Содержание Пояснительная записка





Скачать 463.49 Kb.
НазваниеСодержание Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации28.07.2013
Размер463.49 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3





Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………...2

2. Основные теории развития семейных отношений………………………5

3. Теоретические исследования в области подготовки молодёжи к

брачно-семейным отношениям…………………………………………….7

4. Психологические особенности юношеского возраста. Структурные

компоненты готовности молодёжи к брачно-семейным отношениям…………………………………………………………………….8

5. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение…………….10

6. Структура и содержание программы…………………………………….13

7. Учебно-тематический план………………………………………………..13

8. Содержание занятий………………………………………………………..15

9. Система организации контроля за реализацией программы…………19

10. Результаты реализации программы……………………………………19

11. Сведения о практической апробации программы на базе

образовательного учреждения……………………………………………23

12. Литература…………………………………………………………………. 24

13. Инструментарий, используемый в процессе занятий…………………28


Пояснительная записка

Семья. Это понятие является изначальным при рассмотрении любых общественно-значимых процессов и явлений. Семья для большинства – первое общество. В семье формируются экономические и нравственные представления человека, соответствующие его эпохе. Семья может стать тем местом, где каждый найдет любовь, понимание и поддержку, даже если жизнь за пределами дома складывается не очень удачно. В семье можно отдохнуть и набраться сил, чтобы чувствовать себя увереннее в окружающем мире. Духовное состояние семьи является определяющим при оценке перспектив развития общества, так как от желания родителей иметь детей зависит существование общества как такового. Ничто само по себе – ни богатство, ни высокое положение в обществе, ни известность, ни крепкое здоровье – не могут принести человеку столько счастья, сколько мирная супружеская жизнь.

Как же мы относимся к семье? Количество неполных семей в России за последние годы выросло до 30%, сообщил уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. По его словам, на настоящий момент 6,2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов. При этом около 9,5 тыс. родителей-одиночек воспитывают пять и более детей. Кроме того, по данным на 2010 год, в России проживает почти 654,5 тыс. детей-сирот, из них примерно 84 тысячи — это сироты при живых родителях. Статистика разводов в России в 2010 году – составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80%. «Такого никогда не было в нашей стране: ни после войны, ни после гражданской революции»,- прокомментировал Астахов.

Растёт число мужчин и женщин, не состоящих в браке. Каждая вторая беременность завершается абортом. Есть еще множество трагедий, возникающих из-за ненормальных брачно-семейных отношений. В стране растет наркомания, детский алкоголизм, угрожает смертельная опасность – СПИД. Такое положение в значительной степени создалось из-за того, что до недавнего времени на семьи обращалось слишком мало внимания. За этой общей причиной кроется немало конкретных. Одна из них – неподготовленность молодежи к браку и семейной жизни.

В связи с этим в настоящее время остро встает проблема передачи молодым людям необходимых знаний и опыта для обретения счастья в семейной жизни. Поэтому ведущей целью данной образовательной программы является:

подготовить юношей и девушек к семейной жизни в браке и воспитанию будущих детей, сформировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям.

Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

- повышение психологической готовности юношей и девушек к браку;

- повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью;

- увеличение социальной престижности отцовства и материнства;

- предоставление необходимых знаний по основным проблемам взаимоотношений между супругами;

- содействие учащимся в активном самопознании, самосовершенствовании, в ориентировании в системе морально-этических и ценностных координат;

- содействие воспитанию и самовоспитанию качеств, необходимых для жизни в браке;

- освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи;

- профилактика употребления психоактивных веществ.

Данная программа ориентирована на учащихся 10-11 классов. Предлагая данный курс, автор исходит из того, что для старшеклассников становится актуальной проблема «открытия себя». Формируется моральное сознание, чувство собственной ответственности за поступки, развивается интеллектуальная сфера, интересы и влечения, вкусы и запросы складываются в определённую систему, формируется характер, их волнуют проблемы взаимоотношений с противоположным полом. Иными словами - формируются личностные смыслы жизни. Старшеклассник весь устремлён в будущее, он решает, каким он будет во взрослой жизни. Именно в этом возрасте в процессе общения старший ребёнок усваивает целостную систему нравственных и иных ценностей и идеалов. Общение со значимым взрослым приобретает судьбоносное значение, поэтому содержание данной программы соответствует внутренним запросам детей.

Внедряя данную программу, необходимо опираться на следующие принципы: актуальности, научности, доступности, возрастосообразности, культуросообразности, природосообразности, положительного ориентирования, единство теории и практики, активного обучения, единство обучения и воспитания, дифференцированного подхода, иллюстративности, последовательности, системности, стимулирования сознательности и активности.

В процессе занятий применяются различные формы и методы обучения: лекции, беседы, мозговой штурм, ролевые игры, материал для самостоятельного изучения, тренинги, проектирование, выполнение упражнений, аутотренинг, тестирование, анкетирование, наблюдение и самонаблюдение, консультирование и др.

Данная программа носит комплексный, многоступенчатый непрерывный характер: по мере обучения темы усложняются и развиваются. Рабочий материал представлен в виде разделов. Построение материала соответствует возрастным и психологическим особенностям детей.

В процессе реализации данной программы происходит формирование основных структурных компонентов психологической готовности молодых людей к семейной жизни в браке.

Данная программа содержит в себе современные психолого-педагогические знания, методы практической психологии.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она обеспечивает не только интенсивный этап обучения, т. е. сообщение знаний, но и экстенсивный, т. е. закрепление этих знаний и реализация их в поведении, а также интерактивные методы обучения.

Методической особенностью данного курса является проблемно – диалогический подход в обучении, который способствует самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов явлений и фактов, учёт позиций, интересов и потребностей окружающих.

Практическая значимость программы заключается в том, что её реализация позволяет решить проблему подготовки юношей и девушек к будущей семейной жизни в браке, избежать многих ошибок в самом начале семейной жизни, сохранить семью как ячейку общества.

Показателем успешного усвоения материала является: активность на практических занятиях, результаты анкетирования, тестирования, самооценка по изучению темы: обучающийся вносит свою фамилию в таблицу «Уровень усвоения темы» в одну из колонок – «изучено недостаточно», «усвоен минимум», «могу применять», а также рисунки, проекты, сочинения, доклады, рефераты и др. Эта технология позволяет самому молодому человеку видеть свои слабые и сильные стороны в изучении предмета, преподавателю определить задачи для индивидуальной работы, а, главное, позволяет проявить уважение к личности, деликатность в определении его уровня знаний.

Ожидаемые результаты: психологическая готовность юношей и девушек к семейной жизни в браке представляет собой сложную структуру, в состав которой входит мотивационно-ценностная, интеллектуально-познавательная, действенно-практическая, эмоционально-волевая, основные её компоненты способны оптимизироваться при организации социально-психологического обучения с использованием активных форм и методов работы, а именно:

- учащиеся овладевают совокупностью знаний по психологии личности, её направленности, самооценке, индивидуальности, способностях, духовно-нравственном развитии, развивают в себе качества, необходимые в семейной жизни;

- произойдёт осознание семьи как ценностного социального института, личностное осмысление семьи и брака, формируется мотивация на создание крепкой дружной семьи;

- проявятся умения и навыки, необходимые в семейной жизни: умение прогнозировать развитие семьи, моделировать возможные семейные ситуации с учётом психологических особенностей членов семьи;

- сформируется психологическая установка на положительные эмоции, выражающие удовлетворённость от семейных дел и обязанностей, стремление к преодолению трудностей, к созданию здоровой благополучной семьи.
Для успешной реализации поставленной цели и задач необходимо обратиться к опыту прошлого.
Основные теории развития брачно-семейных отношений
Чтобы понять современное состояние брака, осмыслить тенденции брачно-семейных отношений и выработать стратегию помощи семье, необходимо знать о тех изменениях, которые происходили на протяжении долгой истории развития человека. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.

Проблемы брачно-семейных отношений с древности привлекали людей как предмет обсуждения, изучения, исследования.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. (Платон. Законы // Соч.: В 3 т. – М., 1972. - Т. 3. – Ч. 2. - С. 148 – 150). Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. (Платон. Государство // Соч.: В 3 т. – М., 1972. - Т. 3. – Ч. 1. - С. 244 – 261, 458 - 459). Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. (Геродот. История. – Л., 1972. – С. 232). Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья… Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей…». (Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Пед. Соч.: В 2 т. – М., 1981. – Т. 2. - С. 170).

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский учёный И. Бахофен, автор работы « Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского учёного Л. Моргана «древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в тоже время и основой семьи. В.И. Ленин также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения.

Французский социолог Ф. Ле Пле - родоначальник традиции изучения семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада. Он находился под влиянием идей О. Конта о семьях как о «мельчайших обществах» устойчивых при смене поколений, благодаря склонности и солидарности. Основная идея Ф. Ле Пле может быть выражена формулой – «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Учёный считал, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей и одновременно диктует форму семьи, которая в свою очередь влияет на общественные процессы.

По мнению английского социолога и антрополога Б. Малиновского, промискуитетных отношений в человеческом обществе быть не могло. Он отрицал любые формы группового брака, сравнивая два мира – природное и социальное. Культура, подчеркивал Б. Малиновский, сформировала новый тип человеческих связей – семью, институт, которому нет аналогов у животных. И культура же предопределила и серьёзную опасность его разрушения – тенденцию к инцесту и восстанию против авторитета.

Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм – отец «функционализма», рассматривая роль каждого члена семьи в семейной жизни. Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд своих важных функций под влиянием урбанизации (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т.д.).

В XIX в. возникает эмпирическое изучение семьи, где акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения. Вместе с тем продолжаются исследования истории развития брачно-семейных отношений.

Известный мастер психоанализа З. Фрейд считал, что в основе появления семьи лежит гаремная семья, в которой вождь контролирует все сексуальные контакты. По его мнению, боязнь кровосмешения и стала причиной экзогамии.

Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию о том, что «мировая воля» использует семью для производства потомства. Интересы рода преобладают в жизни человека. Влечение, которое испытывает мужчина по отношению к женщине, объясняется стремлением сохранить свой родовой тип. Таким образом, и выбор женщиной определенного мужчины осуществляется подсознательно. Индивиду в процессе выбора отводится второстепенная роль: он только выполняет заказ рода.

Русский философ XIX в. В. Соловьев не отрицал определенного влияния на выбор супруга, партнера по сексуальным контактам, но считал, что не мировая воля, не род влияют на эти процессы, а «Промысел Божий», который соединяет в подходящие пары мужчин и женщин.

Еще одна теория – «теория изначального бытования парной семьи ближе всего к сущности человека, его природе, больше отвечает требованиям культуры. В ней каждый индивид имеет право на выбор брачного партнера в зависимости от своих возможностей и индивидуальных предпочтений.

К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, биологизм, функционализм, эмпиризм и сциентизм.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Содержание Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Содержание Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Содержание Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Содержание Пояснительная записка iconСодержание программы Пояснительная записка. Содержание курса музыки....
Рабочая программа по искусству (музыке и изобразительному искусству) для 8-9 класса составлена на основе
Содержание Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Компьютерная подготовка»
Содержание программы 1 год обучения
Содержание Пояснительная записка iconСодержание программы учебного курса 2 пояснительная записка
Просвещение. 2007год. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение...
Содержание Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Содержание Пояснительная записка iconМбдоу «дсов №28» 2013г Содержание Пояснительная записка
Анализ оздоровительного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка к образовательной программе 3
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Содержание Пояснительная записка iconПрограмма на 2012 2013 учебный год г. Москва содержание пояснительная...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр развития ребёнка- детский сад №2584, юго-восточного окружного...
Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание
Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
Содержание Пояснительная записка iconПояснительная записка Учебно-тематические планы и содержание
Методические рекомендации по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск