Скачать 141.33 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Биологический факультет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ«Физиология высшей нервной деятельности» (ОД.А.07; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 03.00.00 Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология) Самара 2011 Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 03.03.01 – Физиология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03.03.01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки. Составитель рабочей программы: Инюшкин Алексей Николаевич, профессор, доктор биологических наук Рабочая программа утверждена на заседании совета биологического факультета протокол № 6 от 23.06.2011 г. Декан биологического факультета «___»____________20____г. ______________ Г.Л.Рытов (подпись) 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины – формирование у аспирантов углубленных профессиональных знаний о физиологических механизмах, лежащих в основе высшей нервной деятельности человека и животных Задачи дисциплины:
1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами Курс предполагает наличие у аспирантов знаний по анатомии и физиологии человека и животных, математике, биофизике, биоорганической химии в объеме программы высшего профессионального образования. 1.4.Связь с последующими дисциплинами Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 03.03.01 – Физиология. 2. Содержание дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах) Форма обучения (вид отчетности) 2-3 год аспирантуры; вид отчетности – зачёт
2.2. Разделы дисциплины и виды занятий
2.3. Лекционный курс. Тема 1. Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности. Основные этапы развития физиологии высшей нервной деятельности. Физиология высшей нервной деятельности в системе биологических наук. Предмет и объект изучения физиологии высшей нервной деятельности. Методологические основы современной физиологии высшей нервной деятельности. Основные этапы истории развития физиологии высшей нервной деятельности. Роль И.П.Павлова в возникновении и развитии физиологии высшей нервной деятельности. Ведущие отечественные и зарубежные учёные-физиологи, научные школы, работающие в области физиологии высшей нервной деятельности. Тема 6. Характеристика поведенческого акта. Мотивации и эмоции. Функциональные системы. Системная организация поведенческого акта. Особенности высшей нервной деятельности на отдельных этапах онтогенетического и филогенетического развития. Мотивация как системообразующий фактор целостной поведенческой реакции. Классификация мотиваций. Эмоции как компонент целостных поведенческих реакций. Теории эмоций. Системная архитектоника целенаправленного поведенческого акта (П.К. Анохин). Структура функциональной системы. 2.4. Практические занятия. Тема 4. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Выработка оборонительных условных рефлексов у человека. Тема 10. Методики исследования высшей нервной деятельности Методики исследования силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Электроэнцефалография. 3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний 3.1. Контрольные работы – не предусмотрены. 3.2. Список вопросов для промежуточного тестирования – не предусмотрено. 3.3. Самостоятельная работа Изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку. Выявление информационных ресурсов в научных библиотеках и сети Internet по следующим направлениям:
Тема 1. Общие проблемы физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологии высшей нервной деятельности. Характеристика современного этапа развития физиологи высшей нервной деятельности. Современные представления о физиологических основах высшей нервной деятельности человека и животных. Ключевые концепции в современной физиологии высшей нервной деятельности. Актуальные проблемы и перспективы развития современной физиологии высшей нервной деятельности. Тема 2. Морфо-функциональная характеристика коры больших полушарий головного мозга. Морфофункциональная характеристика различных отделов коры больших полушарий головного мозга. Основные типы корковых нейронов. Цитоархитектонические и миелоархитектонические поля. Проекционные, ассоциативные зоны коры, особенности их строения и функции. Конвергенции афферентных возбуждений на нейронах коры. Морфологические и функциональные особенности старой и новой коры больших полушарий. Значение тормозных нейронов для регуляции функционального состояния коры. Кортикофугальные влияния коры на подкорковые образования. Влияние коры на деятельность внутренних органов (К.М. Быков). Проблема динамической локализации функций в коре больших полушарий. Тема 3. Характеристика безусловных рефлексов. Рефлекторная теория. Распространение принципов рефлекторной теории на психическую деятельность человека. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкты как сложные безусловные рефлексы; их биологическое значение, механизмы инстинктивного поведения. Центры безусловных рефлексов, их основные свойства. Тема 4. Учение И.П.Павлова об условных рефлексах.Определение понятия «условный рефлекс». Классификация условных рефлексов. Условия образования условных рефлексов. Современные представления о механизмах образования условных рефлексов. Гипотеза конвергентного замыкания дуги условного рефлекса. Рефлекторная дуга условного рефлекса. Методы выработки условных рефлексов у животных и человека. Тема 5. Тормозные процессы в коре больших полушарий. Торможение в коре больших полушарий; его физиологическая роль. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение. Виды внешнего и внутреннего торможения. Современные представления о механизмах условного торможения. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. Динамический стереотип. Тема 6. Характеристика поведенческого акта. Мотивации и эмоции. Функциональные системы. Теория функциональных систем (П.К. Анохин). Системная организация поведенческого акта. Афферентный синтез. Значение доминирующей мотивации, обстановочной афферентации, информации, хранящейся в памяти, пусковой афферентации в процессах афферентного синтеза. Принятие решения. Эфферентный синтез. Результат действия и акцептор результата действия. Нейрофизиологический субстрат акцептора результата действия. Тема 7. Физиология памяти. Память и ее значение в высшей нервной деятельности. Виды памяти. Иконическая и кратковременная память. Долговременная память. Модели кратковременной и долговременной памяти. Современные представления о нейрофизиологических механизмах памяти. Механизм долговременной потенциации. Роль гиппокампа и других структур головного мозга в физиологических механизмах памяти. Клеточные и гуморальные основы памяти. Тема 8. Типы высшей нервной деятельности Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Классификация и характеристика типов ВНД. Методы определения типов ВНД. Характеристика типологических особенностей высшей нервной деятельности человека. Тема 9. Физиология сна Активный и пассивный сон (И.П. Павлов). Физиологическое значение сна. Теории центров сна, гипнотоксинов. Циклы сна. Фазы и стадии сна. Характеристика медленного и быстрого сна. Современные представления о физиологических механизмах сна. Роль активирующей системы мозга, нейромедиаторных систем и биологически активных веществ в регуляции циклов сна и бодрствования. Физиологические механизмы сновидений. Гипноз. Тема 10. Методики исследования высшей нервной деятельности Методики исследования высшей нервной деятельности животных и человека. Экспериментальное исследование силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов. Методы исследования памяти. Методы исследования сна. Электроэнцефалография. Электромиография. Электроокулография. Тема 11. Особенности высшей нервной деятельности человека. Отличительные особенности высшей нервной деятельности человека. Влияние генетических факторов и окружающей среды на высшую нервную деятельность человека. Представление о первой и второй сигнальных системах действительности (И.П. Павлов). Слово как «сигнал сигналов». Развитие абстрактного мышления у человека. 3.3.1. Поддержка самостоятельной работы:
3.3.2. Тематика рефератов – не предусмотрены. Итоговый контроль проводится в виде зачёта. 4. Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ (Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино- и телефильмов). Программы пакета Microsoft Offiсe; Сайт научной библиотеки СамГУ, с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных – URL: http://weblib.samsu.ru/level23.html 5.Активные методы обучения (деловые игры, научные проекты) не предусмотрены. 6. Материальное обеспечение дисциплины (Современные приборы, установки (стенды), необходимость специализированных лабораторий и классов)
7. Литература 7.1. Основная
7.2. Дополнительная
7. 3. Учебно-методические материалы по дисциплине
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ за___________/___________учебный год В рабочую программу курса «Физиология высшей нервной деятельности», цикл ОД.А.07 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Биологические науки, специальность 03.03.01 – Физиология вносятся следующие дополнения и изменения: |
Рабочая программа учебной дисциплины «физиология высшей нервной деятельности» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | ||
Аннотация программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей... Изучение взаимодействия регуляторных систем для понимания механизмов, поддерживающих постоянство внутренней среды и адекватную реакцию... | Рабочая программа дисциплины дисциплина опд. Ф. 9 Физиология высшей нервной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 020000 – Естественные науки... | ||
Программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности и сенсорных... Обязательный минимум содержания дисциплины по гос для дисциплин Федерального компонента (Приказ Минобразования России от 02. 03.... | Физиология высшей нервной деятельности Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый... | ||
Физиология высшей нервной деятельности методические указания к самостоятельной работе Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, 2001. (библиотека нф мгэи) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология высшей нервной... Печатается по решению кафедры гуманитарных и общеобразовательных дисциплин ноу впо «Института психоанализа» | К рабочей учебной программы по дисциплине Физиология высшей нервной... Цнс человека в формировании поведения, памяти, компоненты функциональной системы поведенческого акта | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» Основные законы деятельности нервной системы. Принцип структурности, детерминизма, анализа и синтеза всех раздражении внешней и внутренней... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателя. II раздел Заболевания: шизофрения, эпилепсия, неврозы, травмы, интоксикации, энцефалиты и их последствия. Динамика психических расстройств.... | ||
Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль... Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности» | Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | ||
Психология Плотникова М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс для студентов направления... | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... |