Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии»





НазваниеМатериалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии»
страница1/6
Дата публикации24.03.2015
Размер0.7 Mb.
ТипМатериалы для подготовки
100-bal.ru > Право > Материалы для подготовки
  1   2   3   4   5   6
Материалы для подготовки

Федеральной целевой программы

(на период 2010 -2025 года)

 

 

 

«АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ

С ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ»

 

 

  

Материалы представлены

Российским геронтологическим научно-клиническим центром,

директор академик РАМН В.Н.Шабалин

 

 

 

 

 

Москва – 2010

 

 

 

 

 

 

Содержание

Стр.

Раздел 1

Аналитическая справка по организации работы гериатрической службы в условиях прогрессирующего демографического старения населения Российской Федерации………………………………………………………….

 

 

3

 

Государственная политика в отношении населения старших возрастных групп

3

 

Правовая база геронтологической службы……………………………………..

4

 

Структура геронтологической службы………………………………………….

6

 

Подготовка профессиональных кадров …………………………………………

11

 

Литература…………………………………………………………………………

13

Раздел 2.

Концепция физиологического старения и активного долголетия населения Российской Федерации на период 2010 - 2025 года…………….

 

16

 

Актуальность проблемы………………………………………………..…………

16

 

Детерминация возрастного статуса человека………………………… ……….

16

 

Целевые установки концепции………………………………………………….

17

 

Правовые основы физиологического старения………………………. ……….

17

 

Основы нравственной ориентации государственной политики в отношении пожилого населения………………………………………………………………

 

18

 

 

Условия жизни и здоровое старение……………………………………….........

 

20

 

 

Медицинское обеспечение условий физиологического старения и здоровья

 

21

 

 

Пути совершенствования системы социального обслуживания пожилого населения………………………………………………………………………….

 

 

23

 

 

Проблемы труда в пожилом возрасте……………………………………………

 

24

 

Роль негосударственного сектора в решении проблем пожилого возраста…………………………………………………………………………….

 

25

 

 

Подготовка кадров по работе с людьми пожилого возраста……………………

 

25

 

Основные направления научных исследований…………………………………

26

 

Организация мониторинга и анализа данных по проблемам здорового старения ……………………………………………………………………………

 

27

 

 

Заключение …………………………………………………………………..........

 

28

Раздел 3.

Перечень мероприятий для включения в государственную программу совершенствования медико-социальной помощи населению старших возрастных групп Российской Федерации…………………………………

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая справка

по организации работы гериатрической службы

в условиях прогрессирующего демографического старения населения Российской Федерации

 

 

Важнейшим демографическим феноменом на рубеже XX – ХХ1 вв. явилось глобальное увеличение продолжительности жизни населения и, как следствие, адекватный рост доли пожилых людей в общей популяции населения стран всего мира. Темп прироста пожилого населения значительно опережает темп прироста всего населения. При этом, чем старше возрастная группа, тем интенсивнее растёт её численность. Резкое постарение населения является важ­нейшей социальной проблемой, которая оказывает значительное влияние на экономические, производственные и общественные отношения современного мира, а качество решения этой проблемы во многом определяет организация геронтологической службы.

Многообразие процессов, влияющих на старение организма человека, диктует необходимость формирования комплекса государственных и межгосударственных мероприятий по профилактике патологии старения, мероприятий по обеспечению динамического соответствия приспособительных возможностей организма человека с естественными и антропогенными изменениями окружающей среды.

Вместе тем, цивилизованным обществом, ещё не полностью осознана сущность старения, значение этого процесса в эволюционном развитии человечества.

Прежде всего, старение представляет собой физиологический акт, неизбежный фактор развития организма. Жизнь не может протекать без старения, старение наиболее фундаментальный биологический процесс, который определяет все остальные категории онтогенетической трансформации живого существа. Старение и развитие – это двуединый, неразрывный процесс. Так же как жизнь индивида не может существовать без смерти, а смерть без жизни, так и его развитие не может проходить без старения. При этом старение занимает не конечный этап, а всю область жизни индивида между полюсами его зарождения и смерти. Как это ни покажется парадоксальным, но интенсивность процессов старения гораздо выше в молодые годы, чем в пожилом и старческом возрасте.

Особо важный элемент в глобальности проблемы старения состоит в том, что стареет не только индивид и даже не биологический вид, а стареет вся биосфера в целом. При этом именно процесс старения определяет развитие биосферы, т.е. интегральное развитие жизни на Земле.

Понимание учеными, политическими деятелями и населением в целом сущности биологии старения, роли старения в развитии жизни, в развитии человека, в решении экономических и социальных проблем в целом - позволит создать общество возрастной гармонизации, в котором будут рационально использоваться духовные, физические и интеллектуальные ресурсы различных возрастных групп населения, где пожилой человек будет занимать наиболее достойное место.

Государственная политика в отношении населения старших возрастных групп в настоящее время имеет неоправданно узкую направленность – создание условий существования пожилого человека на минимальном физиологическом уровне. Вместе с тем проблемы пожилых отличаются многогранностью и требуют принятия комплексных мер по улучшению всех показателей качества жизни.

Следу­ет признать, что медико-социальная политика по отношению к пожилым гражданам нашей страны на сегодняшний день страдает бессистемностью и ограничивается рядом краткосрочных мер. В то время как данный раздел политической концепции должен формироваться как важный элемент национальной проблемы, с учётом её ближайшей и отдалённой перспективы.

Возникающие проблемы в связи с прогрессирующим демографическим старением заставляют учитывать политические, экономические, социальные, духовные и культурные составляющие качества жизни пожилого человека на уровне управленческих решений всех ступеней власти. Дезинтеграция государственных и общественных действий, чрезмерное внимание к изолированным проблемам старения в отрыве от их общего комплекса является серьезным препятствием для эффективного осуществления адекватной стратегии в области обеспечения здорового старения.

Традиционно пожилые люди всегда пользовались привилегированным статусом, уважением и вниманием. Однако в настоящее время эти традиции все больше игнорируются и разрушаются. Преодолению таких патологических тенденций во многом будет способствовать возрождение в обществе атмосферы, в которой отход младших от опеки над старшими и непочтительное к ним отношение рассматриваются как серьезное нарушение моральных устоев, как безнравственное поведение, неотвратимо вызывающее социальное отторжение и порицание.

Государственная политика России в отношении пожилых, в известной степени, учитывает соответствующие международные тенденции. В 2002 году в Мадриде состоялась вторая Ассамблея ООН по старению, на которой был принят, подписан всеми странами – членами ООН так называемый Мадридский международный план действий по старению. Смысловая основа плана нацеливает мировое сообщество на то, чтобы обеспечить каждому человеку безопасную и достойную старость вместе с возможностью продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправного гражданина. План концентрирует своё внимание на трёх приоритетных направлениях: пожилые люди и развитие общества; здоровье и благосостояние в пожилом возрасте; условия, способствующие и поддерживающие индивидуальное развитие человека в течение всей его жизни.

Что касается так называемой проблемы «демографической нагрузки», то элементарный анализ показывает её искусственную аггравацию. Безусловно, демографическое старение является одним из важных факторов, определяющих структуру рабочей силы. Вместе с тем, многочисленные экспертные оценки показывают, что возможность самореализации служит для пожилых людей необходимым условием продления активной, качественной жизни и здорового старения. Выход на пенсию для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором и может значительно снизить жизнеспособность таких людей.

Несмотря на то, что многие представители позднего возраста работают очень продуктивно, и финансовая отдача от их труда во много раз превосходит затраты на него, работодатели придерживаются политики возрастной дискриминации. Экспертные оценки проблемы труда показывают, что профессиональная самореализация в позднем возрасте до сих пор рассматривается как отклонение от нормы.

В то же время, низкая рождаемость и высокая болезненность детей ведут к тому, что, экономические проблемы начинают всё в большей степени решаться населением средних и старших возрастных групп. Использование трудовых ресурсов пожилого населения должно осуществляться в различных направлениях, начиная от политических решений, формирования системы конкурентного отбора не зависимо от возраста претендентов, создание условий сохранения опытных кадров в руководящих экономических и государственных структурах, оптимальное поддержание принципа преемственности поколений, до формирования на рынке труда различных методов привлечения к трудовой деятельности пожилых, такие, например, как неполный рабочий день, временная работа, консультирование и т.д.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия доминанта моделей медицинского и социального сервиса пожилых людей в России и ряде других стран, принудительно закрепляет их зависимость от посторонней помощи, неспособность ухаживать за собой. Напротив современные социальные, экономические и культурные тенденции нацеливают пожилых людей на продолжение профессиональной деятельности.

Правовая база геронтологической службы в первую очередь определяет возможности и качество её работы. Законодательное закрепление прав, обеспечивающих физиологическое старение, должно войти в число приоритетов государственной политики. Необходимо, чтобы права, гарантирующие физиологическое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. В настоящее время геронтологическая служба в своей деятельности опирается на ряд важнейших законодательных актов.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть ключевое значение Принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 года (резолюция 46/19). В 1991 г. В 1992 г. ООН определила практическую стратегию на десятилетие, озаглавленную «Глобальные цели по проблемам старения на период до 2001 года».

Что касается внутренних документов, работа геронтологической службы, в первую очередь опирается на «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года за № 5487-1. Статья 20 данного документа полностью посвящена правам граждан на медико-социальную помощь: граждане при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях имеют право на медико-социальную помощь, которая включает в себя профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

В статье 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ прописаны права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в части оказания ухода, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи. Социально-медицинское обслуживание на дому выделено в отдельную статью 18, согласно которой оно осуществляется специализированными отделениями (Герасименко Н.Ф., Григорьв Ю.И., Истомина Л.Б. 1999).

Основой проводимых в отрасли преобразований, направленных на реформирование здравоохранения, стала «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», одобренная Правительством Российской Федерации в 1997 году. Одним из основных направлений реформы, заложенной в Концепции, является структурная перестройка отрасли в условиях рыночной экономики и перехода к медицинскому страхованию (Стародубов В.И. 1999).

Приказом Минздрава России был № 297 от 28.07.99 г. «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации» перед органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации была поставлена задача создания гериатрической службы как целостной системы оказания медицинской помощи пожилым: развитие сети гериатрических центров, больниц, госпиталей для ветеранов войн, создание отделений медико-социальной помощи пожилым в амбулаторно-поликлинических учреждениях для проведения больным старших возрастных групп и инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому, подготовка врачебных и средних медицинских кадров для этих учреждений. Однако, фактически Приказ не был реализован, значительных изменений профиля лечебных учреждений и увеличения числа гериатрических коек, несмотря на проводимую реструктуризацию стационаров, не произошло (Вялков А.И. 2000).

Данным Приказом в номенклатуру врачебных специальностей включена гериатрия, утверждено положение о враче гериатре. В порядке выполнения Приказа в десяти вузах, на факультетах усовершенствования врачей организованы кафедры геронтологии и гериатрии, ведется последипломная подготовка врачей и среднего персонала по геронтологии и гериатрии. Вместе с тем число специалистов, имеющих сертификат по гериатрии, еще крайне недостаточно.

Коллегия Министерства здравоохранения России в марте 2001 года рассмотрела вопрос «О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001-2005 годы и на период до 2010 года». Решением данной коллегии определена в качестве приоритетной задачи на период до 2010 года борьба с болезнями людей старческого и пожилого возраста как имеющими особую значимость в связи с демографической ситуацией в России и указано на необходимость разработки отраслевой программы «Здоровье старшего поколения». Данная программа была разработана Российским НИИ геронтологии Министерства здравоохранения и социального развития России совместно с другими профильными учреждениями, однако до настоящего времени она не получила официального статуса.

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных, в том числе социально-медицинских, услуг (независимо от каких-либо обстоятельств). Они включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг, которые теперь, при упразднении федерального перечня в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, должны утверждаться только региональными органами исполнительной власти с учетом потребностей населения. В развитие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ принят приказ Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». Однако и Закон и Приказ внёсли больше элементов деформации, нежели конструктивных форм организации геронтологической службы.

До сих пор остается нерешенным ряд важнейших вопросов в организации геронтологической службы: нет приказа о создании гериатрической службы на уровне Минздравсоцразвития РФ; не введена внештатная должность главного геронтолога-гериатра Минздравсоцразвития РФ; в номенклатуре учреждений системы Минздравсоцразвития РФ нет лечебно-профилактических учреждений гериатрического профиля; не финансируется и поэтому не выполняется Федеральная целевая программа “Старшее поколение”, принятая постановлением Правительства России № 1090 от 28 августа 1997 г. (Программа работала до 2001 г., она предусматривала создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологических и геронто-психиатрических центров, хосписов, домов-интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений, организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, специализированных гериатрических отделений многопрофильных больниц, решение вопросов рационального питания лиц старших возрастных групп, выполнение ряда других, принципиально важных задач по улучшению положения пожилого населения страны); отраслевая научно-исследовательская программа «Медицинский мониторинг и реабилитация лиц пожилого возраста» (1999-2001 гг.) фактически не финансировалась и прекратила своё существование, не достигнув поставленных задач.

Особо следует отметить, что в перечне направлений Государственной научно-технической программы «Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении» отсутствует раздел, определяющий решение проблем здравоохранения людей пожилого возраста.

До настоящего времени в России не создана вертикаль организации геронтологической помощи пожилому населению, которая должна представлять совокупность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных учреждений и организаций, решающих вопросы правового обеспечения, планирования, финансирования, координации и контроля медико-социальной помощи пожилым.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconГород волгореченск костромской области «рассмотрено и принято» Председатель...
Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconПрограмма информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения...
Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года, Приоритетный национальный проект...
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconРеализация Федеральной целевой программы Развитие транспортной системы России 2010-2015г г
Всероссийского конкурса среди студентов высших учебных заведений транспорта на лучший реферат на тему «Реализация Федеральной целевой...
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconРеализация Федеральной целевой программы Развитие транспортной системы России 2010-2015г г
Всероссийского конкурса среди студентов высших учебных заведений транспорта на лучший реферат на тему «Реализация Федеральной целевой...
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconМетодические рекомендации по составу и содержанию разрабатываемых...
Концепции федеральной космической программы россии и федеральной космической программы россии
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconПрограмма информатизации Муниципального общеобразовательного учреждения...
Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2015 года»
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о выполнении программных мероприятий и эффективности использования...

Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconО федеральной целевой программе
В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики, повышения благосостояния и качества...
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconКонкурса «Лучший студенческий реферат» по теме «Транспортная стратегия России»
Тематика конкурсных работ охватывает актуальные проблемы, связанные с ходом реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной...
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы
Материалы для подготовки Федеральной целевой программы (на период 2010 -2025 года) «активное долголетие с высоким качеством жизни населения россии» iconОтчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой...
В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск