Скачать 159.39 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ЧЕЛОВЕК: ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИИ Методические указания к самостоятельной работе Красноярск СФУ 2012 УДК 572(07) ББК 28.7273 ОПД.Ф.4 Составитель Е.В. Инжеваткин Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е.В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 12 с. В пособии представлены методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине Человек: основы антропологии. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению «биология». УДК 572(07) ББК 28.7273 © Сибирский федеральный университет, 2012 Введение Дисциплина «Человек: основы антропологии» изучает биологические и биосоциальные особенности человека. Дисциплина тесно связана с палеонтологией, этнографией, а также с физиологией, патофизиологией, биохимией, анатомией, гистологией, биологией индивидуального развития. В курсе «Человек: основы антропологии» предусмотрено изучение истории антропологии, методов антропологических исследований, происхождения и эволюции человека, особенностей его строения, индивидуального развития, конституциональных различий, популяционной структуры вида Homo sapiens, его рас и особенностей адаптации к различным условиям окружающей среды. Важным аспектом антропологического знания является представление о единстве происхождения и равенстве рас, пропаганда недопустимости любых форм расовой дискриминации. Для изучения данной дисциплины студентам необходимо усвоение общеобразовательных дисциплин, экологии, генетики, физиологии. Данная дисциплина является одной из основных для изучения психологии, социальных наук. 2 Объем дисциплины и виды учебной работы Преподавание дисциплины предусматривает лекции, практические занятия и самостоятельную работу студента. Распределение нагрузки по часам представлено в таблице 1. Таблица 1. Распределение учебной нагрузки по курсу Человек: основы антропологии
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) Курс антропологии включает 4 раздела, представленные в таблице 2. Таблица 2 Разделы курса Человек: основы антропологии
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса Раздел 1. Эволюционная антропология Тема 1. История антропологии. (2 ч). Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии. Высказывания античных философов о человеке. Работы К.Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и вида Homo sapiens в отряде приматов. Работы Ж.Бюффона, Ч.Дарвина, П.Брока. Формирование антропологии как самостоятельной науки в XIX веке. Общественно-исторические предпосылки для развития антропологии в XIX веке. Антропологические исследования в России. Тема 2. Сравнительная и эволюционная приматология. (2 ч). Подотряд низших приматов. Секции – тупайеформы, лемуриформы и долгопяты. Подотряд высших приматов, или антропоидов. Секции широконосых и узконосых обезьян. Происхождение, видовое разнообразие, распространение. Подотряд вымерших приматов Plesiadapiformes. Сравнительная характеристика человека и других высших приматов. Анатомические и физиологические особенности организма человека. Хронология ответвления различных приматов от эволюционной линии человека. Методы палеоантропологических исследований. Тема 3. Древние представители рода Homo. (2 ч). Происхождение рода Homo. Древние представители рода Homo: история открытия, анатомические особенности, культура древних людей. Тема 4. Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации. (2 ч). Возникновение человека современного типа. Определение гоминизации. Влияние экологических факторов на ход эволюции человека. Обладание огнем как фактор повышения жизнеспособности человека. Роль охоты как одного из факторов гоминизации. Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Понятие «культурной адаптации»: «кибернетический механизм» обратной связи между биологическим и культурным развитием. Время и место возникновения Homo sapiens. Гипотезы кладогенеза и анагенеза. Гипотезы о местах нахождения центров сапиентации: моноцентризм и полицентризм. Формирование человеческих рас. Несостоятельность расистских теорий. Раздел 2. Возрастная антропология Тема 5. Биологический возраст человека. (2 ч). Понятие о биологическом возрасте человека. Различие биологического и хронологического возрастов человека. Критерии биологического возраста. Акселерация. Гипотезы акселерации. Старение: внутренние и внешние проявления старения. Гипотезы, объясняющие причины старения. Раздел 3. Конституциональная антропология Тема 6. Конституциональные типы человека. (2 ч). Понятие о конституции. Классификация конституциональных типов человека Гиппократа. Mорфологические конституциональные типы. Классификации Сиго, Кречмера, Шелдона, Бунака, Чтецова, Галанта. Классификация детских конституциональных типов Штефко – Островского. Координаты телосложения. Координата узко-широкосложенности, костно-мышечная и жировая координаты, координаты макро-микросомии и андро-гинекоморфии. Тема 7. Функциональные аспекты конституции. (2 ч). Связь между пропорциями тела и функциональным развитием его основных компонентов. Биохимические аспекты конституции. Психофизиологические аспекты конституции. «Спринтеры» и «стайеры». Сопоставление особенностей психологической и морфологической конституции. Конституциональные схемы Кречмера и Шелдона, построенные с учетом морфологических особенностей человека и особенностей его темперамента. Медицинские аспекты конституции: связь особенностей строения тела и предрасположенности к некоторым заболеваниям. Раздел 4. Расоведение Тема 8. Расы человека. (2 ч). Понятие расы. Большие и малые расы. Морфологическое описание больших рас. Европеоидная большая раса. Малые расы: атланто-балтийская, беломоро-балтийская, среднеевропейская, балкано-кавказская, индо-средиземноморская, лапоноидная раса. Монголоидная большая раса. Малые расы: дальневосточная, южноазиатская, североазиатская, арктическая. Американская раса. Африканские негроиды: негрская, бушменская, негрильская малые расы. Океанийские негроиды: австралийская, меланезийская, веддоидная малые расы. Контактные расы: уральская, южносибирская, эфиопская, дравидийская, айнская, полинезийская расы. Научные основы критики расизма. 3.3. Практические занятия
Краткое содержание практических занятий Практическая работа № 1 Сравнительная и эволюционная приматология, методы палеоантропологических исследований Во время проведения практического занятия студенты знакомятся с морфологическими особенностями и образом жизни отдельных представителей современных приматов. Для этого, помимо учебной литературы, используются электронные и интерактивные средства обучения, информация сети Интернет. Студенты знакомятся с методами палеоантропологических исследований. Также осуществляются формы промежуточного контроля знаний студентов по данному разделу. Практическая работа № 2 Методы возрастной антропологии, возрастные периодизации Во время проведения практического занятия студенты знакомятся с методами возрастной антропологии, морфологическими проявлениями возраста, знакомятся с методами определения биологического возраста, с возрастными периодизациями по различным авторам. Практическая работа № 3 Методы антропометрии практического занятия работы студенты осваивают методы и приемы антропометрических исследований, проводят антропометрические измерения. Практическая работа № 4 Методы определения морфологических признаков с непрерывной изменчивостью Во время проведения практического занятия студенты осваивают методы исследований и описания параметров внешних признаков с непрерывной изменчивостью. Самостоятельная работа Самостоятельная работа состоит в самостоятельном изучении теоретического материала и подготовке реферата по каждому разделу дисциплины, объем реферата 8 страниц. Реферат сдается преподавателю в течение недели после окончания соответствующего раздела, реферат по 4 разделу сдается перед зачетом. Общий объем нагрузки при выполнении всех рефератов составляет (24 ч). При написании реферата необходимо пользоваться публикациями в центральной научной российской и зарубежной печати, материалами сайтов elementy.ru, membrana.ru, rfbr.ru. Примерные темы рефератов: 1. История антропологии; 2. Современные методы палеоантропологичесих исследований; 3. Австралопитеки: происхождение, эволюция и видовое разнообразие; 4. Происхождение и видовое разнообразие современных гоминид на примере любых представителей; 5. Низшие приматы; 6. Высшие человекообразные приматы; 7. Австралопитеки; 8. Неандертальцы; 9. Половые особенности возрастного развития; 10. Влияние эндогенных и экзогенных факторов на развитие организма; 11. Гипотезы, объясняющие причины акселерации; 12. Механизмы старения и научные подходы к увеличению продолжительности жизни человека; 13. Типы конституций человека; 14. Физиологические и биохимические аспекты конституции; 15. Признаки с непрерывной изменчивостью; 16. Происхождение рас, научная критика расизма. При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронными методическими изданиями, методическими указаниями, используемыми в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. Структура реферата: Реферат включает следующие структурные элементы:
Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Объем реферата должен составлять 15-20 страниц. Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология», приведенного в конце данной программы. С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации, подготовленной в Power Point, на лабораторных занятиях в интерактивной форме, т.е. с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся. Презентационные материалы оформляются в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ. Во время защиты рефератов, используется современное интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска SMART Board 3000i использует все возможности персонального компьютера в режиме реального времени, позволяет работать с текстами и графическими объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, базами данных и т. д. ● Задачи и задания. Самостоятельная работа по курсу «Антропология» включает решение задач и выполнение заданий. Задачи и задания будут представлены в двух вариантах: первый вариант – задачи и задания для всей группы студентов; второй вариант – индивидуальные задачи и задания по количеству студентов в группе. Задания и задачи на индивидуальную самостоятельную работу выдаются и принимаются преподавателем по графику для выполнения самостоятельной работы. Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Перечень примерных контрольных вопросов к зачету по курсу «Антропология» 1. Предмет антропологии. История становления антропологии. 2. Что такое человек? Место человека в отряде приматов. 3. Происхождение приматов. 4. Подотряд низших приматов. 5. Широконосые обезьяны. 6. Узконосые обезьяны. 7. Эволюция рода Homo. 8. Сравнительная характеристика человека и других высших приматов. 9. Австралопитеки. 10. Факторы и критерии гоминизации. 11. Старение. Общая характеристика процесса. Предполагаемые причины старения. 12. Факторы, влияющие на индивидуальное развитие человека. Показатель Хольцингера. 13. Кривая роста человека. 14. Общие закономерности процесса роста организма. 15. Тенденции эволюционных изменений онтогенеза приматов и человека. 16. Периодизация онтогенеза, привести примеры периодизаций. 17. Биологический возраст человека: определение, перечислить критерии. 18. Морфологические критерии биологического возраста. 19. Физиологический и биохимический критерии биологического возраста. 20. Характеристика препубертатного периода. 21. Акселерация. 22. Координаты телосложения. 23. Половые и возрастные вариации конституции. 24. Связь конституции и функциональных особенностей организма, медицинские аспекты конституции. 25. Конституция и психофизиологические особенности организма. 26. Экологические градиенты и адаптивные типы. 27. Классификации конституциональных типов человека. 28. Координаты телосложения. 29. Признаки с непрерывной изменчивостью. 30. Расы: классификация, расовые признаки. 31.Европеоидная раса. 32. Монголоидная раса. 33. Негроидная раса. 34. Американская раса. 35. Научные основы критики расизма. 36. Переходные, или смешанные расы. 4.1 Основная и дополнительная литература, информационные Ресурсы 4.1.1. Основная литература 1. Хрисанфова Е.Н. Антропология.: учебник для вузов по биологическим специальностям : рекомендовано Министерством образования и науки РФ / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков. -3-е изд. – М.: Высшая школа, 2002.- 400 с. 6 экз. 2. Хрисанфова Е.Н. Антропология: учебник для вузов по биологическим специальностям : рекомендовано Министерством образования и науки РФ / Е. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков. - 4-е изд. - Москва : Московский университет [МГУ] им. М.В. Ломоносова ; Москва : Наука, 2005. - 400 с. : ил. 26 экз. 3. Тегако Л.И. Практическая антропология / Л.И. Тегако, О.В. Марфина. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с. 13 экз. 4. Харитонов В.М. Антропология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Ф. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.З. Година и др. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 272 с. 5 экз. 5 Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты): учебник для вузов : рекомендовано Министерством образования РФ / Е. Н. Хрисанфова. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 151 с. : ил. - (Учебник для вузов). 6 экз. 4.1.2. Дополнительная литература 1. Джохансон Д. Люси: Истоки рода человеческого: Пер. с англ./ Д.Джохансон, М.Иди. – М.: Мир, 1984. – 295 с. 2. Зайко Н.Н. Патологическая физиология / Н.Н.Зайко, Г.М. Бутенко, Ю.В..Быць и др. – Элиста: АОЗТ “Эсен”, 1994. - 575с. 3.Павловский О.М. Биологический возраст человека / О.М. Павловский. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-280 с. 4. Фридман Э.П. Этюды о природе обезьян. – 2 е изд. – М. Знание, 1991. – 224 с. 5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В.Романов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с. 6. Электронный ресурс интернет-сайт elementy.ru 7. Электронный ресурс интернет-сайт membrana.ru 8. Электронный ресурс интернет-сайт rfbr.ru |
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | ||
Методические указания для самостоятельной работы Красноярск История отечественного государства и права: методические указания [Текст] / сост. Г. Н. Емцов, О. В. Богунова – Красноярск: Сиб федер... | Методические указания для самостоятельной работы Красноярск К 20 Правовое регулирование обязательств по оказанию услуг: Методические указания для самостоятельной работы. – Красноярск: Сиб федер... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине... М молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г. И. Боровкова. –... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... |