Скачать 277.71 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФГБОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт БиологииКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектурыКолоколова Н.Н. ЭКОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803.65 Биоэкология очной формы обучения Тюменский государственный университет 2013 Н.Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.65 Биоэкология. Тюмень. 2013. 15 с. Учебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020803.65 Биоэкология. Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов и самостоятельной работы по темам, перечень контрольных вопросов к экзамену, список литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология микроорганизмов [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией Института Биологии. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого Совета ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, доктор сельскохозяйственных наук, профессор.© Тюменский государственный университет, 2013. © Колоколова Н.Н., 2013. 1. Пояснительная записка. Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с закономерностями взаимоотношений между микроорганизмами и их биотическим или абиотическим окружением. Основные задачи дисциплины: - рассмотреть закономерности развития микроорганизмов в их естественных средах обитания, в т.ч. в экстремальных условиях; - дать представление о содержании и значении важнейших групп микроорганизмов в воде, почве и других местообитаниях; - рассмотреть вопросы биоремедиации загрязненных территорий; - познакомить с современными методами изучения микробного биоразнообразия. Курс «Экология микроорганизмов» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 020803.65 Биоэкология очной формы обучения, и относится к дисциплине специализации «Экология растений». Дисциплина «Экология микроорганизмов» связана с другими дисциплинами: «Экология растений», «Экология популяций и сообществ», «Глобальная экология», «Экология фотосинтеза». Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать знаниями по микробиологии, экологии, общей биологии, а также обладать умениями статистической обработки экспериментальных данных, составления презентаций, навыками работы с персональным компьютером и в сети Internet. В результате освоения дисциплины студенты должны: - знать: механизмы воздействия факторов среды на микроорганизмы и основные закономерности взаимоотношений организма со средой, особенности, принципы формирования и функционирования микробиоценозов; - уметь: использовать полученные знания в практической и исследовательской деятельности по изучению влияния среды на микроорганизмы, использовать современные и классические методы экологии микроорганизмов; работать с микроскопической техникой, планировать исследование и интерпретировать результаты; - владеть: навыками разработки исследовательских проектов, участия в других проектах, самостоятельной исследовательской работы, методами изучения экологии микроорганизмов, углубления профессиональных знаний с помощью новых информационных и образовательных технологий. Семестр 9. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов (из них лекций – 34 часа, самостоятельная работа – 14 часов). 2. Тематический план изучения дисциплины. Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3.
Примечание: номера тем соответствуют названиям, приведенным в таблице 1. 2. Содержание дисциплины. Тема 1. Биосфера и природные местообитания микроорганизмов. Микроорганизмы как часть экосистемы. Функции микроорганизмов в природе. Микробные местообитания. Роль микроорганизмов в глобальных циклах элементов (углерода, азота, серы и других). Лимитирование роста и развития микроорганизмов экологическими факторами. Экстремофильные микроорганизмы. Физиологические группы микроорганизмов. Роль микроорганизмов в эволюции биосферы. Тема 2. Микробное сообщество. Микробное сообщество как целостность. Природные популяции микроорганизмов. Особенности микроценозов. Трофическая структура микробного сообщества. Кооперативные взаимоотношения и конкуренция в сообществе. Жизненные стратегии. Тема 3. Формы взаимоотношений микроорганизмов. Типы симбиоза: экзо- и эндосимбиоз; метабиоз, мутуализм, комменсализм, паразитизм, антагонизм; факультативные и облигатные симбионты. Функции симбиоза. Эволюция симбиоза. Симбиотические ассоциации микроорганизмов. Взаимоотношения микроорганизмов и макроорганизмов. Патогенные микроорганизмы.Тема 4. Экофизиологические группы микроорганизмов. Влияние факторов внешней среды на развитие микроорганизмов: температура, кислотность и щелочность, окислительно-восстановительные условия и отношение к кислороду, соленость, излучения, гидростатическое давление, магнитные поля и др. Термофильные микроорганизмы и природа их термоустойчивости. Естественные среды обитания психрофильных и психроактивных микроорганизмов; механизмы адаптации. Распространение галофильных бактерий, способы осморегуляции.Тема 5. Экология водных микроорганизмов. Особенности водных микроорганизмов. Значение микроорганизмов в первичной продукции водоемов и минерализации органических веществ. Основные физиологические группы микроорганизмов, участвующих в превращениях веществ в водоемах и круговорот биогенных элементов. Микроценозы пресных водоемов. Классификация озер по трофии. Микрофлора болот.Тема 6. Экология почвенных микроорганизмов. Особенности почвенных микроорганизмов. Роль микроорганизмов в почвообразовательных процессах и в плодородии почв. Микроценозы почвы. Зимогенная и автохтонная микрофлора. Структура микробного ценоза почвы. Распределение микроорганизмов в почве. Деградация органического вещества в почве (разложение целлюлозы, лигнина и др.). Азотфиксация и проблема плодородия почвы. Свободноживущие и симбиотические азотфиксирующие микроорганизмы. Выживаемость патогенных микроорганизмов в почве.Тема 7. Микробно-растительные взаимодействия. Микробно-растительные взаимодействия в ризосфере и ризоплане. Микориза. Клубеньковые бактерии и бобовые растения. Эпифитная микрофлора, ее состав и значение. Фитопатогенные микроорганизмы. Тема 8. Микрофлора нефтяных месторождений. Распространение и роль микроорганизмов в нефтяных месторождениях. Распределение бактерий в пластах. Экология и физиология микроорганизмов, встречающихся в глубинных водах и породах. Использование углеводородов микроорганизмами в искусственно заводненных нефтяных пластах и в лабораторных экспериментах. Тема 9. Микробные процессы в биотехнологии окружающей среды. Биоразрушения. Биологическая обработка органических отходов. Аэробная и анаэробная очистка сточных вод. Биоремедиация загрязненных почв и грунтов. Тема 10. Методы исследования экологии микроорганизмов. Выделение микроорганизмов из экониш и проблемы, связанные с некультивируемыми формами. Изучение активности микроорганизмов в природе. Люминесцентно-микроскопические методы. Молекулярно-биологические методы исследования микробных сообществ. 3. Основные виды самостоятельной работы студентов Таблица 4. Примерная программа самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов специальности «Биоэкология» по дисциплине «Экология микроорганизмов » включает следующие виды учебной деятельности: чтение обязательной и дополнительной литературы, включая сайты Интернет; фронтальный опрос, собеседование, коллоквиум; выполнение теста, составление конспекта по заданной теме, разработку презентаций и подготовку рефератов по предложенной теме. Примерные темы конспектов и коллоквиумов:
Примерные темы рефератов: 1. Мутуалистические взаимоотношения микроорганизмов. 2. Характеристика и природные местообитания психрофильных и психроактивных микроорганизмов. 3. Экстремофилия микроорганизмов в отношении солености. 4. Ксерофильные микроорганизмы. 5. Микроорганизмы анаэробной зоны водоемов. 6. Функциональная роль почвенных микроорганизмов. 7. Биологические особенности галобактерий. 8. Коэволюция в симбиозах микроорганизмов с макроорганизмами. 9. Значение симбиозов с участием микроорганизмов в питании растительноядных животных. 10. Нормальная микрофлора желудочно-кишечного тракта человека.Корозионно-опасные микроорганизмы. 11. Биоремедиация загрязненных нефтью почв. 12. Флуоресцентно-микроскопические методы выявления и учета микроорганизмов в образцах естественных субстратов. Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента. Реферат должен основываться на проработке нескольких дополнительных к основной литературе источников (монографий, статей и др.). План реферата должен быть авторским, с выражением собственного мнения, анализа проблемы. Все приводимые в реферате факты и заимствованные соображения должны сопровождаться ссылками на источник информации. Завершают реферат разделы «Заключение» и «Список литературы». Примеры тестовых заданий: 1. Большинство мицелиальных грибов являются: 1) нейтрофилами; 2) умеренными ацидофилами; 3) алкалофилами. 4) нет правильного ответа. 2. Бактериохлорофиллы имеют максимумы поглощения в области спектра: 1) ближнем ультрафиолете; 2) инфракрасной; 3) дальнем ультрафиолете; 4) среднем ультрафиолете. 3. Озера с обильным поступлением к ним биогенных элементов называются: 1) олиготрофными; 2) эвтрофными; 3) дистрофными; 4) мезотрофными. 4. Гумусовые соединения почвы разлагают микроорганизмы: 1) зимогенные; 2) олиготрофные; 3) автохтонные; 4) хемолитоавтотрофные. 5. Микроорганизмы, существующие в постоянно холодных условиях, это: 1) мезофильные; 2) психроактивные; 3) психрофильные; 4) термофильные. 6. Ризосфера – это пространство вокруг корня растений диаметром до: 1) 8 мм; 2) 1 м; 3 50 см; 4) 8 см. 7. Денитрификация – это процесс, при котором в результате деятельности микроорганизмов происходит: 1) восстановление нитратов; 2) усвоение молекулярного азота; 3) выделение аммиака; 4) окисление аммиака. 8. В эпилимнионе озер обитают: 1) пурпурные бактерии; 2) зеленые бактерии; 3) цианобактерии; 4) нет правильного ответа. 9. Бактерии какого рода, входящие в состав водных и почвенных микробиоценозов, паразитируют на бактериях: 1) Pseudomonas; 2) Bdellovibrio; 3) Clostridium; 4) Mycobacterium. 10. Приспособление организмов к сухости: 1) осмофилия; 2) ксерофилия; 3) галофилия; 4) ацидофилия. 4. Контрольные вопросы к экзамену:
27. Методы исследования экологии микроорганизмов. 5. Рекомендуемая литература а) основная: 1. Емцев, В.Т. и др. Микробиология. М.: Юрайт, 2012. – 445 с. Гриф УМО Экология микроорганизмов / Под ред. А.И. Нетрусова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с. 2. Колоколова, Н. Н. Микроорганизмы в природных ценозах: учеб. пособие/ Н. Н. Колоколова; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 136 с. б) дополнительная: 1. Кожевин, П. А. Микробные популяции в природе/ П. А. Кожевин. - Москва: Изд-во МГУ, 1989. - 175 с. 2. Экология микроорганизмов: учеб. для студ. ун-та, обуч. по спец. 012400 "Микробиология" и др. биол. спец./ ред. А. И. Нетрусова. - Москва: Академия, 2004. - 272 с.; Гриф УМО 3. Громов Б.В., Павленко Г.В. Экология бактерий. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 246 с.; Гриф Гос. ком. СССР 4. Нетрусов А.И., Котова И.Б. Микробиология. М.: «Академия», 2006. – 352 с.; Гриф УМО Интернет-ресурсы: www.dic.academic.ru www.microbiologu.ru www.elibrary.ru 6. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины. Лекции по дисциплине «Экология микроорганизмов» читаются в аудитории кафедры ботаники и биотехнологии растений и имеют мультимедийное сопровождение. Для научно-исследовательской работы на кафедре имеются лаборатории битехнологических и микробиологических исследований и микробно-растительных взаимодействий, оснащенные современным оборудованием. Демонстрационный материал представлен чистыми культурами микроорганизмов (бактерии, грибы), выделенных из различных источников (коллекция создана на кафедре ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры). Обеспеченность лабораторным оборудованием – автоклавом, ламинаром, анаэростатом, термостатами, микроклиматическими камерами дает возможность выделять микроорганизмы из природных субстратов, культивировать на питательных средах и проводить определение численности. Наличие холодильных камер для хранения микроорганизмов позволяет поддерживать коллекцию. В лаборатории микробиологии имеется также микроскопическая техника (микроскопы, бинокуляры), спектрофотометр для изучения экологии микроорганизмов. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социальная экология» Панов В. И. Социальная экология. Учебно-методический комплекс – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009, 72с | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «экология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «экология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «экология» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии... Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | ||
Экология и природопользование Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Экология» для студентов очной формы обучения по специальности 050502. 65 «технология... | Учебно-методический комплекс дисциплины учение о биосфере Программа дисциплины «Общая экология» по специальности 020804 Геоэкология и направлению 020800 Экология и природопользование: Учебная... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки... | В. Л. Гусельников инженерная экология В. Л. Гусельников. Инженерная экология: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021300. 62 «Картография... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине экология специальность:... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс гидробиология (Экология водных беспозвоночных)... |