования проблем управления образовательными системами (генетический, системный, сравнительный, процессуальный).

В результате освоения дисциплины студент магистратуры должен:

Знать:

- особенности управления образовательными системами в современных условиях;

- особенности процесса модернизации отечественного образования на данном этапе его развития;

- сущность и причины существующих проблем в управлении образовательным учреждением.

Уметь:

- выявлять и описывать процессы, происходящие в сфере образования, объяснять их причины и прогнозировать возможное развитие этих процессов на ближайшую и среднесрочную перспективу;

- определять задачи управления данными процессами и предлагать способы их решения.

Владеть:

  • навыками осмысления взаимодействий в системе образования;

  • навыками анализа связей между содержанием образования и его организационными и экономическими механизмами;

  • навыками разработки и анализа комплексных и целевых программ в образовательной сфере;

  • навыками педагогического проектирования образовательных систем.

Дисциплина направлена на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов. В результате изучения дисциплины студент должен будет овладеть следующими компетенциями:

готовностью осуществлять эффективное профессиональное взаимодействие, способствующее решению широкого круга задач психолого-педагогического и социального сопровождения (ПКНМ-4);

способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5);

готовностью к содержательному взаимодействию с педагогическими кадрами по вопросам обучения и воспитания (ПКНМ-6);

способностью выполнять супервизию "молодого специалиста" (ПКНМ-9);

способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации (ПКНМ-10).

I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Теоретический курс не предусмотрен учебным планом.
II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части курса

Практические занятия (30 час.)

Занятие 1. «Эволюция системных идей и исследований в управлении» (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и сущность управления. Управление как процесс и как субъектно-объектное отношение. Виды управления. Управление техническими, биологическими и социальными системами. Понятие социального управления и его специфика. Социально-экономическая роль управления в современном обществе.

  2. Предмет и задачи теории управления. Система знаний науки управления. Наука управления как область комплексных междисциплинарных исследований. Актуальность изучения теории управления в современных рыночных условиях.

  3. Понятие об управлении как искусстве, способности эффективно применять накопленный опыт на практике. Соотношение науки и искусства в теории и практике управления. Профессионализация управления и «менеджмент». Виды менеджмента. Понятие «научного менеджмента» и задачи науки управления.

  4. Эволюция управленческой мысли в ХХ веке. «Школа научного управления» (Ф. У. Тейлор). Формирование и развитие научной основы и практики менеджмента в работах Х. Эмерсона, Л. Урвика и Л. Гьюлика. Основные принципы административной школы А.Файоля. Социологическая концепция “идеальной бюрократии” М. Вебера.

  5. Школа «человеческих отношений» в теории управления. Школа “социальных систем” в науке и практике управления, и её основные идеи. Вклад “эмпирической школы” управления в превращение менеджмента в самостоятельную профессию.

  6. Системные концепции в работах Л. Фон Берталанфи, А. А. Богданова, А. П. Анохина, В. Н. Садовского и др. Системное мышление как существенная часть теоретического знания 20-го века. Системные идеи в управлении. Эволюция системной идеологии в работах Н. Винера, К. Боулдинга, Ст. Бира, Р. Акоффа, У. Р. Эшби и др. Системный подход как методология современного научного исследования сложных объектов и процессов. Принципы системного подхода.

  7. Понятие системы. Основные характеристики системы. Целостность, иерархичность и целенаправленность систем. Классификация систем. Открытые и закрытые системы. Иерархические системы. Детерминированные и вероятностные (стохастические) системы. Статические и динамические системы. Целеустремленные системы.

  8. Отношения и связи в системах. Формальное отношение. Отношение как психологическая характеристика субъекта. Виды и типы отношений. Взаимодействие систем. Типы связей элементов системы. Структура, организация и порядок в системах. Теория графов как язык описания структур. Иерархические и древовидные структуры. Сетевые структуры. Организационная структура.

Занятие 2. «Методологические основы управления» (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Системный анализ и его современные модификации. Методология системного анализа и исследования операций: сравнительный анализ. Последовательность этапов поиска решения рассматриваемой проблемы. Построение модели проблемы (операции). Определение критерия выбора лучшего варианта решения.

  2. «Мягкий» системный анализ как альтернатива анализу «стоимость – эффективность». Особенности методологии и сферы применения «мягкого» системного анализа. Анализ политики как современный вариант аналитического подхода к слабо структурированным проблемам. Методологическая основа концепции «анализ политики».

  3. Кибернетический подход к управлению системами различной природы на основе информации. Процессы управления и связи (информационные процессы): Кибернетика как наука об основных законах получения, хранения, передачи и переработки информации. Кибернетика и современные высокие (наукоемкие) и информационные технологии.

  4. Новая парадигма управления. Задачи менеджмента в XXI веке. Эффективность как условие успешности организации. Эффективность деятельности организации и эффективность управления. Концепция высококачественного (эффективного) менеджмента (по П. Друкеру). Эффективность управления по Т. Питерсу и Р. Уотермену (схема «семь – «С»).

  5. Концепция открытой организации в современной науке управления. Непрерывность взаимодействия открытой системы с неопределенной внешней средой. Ситуационный подход к управлению. Проблемная ситуация и ситуационные факторы. Методология ситуационного подхода. Ситуационное управление и его особенности.

  6. Научные исследования и работы А. Н. Колмогорова, И. Пригожина, В. И. Арнольда, Я. Г Синая, Р. Тома и других по тематике: хаоса, необратимости, неустойчивости, неравновесности и порядка. Нелинейность взаимодействия системы и среды в процессе развития. Синергетический подход. Особенности процесса самоорганизации. Модели самоорганизации. Точки бифуркаций в процессе развития системы.

  7. Стратегическое управление. Стратегические решения и стратегические процессы. Цели и задачи управления на стратегическом уровне. Стратегическое мышление как инвестирование будущего. Приоритет персоналу и управлению персоналом. Мотивация работников и стили руководства.

  8. «Новые» факторы совершенствования системы управления. Организационная культура как важнейший, уникальный управленческий ресурс. Инновации, нововведения, изменения как стиль жизни (деятельности) современной организации, элемент их организационной культуры. Технология как ключевой фактор, влияющий на организационную структуру и групповые рабочие отношения.

Занятие 3. «Основные законы и принципы управления» (4 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложность как одна из существенных сторон и проблем современности. Сложная система и ее особенности. Неопределенность сложной системы. Порядок и хаос в сложных системах. Разнообразие как мера сложности. Закон необходимого разнообразия и его значение в управлении. «Разнообразие» системы управления как необходимое условие эффективного и оптимального управлении.

  2. Основные принципы управления. Иерархия управления и иерархия связей. Принцип многофункциональности управления. Принцип коллегиальности решений и закон У. Р. Эшби. Связь коллегиальности принятия решений с принципом многофункциональности. Взаимозависимость подсистем как необходимое условие обеспечения целостности системы. Принцип системности.

  3. Значение (роль) обратной связи в процессах управления, адаптации и самоорганизации.

  4. Внутреннее и внешнее описание системы. Структурный характер внутреннего описания системы. Внешнее описание системы как отражение функционирования (поведения) системы. Принцип «Черного ящика». Технология применения принципа «черного ящика» для описания структуры и поведения сложной системы.

  5. Стремление системы экономить энергию как принцип действия механизма самосохранения. Принципы управления, отражающие стремление системы экономить энергию. Принцип минимума роста энтропии. Принцип наименьшего действия.

  6. Понятие устойчивости системы. Равновесное состояние системы. Принцип Ле Шателье. Понятие внутреннего регулятора и его значение для противодействия внешним возмущениям.

  7. Управляемость и устойчивость систем управления. Уровень знаний об организации и ее окружении как необходимое условие устойчивости и выживания организации. Адаптация или изменение системы в условиях взаимодействия с внешней средой. Адаптивное управление. Адаптация и эволюция (развитие) системы на основе принципов полифинальности и эквифинальности.

  8. Управляемость систем. Централизация управления. Жесткие элементы управления. Децентрализация управления. «Мягкие» элементы управления. Необратимые процессы в сложной системе. Управление как антиэнтропийный процесс. Закон усиления регулирования и управления. Регулирование и регулятор. Самоорганизация и принцип обратной связи. Самоуправление и саморегуляция.


Занятие 4. «Качество и эффективность системы управления» (3 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Система управления, ее компоненты и их характеристика. Триада управления по Н. Винеру. Режимы функционирования систем управления. Решение задач и проблем, обеспечение реализации проектов и программ в режиме «функционирования». Режим поддержания (восстановления). Решение стратегических задач организации в режиме развития. Задачи совершенствования, модернизации, развития организации.

  2. Типы целенаправленных систем управления. Режимы управления. Система стабилизации (гомеостаза). Режим регулирования. Понятие регулятора. Основные типы регулирования. Системы программного управления. Режим программного управления. Управление реализацией проектов и программ. Управление процессом реализации решений сложных (инновационных) проблем.

  3. Система следящего управления. «Рефлективное» управление. Управление, основанное на оперативной информации. Система адаптационного управления. Управление, интегрирующее прошлый опыт и экстраполирующее его на будущее. Режим адаптации. Система «развивающего» управления (управление с упреждением). Стратегическое управление. Режим развития (объекта управления).

  4. Принцип обратной связи в кибернетике и управлении. Виды и типы обратной связи. Отрицательная обратная связь и ее значение в деятельности организации. Значение положительной обратной связи в развитии организации. Реализация принципа обратной связи в социальной сфере.

  5. Целевой подход в управлении и его роль при анализе и формировании целей социальных систем. Цели управления. Программно-целевой подход. Понятие “дерева целей” и правила его разработки. Многоцелевой характер социально-технических систем. Формулировка и измерение организационных целей. Экстраполяционный, оптимизационный и адаптационный подходы к определению целей.

  6. Эффективность управления. Степень использования ресурсов внешней среды как критерий эффективности управления. Эффективность и производительность. Экономические критерии эффективности и затраты на управление. Понятие технической эффективности. Экономическая эффективность как отражение того, насколько рационально используются затрачиваемые ресурсы.

  7. Метод «эффективность – стоимость» как средство выбора (принятия решений) в сложных проблемных ситуациях. Варианты использования метода «эффективность – стоимость». Метод «результат – стоимость». Понятие относительной эффективности.

  8. Методы повышения эффективности управления. Технологический путь повышения эффективности. Автоматизация, компьютеризация и интеллектуализация управления. Эффективность и качество управления. «Мягкий» путь повышения эффективности. Проблема развития желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей сил.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д. В. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Томилов В. А. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Иващенко В. И. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Назаров М. С. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидов Д....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Леонидова В....
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Пишун С. В.,...
Контрольный экземпляр находится на кафедре философии и социально-гуманитарного образования
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Калиниченко О. В. Идентификационный номер
Направление 050100. 68 Педагогическое образование, программа подготовки Информатика и информационно-коммуникационные технологии в...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное сотрудничество в области экологии»
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической...
Учебно-методический комплекс дисциплины Теоретические основы экономической географии
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Устойчивое развитие» Разработчики:...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Бочкарёва А. Г., Лавриненко Т. Д. Идентификационный номер iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Маньшин Б. Г. Идентификационный номер
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск