«старение и долголетие»





Скачать 485.88 Kb.
Название«старение и долголетие»
страница1/4
Дата публикации26.02.2015
Размер485.88 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ИМ. А.Л.КЕКИНА Г. РОСТОВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ


«СТАРЕНИЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ»

Автор:

учитель биологии

Галактионова Л.Ф.

Пояснительная записка

Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников

для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения в старших классах.

Вид программы: предметно – ориентировочный; межпредметно – ориентировочный.

Категория обучающихся: ученики 9 класса основной школы.

Объем программы: 34 часа.

Режим занятий: в рамках элективного курса за счет школьного компонента.

Цель элективного курса «Старение и долголетие», предназначенного для учащихся 9-х классов, - стимулировать развитие познавательного интереса, позволяющего выбрать правильный путь в выборе профильного обучения, а в дальнейшем в выборе специальности профессии, связанной с биологической наукой.

Содержание курса рассчитано на изучение в течение 34 часов 5 модулей, каждый из которых можно использовать и как самостоятельный курс: «Старость и старение», «Жить вечно – возможно», «Старость и долголетие», «Три кита здоровья человека», «Факторы, укорачивающие жизнь». Большинство занятий рассчитано на познавательную активность учащихся. Формирование познавательного интереса связано с уже изученным материалом в школьной программе с практической значимостью предлагаемых сведений.

Разнообразие изучаемого материала достигается за счет подбора знаний из разных разделов биологии и народной медицины; работы с различными источниками массовой информации; использования различных форм работы на одном занятии, что устраняет однообразие и монотонность и способствует поддержанию и развитию познавательного интереса, устранению утомления.

Программа предоставляет учителю свободу отбора учебного материала и выборов методов и методических приемов.

Задачи курса

- оказать всестороннюю помощь в выборе профильного обучения в старших классах

- развивать навыки практического характера,

- научить учащихся извлекать полную информацию из различных источников по данной теме,

- развивать навыки исследовательской работы,

- повысить интерес к биологии как к учебному предмету, так и к биологическим

дисциплинам в целом,

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- актуальность;

- научность;

- доступность;

- наглядность;

- обеспечение мотивации;

- целостность;

- практическая направленность;

- прослеживание внутрикурсовых и межпредметных связей;

-реалистичность с точки зрения возможности усвоения материала.

Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать особенности биохимических процессов, протекающих в организме человека, связь организма с внешней средой через пищу, воду, факторы, выявляет причины аномальных явлений, вызывающие нарушения работоспособности организма.

Общими принципами отбора содержания материала являются актуальность, научность, практическая направленность.

Систематичность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

Практическая направленность обеспечивает расширение знаний о «секретах» организма и возможности природы усилить «секреты» долголетия.

Программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения.

Методы организации знаний

Основными методами знаний станут:

- интерактивные занятия, предусматривающие вначале постановку вопроса проблемной ситуации, мотивацию, затем обсуждение задач и проблем. Активность работы учащихся будет зависеть от разнообразных форм работы диалога (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – учитель).

- развитие коммуникативной компетентности будет складываться из совместной работы учеников по получению знаний (групповая, коллективная, диалоговая). Дискуссии, возникающие из совместной работы учащихся, будут способствовать развитию индивидуальности каждого ученика.

- метод реализации учебных и образовательных проектов поможет шире взглянуть на решаемую проблему, расширить кругозор знаний, познакомится с аспектами медицины, восточной и нетрадиционной медицины.

- метод практической направленности направлен на проведение активных форм работы на занятиях, в том числе проведение дебатов, самостоятельной работы, исследований и др.

Организация и проведение аттестации

Данная программа опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии человека, а также на приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам данного курса.

Главная мотивация работы – развитие познавательного интереса через:

- формирование гибкого мышления, предполагающего к системному анализу действительности, моделирование и прогнозирование развития человека, и его взаимосвязь с окружающей средой, способность к установлению причинно - следственных связей

- умение оперировать знаниями

- эмоциональное отношение к окружающему миру

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся, главная мотивация – познавательный интерес, поэтому контроль знаний не является приоритетным.

Основным видом контроля являются доклады, творческие работы, проекты, презентации, которым более соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Выход таких работ на общешкольные мероприятия (научно – практическая конференция, конкурсы творческих работ) повысит мотивацию ребенка.

Итоговый зачет ученику по всему элективному курсу можно выставлять, например, по таким критериям: 1) активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов; 2) выполнение проектов или презентации; 3) оформление бюллетеней, буклетов и т.д.

Тематическое планирование



наименование

часы

лекции

практи

ческие

работы

семи

нары

круглый

стол

Форма

контроля

1.

Блок №1. Введение.

Значение курса



1



+










Составление тезисов курса

2.

Блок №2.

Старость и старение

5


+


+



+

Схемы. Таблицы.

Диспут.Тесты. Собеседование. Микроисследования

3.

Блок №3. «Жить вечно – возможно».



8



+


+


+


+

Экскурсия. Тесты Тезисы. Диспут. Собеседование.

4.

Блок №4.

Старость и долголетие


4

+


+





+

Дискуссии. Собеседования. Презентации, Проекты. Буклеты. Листовки. Газеты. Сообщения

5.

Блок №5. Три кита здоровья и долголетия


8


+


+





+

Тезисы. Таблицы. Сообщения. Диспуты.

6.

Блок №6. Факторы, укорачивающие жизнь


7


+


+


+




Тезисы. Тесты. Таблицы. Схемы. Дискуссия.

7.

Блок№7. Подведение итога

1










+

Собеседование.


Содержание программы

Блок №1. Введение. – 1час.

Урок №1. Значение изучаемого курса.

Определить цели, задачи, значимость данного курса в определении выбора профильного обучения. Ознакомление с планом работы. Распределение тем для подготовки сообщений, рефератов, презентаций, проектов.

Блок №2. Старость и старение - 5 часов.

Урок №2. Общее понятие о старости и старении.

Старение – биологический разрушительный процесс. Старость – возрастной период жизни. Постарение населения стран мира – одна из важнейших демографических особенностей 21 века и как следствие изменение структуры заболевание, распространение, продолжительность. Причины, вызывающие постарение: наследственные факторы, образ жизни, факторы окружающей среды. Предупреждение постарения: профилактические и гигиенические меры предупреждающие старость.

Геронтология. Виды старения: естественные, преждевременные, замедленные

Практические работы:

Тема: «Изучить состояние климатических условий за последнее десятилетие».

Цель: выяснить климатическую обстановку за последнее десятилетие и уставить закономерности или аномалии погодных условий Ярославской области.

Ход работы:

  1. Подобрать литературу о метеорологических данных за последнее десятилетие.

  2. Познакомится с закономерностями или аномалиями погоды за данный период.

  3. Пронаблюдать влияние аномалий на метеозависимых людей.

Тема: «Осуществить микроисследования на основе тематической литературы, энциклопедии, Интернета о влиянии природно-климатических условий на разные группы населения».

Цель: изучая различные группы земного шара, выяснить взаимосвязь погодных условий с состоянием организма человека.

Ход работы:

  1. Выберете интересующую вас группу людей любого уголка земного шара.

  2. Подберите соответствующую литературу для своих исследований из предложенной учителем.

  3. Проанализируйте, как реагируют люди на погодные условия.

  4. Составить устные выступления.

Форма контроля: Собеседование. Защита микроисследований.

Урок №3. Предвестники старости и подготовка к ней.

Старость не болезнь, а физиологическое проявление. Основой физиологических изменений является замедленный обмен веществ; изношенность органов; ухудшение механизма адаптации к меняющимся условиям окружающей среды; уменьшается выносливость и физическая сила.

Победить скорость старения помогут тренированные мышцы, умение активно чередовать работу и отдых.

Практические работы:

Тема: «Оценка подготовленности организма к различным физическим нагрузкам»

Цель: оценить уровень подготовленности организма к физическим нагрузкам.

Ход работы:

  1. Выбрать вид физических упражнений.

  2. Составить набор физической нагрузки.

  3. Задать темп выполнения физического упражнения с разным набором нагрузок.

  4. По секундомеру отметить начало утомления при разных видах нагрузки.

  5. После каждого выполнения подсчитать пульс за 30 секунд.

  6. Сделать вывод о подготовленности организма к разным физическим нагрузкам.

Тема: «Режим двигательной активности разных возрастных групп».

Цель: оценить состояние физического здоровья в разных возрастных группах.

Ход работы:

  1. Выбрать исследуемую группу.

  2. Определить нормы движения в данной возрастной группе.

  3. Наблюдение за режимом дня объекта исследования.

  4. Составление рекомендаций по двигательному режиму с указаний видов движений.

  5. Оформление результатов.

  6. Сформировать отношение к здоровью как одной из главных ценностей.

Форма контроля: Отчет о практической работе.

Урок 4. Причины и теории старения.

Старение – многоочаговый процесс. Он возникает в разных структурах клетки, типах клеток. Старение многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в организме в течение всей жизни. Среди них: стресс, болезни, накопление продуктов метаболизма, воздействие чужеродных веществ, изменение концентрации водородных ионов, температурные повреждения, недостаточное выведение продуктов распада белков, гипоксия

Существует более 200 точек зрения на проблему старения организма. Основные их них:

  • Теория генетической программы. Предполагается, что первичная основа старения и продолжительности жизни – генетическая; она содержится в оплодотворенной яйцеклетке. Каждый индивид имеет заданную продолжительность жизни, т.е. носит в себе своеобразный «часовой механизм».

  • Мутационная теория считает старение результатом превращений, происходящих внутри клетки. Подсчитано, что в течение жизни в хромосомах совершается более 100 мутаций, оказывающие влияние на жизненно важные внутриклеточные системы, которые не поддаются коррекции. Их можно считать одной из причин на молекулярном уровне.

  • Аутоиммунная теория - формирование антител с годами становится все меньше, следовательно, уменьшаются защитные силы организма.

  • Теория истощения – отдельные органы постепенно истощаются, изнашиваются, что, в целом, отражается на организме.

  • Теория отработанных клеток – накопление отработанных веществ в клетке препятствует нормальной ее жизнедеятельности, а следовательно и всего организма.

Практическая работа:

Тема: «Изучение различных гипотез на причины старения».

Цель: изучить особенности предложенных гипотез о причинах старения

Ход работы:

  1. Сформировать группы по интересам.

  2. Работа с литературой.

  3. Составление плана сообщений.

Форма отчета: Дискуссия.

Урок № 5. Старость- понятие относительное.

Старение – процесс длительный: почти четверть жизни человека занимает взросление и оставшиеся три четверти - старение. Переходы от детства к молодости, от молодости к зрелости, от зрелости к старости совершаются не заметно. Процесс старения обусловлен двумя факторами: генетическими и внешней средой. Взаимодействие этих факторов обусловливает исключительность и неповторимость каждого отдельного человека, а, следовательно, и темпы процесса старения. Стареющих и старых людей объединяет только паспортный возраст. Разные органы и системы человеческого организма стареют различными темпами. Некоторые изменения происходят слишком быстро только потому, что человек не знает, как замедлить собственное старение, или ему не хватает силы воли, ограничить себя в чем-то

И еще одна сложность: одни люди по внешним признакам выглядят гораздо моложе, другие гораздо старше своего паспортного возраста. Для многих людей возраст роли не играет; они не ощущают больших внутренних перемен. Другие, наоборот, чувствуют себя старше и больше думают о том, что стареют. С хронологической точки зрения все стареют одинаково. Люди, рожденные в один и тот же день, согласно календарю, всегда будут одного и того же возраста – в этом плане индивидуальных отличий нет.

На семинаре в Киеве, организованном Европейским зональным бюро Всемирной организации здравоохранения, принято следующее деление населения на возрастные группы:

средний возраст – 45-59 лет

ранняя старость – 60 -72года

старческий возраст – 73- 89 лет

долголетие – 90 лет и более

Форма контроля: защита тезисов.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«старение и долголетие» iconЭкологически обусловленный стресс и старение человека на севере
Ключевые слова: северный стресс, преждевременное старение, дизадаптация, окислительный стресс, метаболические, эндокринные, психоэмоциональные...
«старение и долголетие» iconИ в Японии Статус русского языка в Украине Воспитание, старение,...
Г. Клинов Как лечить больную экономику. «Голландская болезнь» и энергетическая политика России
«старение и долголетие» iconПодпись Дата Лист 1 бгту 00. 00. Пз разраб. Сенкевич А. Ч. Провер. Шашок Ж. С. Консульт
Каучук, резина, армирующие материалы, полиэфирный корд, адгезия, малеид ф, гексаметоксиметилмеламиновая смола, модификатор, старение,...
«старение и долголетие» iconСистема антиоксидантной защиты организма и старение а. А. Подколзин,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
«старение и долголетие» iconМатериалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период...
Аналитическая справка по организации работы гериатрической службы в условиях прогрессирующего демографического старения населения...
«старение и долголетие» iconТема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное...
...
«старение и долголетие» iconДолголетие и физическая культура
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то...
«старение и долголетие» iconТема урока: Жизнь в гармонии с природой
Учитель географии: Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между здоровьем человека и природными условиями очевидна....
«старение и долголетие» iconПапа (достает коробку, читает). Красота, здоровье и долголетие. Тебе...
Клим готовился осенью пойти в школу. Папа много работал. Потому что порядочный мужчина должен обеспечивать свою семью. Он зарабатывал...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск